Реферат
«Динамические процессы в малой группе»
- 52 страниц
Введение …. 3
I. Понятие малой группы … 6
II. Динамические процессы в малой группе …. 10
2.1. Образование малой группы …. 10
2.1.1. Этапы развития малой группы ….13
2.2. Феномен группового давления …. 16
2.3. Групповая сплоченность …. 22
2.4. Лидерство и руководство в малых группах ….27
2.5. Процесс принятия группового решения …31
2.6. Эффективность групповой деятельности ….36
2.7. Формирование функционально-ролевой структуры группы ….38
2.8. Нормообразование …. 42
2.9. Психология внутригрупповых конфликтов ….44
Заключение …. 51
Литература …. 52
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности – важнейший вопрос социальной психологии. Они выступают основным объектом изучения и исследования данной науки.
Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.
Рассмотрение их важно с двух точек зрения:
во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и персептивных процессов;
во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах.
Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активности личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу.
Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы.
Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.
Здесь уместно сказать о том, что сам термин «групповая динамика» может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К.Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем.
Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. «Групповая динамика» в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином «групповая динамика» обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп. Он задается, как правило, внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации в рамках которых возникает малая группа. Причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования групп, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида.
Далее, это традиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпываются лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы.
Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. Так, исследование вопроса о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом в традиционной социальной психологии была реализована в направлении, получившем название «исследование конформизма». Традиционными экспериментами по выявлению конформности являются эксперименты С.Ама, Р.Крэча, Ф.Крачфилда и других методом «подставной группы».
Таким образом, динамика групповая – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
К процессам групповой динамики относят все те процессы, что фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования:
1. руководство и лидерство;
2. принятие групповых решений;
3. нормообразование – выработка групповых мнений, правил и ценностей;
4. формирование функционально-ролевой структуры группы;
5. сплочение;
6. конфликты;
7. групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения;
8. процесс образования малых групп.
Итак, в обширном перечне разделов современной социально-психологической науки малые группы занимают особое место. Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой статики группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы, в качестве которых были взяты такие системные проявления ее жизнедеятельности, как структура, нормы, сплоченность, лидерство, феномен группового давления и другие. Так, обсуждению были подвергнуты особенности нормативного поведения, связанные с влиянием норм, разделяемых большинством или меньшинством членов группы, с последствиями отклонения от групповых стандартов. Показана сложная природа феномена групповой сплоченности, обусловленную сопряженностью многих детерминирующих факторов: межгрупповых, групповых, личностных.
Анализ групповых процессов позволили нам посмотреть на группу в ее динамике, ответить на ряд важных и интересных вопросов: что происходит в малой группе? Как она развивается? Каковы важнейшие пути и факторы, определяющие процесс изменения группы во времени? Как обеспечивает группа свое внутреннее единство? Как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы? В качестве ответа на поставленные вопросы были проанализированы групповые процессы, играющие главенствующую роль в развитии группы, ее психодиагностики, прогноза этого развития, управления и самоуправления, в том числе и психологического.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М., 1990.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
4. Голеваха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979.
5. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.
6. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001
8. Еникеев М.И. Социальная психология. М.: Изд-во ИРИОР, 2001.
9. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. Под ред. А.Л.Журавлева, П.Н.Шихарева, Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1988.
10. Коллектив и личность. Под ред. К.К.Платонова, О.И.Зотовой, Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1975.
11. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
12. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.
13. Майере Д. Социальная психология. М., 1997.
14. Новиков В.В. Социальная психология. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
15. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Изд-во «Лебедь», 1990.
16. Позняков В.П. Психология малых групп / Современная психология; Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999.
17. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. М.: Изд-во «Социум», 2001.
18. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979.
19. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю.Головин. М.: Изд-во «АСТ», 2001.
20. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
21. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда / Отв. ред. Е.В.Шорохова, А.Л.Журавлев. М.: Наука, 1997.
22. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Отв. ред. Е.В.Шорохова и др. М.: Наука, 1983.
23. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. М.: Наука, 1977.
Тема: | «Динамические процессы в малой группе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 52 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Конфликт как психологический процесс малой группы
Курсовая работа:
Теоретические подходы к пониманию процессов развития малых групп
Курсовая работа:
История исследования малой группы
Курсовая работа:
Понятие, задачи, цели и значение уголовного процесса в системе мер борьбы с преступностью
Реферат:
Трудности при работе с малой группой