Дипломная работа

«Управление прибыльностью банка (на примере Сбербанка России ОАО)»

  • 112 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА …. 7

1.1. Основные показатели прибыльности банка … 7

1.2. Организация и управление прибыльностью банка … 13

1.3. Методы оценки и регулирования уровня прибыли банка …. 18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ …. 27

2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика

Сбербанка России …. 27

2.2. Анализ основных показателей банка в 2009 г. и перспективы его развития …. 29

2.3. Анализ себестоимости банковских продуктов …. 36

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ СБЕРБАНКА РОССИИ …. 59

3.1. Совершенствование механизма управления кредитным учреждением в современных условиях …. 59

3.2. Рекомендации по повышению эффективности управления прибыльностью банка …. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ … 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Показатели по прибыльности за 9 месяцев 2009 г. ….89

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сбербанк России ОАО. Отчет о прибылях и убытках. Основные финансовые коэффициенты …. 91

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Отчет по результатам обзорной проверки сокращенной промежуточной консолидированной финансовой отчетности … 92

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Оценка эффективности применения ИТ в банке …98

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Пример расчета сокращения затрат ….104

Введение

Основная цель деятельности банка - получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке . Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в себе результаты всех его активных и пассивных операций. Поэтому изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности коммерческого банка (КБ). Размер прибыли зависит главным образом от объема полученных доходов и суммы произведенных расходов. Прибыль коммерческого банка - это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг. Поэтому особое место среди существующих теоретических и практических проблем банковской деятельности занимает проблема управления доходностью и прибыльностью банка. Ее сущность состоит в том, что для эффективного функционирования КБ в условиях неопределенности и неполноты информации размещение всех доступных для инвестирования средств должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить максимальную доходность и прибыльность КБ с учетом внутренних и внешних ограничений .

Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена отсутствием в условиях глобального финансового кризиса комплексных систематизированных аналитических исследований целенаправленного процесса функционирования КБ при неопределенности и неполноте информации и необходимости управления его прибыльностью с учетом банковского риска финансовых операций, необходимости трансферта ценообразования для хеджирования риска и комплексного подхода к решению проблемы посткризисного развития банковского сектора , .

Цель работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности управления прибыльностью КБ.

Объект исследования в данной работе: система управления прибыльностью КБ.

Предмет исследования: целенаправленный процесс функционирования КБ на примере Сбербанка России ОАО и методы управления прибыльностью КБ в условиях нестабильной экономической среды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

1) выполнить комплексный анализ показателей прибыльности;

2) выявить особенности управления прибылью КБ, в т.ч. механизм формирования чистой прибыли и элементы системы управления (СУ) прибылью банка;

3) определить методологию оценки и регулирования прибыли и рентабельности КБ, а также пути их повышения в современных условиях;

4) выполнить анализ результатов работы Сбербанка России ОАО в 2009 г. по показателям доходности, прибыльности, рентабельности;

5) дать оценку перспектив Сбербанка на 2010 г. и до 2014 г. по показателям доходности и прибыльности, используя открытые источники;

6) дать методические рекомендации по анализу себестоимости банковских продуктов как функции управления прибыльностью банка;

7) предложить комплекс мер по повышению эффективности управления прибыльностью банка в условиях нестабильной экономической среды.

В первой главе дипломной работы выполнен анализ теоретических аспектов проблемы управления прибыльностью КБ, При этом большое внимание уделено определению и систематизации ключевых показателей прибыльности и основных элементов системы управления ею, их роли при оценке и регулировании уровня прибыли банка.

Вторая глава носит практический, рекомендательный характер. В ней на примере Сбербанка России ОАО рассмотрена деятельность КБ по обеспечению прибыльности. При этом дан анализ результатов этой деятельности за девять месяцев 2009 г. и определены перспективы на 2010 год и до 2014 года в соответствии со стратегией развития Сбербанка. В данной главе предложен также комплекс мер по повышению эффективности управления прибыльностью КБ на примере Сбербанка.

В третьей главе выполнен анализ особенностей управления прибыльностью коммерческого банка в условиях кризисного и посткризисного развития банковского сектора. При этом большое внимание уделено обобщению опыта банковского кризис-менеджмента на Западе и выработке соответствующих рекомендаций по использованию этого опыта в России. Кроме того, в этой главе даются рекомендации по методологии анализа себестоимости банковского продукта как функции управления прибыльностью банка.

В заключении сформулированы обобщения и выводы, сделанные по материалам проведенного исследования. На базе этих выводов даются соответствующие предложения, направленные на решение проблем, выявленных в ходе исследования.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды российских и зарубежных ученых и экспертов банковской сферы, таких как Арендс И.А., Бычков В.П., Готовчиков И., Грюнинг Х.Ван, Брайович Братанович С., Жарковская Е.П., Жуков Е.Ф., Кроливецкая Л.П., Лаврушин С.И., Поморина М.А., Тавасиев А.М., а также опыт деятелей и руководителей банковской отрасли – Г.Грефа, А.Гулея, В.Орловского, А.В.Тютюнника, Приса Родри и др.

При решении поставленных в работе задач использовались методы:

1) современного финансового и экономико-математического анализа;

2) системного анализа;

3) табличный метод;

4) метод вертикального и горизонтального анализа;

5) метод экспертных оценок.

Информационной базой исследования послужили различные данные по банковской индустрии, опубликованные в научной и периодической печати, а также информация о деятельности конкретных банков. При этом использовались электронные ресурсы в сети Интернет

Заключение

Анализ материалов проведенного исследования позволяет сформулировать следующие обобщения и выводы.

1. Прибыль коммерческого банка - это финансовый результат

деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот

результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная

прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка,

прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность

финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения

соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества

банковских услуг.

2. Потребность в максимизации прибыли от собственной деятельности диктуется рядом важнейших аспектов работы банка:

а) необходимостью покрытия всех издержек, связанных с не возвратом

банковских активов;

б) формирование дивидендов для выплаты акционерам;

в) формирование внутрибанковского источника роста капитала банка.

Кроме того, прибыльная деятельность банка - показатель успешности его работы и служит одним из важнейших факторов в привлечении новых акционеров и укрепление доверия клиентов.

3. Изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее

динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности

коммерческого банка. Размер прибыли зависит главным образом от объема

полученных доходов и суммы произведенных расходов.

4. Высокая эффективность КБ чаще всего оценивается по отношению

затрат к прибыли, при этом доминирует идея экономии затрат в процессе

банковской деятельности. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми

и положительными являются конечные результаты деятельности кредитной

организации. Экономии при этом можно достичь не только посредством сокращения отдельных заранее известных элементов расходов, но и посредством совершенствования организационных структур, улучшения их производительной деятельности. Известно также, что посредством совершенствования процесса кредитования, самой технологии выдачи и погашения кредита можно также получить более высокий положительный результат.

5. Управление прибылью коммерческого банка осуществляется на

различных уровнях: на уровне банка в целом и на уровне отдельных

направлений деятельности банка, конкретных банковских продуктах,

отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентом. Содержание отдельных

элементов управления рентабельностью кредитной организации имеет свою

специфику применительно к перечисленным уровням.

В управлении прибылью банка принимает участие различные его подразделения: руководящие органы, департаменты, управление, отделы.

6. Планирование доходов, расходов и прибыли банка в качестве элемента

управления рентабельностью банка включает следующие направления:

составление планового баланса дохода и расходов банка в рамках бизнес-плана,

планирование на его основе достаточно процентной маржи, составление сметы

доходов и расходов банка, прогнозный расчет нормы прибыли на активы и

собственный капитал, планирование распределение прибыли.

7. Крупнейший российский банк - Сбербанк намерен увеличить прибыль в

ближайшие пять лет втрое - до 400 миллиардов рублей, однако при этом

предполагается сократить примерно каждого четвертого сотрудника. При этом

стратегия развития Сбербанка на период до 2014 г., одобренная его

наблюдательным советом, предполагает увеличить активы более чем в четыре

раза, до 800 миллиардов долларов. После этого Сбербанк намерен войти в

десятку крупнейших мировых банков по капитализации. Однако достижение

столь амбициозных результатов будет сопровождаться сокращением каждого

четвертого сотрудника Сбербанка.

8. ОАО «Сбербанк России» рассчитывает получить в 2010 году за счет основной деятельности около 100 млрд. рублей чистой прибыли. Такой уровень прибыли близок к докризисному. Возможно, что в 2010 году какую-то часть прибыли банку принесут восстановленные резервы.

9. В условиях, когда спрос на новые кредиты незначителен, а уже существующие ссуды заемщики предпочитают поскорее гасить, эксперты прогнозируют сокращение объемов просрочки в Сбербанке. По мнению экспертов, просрочка у Сбербанка должна, как, впрочем, и у остальных участников рынка, выйти на пиковые значения в I полугодии 2010 года, что приведет к некоторому росту резервов. Однако уже к середине 2010 года роспуск резервов будет осуществляться более быстрыми темпами, чем их создание, а это позволит получить дополнительную прибыль. Пока же руководство кредитного учреждения рассчитывает, что чистая прибыль в 2009 году окажется на уровне 10-20 млрд. рублей по МСФО.

Предложения, направленные на решение проблем, выявленных в ходе исследования, основываются на сделанных выводах и сводятся, в основном, к следующему.

1. Центры прибыли - это подразделения, которые непосредственно

взаимодействуют с клиентурой в процессе продажи продукта и имеют собственный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Из этого вытекает, что им присуща ответственность за реализацию закрепленного за ними продукта или продуктов. В свою очередь, центры прибыли следует разделить на центры привлечения средств и их размещения.

2. Центр затрат — это центр финансового учета, деятельность которого связана с обеспечением деятельности других центров финансового учета и не приносит прибыли. Указанные центры целесообразно подразделять на центры поддержки бизнеса, центры обеспечения и обслуживания и штабные центры затрат.

3. Разделение деятельности отдельных подразделений на центры

ответственности должно закрепляться в Положении о финансовой структуре

банка. После выделения центров ответственности определяется схема

взаимосвязи между ними, что позволяет руководству банка оценивать финансовые результаты деятельности каждого центра, управлять не только банком в целом, но и каждым центром в отдельности.

4. Президент Сбербанка Герман Греф полагает, что в 2009 году прибыль не является главным показателем, главное - создать, условия для реструктуризации и погашения проблемных долгов. По его словам Сбербанк планирует получить чистую прибыль в 2009 году на уровне 20 миллиардов рублей.

5. Отсутствие трансфертной цены препятствует внедрению внутренней системы оценки доходности подразделений банка. Напротив, использование такой цены позволяет менеджменту банка держать под контролем уровень операционной маржи и процентного спрэда. Из этого следует, что внедрение системы внутреннего ценообразования становится важнейшим элементом бюджетирования в кредитной организации.

6. В условиях глобализации и интенсификации банковского бизнеса, ужесточения конкурентной борьбы и расширения потенциала угроз

кредитной безопасности стоит задача внедрения в коммерческих банках комплексной программы, обеспечивающей снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях экономической рецессии посредством внедрения в действующую банковскую практику эффективных инструментов антикризисного регулирования сферы кредитования.

7. Основой для решения практической задачи управления расчетом себестоимости банковского продукта является методика калькулирования затрат, отражающая их состав в зависимости от места возникновения затрат и направления их расхода. При этом банк должен провести комплексный анализ применяемых технологий и организационного построения бизнес процессов, включающий в себя оценку квалификации кадровых ресурсов с точки зрения финансово-экономических показателей трудоемкости, производительности труда, целесообразности и длительности разработки и освоения новых продуктов и внутрибанковских технологий, а также определение факторов, влияющих на эти обстоятельства. Результаты такого анализа должны быть соотнесены с выбранной стратегией управления прибыльностью банка на ближайшую и отдаленную перспективу.

Список литературы

1. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 28.02.2009) «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ, 05.02.1996, №6, ст.492.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ, 15.07.2002, №28, ст. 2790.

3. Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ (ред. от 22.12.2008) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // СЗ РФ, 01.03.1999, №9, ст. 1097.

4. Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ (ред. от 22.12.2008) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ, 29.12.2003, №52 (часть I ), ст. 5029.

5. Арендс И.А., Жарковская Е.П. Банковское дело. – М.: Омега-Л, 2008. – 288 с.

6. Банковское дело. Управление и технологии / Под ред. Тавасиева А.М. – М.: Электронная книга, формат PDF, размер 24 Мб.

7. Бондаренко Д.В. Стресс-тестирование деятельности банка: международная практика и применение в России // Банковское дело. 2009. №12. С. 23-25.

8. Бычков В.П. Банковское дело: управление кредитной организацией. – М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2007. – 264 с.

9. Бюллетень банковской статистики. – М.: ЦБ РФ, 2009. №9 (199). Электронная версия.

10. Головнин М.Ю. Денежно-кредитная политика после кризиса // Банковское дело. 2009. №12. С. 9-11.

11. Готовчиков И. Комплексные методы индивидуального прогнозирования риска банкротства российского коммерческого банка // Банковские технологии. 2009. №4. С. 44-48.

12. Грюнинг Х.Ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском. – М.: Электронная книга, формат PDF, размер 3,2 Мб.

13. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. – М.: Юнити, 2008. – 255 с.

14. Кроливецкая Л.П., Тихомирова Е.В. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков. – М.: КНОРУС, 2009. – 280 с.

15. Лаврушин О.И. Банковские операции. – М.: КНОРУС, 2009. – 384 с.

16. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. – М.: КНОРУС, 2009. –560 с.

17. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н., Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования. – М.: Электронная книга, формат PDF, размер 5,9 Мб.

18. Лаптырев Д.А. Система управления финансовыми ресурсами банка: процессы – задачи – модели – методы. – М.: Электронная книга, формат PDF, размер 4,1 Мб.

19. Новикова В. Как защитить банки от глобального кризиса // Аналитический банковский журнал. 2009. №10 (173). С. 20-27.

20. Об отчете Standard & Poor`s. Банковский сектор России сталкивается с растущими системными рисками // Банковское дело. 2009. № 11. С. 35-37.

21. Основные элементы Стратегии Сбербанка России на период до 2014 года. Электронный ресурс. – 18 с.

22. Орловский В. Грань между практикой и будущим тонка // Банковские технологии. 2009. №10. С. 32-36.

23. Положение о системе трансфертных операций ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад», 2008.

24. Поморина М.А. Концепция стратегического финансового управления // Аналитический журнал. Управление в кредитной организации. 2009. №5. С. 18-29.

25. Савчук В., Троян И. Алгоритм Standard Costing // Финансовый директор. 2004. №5. С. 16-24.

26. Сбербанк. Итоги Conference call, пересмотр рекомендации // Sovlink. 2009. Декабрь 09. Электронный ресурс. – 8 с.

27. Скороход А. Методология постановки управленческого учета // Финансовый директор. 2005. №7. С. 19-28.

28. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности. – М.: Электронная книга, формат PDF, размер 9,5 Мб.

29. Тютюнник А.В. Реинжиниринг кредитных организаций. Управленческая аналитическая разработка. – М.: Электронная книга, формат PDF, размер 2,13 Мб.

30. Управление прибыльностью банка. Электронный ресурс. – 3 с.

31. Хмелев А.О., Шабалтий В.В. Методология расчета стоимостных характеристик процессов // Управление в кредитной организации. 2007. №4. С. 14-25.

32. Антикризисный потенциал кредитных фондов: h**t://w*w.investmarket.r*.

33. Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала: h**t://w*w.cbr.r*/regions/scripts.

34. Концепция развития финансового рынка России до 2020 года. Банковский сектор: h**t://w*w.raexpert.r*.

35. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов: h**t://w*w.msi-aval.r*.

36. Сбербанк России: Банк сегодня: h**t://w*w.sbrf.r*.

37. Справочник по кредитным организациям: h**t://w*w.cbr.r*/credit.

38. Теория и практика финансового и управленческого учета. Интернет-издание: h**t://w*w.gaap.r*.

39. Трансфертное ценообразование: h**t://w*w.nadra.makeevka.com.

40. Управление доходностью: h**t://w*w.iso.r*.

41. Управление затратами и прибыльностью: h**t://w*w.lanit-consulting.r*.

42. Эффективная деятельность филиалов и дополнительных офисов банка в нестабильной экономической среде: h**t://bankir.r*/seminar/article/2447951

Примечания

Отличная работа, написанная на заказ кандидатом экономических наук, преподавателем вуза. К работе прилагаются доклад и раздаточный материал для защиты.

Покупка готовой работы
Тема: «Управление прибыльностью банка (на примере Сбербанка России ОАО)»
Раздел: Банковское дело
Тип: Дипломная работа
Страниц: 112
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика