Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Дипломная работа

«Разработка модели деятельности учителя по организации и применению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся»

  • 47 страниц(ы)
фото автора

Автор: v176039

Содержание

Введение … 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы содержания комплексной

диагностики для определения технологической подготовки учащихся ….8

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по

организации и проведению комплексной диагностики для

определения уровня технологической подготовки учащихся …8

1.2 Методический аспект анализа проблемы диагностики по

разделу «Технология» …17

Глава 2 Методика организации и проведения комплексной диагностики

для определения уровня технологической подготовки учащихся 20

2.1 Технологическая подготовка учащихся ….20

2.2 Методика определения уровня технологической подготовки

учащихся методами диагностики ….24

Глава 3 Организация, проведение и результаты педагогического

эксперимента …29

3.1 Констатирующий и поисковый этап педагогического

эксперимента ….35

3.2 Формирующий этап … 39

Заключение …. 43

Литература …. 45

Приложения … 48

Приложение «Тесты для образовательной области «Технология», раздел «Обработка ткани»

Приложение «Примерные тестовые задания по обработке ткани для 5-7-го классов

Приложение «Алгоритм выполнения проекта»

Приложение «Опросник креативности личности»

Приложение «Неоконченные предложения»


Введение

Диагностический подход становится в настоящее время одним из главных направлений личностно - ориентированного образования. Закладываются теоретические основы педагогической диагностики (ПД) как самостоятельной научно-практической отрасли педагогики (А.С.Белкин, Б.П.Битинас, Г.А.Карпова, А.И.Кочетов и др.). Для организации педагогического процесса нужно осуществить следующие процессы:

- получение разносторонней информации об образовательных возможностях учащихся;

- условия и факторы проектируемого урока;

- результаты и отклонения реализуемого проекта;

- организация обратной связи.

ПД имеет несколько значений:

1. ПД - это область педагогической науки, анализирующая информацию образовательных возможностей учащихся, условия, факторы и обобщающая результаты и отклонения.

2. ПД - это научная дисциплина, которая представляет собой самостоятельную теоретико-прикладную отрасль педагогики, которая изучает закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем, отношений и их субъектов, правила поведения диагностической процедуры; принципы, методы и формы диагностики в педагогической сфере.

3. ПД - обозначает специфический акт познавательной деятельности педагога по распознанию актуального состояния единичного объекта в его соотношении с нормой, то есть конкретный психологический механизм, при помощи которого осуществляется сбор эмпирической информации.

Назначение ПД в методики обучения - выявление факторов, влияющих на повышение эффективности учебно-познавательного процесса. ПД в методике обучения, с одной стороны, направлена на изучение уровня технологического образования школьников и создания методики эффективного обучения, с другой - на повышение профессиональной компетентности учителя.

Проблемой внедрения ПД в процессе обучения в 50-60 г. XX в. занимались западные ученые, такие как Дж.Браун, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Френц, отечественные ученые Ш.Амонашвили, Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др. В это время появляется новый объект диагностики: субъект образовательного процесса, т.е. личность ученика, учителя, родителя и др.

Вторая половина XX в. - технологический расцвет данного направления ПД -накопление богатого арсенала методов, наработанных в теории и практике (Г.Айзенк, А.Бинс, Ф.Гальтон, Т.Лири, К.Юнг, А.Е.Личко, В.М.Русалов, С.С.Степанов, А.Г.Шмелев и др.).

80-90-е гг. XX в. - мониторинг, аттестация - организационные механизмы образовательного процесса как целостной управляемой системы (Ю.В.Васильев, В.В.Гузеев, Г.Г.Корунекова, О.Е.Лебедев, М.М.Поташник).

1. Для того, чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо достичь позитивного результата учеником и учителем в процессе их совместной деятельности при рациональном использовании ресурсов субъектов этой деятельности и среды, в которой данный процесс происходит. Позитивный результат технологического образования (его уровень) должен соответствовать социальным и индивидуальным потребностям школьника, его возможностям и позволять ему успешно адаптироваться в окружающей среде. Главным показателем его достижения является состояние комплексной удовлетворенности субъектов обучения (учителей, школьников, родителей и другие) результатами своей деятельности.

Достижение позитивного результата в процессе обучения возможно только при гармоничном, согласованном взаимодействии субъектов процесса обучения. Усиление внимания к качеству взаимодействия субъектов в процессе обучения – необходимое условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Чтобы создать эффективную методику обучения технологии, необходима комплексная и объективная оценка учебных достижений школьников. Указанными свойствами обладает педагогическая диагностика, которая обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и совершенствования.

2. Оценочные – диагностические карты, тесты.

3. Поведенческие – наблюдения за субъектом в специально созданных ситуациях на занятиях и др.

4. Продуктивные – выявление результатов деятельности учащихся, анкеты оценки результата родителями и одноклассниками.

При отборе методов диагностики следует учесть возможности каждого метода в решении поставленной задачи. Для этого необходимо изучить сущность и особенности применения метода, основные характеристики (объективность, сопоставимость, полезность, соответствие возрастным особенностям личности и др.).

Применение различных методов педагогической диагностики в процессе обучения позволяет изучить психофизиологические особенности учащихся, изучить уровень подготовки, определить начальную подготовку по курсу «Технология».

Выбор темы обусловливает эффективность учебной и воспитательной работы. Несмотря на наличие большого количества диагностики сегодня педагогу не просто самостоятельно определиться в выборе методов, методик и форм организации диагностического процесса.

Трудности вызывают материально-технические и временные затраты для проведения диагностики и выделим противоречия:

- между многообразием методик и недостаточной разработанности для предмета «Технологии»;

- между желанием сделать диагностику реальной, действующей (а не формальной) частью своей профессиональной деятельностью и загруженностью учителя технологии;

- между наличием соответствующей диагностики и отсутствием множительной техники (МТБ) для материального обеспечения учебного процесса.

В работе будем использовать одно из направлений педагогической диагностики – комплексную диагностику, ориентированную на определение уровня технологической подготовки учащихся.

Объект исследования: процесс обучения технологии.

Предмет исследования: комплексная диагностика уровня технологической подготовки учащихся.

Цель: разработка модели деятельности учителя по организации и применению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся.

Гипотеза: если внедрить в образовательный процесс технологию комплексной диагностики в соответствии с деятельностью учителя, уровень технологической подготовки учащихся 6 классов по курсу «Технология» повысится.

Задачами работы являются:

- проведение анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме (по организации и проведению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки школьников) и оценка ее состояния в теории и практике образования;

- разработка модели деятельности учителя по применению комплексной диагностики в учебном процессе с целью определения уровня технологической подготовки учащихся;

- апробирование методики по организации и определения комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся.

В методике по организации и проведению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся программа педагогических действий станет основным путем и средством педагогического эксперимента, будет использоваться комплексная диагностика определения уровня технологической подготовки учащихся по 4 темам:

- «Материаловедение»;

- «Технология обработки ткани»;

- «Работа на швейной машине»;

- «Проектирование и изготовление рабочей одежды» в 6 классах – основа модели деятельности учителя.

Гипотеза: если внедрить в образовательный процесс технологию комплексной диагностики, то в соответствии с деятельностью этого учителя, уровень технологической подготовки учащихся 6 кл. по курсу «Технология» повысится.

Предмет исследования: комплексная диагностика уровня технологической подготовки учащихся.

Объект исследования – процесс обучения технологии станет основным путем и средствами эксперимента. Метод проекта по 4 темам «Материаловедение», «Технология обработки ткани», «Работа на швейной машине», «Проектирование и изготовление рабочей одежды» в 6-х классах – основа модели деятельности учителя. В этой модели используется комплексная диагностика определения уровня технологической подготовки учащихся по темам.


Заключение

В результате эксперимента прошла апробацию система методик ПД по блоку «Материаловедение. Машиноведение. Изготовление швейного изделия», а это характерно для всех классов. Результатами эксперимента подтверждено, что комплексную диагностику нужно активнее внедрять в образовательный процесс, она способствует модернизации образования, выполнения ГОС (Федерального), адаптации учащихся, их быстрому самоопределению.

Работая по данной проблеме, много узнала нового:

- уровень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе;

- выстроила модель применения ПД в учебном процессе на примере блока «Материаловедение. Машиноведение. Изготовление швейного изделия»;

- провела педагогический эксперимент с применением КД на уроках технологий.

Эксперимент удался – уровень технологической подготовки возрос, полученные знания пригодятся в работе учителя технологии, а также эти знания могут использовать и другие учителя – предметники. В будущем можно разрабатывать индивидуальную траекторию подготовки.

В результате апробации модели деятельности учителя технологии по организации и применению педагогических диагностик на уроках технологии выдвинутая гипотеза подтверждена: уровень технологической подготовки при постоянном использовании методов диагностики возрос.

В результате эксперимента прошла апробацию система методик ПД по блоку «Материаловедение. Машиноведение. Изготовление швейного изделия», а это характерно для всех классов. Результатами эксперимента подтверждено, что комплексную диагностику нужно активнее внедрять в образовательный процесс, она способствует модернизации образования, выполнению ГОС (федерального), адаптации и социализации учащихся, их быстрому самоопределению. Работая по данной проблеме, много узнала нового:

- уровень разработанности проблемы в психолого- педагогической литературе;

- выстроила модель применения ПД в учебном процессе на примере одного модуля;

- узнала алгоритм эксперимента и его попыталась провести.

Думаю, что мне это удалось, полученные знания пригодятся в работе. В будущем можно разрабатывать индивидуальную траекторию подготовки учащегося


Список литературы

1. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления.-Екатеринбург, 1996 г.

2. Вершинин С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора.-М.,1999 г.

3. Волков Б.С, Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие-М.: Педагогическое общество России,2002 г.

4. Гришин В.В.у Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе.-М., 1990 г.

5. Казакевич В.М., Марченко А.В. Оценка качества по технологии.- М.: Дрофа, 2001 г.

6. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «ученик- учитель».- М.:Педагогическое общество России, 1999 г.

7. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики.- Екатеринбург, 2001 г.

8. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. Екатеринбург: дом учителя,1996 г.

9. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников- М.: Владос, 2002 г.

10. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика.- Минск: Народная света, 1987 г.

11. Крылов А.В. «Диагностика уровня развития технического мышления». Школа и производство,2002 г.,№2.

12. Маркуцкая С.Э. «Примерные тестовые задания по обработке ткани». Школа и производство, 2002 г.,№5

13. Марченко А.В. Технология 5-11 класс. Программно-методическое обеспечение.- М,:Дрофа, 2000 г.

14. Матрос Д., Полев Д., Мельникова Н. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга». Народное образование, 2000 г., №8, 2002 г.,№7

15. Медведева Л. «Стачивание? Притачивание? Настрачивание?».Учитель года, 2002 г.,№1

16. Муравьев Е.М. Виды технических знаний и особенности их усвоения».Школа и производство, 1 999 г.,№1, 2002 г.,№5

17. Питт Дж., Гуревич М., Павлова М., Сасова И.А. «Новый взгляд на технологическое образование школьников». Стандарты и мониторинг в образовании, 2001 г., №1

18. Поляков А.А. «Контрольные работы по трудовому обучению». Школа и производство, 1 996 г.,№4

19. Пономоренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников.- М.: Владос, 2001 г.

20. Рябоштан Е. «Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого». Директор школы,2000 г.,№1

21. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, ч. 1,-Екатеринбург: Дом учителя, 1999 г.

22. Симоненко В.Д. Технология 5, 6 классы: Учебник для учащихся (для девочек). М.: Вентана - Граф, 1999 г.

23. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося-М.: Просвещение, 1 988 г.

24. Шадриков В.Д. «Об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы» «Технология». Школа и производство, 1 998г., №1

25. Щеглова С.Н. «Методы и процедуры опросных исследований детей и подростков». Школьные технологии, 2000 г., №2

26. Щеглова С.Н. «Мягкие» методики изучения детей и подростков». Школьные технологии»,2000 г., №3

27. «Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе». Школа и производство /подготовлена авторским коллективом, 1999 г., № 1


Тема: «Разработка модели деятельности учителя по организации и применению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 47
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика