Дипломная работа
«Разработка модели деятельности учителя по организации и применению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся»
- 47 страниц
Введение … 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы содержания комплексной
диагностики для определения технологической подготовки учащихся ….8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по
организации и проведению комплексной диагностики для
определения уровня технологической подготовки учащихся …8
1.2 Методический аспект анализа проблемы диагностики по
разделу «Технология» …17
Глава 2 Методика организации и проведения комплексной диагностики
для определения уровня технологической подготовки учащихся 20
2.1 Технологическая подготовка учащихся ….20
2.2 Методика определения уровня технологической подготовки
учащихся методами диагностики ….24
Глава 3 Организация, проведение и результаты педагогического
эксперимента …29
3.1 Констатирующий и поисковый этап педагогического
эксперимента ….35
3.2 Формирующий этап … 39
Заключение …. 43
Литература …. 45
Приложения … 48
Приложение «Тесты для образовательной области «Технология», раздел «Обработка ткани»
Приложение «Примерные тестовые задания по обработке ткани для 5-7-го классов
Приложение «Алгоритм выполнения проекта»
Приложение «Опросник креативности личности»
Приложение «Неоконченные предложения»
Диагностический подход становится в настоящее время одним из главных направлений личностно - ориентированного образования. Закладываются теоретические основы педагогической диагностики (ПД) как самостоятельной научно-практической отрасли педагогики (А.С.Белкин, Б.П.Битинас, Г.А.Карпова, А.И.Кочетов и др.). Для организации педагогического процесса нужно осуществить следующие процессы:
- получение разносторонней информации об образовательных возможностях учащихся;
- условия и факторы проектируемого урока;
- результаты и отклонения реализуемого проекта;
- организация обратной связи.
ПД имеет несколько значений:
1. ПД - это область педагогической науки, анализирующая информацию образовательных возможностей учащихся, условия, факторы и обобщающая результаты и отклонения.
2. ПД - это научная дисциплина, которая представляет собой самостоятельную теоретико-прикладную отрасль педагогики, которая изучает закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем, отношений и их субъектов, правила поведения диагностической процедуры; принципы, методы и формы диагностики в педагогической сфере.
3. ПД - обозначает специфический акт познавательной деятельности педагога по распознанию актуального состояния единичного объекта в его соотношении с нормой, то есть конкретный психологический механизм, при помощи которого осуществляется сбор эмпирической информации.
Назначение ПД в методики обучения - выявление факторов, влияющих на повышение эффективности учебно-познавательного процесса. ПД в методике обучения, с одной стороны, направлена на изучение уровня технологического образования школьников и создания методики эффективного обучения, с другой - на повышение профессиональной компетентности учителя.
Проблемой внедрения ПД в процессе обучения в 50-60 г. XX в. занимались западные ученые, такие как Дж.Браун, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Френц, отечественные ученые Ш.Амонашвили, Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др. В это время появляется новый объект диагностики: субъект образовательного процесса, т.е. личность ученика, учителя, родителя и др.
Вторая половина XX в. - технологический расцвет данного направления ПД -накопление богатого арсенала методов, наработанных в теории и практике (Г.Айзенк, А.Бинс, Ф.Гальтон, Т.Лири, К.Юнг, А.Е.Личко, В.М.Русалов, С.С.Степанов, А.Г.Шмелев и др.).
80-90-е гг. XX в. - мониторинг, аттестация - организационные механизмы образовательного процесса как целостной управляемой системы (Ю.В.Васильев, В.В.Гузеев, Г.Г.Корунекова, О.Е.Лебедев, М.М.Поташник).
1. Для того, чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо достичь позитивного результата учеником и учителем в процессе их совместной деятельности при рациональном использовании ресурсов субъектов этой деятельности и среды, в которой данный процесс происходит. Позитивный результат технологического образования (его уровень) должен соответствовать социальным и индивидуальным потребностям школьника, его возможностям и позволять ему успешно адаптироваться в окружающей среде. Главным показателем его достижения является состояние комплексной удовлетворенности субъектов обучения (учителей, школьников, родителей и другие) результатами своей деятельности.
Достижение позитивного результата в процессе обучения возможно только при гармоничном, согласованном взаимодействии субъектов процесса обучения. Усиление внимания к качеству взаимодействия субъектов в процессе обучения – необходимое условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Чтобы создать эффективную методику обучения технологии, необходима комплексная и объективная оценка учебных достижений школьников. Указанными свойствами обладает педагогическая диагностика, которая обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и совершенствования.
2. Оценочные – диагностические карты, тесты.
3. Поведенческие – наблюдения за субъектом в специально созданных ситуациях на занятиях и др.
4. Продуктивные – выявление результатов деятельности учащихся, анкеты оценки результата родителями и одноклассниками.
При отборе методов диагностики следует учесть возможности каждого метода в решении поставленной задачи. Для этого необходимо изучить сущность и особенности применения метода, основные характеристики (объективность, сопоставимость, полезность, соответствие возрастным особенностям личности и др.).
Применение различных методов педагогической диагностики в процессе обучения позволяет изучить психофизиологические особенности учащихся, изучить уровень подготовки, определить начальную подготовку по курсу «Технология».
Выбор темы обусловливает эффективность учебной и воспитательной работы. Несмотря на наличие большого количества диагностики сегодня педагогу не просто самостоятельно определиться в выборе методов, методик и форм организации диагностического процесса.
Трудности вызывают материально-технические и временные затраты для проведения диагностики и выделим противоречия:
- между многообразием методик и недостаточной разработанности для предмета «Технологии»;
- между желанием сделать диагностику реальной, действующей (а не формальной) частью своей профессиональной деятельностью и загруженностью учителя технологии;
- между наличием соответствующей диагностики и отсутствием множительной техники (МТБ) для материального обеспечения учебного процесса.
В работе будем использовать одно из направлений педагогической диагностики – комплексную диагностику, ориентированную на определение уровня технологической подготовки учащихся.
Объект исследования: процесс обучения технологии.
Предмет исследования: комплексная диагностика уровня технологической подготовки учащихся.
Цель: разработка модели деятельности учителя по организации и применению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся.
Гипотеза: если внедрить в образовательный процесс технологию комплексной диагностики в соответствии с деятельностью учителя, уровень технологической подготовки учащихся 6 классов по курсу «Технология» повысится.
Задачами работы являются:
- проведение анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме (по организации и проведению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки школьников) и оценка ее состояния в теории и практике образования;
- разработка модели деятельности учителя по применению комплексной диагностики в учебном процессе с целью определения уровня технологической подготовки учащихся;
- апробирование методики по организации и определения комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся.
В методике по организации и проведению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся программа педагогических действий станет основным путем и средством педагогического эксперимента, будет использоваться комплексная диагностика определения уровня технологической подготовки учащихся по 4 темам:
- «Материаловедение»;
- «Технология обработки ткани»;
- «Работа на швейной машине»;
- «Проектирование и изготовление рабочей одежды» в 6 классах – основа модели деятельности учителя.
Гипотеза: если внедрить в образовательный процесс технологию комплексной диагностики, то в соответствии с деятельностью этого учителя, уровень технологической подготовки учащихся 6 кл. по курсу «Технология» повысится.
Предмет исследования: комплексная диагностика уровня технологической подготовки учащихся.
Объект исследования – процесс обучения технологии станет основным путем и средствами эксперимента. Метод проекта по 4 темам «Материаловедение», «Технология обработки ткани», «Работа на швейной машине», «Проектирование и изготовление рабочей одежды» в 6-х классах – основа модели деятельности учителя. В этой модели используется комплексная диагностика определения уровня технологической подготовки учащихся по темам.
В результате эксперимента прошла апробацию система методик ПД по блоку «Материаловедение. Машиноведение. Изготовление швейного изделия», а это характерно для всех классов. Результатами эксперимента подтверждено, что комплексную диагностику нужно активнее внедрять в образовательный процесс, она способствует модернизации образования, выполнения ГОС (Федерального), адаптации учащихся, их быстрому самоопределению.
Работая по данной проблеме, много узнала нового:
- уровень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе;
- выстроила модель применения ПД в учебном процессе на примере блока «Материаловедение. Машиноведение. Изготовление швейного изделия»;
- провела педагогический эксперимент с применением КД на уроках технологий.
Эксперимент удался – уровень технологической подготовки возрос, полученные знания пригодятся в работе учителя технологии, а также эти знания могут использовать и другие учителя – предметники. В будущем можно разрабатывать индивидуальную траекторию подготовки.
В результате апробации модели деятельности учителя технологии по организации и применению педагогических диагностик на уроках технологии выдвинутая гипотеза подтверждена: уровень технологической подготовки при постоянном использовании методов диагностики возрос.
В результате эксперимента прошла апробацию система методик ПД по блоку «Материаловедение. Машиноведение. Изготовление швейного изделия», а это характерно для всех классов. Результатами эксперимента подтверждено, что комплексную диагностику нужно активнее внедрять в образовательный процесс, она способствует модернизации образования, выполнению ГОС (федерального), адаптации и социализации учащихся, их быстрому самоопределению. Работая по данной проблеме, много узнала нового:
- уровень разработанности проблемы в психолого- педагогической литературе;
- выстроила модель применения ПД в учебном процессе на примере одного модуля;
- узнала алгоритм эксперимента и его попыталась провести.
Думаю, что мне это удалось, полученные знания пригодятся в работе. В будущем можно разрабатывать индивидуальную траекторию подготовки учащегося
1. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления.-Екатеринбург, 1996 г.
2. Вершинин С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора.-М.,1999 г.
3. Волков Б.С, Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие-М.: Педагогическое общество России,2002 г.
4. Гришин В.В.у Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе.-М., 1990 г.
5. Казакевич В.М., Марченко А.В. Оценка качества по технологии.- М.: Дрофа, 2001 г.
6. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «ученик- учитель».- М.:Педагогическое общество России, 1999 г.
7. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики.- Екатеринбург, 2001 г.
8. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. Екатеринбург: дом учителя,1996 г.
9. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников- М.: Владос, 2002 г.
10. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика.- Минск: Народная света, 1987 г.
11. Крылов А.В. «Диагностика уровня развития технического мышления». Школа и производство,2002 г.,№2.
12. Маркуцкая С.Э. «Примерные тестовые задания по обработке ткани». Школа и производство, 2002 г.,№5
13. Марченко А.В. Технология 5-11 класс. Программно-методическое обеспечение.- М,:Дрофа, 2000 г.
14. Матрос Д., Полев Д., Мельникова Н. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга». Народное образование, 2000 г., №8, 2002 г.,№7
15. Медведева Л. «Стачивание? Притачивание? Настрачивание?».Учитель года, 2002 г.,№1
16. Муравьев Е.М. Виды технических знаний и особенности их усвоения».Школа и производство, 1 999 г.,№1, 2002 г.,№5
17. Питт Дж., Гуревич М., Павлова М., Сасова И.А. «Новый взгляд на технологическое образование школьников». Стандарты и мониторинг в образовании, 2001 г., №1
18. Поляков А.А. «Контрольные работы по трудовому обучению». Школа и производство, 1 996 г.,№4
19. Пономоренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников.- М.: Владос, 2001 г.
20. Рябоштан Е. «Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого». Директор школы,2000 г.,№1
21. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, ч. 1,-Екатеринбург: Дом учителя, 1999 г.
22. Симоненко В.Д. Технология 5, 6 классы: Учебник для учащихся (для девочек). М.: Вентана - Граф, 1999 г.
23. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося-М.: Просвещение, 1 988 г.
24. Шадриков В.Д. «Об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы» «Технология». Школа и производство, 1 998г., №1
25. Щеглова С.Н. «Методы и процедуры опросных исследований детей и подростков». Школьные технологии, 2000 г., №2
26. Щеглова С.Н. «Мягкие» методики изучения детей и подростков». Школьные технологии»,2000 г., №3
27. «Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе». Школа и производство /подготовлена авторским коллективом, 1999 г., № 1
Тема: | «Разработка модели деятельности учителя по организации и применению комплексной диагностики для определения уровня технологической подготовки учащихся» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 47 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Реализация современных форм обучения в процессе технологического образования учащихся
Дипломная работа:
Методика организации и проведения профилактической беседы социального педагога с учащимися
Дипломная работа:
Специфика определения уровня лексических знаний по английскому языку учащихся старших классов
Тест:
Ответы на тесты введение в педагогическую деятельность
Дипломная работа:
Педагогическое мастерство учителя в формировании умения учиться