Дипломная работа
«Формирование стратегии развития предприятия в условиях растущей конкуренции»
- 97 страниц
Введение 3
1. Теоретические подходы к разработке стратегии развития
предприятия 5
1.1 Роль стратегического управления в условиях предприятия 5
1.2 Характеристика стратегии предприятия 12
1.3 Роль и значение маркетинговой стратегии в развитии
предприятия оптовой торговли 29
2. Анализ среды функционирования исследуемого предприятия 40
2.1 Анализ отрасли 40
2.2 Экономический анализ и анализ целей ИП Попова Н.В. 51
2.3 Анализ соотношения возможностей и угроз предприятия 59
2.4 Анализ воздействия конкуренции на форму стратегии
развития ИП Попова Н.В. 65
3. Разработка стратегии предприятия оптовой торговли ИП
Попов Н.В. 73
3.1 Формирование стратегии развития ИП Попова Н.В. 73
3.2 Пути реализации стратегии развития предприятия 77
Заключение 83
Список использованной литературы 88
Приложения 91
Актуальность темы вызвана тем, что в условиях жесткой конкуренции важным фактором, определяющим деятельность предприятия является формирование стратегии его развития. Хорошо продуманная стратегия готовит компанию к будущему, устанавливает долгосрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Разработка стратегий является одним из основных рычагов повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики. Разработка стратегии в значительной степени влияет не только на развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-планов, но и на достижение намеченных результатов. Таким образом, для того, чтобы компания приобрела максимальный потенциал, менеджеры должны совмещать хорошую разработку стратегии с удачным ее осуществлением. Чем лучше продумана стратегия и чем более успешно она выполнена, тем больше у компании шансов на сильную позицию.
Несмотря на многообразие экономической литературы по проблемам формирования стратегий развития бизнеса в разных отраслях экономики, вопрос разработки стратегии предприятия оптовой торговли недостаточно разработан.
Специфические особенности предприятий оптовой торговли определяют особенности формирования стратегии. Предприятия оптовой торговли - предприятия, специализирующиеся на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг. Например, одни ограничиваются установлением контактов с розничной торговлей, другие охватывают более широкий спектр деятельности, осуществляя покупку партии товаров, транспортировку, а иногда и доставку потребителям.
В этой связи выбранная тема дипломной работы, несомненно, является актуальной.
Цель исследования, проведенного в дипломной работе – состоит в разработке стратегии развития оптового торгового предприятия. Для достижения поставленной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия.
2. Выявлена специфика оптового торгового предприятия и ее влияние на формирование стратегии.
3. Проведен анализ среды предприятия в таких аспектах как: анализ отрасли, экономический анализ и анализ целей предприятия; анализ внешнего окружения; анализ реализуемой продукции; анализ конкурентного положения.
4. Разработана стратегия развития предприятия оптовой торговли.
Предмет исследования – разработка стратеги предприятия. Объект исследования – одно из крупных предприятий г.Екатеринбурга, занимающееся торговлей мясом и мясопродуктами.
Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов, такие как Анцофф И., Беляевский И.К., Данько Т.П., А.И. Ковалев, В.В. Войченко, Котлер Ф.,Маркова В.Д., Портер М., Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Хруцкий В.Е.
Дипломная работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе в теоретическом аспекте раскрывается сущность и особенности стратегического управления фирмой. Представлена также характеристика различных стратегий, выявлены роль и значение стратегии в развитии предприятия оптовой торговли в условиях растущей конкуренции.
Во второй главе проведен анализ внешней среды – факторов, которые обуславливают существующие и потенциальные проблемы, проведен анализ рынка, который является одним из крупнейших рынков продовольствия. Рассмотрена динамика производства мясных продуктов.
В третьей главе представлен подход к разработке стратегии предприятия на 2008 г. и намечены пути реализации стратегии
Рассмотрев теоретические аспекты развития конкуренции в условиях оптовой торговли, мы пришли к выводу, что в условиях жесткой конкуренции важным фактором, определяющим деятельность предприятия является формирование стратегии его развития. Хорошо продуманная стратегия готовит компанию к будущему, устанавливает долгосрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Разработка стратегий является одним из основных рычагов повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики. Разработка стратегии в значительной степени влияет не только на развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-планов, но и на достижение намеченных результатов. Таким образом, для того, чтобы компания приобрела максимальный потенциал, менеджеры должны совмещать хорошую разработку стратегии с удачным ее осуществлением. Чем лучше продумана стратегия и чем более успешно она выполнена, тем больше у компании шансов на сильную позицию.
По мнению большинства специалистов, современный стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей и возможностей предприятия с интересами «всех заинтересованных в его деятельности сторон». Он предполагает не только определение генерального курса развития предприятия и организацию дела на этой основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Это предполагает постановку нового комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и динамики развития, обеспечения своевременности решений и действий, предвидения будущего, анализа последствий управляющих воздействий и инноваций.
Несмотря на многообразие экономической литературы по проблемам формирования стратегий развития бизнеса в разных отраслях экономики, вопросам разработки стратегии предприятия оптовой торговли уделяется недостаточно внимания.
Специфические особенности предприятий оптовой торговли определяют особенности формирования стратегии. Предприятия оптовой торговли - предприятия, специализирующиеся на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг. Предприятия оптовой торговли различаются в зависимости от выполняемых функций. Например, одни ограничиваются установлением контактов с розничной торговлей или использованием собственной сети торговых агентов. Другие охватывают более широкий спектр деятельности, осуществляя покупку партии товаров, транспортировку, а иногда и доставку потребителям.
Рассмотрение эволюции понятия «стратегии» в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратеги-ческого поведения и понять его структурное содержание.
Корпоративная (портфельная стратегия) – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т.д. Поэтому такую стратегию называют еще конкурентной стратегией.
Функциональные стратегии – стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Для разработки стратегии необходимо провести тщательный анализ ситуации в отрасли и конкуренции, определение источников конкуренции и оценка степени воздействия конкурентных сил.
Предприятие ИП Попов Н.В. работает на оптовом рынке мяса, птицы и продуктов их переработки. Предприятие существует с 2002 г., расположено на оптовых базах г. Екатеринбурга. ИП Попов - растущее предприятия, его доля на рынке и ассортимент возрастает.
Основные цели исследуемого предприятия в 2004-2006 гг. – увеличение объема реализации, увеличение прибыли, а также сохранение завоеванной рыночной ниши в условиях наличия сильных конкурентов. Предприятие выполняет поставленные цели, так как выручка и прибыль за исследуемый период возросли. Кроме того, сформирован круг постоянных покупателей, которые заинтересованы в стабильных долговременных связях, так как их устраивает соотношение «цена-качество» приобретаемой продукции и качество обслуживания.
Конкурентная борьба ведется за привлечение новых покупателей и удержание старых по ценам, по уровню и условиям предоставляемых скидок, по условиям оплаты, по быстроте погрузки и возможности использования грузчиков фирмы, по ассортименту продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее сильные конкурентные позиции занимают крупные фирмы, которые борются сейчас за постоянных клиентов, именно они и обеспечивают 80% оборота. Однако кроме задачи удержания постоянных клиентов, необходимо также привлекать как можно больше новых.
Интенсивность конкуренции на мясном рынке проявляется в том, конкуренты стараются заключить наиболее выгодные контракты с поставщиками, с применением наиболее выгодных форм товарного кредита, стараются наладить стабильные связи с покупателями – оптовыми клиентами и магазинами г.Екатеринбурга и Свердловской области.
Исследование выявило, что закуп ИП Попов и форм-конкурентов происходит у одних и тех же фирм-поставщиков. Это ограничивает возможности ценовой конкуренции. Поэтому необходим поиск новых форм конкурентной борьбы и разработка маркетинговой стратегии. В настоящее время на исследуемом предприятии в штате нет (и никогда не было) маркетолога. Не существует и определенной маркетинговой стратегии. Поэтому часто бывает, что возникают перебои в поставках определенных видов товаров, на которые резко возрастает спрос. Затем наступает затишье в сбыте и образуются большие товарные запасы. При этом необходимо платить проценты за кредит, естественно это ухудшает финансовые показатели и финансовое положение предприятия. Финансовая политика также отсутствует. В настоящее время предприятие является крупным, с налаженной системой закупа и реализации продукции. Но в последнее время начали проявляться негативные черты в развитии, замедлился экономический рост.
Предприятие достаточно финансово устойчиво, имеет высокую деловую активность, располагает достаточными средствами для формирования оборотного капитала. Возросла оборачиваемость товарных запасов. Повысилась фондоотдача. Возросла оборачиваемость дебиторской задолженности, что свидетельствует об улучшении работы с дебиторами (на 10% уменьшился период времени, необходимый для ее взыскания)
Однако выявлены и недостатки. Увеличилось продолжительность операционного цикла (замедление реализации).
На 21 % уменьшилась оборачиваемость собственного капитала, почти на 5% - заемного капитала, снижена ликвидность. Это объясняется тем, что на предприятии высоки запасы и дебиторская задолженность, а другие статьи, необходимые для поддержания высокой ликвидности на предприятии малы (это денежные и краткосрочные заемные средства).
Анализ рентабельности показал, что активы предприятия и собственный капитал не приносят прибыли. Доходность продаж очень мала (идет наравне с рентабельностью затрат). Предприятие совершенно не привлекательно для инвесторов. Также необходимо отметить, что себестоимость продаваемой продукции в процентном отношении к выручке достаточно высока.
Таким образом, можно сделать вывод, что при существующем методе работы – без определенной маркетинговой стратегии – достаточно скоро финансовые проблемы предприятия обострятся, экономические показатели будут ухудшаться все более быстрыми темпами.
Поэтому необходима разработка стратегии, которая и будет являться основой деятельности предприятия и формирования его маркетинговой стратегии и финансовой политики.
В 2007 г. выбрана стратегия концентрированного роста, а стратегическими приоритетами ИП Попова должны стать - постоянный рост, обеспечение увеличения постоянных крупных клиентов; увеличение объема реализации; привлечение новых клиентов; установление постоянных связей с магазинами.
На 2007 г. рекомендуется установить следующие финансовые цели: более быстрый рост выручки (на 10 % больше чем в 2006 г) за счет привлечения кредитов не на 10-14 дней, а на 1-3 месяца в сумме 10-15 млн. руб.; более быстрый рост денежных поступлений – за счет улучшения работы с магазинами; стабильный доход в период сезонного спада – за счет создания диверсифицированной базы получения прибыли (новые виды деятельности).
Достижение финансовых показателей является основой поддержания и улучшения положения компании на рынке в долгосрочной перспективе. Стратегические цели предприятия это увеличение доли рынка – с 25 до 30%; более высокое и надежное положение в отрасли; снижение торговых издержек по сравнению с основным конкурентом – ИП Елкин. Например - добиться пролонгации арендного договора на холодильные камеры с оплатой за весь год вперед и с получение скидки за аренду 10%; расширение номенклатуры продукции; заключить постоянный договор с переработчиком мяса – предприятием Свердловская колбасная фабрика. Поставки в месяц составят 25 т, что даст дополнительно прибыль в месяц в сумме 7875000 руб.
Таким образом, объем реализации мясопродуктов увеличится, при этом снизится сезонность реализации
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2000.
2. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров. – М.: Фаир-пресс, 2003.
3. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: новые метрики богатства корпорации / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 2001.
5. Астратова Г.В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход. – Шадринск: Изд-во ПО “Исеть”, 2000.
6. Багиев Г. Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник. — М.: Экономика, 2003.
7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2001.
8. Ветроградов В.В. Управление продажами. М.:. Олма-Пресс, Институт экономических стратегий, 2003.
9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 2000.
10. Данько Т.П. Управление маркетингом. Учебник. Изд.2-е, перераб. И допол. – М.: ИНФРА-М, 2001. - 335 с.
11. Диксон Питер Р. Управление маркетингом. — М.: Бином, 1998.
12. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 1995.
13. А.И. Ковалев, В.В. Войченко. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996, раздел 1.2, стр. 14—25.
14. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №3.- С. 90.
15. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. — Санкт-Петербург: Питер,2001.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2000.
17. Котлер Ф. Управление маркетингом. — М.: Международные отношения, 2002.
18. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 2004.
19. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и практика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
20. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. — Санкт-Петербург: Наука, 2001.
21. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. — М.: Внешторгиздат, 2001.
22. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
23. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002.
24. Мешков А., Соловьев Б.А, Модели маркетинговых решения. - М.: АМИР, 2004
25. Минаев Д.В. Менеджмент в схемах и моделях. – М.: Феникс 2004.
26. Оптовый рынок основных видов продукции и товаров в Свердловской области в 2005 г. Екатеринбург, 2006. Госкомстат, Свердловский областной комитет государственной статистики.
27. Оптовый рынок основных видов продукции и товаров в Свердловской области в 2005 г. Екатеринбург, 2006. Госкомстат, Свердловский областной комитет государственной статистики.
28. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 2003.
29. Попов Е.В. Теория маркетинга. – Екатеринбург: Изд-во ИПК УГТУ, 2000.
30. Портер М. конкуренция. М.:. Диалектика, 2000.
31. Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия: практика крупнейших компаний / под ред. А.А. Браверманна. – М.: ЗАО «Экономика», 2001.
32. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Госкомстат России. – М.: 2006.
33. Росситер Д.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров / пер. с англ. / под ред. Л.А. Волковой. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.
34. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринима-тельские решения. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000.
35. Соловьев Б.А. Маркетинг. – М.: Изд-во Рос. Экон.акад., 2003.
36. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. М.:.ИНФРА-М, 2000,
37. Стоун М., Вудкок Н., Мэчтингер Л. Маркетинг, ориентированный на потребителя / пер. с англ. М Веселковой – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
38. Торговля в Свердловской области. Официальное издание. Екатеринбург, 2006.
39. Торговля в Свердловской области. Официальное издание. Екатеринбург, 2005.
40. Тенденции и итоги развития розничной торговли Свердловской области в 2005 г. Екатеринбург, 2006. Госкомстат, Свердловский областной комитет государственной статистики.
41. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разраблотки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
42. Фатхутдинов Р.А, Стратегический маркетинг. СПб, Питер, 2003.
43. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2003.
44. Цысарь А.В. Лояльность покупателей: измерение и управление. // Новый маркетинг, 2002.- № 5.
45. Эванс Дж. Маркетинг. – М.: Издательство «Сирин», 2004.
46. h**t: // w*w. akm.r* (Сайт информационного агентства AK&M).
47. h**t://w*w.meat-union.r*/bin/stat2 (Перспективы изменения мировой динамики спроса и предложения на мясо и мясопродукты до 2010 года).
48. h**t://w*w.finiz.r*
Тема: | «Формирование стратегии развития предприятия в условиях растущей конкуренции» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 97 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Стратегический план развития предприятия в условиях муниципальной экономики на примере ООО СпецСтройСервис
Курсовая работа:
Банкротство предприятий в условиях рыночной экономики
Курсовая работа:
Финансовый менеджмент на предприятии в условиях высокой инфляции на примере ООО Атлантида
Курсовая работа:
Стратегия развития предприятий малого бизнеса
Дипломная работа:
Разработка стратегии развития на предприятии