Дипломная работа

«Создание инновационного проекта по внедрению здоровьесберегающих технологий в средней школе на примере МОУ "Яровская средняя школа"»

  • 101 страниц(ы)
  • 3873 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: elena05rus

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение….3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОУ ….….7

1.1 Понятие современного здоровьесберегающего образовательного процесса….7

1.2 Требования государственной политики в области здоровьесбережения учащихся массовых школ….15

1.3 Основные условия здоровьесбережения школьников в массовой

школе. …25

1.4 Деятельность руководителя по созданию инновационного проекта здоровьесбережения школьников…36

ГЛАВА II СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В МОУ ЯРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30….47

2.1 Основные характеристики организации…47

2.2 Анализ условий для внедрения инноваций.….51

2.3 Создание инновационного проекта по внедрению здоровьесберегающих технологий….62

Заключение…69

Список литературы….….71

Приложение 1….73

Приложение 2….76

Приложение 3…79

ВВЕДЕНИЕ

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25—30% детей приходящих в 1-й класс нашей школы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами — с 1,6 до 2,8%, нарушениями осанки с 19 до 46%. Одна из частых патологий школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30—40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей [5, с. 9]. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

Актуальность исследования заключается в том, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

Задача школы — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.

Если мы хотим достичь цели — направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.

Коллектив школы должен видеть свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.

Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Исследования показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к низкой успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом функционального состояния школьника. Специфика учительского труда состоит в постоянном, длительном взаимодействии с ребенком. Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и уметь прогнозировать результат своего воздействия, оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье обучаемого.

Основное противоречие в продвижении здоровьесберегающего образовательного процесса в средней школе выявлено между необходимостью осуществлять параллельно с учебным процесс психолого-медико-валеологического сопровождения и отсутствием необходимой для этого материально-технической и кадровой базы, а также между сложившимися формами и методами осуществления управленческой деятельности и потребностями в современном управленческом обеспечении инновационных процессов в образовании. Поэтому основной проблемой являтся низкая компетенция субъектов образовательного процесса в вопросах валеологии, недостаточное материальное финансирование инновационных процессов в школе при необходимости их внедрения.

Цель исследования – создание инновационного проекта по совершенствованию системы здоровьесбережения школьников в МОУ Яровской среднеобразовательной школе № 30.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

- проанализировать понятие современного здоровьесберегающего образовательного процесса в массовой школе;

- рассмотреть требования государственной политики в области здоровьесбережения учащихся, а также основные условия, направленные на обеспечение данной деятельности;

- проанализировать существующую систему здоровьесбережения в конкретном ОУ и сформулировать направления ее развития;

- разработать инновационный проект по совершенствованию системы здоровьесберереженя для внедрения его в общеобразовательной школе.

Объект исследования – система здоровьесбережения в ОУ.

Предмет исследования – проектирование здоровьесберегающей деятельности в массовой школе.

Методологической основой работы послужили теоретические положения Менчинской Е.А., Смирнова Н.К., Советовой Е.В.

Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы, такие как наблюдение, абстрагирование, анализ и синтез, инструкция и дедукция, аналогий, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сделанные выводы могут служить материалом для большой конкретизации понятия здоровьесберегающего образовательного процесса, позволяют наметить новые задачи в изучении этого института и предложить пути их решения.

Полученные выводы и разработанный инновационный проект могут быть использованы в повседневной деятельности в общеобразовательной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье нации является объединяющей национальной идеей, которая может позволить нашей стране быть сильным, процветающим государством, так как за всеми свершениями стоят простые люди, и от их здоровья зависит, какой будет Россия.

Поэтому необходимы разработки инновационных проектов в здравоохранении, образовании, охране окружающей среды, направленных на укрепление здоровья нации и социального самочувствия общества.

В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья школьников. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность учителя, направленная на разрешение этой проблемы

Вот почему перед учителями школ поставлена задача по внедрению в процесс обучения здоровьесберегающих технологий.

В данной работе было проведено исследование теоретических и практических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении, а также разработан инновационный проект для модернизации в Яровской среднеобразовательной школе № 30 Тугулымского района Свердловской области здоровьесберегающих технологий.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта - физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон РФ № 32661 «Об образовании» от 10.07.1992.

2. Федеральный закон № 124-ФЗ (в ред. от 03.06.2009 N 118-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998.

3. Федеральный Закон РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.

4. Федеральный Закон РФ № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000.

5. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства РФ в области образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2008 г. N 243.

6. Положение о порядке проведения экспертизы учебников, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 11 января 2007 г. N 4.

7. Martens D. Schlusselqualifikation. Thesen zur Schulung eine Moderne Geseltschaft // Verlag W.Kohlhammer. Stuttgard, Berlin, Koln, Mainz, 1974.

8. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

9. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом [Текст] / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, Питер Ройш. - Мн. : Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003. – 270 с.

10. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

11. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

12. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

13. Валеева, Н. Ш. Психология и культура умственного труда [Текст] : учеб. пособие / Н. Ш. Валеева, Н. П. Гончарук. – М. : КНОРУС, 2004. – 240 с.

14. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

15. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Высш. школа, 1984. – 220 с.

16. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

17. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

18. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

19. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.

20. Дронов А.А.Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.

21. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.

22. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

23. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.

24. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.

25. Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии [Текст] / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. - М. : Проспект, 1983. – 60 с.

26. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

27. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

28. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.

29. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

30. Кибанова, А. Я. Управление персоналом [Текст] : учебно-практическое пособие для ВУЗов / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановский, Москва : ВЛАДОС, 1999 . – 170 с.

31. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Астрель : АСТ, 1988. – 270 с.

32. Кобушкин, Н. И. Основы менеджмента [Текст] / Н. И. Кобушкин. – Минск : Юнипресс, 2006. – 280 с.

33. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

34. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью [Текст] / Б. Ливехуд. - Калуга, 1994. – 160 с.

35. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.

36. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

37. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. «Запланированный хаос». Антикапиталистическая ментальность [Текст] / Людвиг фон Мизес. - М. : Академия, 1993. – 230 с.

38. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Академия, 1996. – 120 с.

39. Меркулова, О. С. Психология труда [Текст] / О. С. Меркулова. – М. : Приор-издат, 2006. – 80 с.

40. Мерлин, B. C. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - Пермь, 1977. - 240 с.

41. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

42. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

43. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования [Текст] / Р. Мэй. - М. : Приор-издат, 1994. – 260 с.

44. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

45. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.

46. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.

47. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.

48. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Академия, 1996. – 270 с.

49. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

50. Пряжников, Н. С. Психология элитарности [Текст] / Н. С. Пряжников. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 170 с.

51. Ролз, Дж. Теория справедливости [Текст] / Дж. Ролз. – Новосибирск, 1994. – 270 с.

52. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

53. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - Рига, 1992. – 80 с.

54. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

55. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

56. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

57. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.

58. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М. : Илекса, 1983. – 205 с.

59. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

60. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.

61. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

62. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

63. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.

64. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //h**t://health.best-host.r*.-Саратов,2003

65. Здоровье и образование w*w.valeo.edu.r*

66. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: h**t://w*w.orto.r*/ru/education.shtml

Покупка готовой работы
Тема: «Создание инновационного проекта по внедрению здоровьесберегающих технологий в средней школе на примере МОУ "Яровская средняя школа"»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 101
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика