Дипломная работа
«Создание инновационного проекта по внедрению здоровьесберегающих технологий в средней школе на примере МОУ "Яровская средняя школа"»
- 101 страниц
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОУ ….….7
1.1 Понятие современного здоровьесберегающего образовательного процесса….7
1.2 Требования государственной политики в области здоровьесбережения учащихся массовых школ….15
1.3 Основные условия здоровьесбережения школьников в массовой
школе. …25
1.4 Деятельность руководителя по созданию инновационного проекта здоровьесбережения школьников…36
ГЛАВА II СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В МОУ ЯРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30….47
2.1 Основные характеристики организации…47
2.2 Анализ условий для внедрения инноваций.….51
2.3 Создание инновационного проекта по внедрению здоровьесберегающих технологий….62
Заключение…69
Список литературы….….71
Приложение 1….73
Приложение 2….76
Приложение 3…79
ВВЕДЕНИЕ
Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.
О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25—30% детей приходящих в 1-й класс нашей школы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами — с 1,6 до 2,8%, нарушениями осанки с 19 до 46%. Одна из частых патологий школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30—40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей [5, с. 9]. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Актуальность исследования заключается в том, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.
Задача школы — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.
Если мы хотим достичь цели — направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.
Коллектив школы должен видеть свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.
Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Исследования показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к низкой успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом функционального состояния школьника. Специфика учительского труда состоит в постоянном, длительном взаимодействии с ребенком. Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и уметь прогнозировать результат своего воздействия, оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье обучаемого.
Основное противоречие в продвижении здоровьесберегающего образовательного процесса в средней школе выявлено между необходимостью осуществлять параллельно с учебным процесс психолого-медико-валеологического сопровождения и отсутствием необходимой для этого материально-технической и кадровой базы, а также между сложившимися формами и методами осуществления управленческой деятельности и потребностями в современном управленческом обеспечении инновационных процессов в образовании. Поэтому основной проблемой являтся низкая компетенция субъектов образовательного процесса в вопросах валеологии, недостаточное материальное финансирование инновационных процессов в школе при необходимости их внедрения.
Цель исследования – создание инновационного проекта по совершенствованию системы здоровьесбережения школьников в МОУ Яровской среднеобразовательной школе № 30.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- проанализировать понятие современного здоровьесберегающего образовательного процесса в массовой школе;
- рассмотреть требования государственной политики в области здоровьесбережения учащихся, а также основные условия, направленные на обеспечение данной деятельности;
- проанализировать существующую систему здоровьесбережения в конкретном ОУ и сформулировать направления ее развития;
- разработать инновационный проект по совершенствованию системы здоровьесберереженя для внедрения его в общеобразовательной школе.
Объект исследования – система здоровьесбережения в ОУ.
Предмет исследования – проектирование здоровьесберегающей деятельности в массовой школе.
Методологической основой работы послужили теоретические положения Менчинской Е.А., Смирнова Н.К., Советовой Е.В.
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы, такие как наблюдение, абстрагирование, анализ и синтез, инструкция и дедукция, аналогий, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сделанные выводы могут служить материалом для большой конкретизации понятия здоровьесберегающего образовательного процесса, позволяют наметить новые задачи в изучении этого института и предложить пути их решения.
Полученные выводы и разработанный инновационный проект могут быть использованы в повседневной деятельности в общеобразовательной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье нации является объединяющей национальной идеей, которая может позволить нашей стране быть сильным, процветающим государством, так как за всеми свершениями стоят простые люди, и от их здоровья зависит, какой будет Россия.
Поэтому необходимы разработки инновационных проектов в здравоохранении, образовании, охране окружающей среды, направленных на укрепление здоровья нации и социального самочувствия общества.
В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья школьников. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность учителя, направленная на разрешение этой проблемы
Вот почему перед учителями школ поставлена задача по внедрению в процесс обучения здоровьесберегающих технологий.
В данной работе было проведено исследование теоретических и практических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении, а также разработан инновационный проект для модернизации в Яровской среднеобразовательной школе № 30 Тугулымского района Свердловской области здоровьесберегающих технологий.
Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта - физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.
Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон РФ № 32661 «Об образовании» от 10.07.1992.
2. Федеральный закон № 124-ФЗ (в ред. от 03.06.2009 N 118-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998.
3. Федеральный Закон РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.
4. Федеральный Закон РФ № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000.
5. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства РФ в области образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2008 г. N 243.
6. Положение о порядке проведения экспертизы учебников, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 11 января 2007 г. N 4.
7. Martens D. Schlusselqualifikation. Thesen zur Schulung eine Moderne Geseltschaft // Verlag W.Kohlhammer. Stuttgard, Berlin, Koln, Mainz, 1974.
8. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
9. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом [Текст] / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, Питер Ройш. - Мн. : Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003. – 270 с.
10. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
11. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
12. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
13. Валеева, Н. Ш. Психология и культура умственного труда [Текст] : учеб. пособие / Н. Ш. Валеева, Н. П. Гончарук. – М. : КНОРУС, 2004. – 240 с.
14. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
15. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Высш. школа, 1984. – 220 с.
16. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
17. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
18. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
19. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
20. Дронов А.А.Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.
21. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с.
22. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
23. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.
24. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
25. Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии [Текст] / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. - М. : Проспект, 1983. – 60 с.
26. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
27. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
28. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
29. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
30. Кибанова, А. Я. Управление персоналом [Текст] : учебно-практическое пособие для ВУЗов / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановский, Москва : ВЛАДОС, 1999 . – 170 с.
31. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Астрель : АСТ, 1988. – 270 с.
32. Кобушкин, Н. И. Основы менеджмента [Текст] / Н. И. Кобушкин. – Минск : Юнипресс, 2006. – 280 с.
33. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
34. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью [Текст] / Б. Ливехуд. - Калуга, 1994. – 160 с.
35. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.
36. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
37. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. «Запланированный хаос». Антикапиталистическая ментальность [Текст] / Людвиг фон Мизес. - М. : Академия, 1993. – 230 с.
38. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Академия, 1996. – 120 с.
39. Меркулова, О. С. Психология труда [Текст] / О. С. Меркулова. – М. : Приор-издат, 2006. – 80 с.
40. Мерлин, B. C. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - Пермь, 1977. - 240 с.
41. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
42. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.
43. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования [Текст] / Р. Мэй. - М. : Приор-издат, 1994. – 260 с.
44. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
45. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.
46. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.
47. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
48. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Академия, 1996. – 270 с.
49. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
50. Пряжников, Н. С. Психология элитарности [Текст] / Н. С. Пряжников. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 170 с.
51. Ролз, Дж. Теория справедливости [Текст] / Дж. Ролз. – Новосибирск, 1994. – 270 с.
52. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
53. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - Рига, 1992. – 80 с.
54. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
55. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
56. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.
57. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.
58. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М. : Илекса, 1983. – 205 с.
59. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
60. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.
61. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.
62. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.
63. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
64. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //h**t://health.best-host.r*.-Саратов,2003
65. Здоровье и образование w*w.valeo.edu.r*
66. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: h**t://w*w.orto.r*/ru/education.shtml
Тема: | «Создание инновационного проекта по внедрению здоровьесберегающих технологий в средней школе на примере МОУ "Яровская средняя школа"» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 101 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Реализация межпредметных связей в курсе информатики
ВКР:
Формирование лингвистических компетенций на основе языковых игр
Дипломная работа:
Управление запасами в розничной торговле
Дипломная работа:
Сравнительный анализ использования композиционного повтора в немецкоязычной и англоязычной прозе
Дипломная работа:
Проект мероприятий по совершенствованию маркетинговых исследований в ресторанном бизнесе на примере ООО «Скорпион» кафе «Буратино»