Дипломная работа

«Адаптация детей дошкольного возраста к условиям школы»

  • 53 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ

1.1 Характеристика понятия "адаптация" и ее классификация…. 7

1.2 Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…. 12

1.3 Условия организации адаптации дошкольников к школе педагогами…. 22

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОУ № 22 «УЛЫБКА»

г. ТУЙМАЗЫ К ШКОЛЕ

2.1 Описание и обоснование методов исследования…. 26

2.2 Обработка и анализ полученных результатов… 32

2.3 Выводы по результатам анализа и рекомендации по педагогической организации адаптации дошкольников к школе….

41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 49

ПРИЛОЖЕНИЯ…. 52

Введение

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью.

Решение проблемы психологической подготовки дошкольников к учебной деятельности требует от педагогов и воспитателей осознания необходимости соблюдения психолого-педагогических условий, обеспечивающих как успешное развитие психических процессов, так и адаптацию учащихся к школе.

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По данным современных исследований от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности адаптации к условиям школьного обучения (в зависимости от типа школы). Анализ литературы по данной теме позволяет резюмировать, что в последние годы значительное внимание уделяется исследованию проблем, возникающих у детей в связи с началом обучения в школе и ведущих к школьной дезадаптации.

Проблема подготовки детей к школе рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными (Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Л.И.Божович, М.И.Лисина, Г.И.Капчеля, Е.О.Смирнова, А.М.Леушина, Л.Е.Журова, Н.С.Денисенкова, Р.С.Буре, К.А.Климова, Э.В.Штиммер и др.). Они уделяли пристальное внимание формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе или предусмотренных программой обучения начальной школы. Л.А.Венгер, Е.Л.Агеева, В.В.Холмовская изучали возможности целенаправленного руководства формированием познавательных способностей в дошкольном детстве. М.И.Лисина, Е.Е.Кравцова, Г.И.Капчеля, Е.О.Смирнова изучали данную проблему в связи с особенностями общения. Темой работ Р.С.Буре, К.А.Климовой было формирование "широких социальных" мотивов. Н.С.Денисенкова исследовала познавательную направленность на занятиях. Изучению уровня вербальной и невербальной активности, познавательной направленности на занятиях посвящены работы Э.В.Штиммера.

Объектом исследования является адаптация детей дошкольного возраста к школе.

Предметом исследования являются педагогические условия организации адаптации детей дошкольного возраста к школе.

Цель исследования — теоретическое обоснование необходимости такого изменения существующего подхода к психологической подготовке дошкольников, которое позволит педагогическим работникам, ныне осуществляющим только дидактическую подготовку, обеспечивать успешность адаптации детей в зависимости от их личностных особенностей.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование модифицированной программы по психологической подготовке дошкольников к учебной деятельности будет способствовать повышению уровня адаптированности учащихся к школе, если:

внедрение программы по психологической подготовке к учебной деятельности будет сочетаться с развитием познавательных процессов (внимание, мышление, память, восприятие, речь);

самостоятельное усвоение знаний будет происходить в процессе игровой деятельности дошкольников, организуемой педагогом;

развитие психических процессов будет базироваться на вызываемой педагогом активности ребенка.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Определить на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований основные подходы к адаптации дошкольников к школе.

2. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности дошкольников к обучению в образовательном учреждении.

3. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса условий, позитивно влияющих на формирование у детей готовности к школе.

4. Подготовить рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме исследования.

Новизна исследования:

определены сущность и содержание подходов к психологической подготовке дошкольников к школе;

осуществлена модификация программы по психологической подготовке дошкольников к учебной деятельности для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов;

выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную адаптацию дошкольников к школе (личностные особенности дошкольников, наличие модифицированной программы для психологической подготовки к учебной деятельности).

Теоретическая значимость. Результаты исследования расширят научное представление о возможностях социализации первоклассников в школе в результате направленной психологической подготовки; позволят повысить теоретическую подготовку будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов по организации и проведению психологической подготовки дошкольников к учебной деятельности. Установленная зависимость адаптации учащихся от их личностных особенностей позволит изменить подходы к пониманию закономерностей, связанных с психологической подготовкой дошкольников к учебной деятельности. Полученные данные могут лечь в основу теории и практики психологической подготовки будущих первоклассников к школе.

Заключение

В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Разработанная с этой целью программа может быть использована и в детском саду.

Социально – психологическая готовность включает сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться). Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: использование программы по психологической подготовке дошкольников к учебной деятельности будет способствовать повышению уровня адаптированности учащихся к школе, также у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение с детьми воспитывающими дома более развиты такие компоненты социально – психологической готовности к школе, как: адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками. О чем свидетельствуют результаты практического исследования.

Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Оптимального уровня готовности к школе может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.

В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые, работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в целом получила экспериментальное подтверждение. Цель, поставленная в нашем исследовании, достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.

2. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.-432с

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с.

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 159 с.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.

7. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.

9. Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 1008 с.

10. Голенкова, И. В. Педагогические условия социальной адаптации дошкольников в условиях групп кратковременного пребывания / И. В. Голенкова// Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2008. - №1 ( 25) - С. 59-63

11. Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога / Сост.: М.Н. Кабанова. – С.-Пб.: Нева, 2003. – 224 с.

12. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинквская. – М.: Гардарики, 2009. – 408 с.

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.

14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 264с.

15. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

16. Дъяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологический словарь – справочник. – М.: АСТ, 2001. – 576 с.

17. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Изд. 3-е. Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

18. Ковалева Е.С. Готовим ребенка к школе: Развивающие упражнения: Игры творческие задания: Психологические тесты/ Е.С. Ковалева, Е.И. Синицына. - М.:Лист-Нью:Вече:Каро,2007. - 256 с.

19. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – С.-Пб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с.

20. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., Знание, 1987. – 80 с.

21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

22. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2009. – 336 с.

23. Лаврик И. П. Готов к обучению в школе-М.: издательство Общегуманитарных исследований, 2004 г.-140с.

24. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2008. — 76 с.

25. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб.: Питер, 2002. – 592 с.

Примечания

есть приложения-результаты методик

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика