Курсовая работа
«Особенностей формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
- 45 страниц
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей
старшего дошкольного возраста….
1.1. Понятие самооценки как психологической категории….….
1.2.Особенности развития личности у детей старшего
дошкольного возраста….
1.3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста…
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования
самооценки у детей старшего дошкольного возраста…
2.1. Описание и обоснование методов исследования….
2.2. Обработка и анализ результатов исследования …
2.3. Рекомендации по повышению самооценки у детей
старшего дошкольного возраста….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЯ…
Самооценка - важный компонент развивающейся личности (в частности, ее самосознания). При неправильном формировании самооценки личностное развитие идет по неблагоприятному пути: возникают эмоциональные и поведенческие отклонения. Они — причина формирования неуверенности.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Многие ведущие психологи (Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина и др.) полагают, что период дошкольного детства особенно сензитивен для развития позитивного и реалистичного образа Я человека, активности, уверенности в себе. В это время важно сформировать общую положительную самооценку дошкольника, обеспечив условия для нормального психического развития и принятия себя.
Завышенная самооценка возникает под влиянием позитивного оценивания ребенка окружающими и, в первую очередь, родителями, в большинстве случаев считающими его самоценным. Такие факторы, как авторитарность воспитывающих дошкольника взрослых, агрессивность и жестокость со стороны некоторых родителей и сверстников формируют заниженную самооценку.
Дошкольники более объективны, чем родители, в оценке своих сверстников со стороны личностных качеств и успешности различных имеющих место в детском саду видов деятельности. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другие. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
Целью курсовой работы является - выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. В основу исследования легло предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.
Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать особенности самооценки и Я-концепции как определяющего компонента развития личности у детей старшего дошкольного возраста;
- провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме;
- выявить особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста на примере детского сада;
- описать и обосновать методы исследования;
- обработать и проанализировать результаты исследования;
- сделать выводы и дать рекомендации по формированию оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воспитанники старшей группы детского сада.
Предмет исследования - процесс развития самооценки старшими дошкольниками.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, изучение оценочных отношений в группе детского сада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым подвести общие итоги.
Первые попытки изучения самооценки были предприняты в зарубежной психологии – У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение».
Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение самооценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.
Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка.
У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека
В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка, ее особенности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2006. – №.2. – С.116 – 126.
2. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.-432с
3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинквская. – М.: Гардарики, 2009. – 408 с.
4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 264с.
5. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2008.-130с.
6. Краткий психологический словарь./Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат., 1985. – с. 343.
7. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2009. – 336 с.
8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 .- М.: ВЛАДОС, 2000.- Т. 2.: Психология образования.- 608с.
9. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.-345с.
10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 442с.
11. Общая психология // под ред. Маклакова А.Г. – СПб.: Питер, 2003.-700с
12. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 336 с.
13. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2007. – 585 с.
14. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 1996.- 336 с.
15. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М., 2003.-23с.
16. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004. – 308 с.
17. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005. – 410 с.
18. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие– СПб., 2004.-214с.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 1999.- 640с.
20. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.
21. Социальная психология / Под ред. Сухова А.Н., Деркач А.А. - М., 2001. - 238 с.
22. Третьяков П.И., Белая К.Ю.Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам./П.И. Третьяков, К.Ю. Белая.– М,: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.
имеются приложения
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование возможностей метода проектов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Дипломная работа:
Формирование первичных представлений о народах мира средствами интерактивных игр у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Предметно-развивающая среда как условие формирования ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста