Дипломная работа
«Совершенствование управления оборотным капиталом оао «башкирэнерго»
- 75 страниц
ВВЕДЕНИЕ….
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ….
1.1 Понятие оборотного капитала, его классификация, состав и структура….
1.2 Политика управления оборотным капиталом предприятия….
1.3 Анализ как метод контроля использования оборотных средств….
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ОАО «БАШКИРЭНЕРГО»….
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «БАШКИРЭНЕРГО»….
2.2 Анализ динамики состава и структуры оборотного капитала ….
2.3 Оценка эффективности управления оборотным капиталом.
2.4 Анализ источников формирования оборотного капитала…
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ОАО «БАШКИРЭНЕРГО»…
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления оборотным капиталом предприятия….
3.2. Оптимизация денежного остатка (модель Баумоля)….
3.3 Оптимизация запасов товарно-материальных ценностей….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Важной составной частью системы финансового менеджмента предприятий был и остается механизм управления оборотными активами. Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку это постоянный, ежедневный и непрерывный процесс.
Управление оборотным капиталом составляет наиболее обширную часть финансового менеджмента во всей системе управления использованием капитала предприятия. Важность проявляется высокой динамикой трансформации видов оборотного капитала; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и др. целевых результатов финансовой деятельности предприятия.
Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития экономики. В условиях социально – экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе финансового менеджера занимает управление оборотными средствами, т.к. именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно – коммерческих операций предприятия. В конечном итоге, рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики, а также при наличии жесткой конкуренции на рынке для эффективного развития и поддержания финансовой устойчивости предприятию необходимо разрабатывать и проводить политику управления имуществом и капиталом предприятия, что особенно важно в сложившихся условиях продолжающегося финансового кризиса.
В современных условиях эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Оптимальная обеспеченность оборотными средствами ведет к улучшению финансовых показателей, к минимизации затрат, к ритмичности и слаженности работы предприятия.
Таким образом, важной проблемой является формирование эффективной политики управления оборотным капиталом. Существует ряд фундаментальных работ отечественных авторов, внесших существенный вклад в развитие этого вопроса: Бланка И.А., Бородиной Е.И., Балабанова И.Т., Ковалева В.В., Ефимовой О.В. Б.Т. Кузнецова и других. Но на наш взгляд наиболее полное определение политики управления оборотным капиталом привели Давыдова Л.В. и Ильминская С.А., подчеркнув, что «основной целью …политики является определение объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия ».
Целью данной работы является оценка состояния и эффективности использования оборотного капитала, а также разработка рекомендаций по совершенствованию политики управления оборотным капиталом.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
1) дать экономическую характеристику оборотному капиталу;
2) рассмотреть, как осуществляется управление оборотными средствами в процессе производственного и финансового циклов;
3) проанализировать состояние и эффективность использования оборотного капитала ОАО «Башкирэнерго»;
4) определить политику комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
4) предложить рекомендации, способствующие рациональному размещению и эффективному управлению оборотного капитала ОАО «Башкирэнерго».
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «Башкирэнерго»
Предметом исследования является политика управления оборотным капиталом на предприятии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют классические и современные труды отечественных и зарубежных экономистов в области управления оборотным капиталом, законодательные акты и нормативные материалы.
В рамках системного подхода применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования; в практической части исследования использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического и анализа.
Выдвигаемые в дипломной работе выводы могут использоваться при выработке научно обоснованных решений относительно политики управления оборотным капиталом предприятий.
Проблема эффективности использования оборотных средств обострилась в нашей стране в период перехода к рыночным отношениям. В силу как внешних, так и внутренних факторов произошло серьезное ухудшение состояния оборотных средств. Нарушение их кругооборота способствовало появлению дефицита собственных оборотных средств, проявляющегося в финансовой неустойчивости предприятий. Инфляционные условия хозяйствования еще более усугубляют положение предприятия, приводя к невозможности сбалансировать потребность в оборотных средствах с реальными источниками их финансирования. Возникновение дефицита собственных оборотных средств особенно сильно отразилось на эффективности функционирования предприятий с сезонным характером производства, в том числе сахарных заводах. В этих условиях повышение эффективности использования оборотных средств является приоритетным направлением решения проблемы дефицита собственных оборотных средств, укрепления устойчивости функционирования предприятия в рыночной среде.
Политика управления основным капиталом предприятия строится на основе особенностей цикла
стоимостного кругооборота внеоборотных активов. Ее основная цель заключается в обеспечении свое-
временного обновления и повышении эффективности использования внеоборотных активов, что может
быть реализовано в виде мероприятий, способствующих сокращению потребности в объеме источников
их покрытия и повышению темпов экономического развития предприятия.
Политика управления оборотным капиталом должна быть основана на взаимосвязи и взаимозави-
симости его структурных элементов, поскольку запасы, денежные средства и дебиторская задолжен-
ность в процессе кругооборота капитала взаимно влияют друг на друга. С учетом такого комплексного
подхода алгоритм эффективного управления оборотным капиталом включает четыре последовательных
этапа принятия менеджмент-решений: 1) анализ состояния и структуры оборотного капитала;
2) оптимизация его размера; 3) обеспечение его эффективного использования; 4) построение эффектив-
ных систем контроля.
Для управления оборотным капиталом существует множество моделей. Для управления денежными
средствами разработана модель Баумоля, а в качестве ее модификации создан компромиссный вариант
– модель Миллера-Орра. При управлении запасами наиболее распространена модель определения оп-
тимального размера заказа и ее модификации. Формализованное представление взаимосвязи заемных
средств и средств, отвлекаемых в расчеты, находит отражение в работах В.В. Нитецкого и
А.А. Гаврилова. Не умаляя значения данных разработок, следует признать, что использование таких
моделей предполагает только стабильные условия хозяйствования, а затраты по их реализации слишком
высоки. Кроме того, некоторые модели весьма трудны в использовании в силу сложности экономиче-
ской интерпретации. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к управлению
оборотным капиталом на базе системно-целостного подхода.
Так как основной u1080 и оборотный капитал отличаются по своей сущности и функциональной роли в
процессе производства, целесообразен дифференцированный подход к источникам покрытия.
Финансирование основного капитала возможно как за счет собственных средств, так и за счет соб-
ственных и долгосрочных заемных. Основными видами долгосрочного кредитования являются проект-
ные кредиты, ипотечные кредиты и кредитные линии. В процессе управления финансированием от-
дельных видов основного капитала промышленного предприятия одной из наиболее сложных задач яв-
ляется выбор альтернативного варианта – приобретение внеоборотных активов в собственность или их
аренда. В этом случае критерием принятия управленческих решений является как сравнение суммарных
потоков платежей при различных формах финансирования основного капитала, так и оценка преиму-
ществ и недостатков лизинга для данного предприятия.
Основными источниками средств, необходимых для финансирования оборотного капитала, являют-
ся собственные средства и кредитные ресурсы, которые наиболее часто привлекаются в виде коммерче-
ского и банковского кредита на краткосрочной основе.
Эффективное управление оборотными средствами хозяйствующего субъекта возможно на основе объективной оценки состояния и достигнутого уровня в использовании оборотных средств. Объективность оценки состояния и использования оборотных средств определяется наличием достоверной информации о состоянии оборотных средств, применением адекватных сложившимся условиям хозяйствования методов расчета показателей и критериев оценки достигнутого результата в уровне их использования.
На ОАО «Башкирэнерго» наблюдается рост коэффициента оборачиваемости в конце 2006 года на 0,92, что является положительным фактором для предприятия. Таким образом, коэффициент оборачиваемости оборотного капитала составил в 2006 году 2,085. Он находится в прямой зависимости от продолжительности одного оборота оборотного капитала. В нашем примере наблюдается, сокращение продолжительности одного оборота оборотного капитала на 137,758 дней в конце 2006 года и составило 171,167 дней. Значительно уменьшилась продолжительность нахождения капитала в запасах на 98,95 дня, что свидетельствует о сокращении производственного цикла. Также сократилась продолжительность оборота дебиторской задолженности на 32,46 дней, денежной наличности на 0,11. В связи с ускорением оборачиваемости оборотного капитала предприятие высвободило из оборота средств на сумму 31102 тыс.руб. и дополнительно получило прибыли в сумме 3944,5 тыс.руб.
Факторами, обеспечивающими ускорение оборачиваемости оборотных средств, являются: внедрение и полное использование новой техники, совершенствование технологии и организации производства, улучшения материально – технического снабжения, своевременная реализация готовой продукции. Проанализировав использование материальных ресурсов на ОАО «Башкирэнерго» можно сделать следующие выводы:
- поставки сырья на комбинат производятся нерегулярно, так как у изучаемого предприятия тяжелое финансовое состояние
- следствием первого пункта является поставка материалов невысокого качества
- материалы используются неэкономно, потому, что устаревшее оборудование, недостаточное количество квалифицированных работников.
Таким образом, необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества. Уменьшить расход сырья на производстве единицы продукции можно путем упрощения конструкции, совершенствования техники и технологии производства, заготовки, более качественного сырья и уменьшения его потерь во время хранения и перевозки, недопущения брака. сокращения до минимума отходов, повышение квалификации работников и т.д. По результатам анализа следует выработать тактическую и стратегическую политику в области ресурсосбережения, направленную на повышение эффективности Поскольку продукция ОАО «Башкирэнего» имеет специфичный характер, то для сокращения объемов продукции, не оплаченной в срок, необходимо, по возможности, не использовать продажу продукции в кредит, а применять гибкую систему скидок, например, при 100 % предоплате продукции можно предоставлять покупателям скидки до 10 %. Естественно, в современных условиях хозяйствования товарный кредит необходим как для покупателя, как и для продавца. В первом случае он дает возможность покупателю некоторое время воспользоваться теми средствами, которые должны быть выплачены продавцу, во втором - продавец имеет выгоду за счет экономии на хранении готовой продукции на складах, а также когда пытается занять большую долю рынка. Для ОАО «Башкирэнего» продажа продукции в кредит должна иметь место в случае платежеспособности и надежности покупателей, для чего необходимо постоянно следить за их финансовым состоянием. Увеличению объемов продаж способствует применение системы скидок. Кроме вышеназванной скидки при 100 % предоплате продукции, ОАО «Башкирэнего» может применять для покупателей, закупающих продукцию в больших объемах, скидку в 7 %. Для посредников, реализующих продукцию завода, можно предложить функциональную скидку в размере 5 %.
Ускорить оборачиваемость готовой продукции можно путем проведения более эффективной маркетинговой политики. Предприятие должно постоянно следить за конъюнктурой рынка, искать новые рынки сбыта при сохранении уже устоявшихся связей. Синтез специальной литературы показал, что основными каналами сбыта являются: прямые поставки покупателю, собственная сбытовая сеть с фирменными магазинами, дист-рибьюторство, реализация через посредническую сеть и др. Для промышленного предприятия более приемлемым каналом распределения продукции выступает реализация через региональные сети дистрибьюторов и прямые контакты с покупателями. Наиболее эффективным для увеличения объемов продаж является наличие дифференцированных каналов сбыта. Успешную реализацию продукции можно обеспечить, привлекая новых клиентов, не теряя при этом "старых".
Анализ проводимых ОАО «Башкирэнего» маркетинговых исследований показал, что с целью укрепления репутации предприятия, улучшения его экономического положения, удовлетворения покупательского спроса и привлечения новых покупателей, необходимо производить модифицированные изделия, т.е. новую продукцию или продукцию, обладающую новыми качественными характеристиками.
Обобщение результатов теоретических исследований и практических наработок позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конкурентоспособности на анализируемом предприятии целесообразно использовать стратегию дифференциации продукции, которую можно реализовать посредством усовершенствования системы качества.
Для обеспечения качества требуется:
1 материальная база соответствующего уровня (качественные материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания и сооружения, транспорт);
2 квалифицированный персонал, который заинтересован в результатах своей работы;
3 хорошо скоординированная организационная структура предприятия.
Одним из условий повышения цены является поиск более выгодных рынков сбыта путем привлечения новых покупателей. В данном случае ОАО «Башкирэнего» может осуществить следующие мероприятия:
6) рассылка рекламно-информационных материалов о заводе;
7) рассылка коммерческих предложений с подробным описанием характеристик выпускаемой продукции;
8) проведение презентаций оборудования, выпускаемого предприятием;
9) рассылка или вручение буклетов и каталогов;
10) создание сайта ОАО «Башкирэнего» в сети Интернет.
Реализация перечисленных мер и дальнейшая дифференциация каналов сбыта относительно конкретных покупателей может способствовать повышению цены предприятием на выпускаемую продукцию. При расширении рынка сбыта основой конкурентоспособности ОАО «Башкирэнего» и одним из его преимуществ становится усовершенствование системы качества.
Таким образом, цена на продукцию завода на уровне 4,2 млн. р. является обоснованной вследствие неэластичного характера спроса на выпускаемую продукцию и отсутствия высококачественных заменителей продукции на рынке.
На наш взгляд, улучшение качества и, как следствие, установление более высокой цены на продукцию, укрепление позиции ОАО «Башкирэнего» на рынке и увеличение объема заказов на изготовление за счет привлечения новых покупателей будет способствовать росту объема выпускаемой продукции. Как показали расчеты, с ростом выпуска более качественной продукции выручка от реализации может возрасти на 25,2 %.
Еще одним резервом роста суммы прибыли служит снижение себестоимости товарной продукции. Как показало проведенное исследование, для повышения рентабельности оборотного капитала на ОАО «Башкирэнего» необходимо сократить долю затрат на изготовление продукции в выручке на 4,7 %. По нашим расчетам, при увеличении выручки от реализации на 25,2 %, затраты необходимо увеличить лишь на 18,2 %.
Резервами снижения затрат на рубль продукции на данном предприятии являются:
- сокращение расхода основных и вспомогательных материалов, энергетических ресурсов в соответствии с требованиями стандартов качества, заключающихся в экономичности и рациональности, что
можно обеспечить путем применения малоотходных технологий, ликвидации потерь и брака материалов, а также за счет модернизации оборудования;
- сокращение транспортно-заготовительных расходов путем применения прогрессивных форм материально-технического снабжения, замены дорогостоящих покупных изделий и полуфабрикатов продукцией собственного производства;
- минимизация брака продукции за счет увеличения материальной ответственности за брак и внедрения систем поощрения.
Наряду с вышеперечисленными средствами реализации предлагаемой модели, возникает необходимость осуществления мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотного капитала в 1,13 раза. Факторный анализ показал, как рост данного показателя способен повлиять на основные результаты деятельности рассматриваемого нами предприятия: рост прибыли составит 10 732,4 тыс. р., увеличение выручки - 76 660,0 тыс. р., при этом может высвободится 19 653 тыс. р.
На наш взгляд, резервами ускорения оборачиваемость оборотного капитала ОАО «Башкирэнего» могут стать следующие факторы:
- в сфере производства - использование усовершенствованных технологий, автоматизация производственных процессов, установление четких договорных условий поставок сырья и материалов и условий их выполнения;
- в сфере обращения - ускорение процесса отгрузки продукции, своевременное оформление расчетных документов, применение прогрессивных форм расчетов, систематическое наблюдение за соот
ношением дебиторской и кредиторской задолженности.
Помимо перечисленных выше мероприятий, являющихся частью механизма повышения эффективности управления оборотным капиталом, особое значение приобретает поиск источников его финансирования и соотношения между ними. Нами было определено, что для реализации модели максимизации рентабельности оборотного капитала необходимо дополнительное финансирование в виде:
- увеличения заемного капитала на 12 %;
- увеличения собственных источников на 19,2 %.
Как показывает практика, основным источником привлечения заемных средств являются краткосрочные кредиты банка. Мы установили, что предприятию целесообразно привлекать кредит не более чем под 19 % годовых. Кредиты банка как заемные средства обычно используются более эффективно, чем собственные оборотные средства, так как совершают более быстрый кругооборот, имеют целевое назначение и выдаются на строго обусловленный срок. Это становится стимулом для ОАО «Башкирэнего» постоянно следить за движением кредитных средств и результативностью их использования.
Кроме того, для исследуемого предприятия одним из источников привлечения заемного капитала могла бы служить кредиторская задолженность. Подобное привлечение в пределах действующих сроков оплаты счетов и обязательств носит закономерный характер. Но у ОАО «Башкирэнего» в 2006 г. сумма просроченной задолженности перед поставщиками составляла 4810 тыс. р., что в общем объеме составляет 10 %. Таким образом, предприятию, прежде всего, необходимо погасить долги.
В качестве источника привлечения собственных средств при реализации предложенной модели, можно использовать прибыль. За 2006 г. нераспределенная прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия составила 38779 тыс. р. Даже если часть прибыли направить на осуществление мероприятий, способствующих внедрению механизма эффективного управления оборотным капиталом, то потребность в собственных средствах будет удовлетворена.
Также на увеличение собственных средств предприятия можно использовать устойчивые пассивы, приравненные к собственным средствам. ОАО «Башкирэнего» может привлечь минимальную переходящую задолженность по оплате труда работникам предприятия в размере 15 471 р.; средства, поступающие в виде предоплаты за продукцию и др.
Таким образом, применяя перечисленные собственные и заемные источники финансирования, ОАО «Башкирэнего» сможет обеспечить полный комплекс мероприятий по повышению эффективности управления оборотным капиталом.
Одним из элементов механизма управления оборотным капиталом является ресурсная составляющая, т.е. материально-технические, финансовые, институциональные, информационные и другие ресурсы, при использовании которых реализуется возможность максимизации рентабельности оборотного капитала.
Работая на динамичных и неопределенных рынках, предприятию зачастую приходится оперативно принимать решения, учитывать многочисленные нюансы и детали. В таких условиях становится особенно важной степень квалификации и профессионализм как управленческого персонала, так и рядовых сотрудников. Координация управленческих, производственных и финансовых функций, а также их адаптация к ситуации на рынке обеспечивается только эффективно функционирующей организационной структурой предприятия. Следовательно, для эффективного функционирования разработанной нами модели максимизации рентабельности оборотного капитала возникает необходимость разработки комплекса мероприятий организационного характера.
Выполнение предложенных в работе мероприятий позволило значительно повысить эффективность использования оборотных средств предприятия и улучшить, в конечном счете, его финансовое состояние.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. - «Российская газета», 25 декабря
1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля,17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.(извлечение).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г.№ 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января,5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа,27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г.) (извлечение).
4. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998г.), (с изм. и доп. от 28.03.02).
5. Федеральный закон от 26.12.1995г. № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
6. Баканов М.И. Теория экономического анализа. Учебник для вузов. / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет Под ред. М. И. Баканова/ - М.: Финансы и статистика. 2009. – 535 с.
7. Банк В. Р., Банк С. В., Тараскина А. В. Финансовый анализ. - М.: "Проспект", 2008. - 344 с.
8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Т.Б. Бердникова – М: ИФРА-М, 2010. – 215 с.
9. Болотнов Д.М. Управление оборотным капиталом: взгляд со стороны информационных технологий/
10. Большаков С.В. Финансы предприятия: теория и практика. Учебник. - М.: Книжный мир, 2008. – 617 с.
11. Бочаров В.В. Финансовый анализ. - С.-Пб.: Питер, 2008.
12. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - с. 199.
13. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / М.М. Глазов – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2009. – 448 с.
14. Горфингель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.: ЮНИТИ – 2009. - 718 с.
15. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: МИК, 2007. – 345с.
16. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2007. – 336 с.
17. Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2008. – 224с.
18. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 414 с.
19. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях. – М.: ИТК Дашков и К - 2009 – 368 с.
20. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – М.: ООО «ТК Велби», 2009. – 424 с.
21. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 768 с.
22. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2008. – 424 с.
23. Киселев М.В. Анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Изд-во «АиН», 2001 Г. – 88 с.
24. Климова Н.В. Направления совершенствования методики анализа состояния и эффективности использования основных средств // Экономический анализ: теория и практика. – 2008, № 6. – с.23-30.
25. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. – М.: ДиС, 2006. – 384 с.
26. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. – 520 с.
27. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: ТК Велби, 2008. - 264с.
28. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2009.–354 с.
29. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко – М.: ИФРА-М, 2008. – 320 с.
30. Мануйлов А.В., Хайруллина М.В. Эффективность использования оборотных средств как фактор конкурентоспособности кооперативного опта; Учебно-практическое пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006 - 187 с.
31. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: Приор, 2006. – 321 с.
32. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках // Аудиторские ведомости. – 2008, № 6. – с.61-71.
33. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высш. школа, 2005. – 512 с.
34. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 623 с.
35. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2008. - 269с.
36. Попова Л.В., Головина Т.А., Маслова И.А. Современный управленческий анализ: Теория и практика контроллинга. – М.: ДИС – 2009. - 271 с.
37. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный бухучет. – 2007. - № 9. – с. 15 – 18.
38. Пястолов С.М. Анализ финансово – хозяйственной деятельности: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 336 с.
39. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов, экономистов и преподавателей / С.М. Пястолов – М.: Академический Проспект, 2002. – 573 с.
40. Практикум по финансовому менеджменту / Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2008. – 140 с.
41. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 344 с.
42. Сафонов А.А. Теория экономического анализа. – Владивосток: ВГУЭС, 2008. – 311 с.
43. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.
44. Тупицын А.Л. Управление оборотными активами торгового предприятия // Новосибирск, 2007.- 100с.
45. Уткин Э.А. Финансовое управление. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 307с.
46. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2007. – 656 с.
47. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 408 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование управления оборотным капиталом организации на примере ООО кислородная компания О2
Курсовая работа:
Управление оборотным капиталом предприятия
Дипломная работа:
Пути совершенствования управления оборотным капиталом организации
Дипломная работа:
Управление оборотным капиталом и ликвидностью на примере ООО Элми
Дипломная работа:
Управление оборотным капиталом (на примере судостроительного завода)