Курсовая работа

«Управление образованием»

  • 32 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ….5

1.1. Понятие и система образования в РФ…5

1.2. Государственная политика в сфере образования….8

ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….13

2.1. Система и основные принципы управления образованием в РФ….13

2.2. Органы управления образованием в РФ….19

2.3. Компетенция органов управления образованием….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….31

Введение

В настоящее время большинство россиян учатся. Только в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 21 млн. детей.

Система образования России затрагивает каждого из нас. Прошло более пятнадцати лет с 1992 г. со дня выхода в свет Закона РФ «Об образовании». В 1996 г. появилась вторая редакция Закона, в котором была изменена каждая вторая статья.

Закон регулирует широкий круг правоотношений в сфере образования: права и обязанности обучающихся, их родителей, работников образовательных учреждений, а также управление образованием.

За время, прошедшее после принятия указанного Закона, появились новые федеральные законы, десятки правовых нормативных актов, конкретизирующих и уточняющих его положения.

Следует также отметить, что в 1997 г. в стране начался новый этап реформирования системы образования. В этот период особое значение приобретает соблюдение всеми образовательными учреждениями законодательства об образовании.

Существенным дефектом управления процессами развития образования в регионах Российской Федерации и отдельных муниципалитетах является неразработанность механизма оценки результатов осуществляемых преобразований.

Отсутствует информация о результативности реализации государственной политики в области образования в разрезе субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов, не разработаны и не применяются индикаторы, ориентирующие деятельность органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на реализацию приоритетов государственной политики в области модернизации управления образованием.

Подобная ситуация порождает отсутствие ответственности за результаты проводимой образовательной политики. Проблематичным оказывается решение задачи, поставленной в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: в основу финансирования системы образования должен быть положен принцип управления по результатам.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод об актуальности выбранной темы.

Цель курсовой работы – рассмотреть правовые основы регулирования управления образованием.

Поставленная в работе цель обусловила задачи, а именно:

-рассмотреть организационно-правовую систему управления образованием;

- рассмотреть систему органов управления образованием;

-проанализировать деятельность органов управления в сфере образования.

Объект исследования в курсовой работе – управление образованием в Российской Федерации.

Предмет исследования в курсовой работе – система органов управления образованием в РФ.

Теоретической основой курсовой работы явились труды отечественных ученых и нормативно-правовые акты по теме исследования.

Заключение

Сравнительно недавно был принят федеральный закон «Об автономных учреждениях» [3], в котором законодатель усиливает позицию государства и его органов в управлении системы образованием.

Закон об образовании - это Федеральный закон, принятый по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Он содержит основные нормы, регулирующие образовательные отношения. Важной задачей Закона является регламентация управления образованием.

Система образования России содержит огромный потенциал развития, который целесообразно использовать как можно полнее. Имеется в виду использование опыта, знаний, научных наработок работников системы образования, образовательных учреждений.

Основной целью дальнейшего реформирования управления образованием является создание эффективной системы управления, обеспечивающей развитие взаимодействия государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют соответствующие министерства, комитеты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, но осуществляется с учетом региональных масштабов и особенностей деятельности.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Кроме того, образовательным учреждениям во всех регионах целесообразно создавать общественно - политические объединения для реализации своего права на управление и образованием, и обществом, участвовать в политических отношениях, в рамках которых принимаются основополагающие решения в сфере образования.

Данный нормативный акт вызвал неоднозначную реакцию, что свидетельствует о необходимость его совершенствования и дальнейшей проработки.

Так, нельзя не согласиться с С.В. Барабановой [8], которая отмечает, что «новый закон существенно уменьшает степень самостоятельности образовательных учреждений, но без соответствующего увеличения государственных гарантий в обеспечении жизнедеятельности, прежде всего, в связи с появлением наблюдательного совета». Причем в состав наблюдательного совета не могут входить ректор и проректоры, и лишь 1/3 представителей работников автономного учреждения являются членами указанного органа. Ряд серьезных противоречий закона анализирует О.В. Кожевников [10], отмечая важность и необходимость правового регулирования некоммерческих организаций, все же акцентирует внимание на дефектах законодательства, которые противоречат назначению норм права.

Хотелось бы подчеркнуть ниже перечисленные моменты.

Все участники общественных отношений в сфере образования испытывают необходимость в получении достоверной и актуальной информации о состоянии образования в том или ином образовательном учреждении и, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они обладают правом получать эту информацию. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» п.п. 10, 11, 12 ст. 2 обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности. Хотя, как отмечает С.В. Барабанова, публичная отчетность ставит в неравное положение автономное учреждение с другими участниками рыночных отношений.

И немаловажная позиция нового закона в ст.2, которая предоставляет вузам финансово-хозяйственную самостоятельность, а именно автономное учреждение может привлекать средства за счет своей деятельности наряду с бюджетными.

Таким образом, не вызывает сомнения, что главной гарантией устойчивого развития экономики и социума остается проведение эффективной государственной политики сотрудничества с субъектами гражданского общества, выполняющими миссию развития интеллектуального потенциала страны и делающими это наиболее эффективно. Организация государственного регулирования высшего образования не должна только обеспечивать баланс публичного и частного

интереса в этой сфере и отражать все перечисленные особенности.

Для этого необходимо сохранение государственно-общественного характера управления, поддержание вузовского самоуправления и эффективная законодательная поддержка.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 13.01.96 № 12 «Об образовании», в ред. от 13 января 1996 года//Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 5431.

2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» с изм. и доп. от 16 ноября 1997 года//СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5431.

3. Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»//СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

4. Федеральный закон от 03.10.06 № 174 «Об автономных учреждениях»//СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

5. Постановление «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральных целевых программ в области образования// Собрание законодательства РФ. 2004. N 37. Ст. 3737.

6. Положение о Министерстве образования и науки РФ (Минобрнауки России), утверждено Постановлением Правительства от 15 июня 2004 г //Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2562.

7. Положение о порядке присуждения ученых степеней утверждено Постановлением Правительства от 30 января 2002 г.//Собрание законодательства РФ. 2004. N 26. Ст. 2670.

8. Положение о порядке присвоения ученых званий, утверждено Постановлением Правительства от 29 марта 2002 г//Собрание законодательства РФ. 2002. N 14. Ст. 1302.

9. Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, утвержден Постановлением Правительства от 26 октября 2000г//Собрание законодательства РФ. 2000. N 45. Ст. 4481.

10. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования утверждены Постановлением Правительства от 5 июля 2001 г //Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3016

Учебная и специальная литература

11. Адамский А. Министерство счастья//Время. 2009. 26 сентября.

12. Административное право. Учебник/под ред. Л.Л. Попова. М., 2009.- 486 с.

Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. М., 2010.

13. Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. 1962.

14. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега, 2009.

15. Барабанова С.В. Инновации в образовании: федеральный закон « Об автономных учреждениях» и новая модель управления вузом//Право и образование. 2009. № 11.

16. Братановский С.Н. Государственное управление образованием в России. Саратов, 2003.

17.Кожевников О.А. Проблемные вопросы законодательства о некоммерческих организациях (на примере федерального закона «Об автономных учреждениях»)//Право и образование. 2007. № 4.

18. Комментарий к Закону «Об образовании»//Справочно-правовая система Консультант-плюс.

19. Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 2010-.

20. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2010.

21. Проблемы общей теории права и государства/под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2010.

22. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Кн. 1: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. М., 2007.

23. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2010.

24. Тихомиров Ю.А. Управление на основе закона//Институты административного права России. М., 2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Управление образованием»
Раздел: Управление
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 320 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика