Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Развитие познавательного интереса на уроках географии - Дипломная работа №12616

«Развитие познавательного интереса на уроках географии» - Дипломная работа

  • 51 страниц(ы)

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: vad

Содержание

Константин Дмитриевич Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

Объектом исследования является познавательный интерес учащихся к географии. Целью дипломной работы является обобщение путей и методов формирования познавательных интересов на уроках географии, а также выявление особенностей формирования познавательных интересов на уроках географии в школах различенных населенных пунктах.

Задачи дипломной работы:

• Провести литературный обзор по изучаемой теме;

• Изучить уровень изученности данной проблемы

• Провести исследование с целью выявления у учащихся уровня познавательного интереса к урокам географии

• На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы

• Создать комплекс наиболее эффективных методов формирования познавательных интересов на уроках географии


Введение

В условиях модернизации образования главным направлением развития современной средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали такие типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их способность в учебном познавании является средством развития познавательных интересов обучаемых.

Таким образом, развитие познавательных интересов учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема развития интереса в обучении не нова, но все еще актуальна, и требует более глубокого и подробного изучения. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, “зацепить” так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой наиболее важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

Ж.Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение.

К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

Каково же значение познавательного интереса в процессе получения знаний? Как и с помощью чего добиться развития познавательного интереса у учеников на уроках географии?

Вот основные вопросы волнующие практически каждого современного педагога.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, поставила перед собой задачу решения проблемы “Развития познавательных интересов на уроках географии”. Причиной выбора мною исследуемой темы явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Объектом моего исследования является познавательный интерес самих учащихся к предмету географии. Изучением предмета является учебно-воспитательный процесс.

Целью моей дипломной работы является обобщение путей и методов формирования познавательных интересов на уроках географии, а также выявление особенностей формирования познавательных интересов на уроках географии в различных школах.

Задачи дипломной работы:

• Провести литературный обзор по изучаемой теме

• Изучить уровень изученности данной проблемы

• Провести исследование с целью выявления уровня познавательного интереса к географии Казахстана в школах республики

• На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы

• Создать комплекс наиболее эффективных методов формирования познавательных интересов на уроках географии Казахстана

Основными источниками являются работы Марковой А.К и Барышевой Ю.Г.

При написании дипломной работы использовала следующие методы:

• Анализ научной литературы;

• Анкетирование;

• Обработка полученных данных.

Работа над этой проблемой побудила меня к поиску и доработке таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у современного ученика стремление к познанию и творчеству именно на уроках географии.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте некоторых учителей, активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии во время прохождения педагогической практики в передовой средней школе Казахстана.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности учеников, при ее стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использовала нетрадиционные подходы в преподавании географии.

Подробно исследуя данную проблему, пришла к выводу, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством для развития познавательных интересов, а их применение актуальной проблемой.

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к развитию познавательных интересов на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и во внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии Казахстана является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Работая по проблеме “Развития познавательных интересов на уроках географии”, были поставлены задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными.

Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных и инновационных методов и форм обучения на разных этапах урока.

Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.

Решению этих задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью использовала на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, игровые моменты, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации.

В ходе работы над проблемой, пришла к выводу, что в процессе обучения географии Казахстана важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся на уроках географии.

В первой главе дипломной работы раскрывается понятие о познавательном интересе, рассматриваются пути и методы формирования познавательного интереса на уроках географии.

Глава вторая посвящена выявлению особенностей формирования познавательного интереса к изучению географии на основе школьного проведенного эксперимента.

На завершающем этапе в разделе заключение сделаны обоснованные выводы по данной теме.


Заключение

В ходе своих исследований дипломной работы пришла к следующим выводам:

• Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.

• Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие имеющегося у него развития не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.

Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом:

• постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели

• развитие познавательных творческих способностей учащегося.

• Одновременно, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование познавательных интересов.

Из проделанной мною работы делаю следующие общие выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания.

Правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.

Выполненное мною исследование позволяет сделать мне следующие выводы:

1. Познавательный интерес учащихся к школьной географии в школах находится на недостаточном уровне.

2. Уровень развития познавательных интересов в разных школах неодинаков и зависит от ряда факторов, в том числе:

• педагогической квалификации учителя;

• организации учебного процесса и его соответствия новым технологиям обучения;

• связи обучения географии с жизненными планами выпускников школы.

3. На уровень развития познавательных интересов влияет внеклассная работа, сочетание учебной и внеучебной деятельности учащихся.

В современных условиях и в школе существуют многие реальные возможности развития живого интереса к изучению географии.


Список литературы

1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте./ М.: Просвещение 1983. – 21с.

2.Барышева Ю.Г. Использование средств обучения в преподавании географии./ Москва.: «Просвящение» 1989. - 56с

3.Самойлова И.И., Бибик А.Е., Матрусов И.С. Методика обучения географии в средней школе. – второе издание./ Москва.: «Просвящение» 1975 – 84с.

4. Батий Ю.Ю., Донец Л.М. Элементы программирования на уроках географии./ Минск.: «Нар. асвета», 1972.- 80 с.

5.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самооброзованию./ Москва.: «Просвящение» 1985. – 18с

6. Аксакалова Г.П. и др. Факультативные занятия по географии./ М.: Просвещение, 1985. - 14 с

7. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования./ М.: Просвещение, 1987.- 22 с.

8. Харламов И.Ф. Педагогика./ – М.: Гардарики, 1999. – 52 с.

9.Дорн В., Ян В.Формирование представлений и понятий при обучении географии./ М.: Педагогика, 1970. - 28с.

10.Есназарова У.А. Разработка учебно-методического комплекса по курсу «География Республики Казахстана»./Алматы.: 2004. – 6с.

11.Чернихова Е Я, Мышинская Р.П., Д.П.Финаров Практикум по методике обучения географии ./ М.: Просвещение, 1986.- 12 с.

12.Барышева Ю.Г., М.Б. Вестицкий, Т.В. Григорьева и др. Использование средств обучения в преподавании географии./ – М.: Просвещение, 1989.- 15 с.

13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий./ Москва 2002 . – 78с.

14.Батий Ю.Ю. Проверка знаний учащихся по географии./М.: Просвещение, 1966.- 64 с.

15. Даринский А.Б. Урок географии в средней школе./ М.: Просвещение, 1984.- 44 с.

16. Мынбаева А.К. Современное образование в фокусе новых педагогических концепций тенденций и идей./ Алматы.: «Раритет» 2005. – 90 с.

17.Герасимова Т.П., Коринская В.А. Методы и формы организации обучения географии./ М.: Просвещение, 1964.- 23 с.

18. Педкасистый. П.И Педагогика. Учебное пособие. Москва: высшее оброзование 2007- 61с.

19. Крылова О.В. Интересный урок географии. Кн. для учителя./ М.: Просвещение, 1989.- 94 с.

20. Программа. География 8-9 класс общеобразовательной школы./ Алматы.: 2006. – 45с.

21. Голов В.П. Картины и таблицы в преподавании географии географии./ М.: Просвещение, 1977.- 13 с.

22. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии./ М.: Просвещение, 1988.-52 с.

23. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе./ М.: Просвещение, 1991. – 19 с.

24. Баринова И.И., Герасимова Т.П. Развитие познавательной, самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии./ Москва.: «Просвящение» 1983.- 18с

25. Таможеней Е.А. Методика преподавания географии/ Москва.: «Экзамен» 2008. - 122с.

26. w*w.yandex.r*

27. w*w.rambler.r*

28. w*w.google.r*


Примечания

схемы, таблицы

Тема: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 51
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки

    76 страниц(ы) 

    Введение…
    Глава I Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса и его характеристика…
    1.1 Теоретические подходы к определению познавательного интереса…
    1.2 Место познавательного интереса в структуре учебной деятельности….
    1.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника ….
    Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки….
    2.1 Особенности формирования познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки .
    2.2. Описание экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки…
    Заключение…
    Список использованных источников….
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Рождественские и святочные рассказы как средство развития познавательного интереса к чтению

    97 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ РОЖДЕСТВЕНСКИХ И СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗОВ 7
    1.1 Сущность познавательного интереса в учебном процессе 7
    1.2 Формирование познавательного интереса к чтению у учащихся на уроках чтения 10
    1.3 Рождественские и святочные рассказы как средство развития познавательного интереса к чтению в начальной школе 19
    Выводы по Главе 1 25
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 27
    2.1 Стартовое диагностическое исследование уровня сформированности познавательного интереса к чтению в начальной школе 27
    2.2 Организация деятельности по развитию познавательного интереса к чтению посредством рождественских и святочных рассказов 37
    2.3. Итоговое диагностическое исследование уровня сформированности познавательного интереса к чтению в начальной школе 40
    Выводы по главе 2 47
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
    ЛИТЕРАТУРА 52
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 57
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 59
    ПРИЛОЖЕНИЕ 65
  • ВКР:

    Кейс-технология на уроках информатики как средство развития познавательного интереса

    52 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
    1.1. Понятие познавательного интереса обучающихся 6
    1.2. Кейс-технология: история разработки и реализация в образовательном процессе 13
    1.3. Применение кейс-технологии на уроках информатики для развития познавательного интереса обучающихся 20
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
    2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса на уроках информатики 28
    2.2. Реализация кейс-технологии на уроках информатики для развития познавательного интереса обучающихся 34
    2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса обучающихся 43
    Выводы по второй главе 47
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе

    87 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий 9
    1.1. Психолого-педагогическая проблема развития познавательного интереса младших школьников 9
    1.2. Музыкально-компьютерные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки 18
    Выводы по 1 главе 25
    ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 28
    2.1. Содержание, формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки 28
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 41
    Выводы по 2 главе 62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
    Приложения 72
  • Дипломная работа:

    Игра как средство развития познавательного интереса

    74 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
    1.1. Сущность, критерии и уровни сформированности познавательного интереса учащихся
    1.2.Возможности игры в обучении ИЯ
    1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса
    Выводы по первой главе
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
    2.1. Практика развития познавательного интереса с использованием игр при обучении иностранному языку
    2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
    Выводы по второй главе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА
  • Дипломная работа:

    Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка

    48 страниц(ы) 

    Введение . 2
    Глава I. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов младших школьников . 4
    1.1 Понятие «познавательный интерес», его структура . 4
    1.2 Уровни и критерии формирования познавательного интереса .… 10
    Глава II. Опытно-экспериментальная работа.
    2.1 Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка через использование творческих заданий. 15
    2.2 Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку . 24
    2.3 Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам . 32
    Заключение . 42

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников.

    60 страниц(ы) 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ НА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1.1 Понятие об эмоциях и чувствах 8
    1.2 Проблема исследования развития эмоций в педагогической и психологической литературе 13
    1.3 Влияние эмоций на развитие нравственных качеств младшего школьника 19
    2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    2.1 Понятие нравственного воспитания в педагогике 25
    2.2 Чувства и эмоции как способы организации нравственного воспитания младших школьников. 32
    3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    3.1 Организация констатирующего эксперимента 42
    3.2 Коррекционная программа по использованию эмоций и чувств как условия нравственного воспитания младших школьников 46
    3.3 Анализ и интерпретация данных контрольного эксперимента 47
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Курсовая работа:

    Речевые ошибки младших школьников

    35 страниц(ы) 

    Введение
    1. Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников
    1.1 Речевые ошибки и их диагностика.
    1.2 Классификация речевых ошибок.
    1.3 Изложение один из видов письменных творческих работ.
    2. Особенности речевых ошибок младших школьников и принципы их исправления
    2.1 Распространенные речевые ошибки младших школьников.
    2.2 Методы исправления речевых ошибок.
    3. Комплект упражнений как средство исправления речевых ошибок младших школьников
    3.1 Устранение речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
    Заключение
    Используемая литература
    Приложения