Дипломная работа
«Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки»
- 76 страниц
Введение…
Глава I Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса и его характеристика…
1.1 Теоретические подходы к определению познавательного интереса…
1.2 Место познавательного интереса в структуре учебной деятельности….
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника ….
Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки….
2.1 Особенности формирования познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки .
2.2. Описание экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки…
Заключение…
Список использованных источников….
Приложение
Актуальность исследования. Уже в середине ХIХ века многими педагогами (Н.Ф.Бунаков, И.Ф.Гербарт, П.Ф.Каптерев, К.Д.Ушинский и др.) были выдвинуты обоснованные аргументы в пользу интеграции обучения и воспитания.
Но авторы современных концепций склонны считать, что обучение, в отличие от процесса воспитания, имеет свои специфические особенности. Процесс обучения представляет собой процесс познания, в результате которого под руководством учителя в сознании ребенка происходит отражение реальной действительности.
Важно отметить, что младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога. Ведь в современном мире делается акцент на развитие гуманной, личностно-ориентированной, нравственной и разносторонне развитой личности.
Из всего сказанного, на первый план выдвигается идея развития активности и самостоятельности ребенка. Развитие познавательного интереса во многом способствует воспитанию данных качеств. Исследования Б.П.Есипова, П.И.Пидкасистого, Н.А.Половникова, Г.И.Щукиной и др. в очередной раз подтверждают зависимость развития познавательного интереса и результата учебной деятельности школьника.
Необходимо отметить, что познавательный интерес является одной из важнейших составляющих в структуре учебной деятельности. Анализ литературы и эмпирического опыта обнаруживает противоречие между необходимостью развития познавательного интереса младшего школьника и подготовленностью будущих учителей к этой работе.
Педагогическая наука на сегодняшний день располагает достаточным количеством исследований и литературы по проблемам организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся; развитию и организации творческо-поисковой познавательной деятельности; формированию познавательного интереса школьников в общедидактическом аспекте и пр. Специфика исследования, направленного на развитие познавательного интереса на уроках музыки потребовала обращения к работам, раскрывающим особенности организации музыкального образования в школе. В своем исследовании мы обращались к мнениям таких авторитетных педагогов, как Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина и др. Вся работа данных педагогов направлена именно на развитие и поддержку интересов учащихся в процессе обучения, но не выделена отдельной главой или темой в их работах.
Следовательно, актуальность данного вопроса позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия и факторы, влияющие на развитие познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки. В ходе исследования мы попробуем определить данные условия и факторы, которые помогут учителям планировать свои уроки и более эффективно проводить обучение. Цель исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий развития познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость определили выбор темы нашего исследования: «Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки».
Объект исследования – учебная деятельность младшего школьника на уроках музыки.
Предметом исследования выступают педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки.
Цель исследования – выявить и определить наиболее эффективные пути и методы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что развитие познавательного интереса младших школьников будет осуществляться успешно, если:
1. Педагог имеет четкое представление о сущности познавательного интереса и его место в структуре учебной деятельности младшего школьника.
2. При организации и построении уроков музыки будут учитываться психолого-педагогические и возрастные особенности учащихся.
3. Педагог умело создает проблемные ситуации и решает их с помощью игровых приемов – как средство поддержания и развития познавательного интереса.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития познавательного интереса.
2. На основе изучения литературы по проблеме раскрыть понятие «познавательный интерес».
3. Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
4. Проанализировать, отобрать и провести диагностики определения познавательного интереса младшего школьника.
5. Осуществить опытно-экспериментальную работу по определению эффективных методов развития познавательного интереса.
6. Систематизировать методы музыкального образования в памятку будущему учителю музыки по развитию познавательного интереса младшего школьника на уроках.
Методологической основой исследования явились основные положения личностно-ориентированного, гуманистического и деятельностного подходов в обучении, идеи Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Я.А.Коменского, Г.И.Щукиной и др.
Решение поставленной проблемы осуществлялось комплексом взаимосвязанных методов исследования:
• изучение и теоретический анализ литературы;
• педагогическое наблюдение, анализ деятельности студентов на уроках музыки;
• опросные методы: анкетирование и беседа;
• методы математической обработки полученных результатов исследования.
Работа над данной проблемой осуществлялась по определенным этапам.
На первом этапе исследования, была уточнена и конкретизирована тема дипломного исследования. Осуществлялась работа по изучению и анализу литературы и научных исследований, соответствующих сфере наших интересов. На данном этапе был определен и сформулирован понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе осуществлялось теоретическое и экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы.
На третьем этапе происходил анализ полученных результатов и оформление самой дипломной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• уточнении и конкретизации понятия «познавательный интерес»;
• определение теоретической основы и психолого-педагогических условий развития познавательного интереса у младших школьников;
Практическая значимость исследования заключается в:
• описании и интерпретации полученных результатов исследования;
• изучение мотивации детей младшего школьного возраста;
• отношение детей младшего школьного возраста к урокам музыки;
• определение показателя интенсивности познавательной потребности детей младшего школьного возраста, разработка памятки.
Организация исследования. В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов СОШ №100 г.Уфы (21 ученик), 4 преподавателя СОШ №100 г.Уфы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы, определена тема, сформулирован объект, предмет исследования, выдвинуты цель, задачи, гипотеза исследования, определены этапы работы, показаны теоретическая и практическая значимость дипломной работы.
В первой главе представлены теоретические подходы к определению познавательного интереса, место познавательного интереса в учебной деятельности и психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.
Во второй главе представлены особенности формирования учебной деятельности младшего школьника на уроках музыки и описание экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младшего школьника на уроках музыки.
В заключении подведены выводы по всей работе.
В приложении представлены таблицы, ответы и рисунки детей, примеры проводимых анкет с полученными результатами, схема оценки детских рисунков.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Теоретические подходы к определению познавательного интереса
С философской точки зрения «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры». [23; 267-268]
Понятие деятельности в дидактике формулируется на основе философского и психологического понимания деятельности. Суть этого понимания в том, что в процессе деятельности человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. То есть любая деятельность – это в первую очередь обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности.
Деятельность, таким образом, связывает между собой объект и субъект, являясь активной формой отношения между ними.
Мы же, в своей работе, обратимся к понятию «деятельности» в более узком смысле, нежели к деятельности человека в целом. Мы обратимся к «познавательной деятельности». Познавательная деятельность и познавательный интерес может проявляться во многих сферах жизни, но мы, по роду своей исследовательской работы, обратимся к «познавательной деятельности» в учебном процессе.
С нашей точки зрения, наиболее полно отражает понятие «познавательная деятельность» учащихся определение, предложенное В.А.Беликовым. Итак, познавательная деятельность школьников – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности.[5; 141]
Н.А.Половникова оперирует термином «познавательная деятельность» и определяет ее как осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения. К сожалению, данное определение не раскрывает характер этих процессов. Г.И. Щукина в своих работах как равноправные употребляет термины «учение» и «познавательная деятельность», в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование. Данное определение позволяет установить предмет учения – содержание учебных предметов.
Познавательная деятельность рассматривается Б.И. Коротяевым как подсистема, сама состоящая из связанных между собой элементов: цели, содержания методов, продуктов, отношения к ней. Пространное определение познавательной деятельности мы находим у М.П. Барболина: «Под деятельностью в условиях учебного процесса (в частности, познавательной деятельностью) мы понимаем процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме знаний или опыта деятельности) или материальной форме, участниками которого в равной степени могут являться личности и материальные объекты».
Познавательная деятельность это единство восприятия, осмысления, теоретического мышления и практической деятельности. Ученик учится, он познает мир. Познание осуществляется на каждом шагу во всех видах деятельности. Но только в обучении познание оформляется в процесс учения. Ученик не только усваивает знания, он развивает в себе потребность к познанию, осмыслению, самостоятельному приобретению знаний, проявляет активность в познании, применяют и используют знания, развивает свои креативные качества и при этом общается, т.е. ученик учится.
В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложный процесс перехода школьника от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, взятых в опыте жизни, из разрозненных сведений к системе познания. Благодаря учению совершается переход к систематизированному познанию предметного мира, овладению основами научных знаний. Овладевая знаниями основ наук, учащиеся приобретают определенные умения и навыки, развивают свои способности.
Познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса – познавательному интересу. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать, и активизировать процесс познавательной деятельности.
Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области.
Таким образом, познавательный интерес – более узкое понятие, суть которого заключается в целенаправленном стремлении учащихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.
Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов».
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни.
Познавательный интерес имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения и от учителя.
В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приёмы обобщения, а также поиск учащимися обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся.
Различают следующие условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:
1. Первое условие – максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, определение закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение
систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, что требуется постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.
Операционная сторона не в меньшей мере, чем содержательная, сопряжена с мотивационной. Именно из неё, из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.
Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. В этом постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный, эмоциональный тонус учебного процесса — третье условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
4. Четвертое условие – благоприятное общение в учебном процессе.
Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса. Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Музыка, искусство в целом – основная сфера жизнедеятельности ребенка в начальной школе – вот идеал, выражающий отношения ребенка и музыки. Здесь музыкальное искусство становится для него как бы продолжением его жизненного смысла. Искусство как жизнетворчество ребенка.
Познавая закономерности и природу музыкального искусства, ребенок познает и закономерности окружающего мира. Реализуя в искусстве свою человеческую способность эстетической оценки мира во всем его многообразии, ребенок, таким образом, все измеряет человеческой мерой и благодаря этому процессу познает самого себя, свой внутренний мир. Потому еще во времена расцвета эллинской философии и культуры музыка в гимнасиях считалась обязательным предметом (т.е. была частью человеческого бытия, продолжением человеческой личности), без нее древние просто не представляли себе воспитание человека-гражданина. Ведь только музыка, разворачивая во времени процессуальность жизни, способна обеспечит познание и оценку явлений окружающего мира в концентрированных чувственно воспринимаемых образах. Через «интонационный словарь эпохи», по словам Б.В.Асафьева, ребенок приобщается к своему времени, чувствует сопричастность к настоящему, прошлому и будущему, по выражению Л.С.Выготского, «социализирует» свои чувства и мысли.[33;30]
Самое главное не упустить момент и включая начальную школу продолжать поддерживать и развивать познавательный интерес у детей. Повышать интерес к уроку музыки и искусству в целом.
Результаты эксперимента показали, что маленьких школьников еще привлекает и дидактическая игра, и сказка, и привнесение в урок элементов занимательности. Однако воспринимается ими это положительно лишь в том случае, если игровые и занимательные элементы даются внутри серьезных учебных занятий и если они облегчают им напряженный учебный труд. Учитывая возрастные особенности необходимо планировать урок с использованием различных видов музыкальной деятельности, методов музыкального образования, форм проведения уроков и различных видов домашнего задания.
Проведя наблюдения, анкетирование, беседы, уроки музыки, нами были суммированы все данные и систематизированы методы музыкального образования, которые представлены в виде памятки с наиболее эффективными педагогическими условиями, методами и путями развития познавательного интереса на уроках музыки.
Мы надеемся, что опора на разработанную нами памятку, окажет помощь при построении урока и работе как будущим учителям музыки, так и учителям-практикам.
Таким образом, с поставленными перед нами задачами и целью исследования, заключавшуюся в выявлении и определении наиболее эффективных путей и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки, мы считаем справились.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов. - М.: Высш.шк., 1991. - 363 с.
3. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 512с.
4. Башкирова Ю. Эмоциональные сферы. Психологическая методика по определению эмоционального состояния, настроения и самочувствия //Школьный психолог – 2004. - №24. С.10-24.
5. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. - Челябинск: Факел, 1995. - 141с.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 1968. – С.247-259.
8. Бренер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. Исследование развития познавательной деятельности. – М.: Изд. центр Ника, 1997.
9. Бушканец М.Г., Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике. – М.: Просвещение, 1976. – 432с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224с.
11. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 272с.
12. Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии: Учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации. – М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. – 112с.
13. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование. – СПб.: КАРО, 2004. – 224с.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высш.учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.
15. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 64с.
16. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.
17. Мещерякова Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – С635.
18. Мурашев А.А. //Педагогика. - 1997. - №3. – С.45-52.
19. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383с.
20. Орлов В.И, Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика -1998. - №3. –С.44
21. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с.
22. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 496с.
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. – М.: Политиздат. 1990. - 494с.
24. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.
25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед.вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 2002. – Кн 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
26. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед.вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999. – Кн 2: Процесс воситания. - 256с.
27. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 384с.
28. Семенюк, Фельдштейн. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ТАРО, 1994. – С.158-162.
29. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шлянов Е.Н. Педагогика. – М.: Школа Пресс.1998. – 512с.
30. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики: Пособие для пед. училищ. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 600с.
31. Тарасов Г.С. Психологические особенности младших школьников, М.: «Академия», 1999. С – 44.
32. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.
33. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232с.
34. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе: Учебное пособие для студ. педвуза – М.: «Просвещение», 1979.
35. Ярошенко С.Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях //Вестник Оренбургского государственного университета – 2004. - №9. – С.81-82.
Тема: | «Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 76 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроке русского языка в 4 классе
Дипломная работа:
Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
Дипломная работа:
Развитие эмоционального интеллекта школьников младших классов на уроках музыки
Курсовая работа:
Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики через использование исторического материала.