Курсовая работа
«Речевые ошибки младших школьников»
- 35 страниц
Введение
1. Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников
1.1 Речевые ошибки и их диагностика.
1.2 Классификация речевых ошибок.
1.3 Изложение один из видов письменных творческих работ.
2. Особенности речевых ошибок младших школьников и принципы их исправления
2.1 Распространенные речевые ошибки младших школьников.
2.2 Методы исправления речевых ошибок.
3. Комплект упражнений как средство исправления речевых ошибок младших школьников
3.1 Устранение речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
Заключение
Используемая литература
Приложения
В современном динамично развивающемся мире, для человека большое значение имеет грамотная, культурная речь, как устная, так и письменная. Уровень владения скоординированной, хорошо поставленной речью определяет во многом положение человека в обществе. Формирование грамматических компетенций, процесс длительный и трудоемкий как для обучающегося, так и для обучающего. Именно поэтому повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Актуальность темы заключается в концентрации внимания общественности на организации речевой культуры молодежи, и проблемы ее устранения. Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Уже в начальной школе ученики начинают овладевать азами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые нормы в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Поэтому учитель должен помочь ученикам понять требования к нормам речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за компетентностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых норм.
Анализ педагогической и методической литературы, а так же наблюдение за учебным процессом позволили определить, что работа по культуре речи проводится в начальном звене, на уроках русского языка в малом объеме, фрагментарно.
Это обусловлено тем, что у учителя не всегда есть возможность определить тип ошибки, допускаемой учеником, следовательно и выбрать подходящее задание для ее исправления. Исходя из результатов анализа педагогической и методической литературы, выделяются различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет, что затрудняет работу учителя в этом направлении.
Таким образом, цель исследования заключается в рассмотрении и детальном анализе существующих классификаций речевых ошибок и недочетов младших школьников в письменных творческих работах учащихся и создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников.
Предмет исследования: методические приемы совершенствования речи младших школьников.
Гипотеза: использование комплекса специальных упражнений способствует устранению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
3. Выявить речевые ошибки и недочеты наиболее часто встречающиеся в письменных творческих работах младших школьников.
4. Разработать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение этих речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Методы исследования: констатирующий срез, экспериментальное обучение, анализ работ учеников, опрос, наблюдение за учебным процессом, анализ школьной документации, статистическая обработка данных.
Анализ методической, лингвистической педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления речевых ошибок актуальна в начальной школе. Именно в это период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки третьеклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются:
1. ошибки в построении предложений;
2. повторы одних и тех же слов.
На основе данных ошибок был составлен комплекс упражнений, предложенный детям в процессе экспериментального обучения.
Итоговый срез показал:
1. ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном – 18%;
2. повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном – 37%;
3. количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. На контрольном этапе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.
Таким образом, гипотеза о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников, подтвердилась.
Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия.
1.Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка.
2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора.
3.Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.
Для получения более достоверных сведений необходима длительная апробация внедренных методов.
1. Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях Русский язык в школе. – 1998. – №3. – С.8 – 12с.
2. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко Начальная школа. – 1997. – №6. – 6с.
3. Карманова Т. Б. Опыт работы над выборочным изложением// Начальная школа. – 1997. – №1. – 29 с.
4. Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// Начальная школа. – 1981. – №1. – 27 с.
5. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1993. – 740с.
6. Крючкова Л. Ю. Речь – канал развития интеллекта// Начальная школа. – 1997. – №7. – С. 68 –70.
7. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995. – 192с.
8. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1996. – №1. – 30 с.
9. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1996. – №1. – 33с.
10. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом/ М. С. Соловейчик, О. В. Кубасова, В. П. Канакина – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
11. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991 – 240с.
12. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240с.
13. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993 – 383с.
14. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. –152с.
15. Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1993. – 704с.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С.Полат и др. 15 с.
17. М.М. Жанпеисова. Технология модульного обучения / Актобе: cентябрь, 1999.-137с.
18. М.Р. Львов, В.Г. Горецкий , О.В. Сосновская Методика преподавания русского языка в начальных классах – 2007. – 125с.
19. Государственные стандарты начального образования Республики Казахстан. -2013 г
20. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 121 с.
21. Учебные программы «Русский язык» и «Литературное чтение» для 1–4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 92 с.
22. Концепция 12-летнего общего среднего образования в Республике Казахстан. Астана , 2006г .
23. Н.В.Нечаев. Начальная школа. №6 2005 г. - 54с.
24. Батаршев А.В.Педагогическая система преемственности в общеобразовательной школе. Вестник образования. №9.2007 г. - 45 с.
приложение включает в себя две диаграммы и диагностические упражненгия
Тема: | «Речевые ошибки младших школьников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 35 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование слухо-произносительных навыков у младших школьников на уроке английского языка с использованием фонетических игр
Курсовая работа:
Cовременные педагогические технологии развитии речи младших школьников
Дипломная работа:
Изучение ошибок на письме у младших школьников с нарушением внимания
Дипломная работа:
Становление коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения