Дипломная работа
«Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников.»
- 60 страниц
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ НА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие об эмоциях и чувствах 8
1.2 Проблема исследования развития эмоций в педагогической и психологической литературе 13
1.3 Влияние эмоций на развитие нравственных качеств младшего школьника 19
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Понятие нравственного воспитания в педагогике 25
2.2 Чувства и эмоции как способы организации нравственного воспитания младших школьников. 32
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
3.1 Организация констатирующего эксперимента 42
3.2 Коррекционная программа по использованию эмоций и чувств как условия нравственного воспитания младших школьников 46
3.3 Анализ и интерпретация данных контрольного эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования.
В преамбуле действующего Закона РК "Об образовании" сказано «Образование - это непрерывный процесс воспитания и обучения, направленный на обеспечение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного развития и профессиональной компетентности членов общества.»(1).
Как показывает практика, младшие школьники в повседневной деятельности, часто неадекватно выражают свои эмоции, а так же не умеют правильно оценивать эмоции других людей. Данный аспект является существенным барьером в установлении нравственных и моральных устоев у младших школьников. Одним из наиболее оптимальных путей решения данной проблемы на стадии осуществления общеобразовательного стандарта начальной школы, является развитие эмоций и чувств, направленных на успешное формирование нравственного воспитания.Проблема нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания.
Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.
Наглядным примером служит прогресс детской жестокости. Многие родители пытаются оградить своих детей от жестокости современного мира, уберечь от агрессии жизни, оградить от влияния улицы. Они тщательно выбирают детям лучшие детские сады и школы, покупают развивающие и дорогостоящие игрушки, порой даже пытаются выбрать своему чаду друзей, а потом очень удивляются, что их ребенок начинает бунтовать, а иногда и восставать против их родительской воли, плохо учится и попадает в дурную компанию. Уже у маленьких детей жестокость начинает проявляться в такой форме как онии с легкостью причиняют боль животным, обрывают мухам и бабочкам крылья, давят насекомых. Далее все гораздо страшней вместе с взрослением у детей развивается и их жестокость. С каждым годом все чаще встречаются сообщения о преступлениях, участниками которых стали дети. Школьники часто снимают видео своего насилия. Почему же у детей школьного возраста встречается все больше и больше насилия в поведении?
Всё чаще и чаще люди приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Воспитывать эти чувства и эмоции необходимо начинать уже с раннего детского возраста и продолжать их развитие на протяжении всего жизненного цикла. Младшие школьники в своем психическом развитии как раз являются тем самым началом воспитания нравственности.
«Современное образование освобождает людей от приверженности традиции и авторитету… Иными словами, современное образование стимулирует определенные тенденции к релятивизму т. е. учению, в котором все горизонты , системы ценностей относительны, связанны со своими местом и временем, и никакие слова не суть истина.» (2) Нравственное воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей педагога, а сегодня на фоне всего вышеизложенного - особенно, и решать ее в любое время было сложно. «Учительство – это искусство, воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Основываясь на Конвенции РК «О правах ребенка», в которой сказано «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка» (3), а так же на дополнении к Закону РК «Об образовании», в котором расписаны принципы государственной политики в области образования
«1) равенство прав всех на получение качественного образования;
2) приоритетность развития системы образования;
3)доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица;
4) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»(4).
Так же не маловажным фактом остается и тот момент, что при наблюдении за работой многих классных руководителей выявилось, что нравственное воспитание в школе имеет следующий, формальный характер: добиваясь от учащихся форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о личности учащегося. Анализируя научную литературу по этому вопросу, не было обнаружено сколько-нибудь его систематического освещения, хотя многими авторами некоторые аспекты нравственного воспитания рассматривались.
Исходя из всего вышеизложенного следует, что необходимо разработать и подобрать действенные методы с наиболее гуманным содержанием, а так же с учетом вышеперечисленных принципов. Основополагающей базовой подобной категории нравственного воспитания является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только через их чувственное освоение ребенком. Благодаря чувственному и эмоциональному восприятию, моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности, является слабосильным, не способным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.
Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом и практическом плане.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое использование положительных эмоций для формирования нравственности младших школьников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:
- изучена научная литература и исследования по данной проблеме;
- выявлены особенности и установлено влияние развития эмоциональной и чувственной сферына формирование нравственностидетей младшего школьного возраста;
- на основе изученных данных разработана и апробирована коррекционная программа по развитию эмоций и чувств у детей младшего школьного возраста;
- проанализированы полученные результаты и на их основе сделаны соответствующие выводы.
Гипотеза: Предполагаю, что в случае создания и практического внедрения коррекционно-развивающей программы эмоционального воздействия на ребенка возможно произойдут изменения в нравственной воспитанности школьника
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: - формирование нравственности у ребенка в младшем школьном возрасте под влиянием эмоций и чувств.
Степень изученности проблемы. Исследовательская работа имеет методологическую и теоретическую основу исследования, которая рассматривает труды таких известных зарубежных психологов по изучению эмоциональной и чувственной сфер: С.Л. Рубинштейна «Идея о единстве когнитивных и эмоциональных процессов»,В.К. Вилюнаса «Психологический анализ эмоциональных явлений», Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», З. Фрейда «психоаналитическая методика», Спенсера «интеллектуалистическая методика» и «активационно-энергетическая методика», Арнольд «когнитивная методика», «теория Джемса-Ланге», «теория Мак-Дауголла», диагностика КерролИзард.
Советских педагогов – психологов: Л.С. Выготского «Диалектико-материалистический подход к психологическому исследованию эмоций и чувств», А.Н. Леонтьева «Проблема развития психики», здесь вводятся различие понятий эмоций и чувств, а так же труды педагогов по изучению развития нравственности Н.И. Болдырев «Нравственное воспитание школьников»,А.С. Макаренко «Проблемы школьного воспитания», И.С. Марьенко «Нравственное становление личности школьника» и др.
В Казахстане проблемы нравственного воспитания получили отражение в трудах:Р.А.Джанабаева, Е.С. Оналбеков, С.А.Касенова, С.К. Кенесбаеве, Т.Р. Кордабаев, М.Б. Амалбекова и Г.А. Кажигалиева
Методы исследования: сравнительный, наблюдение, эксперимент, аналитический, математической статистики обработки данных, метод обобщения, проективная методика, методика по определению эмоциональности К. Изарда, диагностика нравственной мотивации, методика по опреденеию уровня нравственности «незаконченный рассказ».
Научная новизна, исследования заключается в разработке и апробации коррекционно-развивающей программыдля младших школьников по развитию нравственных качеств личности под влиянием эмоций и чувств.
Практическая база написания дипломной работы:контрольнойбазой явиласьНоворыбинская средняя школа, Жамбылский район Северо - Казахстанская область, в исследовании принимали участие учащиеся 1 класса;экспериментальной базой – Миролюбовская средняя школа, Жамбылского района, Северо-Казахстанской области.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, содержит 3 таблицы и 4 диаграммы.
Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, методы исследования, научная новизна и практическая значимость, база исследования и структура работы.
В первой главе рассмотренытеоретические аспекты исследования: понятие об эмоциях и чувствах, проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и влияние эмоций на развитие нравственных качеств младшего школьника
Во второй главе отражены особенности формирования нравственности у младших школьников, а именно понятие нравственного воспитания в педагогике, а так же чувства и эмоции как способы организации нравственного воспитания младших школьников.
Третья глава посвящена организации, проведению, интерпретации и анализу полученных данных по экспериментальному исследованию вопроса развития эмоций и чувств как условия нравственного воспитания младшего школьника на примере Новорыбинской средней школы, 1 класса.
Результаты исследования обобщены в заключении.
Проблему нравственного воспитания на протяжении долгого времени исследовали и продолжают исследовать философы, психологи, и педагоги – ученые.
Работая над проблемой нравственного воспитания на основе развития чувств и эмоций младших школьников,была изучена психолого-педагогическая литературу по данной проблеме, рассмотрена сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста. Раскрыты особенности развития чувств и эмоций для нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучены методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произведен анализ, а затем и обобщены различные взгляды на данную проблему в литературе и сделаны следующие выводы:
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если ребенок взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания ребенка следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играют эмоции и чувства. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности при помощи вызова у них чувств и эмоций.
Результаты экспериментальной работы по формированию нравственности на фоне развития чувств и эмоций младших школьников подтвердили выдвинутую гипотезу.
Выводом этому послужило успешное формирование нравственных качеств на фоне развития чувств и эмоций, чему в свою очередь способствует:
– Личный пример учителя;
– Полное раскрытие и понимание содержания коррекционной программы по использованию эмоций и чувств у младших школьников для их нравственного воспитания «Моя цветная нотка»;
– Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания.
Завершая исследованиеследует заключить, что нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Эксперимент показал, что методическими рекомендациями к нравственному воспитанию младших школьников служит в первую очередь индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого. Так же очень важно соблюдать эмоциональный и чувственный микроклимат, который в свою очередь очень эффективно соблюдать при помощи сказок. А так же программа по развитию чувств и эмоций направленных на формирование нравственности у младших школьников должна быть системной и осознанной.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – тал адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
1. Конституция РК «Об образовании»от 13.01.2015 г статья 1 пункт 2.2
2. Психолог в детском саду, выпуск 2, 2010 год, с. 71
3. Международная конвенция о правах ребенка, от 20 ноября 1989 года, часть 1, пункт 2
4. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II
О правах ребенка в Республике Казахстан статья 3 пункт 1.3
5. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004, с. 36
6. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / Педагогика, 1999г., №4. С. 256
7. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / М.: Просвещение, 2000 г., с. 124.
8. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2001 г., с. 55
9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). \ М.: Педагогика, 2000 г., с. 551.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005г., с. 112
11. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т. 2. – М.: Просвещение, 1978г., с. 115
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004 г., с. 56
13. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006,. С. 69
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 2002г.
15. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001г.
16. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998г.
17. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. – М.: Просвещение, 1996г.
18. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997г.
19. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. / Классный руководитель. 2001г. №6.
20. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996г.
21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980 г.
22. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003г.
23. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. 5 М., 1951г.
24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985г., т. 2
25. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3 Проблемы развития психики: Педагогика 1983 г с. 25
26. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2003.
27. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов.- СПб.: Питер, 2003, 2004.
28. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005.
29. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001.
30. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004.
31. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 2002.
32. Педагогика: учеб.пособие для вузов // В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]- 4-е издание. – М.: Школьная Пресса, 2004.
33. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн.: Кн.1.- М.: Владос, 2001,2003, 2004.
34. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ.пед.вузов.- М.: Академия, 2002, 2003.
35. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 2003.
36. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001, 2002
37. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т. 4. с. 366
38. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб., 2006г., с.114
39. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000 г., с. 44
40. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2002 г., с. 45.
41. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 г., с. 11
42. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб.пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983г.
43. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.
44. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2004 г., с. 41
45. Даль В.И. Толковый словарь живаговелико русского языка. – М.: 2005г. , т. 11., с. 47
46. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003г., № 9–10. С. 114
47. Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002г., с. 54
48. Краткий словарь по философии. – М.: 2002г., с. 42
49. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2001г. , с. 78
50. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979г., т. 4. с. 111
51. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г., с. 89
52. Ницше. Сочинение в 2-х томах – М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998г., с. 89
53. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. / Л.И. Маленкова. М., 2004.
54. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. // С. А. Смирнов, И.Б. Котов и др. - М.1999.
55. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания. /П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. - М., 1998.
56. Планирование воспитательной работы в классе. / авт.-сост. Е.Н. Степанов и др. - М., 2000.
57. Щуркова, Е.Н. Прикладная педагогика воспитания. / Е.Н. Щуркова. СПб, 2005.
58. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 2009.
59. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 2011э.
60. Педагогика: учебник /Под ред. Л.П. Крившенко. – М.,2008
61. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя,- М.,2009
62. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.О. Гозмана, И.А. Костенчука. - М., 2008.
63. Психолого-педагогическая библиотека - w*w. Koob.r*
64. Педагогическая библиотека -w*w.metodkabinet.eu
работа включает в себя авторскую "Коррекционно- развивающую программу формирования нравственности у младших школьников через развитие чувств и эмоций ". Исследование и апробация программы проводилась на базе казахстанских школ
Тема: | «Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников.» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 60 | |
Цена: | 5000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Дипломная работа:
Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников
Дипломная работа:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Нравственное воспитание младших школьников в рамках курса «окружающий мир»
Дипломная работа:
Проектирование программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника