Курсовая работа
«Нравственное воспитание на уроках литературы»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ. 5
1.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 10
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ, ИХ АКТИВНОСТИ И ИНТЕРЕСА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 20
2.1 ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.2 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЯМИ НРАВСТВЕННОСТИ И ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И УРОКУ В ЦЕЛОМ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
Методики диагностики нравственной воспитанности 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
Анкета: Уроки литературы 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
Обработка результатов анкеты 36
по «методикам нравственной воспитанности» 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37
Обработка результатов по вопросам анкеты. Диаграммы 37
События последних лет, связанные с ростом детской безнадзорности, преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ре-бенка с детства уважать мнение, живущих рядом людей, включить его в про-цесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Именно школа призвана решать многие из этих проблем, а главной задачей учителя яв-ляется воспитание нравственного человека. Одним из путей воспитания нравст-венности в душе ребенка является литература, ведь ещё Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности».
В настоящее время с широким распространением технических средств, таких как, например, телевидение, видео, компьютеры и т.д., снижается интерес учащихся к художественной литературе и поэтому учителю необходимо знать, как повысить интерес учеников к своему предмету, чтобы через литературу осуществлять нравственное воспитание.
Для школьников – педагог это некий образ нравственности. Поэтому не-обходимо учитывать то, что совпадение интересов, духовных потребностей школьника с тем, что он находит в художественной литературе важно и предос-тавляет учителю возможность активного воздействия на формирование лично-сти. Но одни учителя-словесники искусно «погружаются» в эстетику, уменьшая нравственную направленность урока; другие, напротив, ослабив художествен-ную значимость литературного произведения, превращают урок в дидактику.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социально-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности совре-менной молодёжи, так и осознанием необходимости решения проблемы. В пси-холого-педагогической литературе немало говорится о важности нравственного воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекоменда-ции по их разъяснению учащимися, но в стороне остаётся проблема: каким об-разом необходимо воздействовать на ребёнка, чтобы он был с детства воспри-имчивым к морали. Кроме того, эта проблема привлекла нас возможностью уз-нать, как преподаётся литература в школе и как учителю удаётся поддерживать внимание учеников, их интерес к своему предмету и как осуществляется про-цесс нравственного воспитания.
В работе определены следующие параметры исследования:
объект – процесс нравственного воспитания старшеклассников;
предмет – содержание доминанты процесса нравственного воспитания старшеклассников.
Цель – выявить зависимость разнообразия форм и методов работы на уроке литературы и усвоения нравственных норм старшеклассниками.
Для достижения цели нами выделены следующие задачи:
1 определить сущность понятий «нравственность» и «нравственное воспи-тание»;
2 проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания на уроках литературы;
3 изучить эффективность форм и методов нравственного воспитания.
Положения, выносимые на защиту:
1 Круг проблем, отражённых в литературе – это источник формирования нравственных представлений старшеклассников.
2 Длительность общения с миром художественных образов, нравственным идеалом писателя, необходимость углублённого восприятия литературного произведения являются основой его воспитательного влияния.
3 Личность педагога активно воздействует на формирование нравствен-ных норм у учащихся.
4 Усвоение нравственных основ, повышение и поддержание интереса к художественной литературе у учащихся, зависит от качества и разнообразия форм работы на уроке.
Для решения поставленных задач использовались методы теоретическо-го анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, ди-агностические методы (анкетирование: использована анкета закрытого типа).
База исследования: 10-11 классы МОУ Средней общеобразовательной школы «Комплекс «Гармония» с углублённым изучением иностранных языков» и МОУ Средней общеобразовательной школы № 26 с углублённым изучением предметов естественно-научного профиля.
Изучив теоретический и практический материал, по исследуемой про-блеме мы подтвердили наши положения, выносимые на защиту.
В теоретической части мы рассмотрели понятия «нравственность» и «нравственное воспитание» и показали, почему художественное произведение служит источником формирования нравственных представлений старшекласс-ников. Так же мы рассмотрели в 1 главе воспитательное влияние нравственного идеала писателя, поведения героев на учащихся и, проанализировав собранный материал, в практической части выявили, что поступки героев, мотивы их по-ведения меняют отношение учеников к другим людям и к жизни в целом. Вы-явили зависимость уровня нравственной воспитанности учеников от отношения их к художественной литературе.
Мы подтвердили наше положение о том, что усвоение нравственных ос-нов школьниками, повышение поддержание интереса у них к литературе зави-сит от качества и разнообразия форм работы на уроке. Задачу по изучению эф-фективности форм и методов нравственного воспитания, разрешили лишь час-тично, так как были выявлены только те формы работы на уроке, к которым учащиеся проявляют больший или меньший интерес. Но, именно, эффектив-ность форм и методов нравственного воспитания мы не изучили, и, к сожале-нию, в рамках нашего исследования мы не рассмотрели в отдельности каждый метод и его влияние на школьников.
В заключении отметим, что цель нашего исследования частично достиг-нута.
1 Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Из опыта работы. – М., 1974.
2 Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Уч.-методич. комплекс для студентов пед. вузов: В 2Ч./ Под ред. М.Н.Певзнера и С.А.Расчетиной. – Ч.2. – Новгород, 1994.
3 Антология гуманной педагогики: Сухомлинский В.А./ Сост. Г.Д.Глейзер. – М., 1997.
4 Аринина Н.Л. Уроки прекрасного: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.
5 Большаков В.П. Культура и нравственность: Учеб. пос./ НовГУ им. Яро-слава Мудрого. – Новгород, 1997.
6 Большой энциклопедический словарь: В 2 Т./ Гл. ред. А.М.Прохоров. – М., 1991.
7 Граник Г.Г. Когда книга учит/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М., 1988.
8 Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991.
9 Ильин Е.Н. Давайте соберёмся…: Новые возможности урока общения/ Е.Н.Ильин, С.В.Мертенс. – М., 1994.
10 Ильин Е.Н. Искусство общения// Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1989. – С.211-279.
11 Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя – словесника: Кн. для учи-теля: Из опыта работы. – М., 1988.
12 Ильин Е.Н. Рождение урока. – М., 1986.
13 Ильин Е.Н. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. – М.: Просвеще-ние, 1986.
14 Кан-Калик В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литера-туры в школе: Уч. пособие/ В.А.Кан-Калик, В.И.Хазин. – М., 1988.
15 Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.
16 Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной моло-дежи// Советская педагогика. – 1989. - №8. – С.19-26
17 Кленицкая И.Я. Когда слова диктует чувство…: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
18 Краткая философская энциклопедия/ Ред.-сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994.
19 Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пос. для учителя. – М., 1981.
20 Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литерату-ры в 6-7 классах (Пути постижения читателями-подростками идейно-нравственной позиции автора): Кн. для учителя. – М., 1984.
21 Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 14-е изд., стереотип. – М.: Руский язык, 1983.
22 Основы эстетического воспитания: Пос. для учителя/ Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.П.Барышникова и др. – М., 1986.
23 Педагогика: Уч. пос./ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.
24 Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е.К.Чухман. – М., 1985.
25 Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. – Т.2/ В.В.Давыдов, Э.Д.Днепров, В.П.Зинченко и др. - М.: Большая Росс. энциклопедия, 1999.
26 Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
27 Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного вос-питания школьников. – М., 1981.
28 Совершенствование преподавания литературы в школе: Пос. для учителя/ Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый, Н.Л.Куприна и др. – М., 1986.
29 Современный словарь по педагогике/ Сост. Е.С.Рапацевич. – Минск: Со-временный словарь, 2001.
30 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1979.
31 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.
32 Тюрин В.В. Творческие ошибки по литературе у абитуриентов, поступаю-щих в НГПИ// Преподавание литературы в средней школе: Из опыта рабо-ты учителей г.Новгорода. – Новгород, 1972.
33 Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание школьников// Воспитание школь-ников. 1990. - №1. – С.13-15; №2. – С.24-26; №3. – С.12-14.
34 Эстетическое воспитание школьной молодёжи/ Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.
35 h**t://ethos.narod.r*/vospit.htm
Тема: | «Нравственное воспитание на уроках литературы» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки
Дипломная работа:
Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Духовно - нравственное воспитание личности младшего школьника в музыкально - компьютерной деятельности
Дипломная работа:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника на уроках начального общего образования