Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Нравственное воспитание на уроках литературы» - Курсовая работа

  • 29 страниц(ы)
фото автора

Автор: mila_ja

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ. 5

1.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 10

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ, ИХ АКТИВНОСТИ И ИНТЕРЕСА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 20

2.1 ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 20

2.2 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЯМИ НРАВСТВЕННОСТИ И ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И УРОКУ В ЦЕЛОМ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

Методики диагностики нравственной воспитанности 30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32

Анкета: Уроки литературы 32

ПРИЛОЖЕНИЕ В 36

Обработка результатов анкеты 36

по «методикам нравственной воспитанности» 36

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37

Обработка результатов по вопросам анкеты. Диаграммы 37


Введение

События последних лет, связанные с ростом детской безнадзорности, преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ре-бенка с детства уважать мнение, живущих рядом людей, включить его в про-цесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Именно школа призвана решать многие из этих проблем, а главной задачей учителя яв-ляется воспитание нравственного человека. Одним из путей воспитания нравст-венности в душе ребенка является литература, ведь ещё Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности».

В настоящее время с широким распространением технических средств, таких как, например, телевидение, видео, компьютеры и т.д., снижается интерес учащихся к художественной литературе и поэтому учителю необходимо знать, как повысить интерес учеников к своему предмету, чтобы через литературу осуществлять нравственное воспитание.

Для школьников – педагог это некий образ нравственности. Поэтому не-обходимо учитывать то, что совпадение интересов, духовных потребностей школьника с тем, что он находит в художественной литературе важно и предос-тавляет учителю возможность активного воздействия на формирование лично-сти. Но одни учителя-словесники искусно «погружаются» в эстетику, уменьшая нравственную направленность урока; другие, напротив, ослабив художествен-ную значимость литературного произведения, превращают урок в дидактику.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социально-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности совре-менной молодёжи, так и осознанием необходимости решения проблемы. В пси-холого-педагогической литературе немало говорится о важности нравственного воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекоменда-ции по их разъяснению учащимися, но в стороне остаётся проблема: каким об-разом необходимо воздействовать на ребёнка, чтобы он был с детства воспри-имчивым к морали. Кроме того, эта проблема привлекла нас возможностью уз-нать, как преподаётся литература в школе и как учителю удаётся поддерживать внимание учеников, их интерес к своему предмету и как осуществляется про-цесс нравственного воспитания.

В работе определены следующие параметры исследования:

объект – процесс нравственного воспитания старшеклассников;

предмет – содержание доминанты процесса нравственного воспитания старшеклассников.

Цель – выявить зависимость разнообразия форм и методов работы на уроке литературы и усвоения нравственных норм старшеклассниками.

Для достижения цели нами выделены следующие задачи:

1 определить сущность понятий «нравственность» и «нравственное воспи-тание»;

2 проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания на уроках литературы;

3 изучить эффективность форм и методов нравственного воспитания.

Положения, выносимые на защиту:

1 Круг проблем, отражённых в литературе – это источник формирования нравственных представлений старшеклассников.

2 Длительность общения с миром художественных образов, нравственным идеалом писателя, необходимость углублённого восприятия литературного произведения являются основой его воспитательного влияния.

3 Личность педагога активно воздействует на формирование нравствен-ных норм у учащихся.

4 Усвоение нравственных основ, повышение и поддержание интереса к художественной литературе у учащихся, зависит от качества и разнообразия форм работы на уроке.

Для решения поставленных задач использовались методы теоретическо-го анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, ди-агностические методы (анкетирование: использована анкета закрытого типа).

База исследования: 10-11 классы МОУ Средней общеобразовательной школы «Комплекс «Гармония» с углублённым изучением иностранных языков» и МОУ Средней общеобразовательной школы № 26 с углублённым изучением предметов естественно-научного профиля.


Заключение

Изучив теоретический и практический материал, по исследуемой про-блеме мы подтвердили наши положения, выносимые на защиту.

В теоретической части мы рассмотрели понятия «нравственность» и «нравственное воспитание» и показали, почему художественное произведение служит источником формирования нравственных представлений старшекласс-ников. Так же мы рассмотрели в 1 главе воспитательное влияние нравственного идеала писателя, поведения героев на учащихся и, проанализировав собранный материал, в практической части выявили, что поступки героев, мотивы их по-ведения меняют отношение учеников к другим людям и к жизни в целом. Вы-явили зависимость уровня нравственной воспитанности учеников от отношения их к художественной литературе.

Мы подтвердили наше положение о том, что усвоение нравственных ос-нов школьниками, повышение поддержание интереса у них к литературе зави-сит от качества и разнообразия форм работы на уроке. Задачу по изучению эф-фективности форм и методов нравственного воспитания, разрешили лишь час-тично, так как были выявлены только те формы работы на уроке, к которым учащиеся проявляют больший или меньший интерес. Но, именно, эффектив-ность форм и методов нравственного воспитания мы не изучили, и, к сожале-нию, в рамках нашего исследования мы не рассмотрели в отдельности каждый метод и его влияние на школьников.

В заключении отметим, что цель нашего исследования частично достиг-нута.


Список литературы

1 Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Из опыта работы. – М., 1974.

2 Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Уч.-методич. комплекс для студентов пед. вузов: В 2Ч./ Под ред. М.Н.Певзнера и С.А.Расчетиной. – Ч.2. – Новгород, 1994.

3 Антология гуманной педагогики: Сухомлинский В.А./ Сост. Г.Д.Глейзер. – М., 1997.

4 Аринина Н.Л. Уроки прекрасного: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.

5 Большаков В.П. Культура и нравственность: Учеб. пос./ НовГУ им. Яро-слава Мудрого. – Новгород, 1997.

6 Большой энциклопедический словарь: В 2 Т./ Гл. ред. А.М.Прохоров. – М., 1991.

7 Граник Г.Г. Когда книга учит/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М., 1988.

8 Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991.

9 Ильин Е.Н. Давайте соберёмся…: Новые возможности урока общения/ Е.Н.Ильин, С.В.Мертенс. – М., 1994.

10 Ильин Е.Н. Искусство общения// Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1989. – С.211-279.

11 Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя – словесника: Кн. для учи-теля: Из опыта работы. – М., 1988.

12 Ильин Е.Н. Рождение урока. – М., 1986.

13 Ильин Е.Н. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. – М.: Просвеще-ние, 1986.

14 Кан-Калик В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литера-туры в школе: Уч. пособие/ В.А.Кан-Калик, В.И.Хазин. – М., 1988.

15 Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

16 Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной моло-дежи// Советская педагогика. – 1989. - №8. – С.19-26

17 Кленицкая И.Я. Когда слова диктует чувство…: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.

18 Краткая философская энциклопедия/ Ред.-сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994.

19 Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пос. для учителя. – М., 1981.

20 Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литерату-ры в 6-7 классах (Пути постижения читателями-подростками идейно-нравственной позиции автора): Кн. для учителя. – М., 1984.

21 Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 14-е изд., стереотип. – М.: Руский язык, 1983.

22 Основы эстетического воспитания: Пос. для учителя/ Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.П.Барышникова и др. – М., 1986.

23 Педагогика: Уч. пос./ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.

24 Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е.К.Чухман. – М., 1985.

25 Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. – Т.2/ В.В.Давыдов, Э.Д.Днепров, В.П.Зинченко и др. - М.: Большая Росс. энциклопедия, 1999.

26 Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

27 Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного вос-питания школьников. – М., 1981.

28 Совершенствование преподавания литературы в школе: Пос. для учителя/ Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый, Н.Л.Куприна и др. – М., 1986.

29 Современный словарь по педагогике/ Сост. Е.С.Рапацевич. – Минск: Со-временный словарь, 2001.

30 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1979.

31 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.

32 Тюрин В.В. Творческие ошибки по литературе у абитуриентов, поступаю-щих в НГПИ// Преподавание литературы в средней школе: Из опыта рабо-ты учителей г.Новгорода. – Новгород, 1972.

33 Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание школьников// Воспитание школь-ников. 1990. - №1. – С.13-15; №2. – С.24-26; №3. – С.12-14.

34 Эстетическое воспитание школьной молодёжи/ Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.

35 h**t://ethos.narod.r*/vospit.htm


Тема: «Нравственное воспитание на уроках литературы»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика