Курсовая работа

«Нравственное воспитание на уроках литературы»

  • 29 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ. 5

1.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ. 10

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ, ИХ АКТИВНОСТИ И ИНТЕРЕСА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 20

2.1 ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 20

2.2 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЯМИ НРАВСТВЕННОСТИ И ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И УРОКУ В ЦЕЛОМ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

Методики диагностики нравственной воспитанности 30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32

Анкета: Уроки литературы 32

ПРИЛОЖЕНИЕ В 36

Обработка результатов анкеты 36

по «методикам нравственной воспитанности» 36

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37

Обработка результатов по вопросам анкеты. Диаграммы 37

Введение

События последних лет, связанные с ростом детской безнадзорности, преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ре-бенка с детства уважать мнение, живущих рядом людей, включить его в про-цесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Именно школа призвана решать многие из этих проблем, а главной задачей учителя яв-ляется воспитание нравственного человека. Одним из путей воспитания нравст-венности в душе ребенка является литература, ведь ещё Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности».

В настоящее время с широким распространением технических средств, таких как, например, телевидение, видео, компьютеры и т.д., снижается интерес учащихся к художественной литературе и поэтому учителю необходимо знать, как повысить интерес учеников к своему предмету, чтобы через литературу осуществлять нравственное воспитание.

Для школьников – педагог это некий образ нравственности. Поэтому не-обходимо учитывать то, что совпадение интересов, духовных потребностей школьника с тем, что он находит в художественной литературе важно и предос-тавляет учителю возможность активного воздействия на формирование лично-сти. Но одни учителя-словесники искусно «погружаются» в эстетику, уменьшая нравственную направленность урока; другие, напротив, ослабив художествен-ную значимость литературного произведения, превращают урок в дидактику.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социально-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности совре-менной молодёжи, так и осознанием необходимости решения проблемы. В пси-холого-педагогической литературе немало говорится о важности нравственного воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекоменда-ции по их разъяснению учащимися, но в стороне остаётся проблема: каким об-разом необходимо воздействовать на ребёнка, чтобы он был с детства воспри-имчивым к морали. Кроме того, эта проблема привлекла нас возможностью уз-нать, как преподаётся литература в школе и как учителю удаётся поддерживать внимание учеников, их интерес к своему предмету и как осуществляется про-цесс нравственного воспитания.

В работе определены следующие параметры исследования:

объект – процесс нравственного воспитания старшеклассников;

предмет – содержание доминанты процесса нравственного воспитания старшеклассников.

Цель – выявить зависимость разнообразия форм и методов работы на уроке литературы и усвоения нравственных норм старшеклассниками.

Для достижения цели нами выделены следующие задачи:

1 определить сущность понятий «нравственность» и «нравственное воспи-тание»;

2 проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания на уроках литературы;

3 изучить эффективность форм и методов нравственного воспитания.

Положения, выносимые на защиту:

1 Круг проблем, отражённых в литературе – это источник формирования нравственных представлений старшеклассников.

2 Длительность общения с миром художественных образов, нравственным идеалом писателя, необходимость углублённого восприятия литературного произведения являются основой его воспитательного влияния.

3 Личность педагога активно воздействует на формирование нравствен-ных норм у учащихся.

4 Усвоение нравственных основ, повышение и поддержание интереса к художественной литературе у учащихся, зависит от качества и разнообразия форм работы на уроке.

Для решения поставленных задач использовались методы теоретическо-го анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, ди-агностические методы (анкетирование: использована анкета закрытого типа).

База исследования: 10-11 классы МОУ Средней общеобразовательной школы «Комплекс «Гармония» с углублённым изучением иностранных языков» и МОУ Средней общеобразовательной школы № 26 с углублённым изучением предметов естественно-научного профиля.

Заключение

Изучив теоретический и практический материал, по исследуемой про-блеме мы подтвердили наши положения, выносимые на защиту.

В теоретической части мы рассмотрели понятия «нравственность» и «нравственное воспитание» и показали, почему художественное произведение служит источником формирования нравственных представлений старшекласс-ников. Так же мы рассмотрели в 1 главе воспитательное влияние нравственного идеала писателя, поведения героев на учащихся и, проанализировав собранный материал, в практической части выявили, что поступки героев, мотивы их по-ведения меняют отношение учеников к другим людям и к жизни в целом. Вы-явили зависимость уровня нравственной воспитанности учеников от отношения их к художественной литературе.

Мы подтвердили наше положение о том, что усвоение нравственных ос-нов школьниками, повышение поддержание интереса у них к литературе зави-сит от качества и разнообразия форм работы на уроке. Задачу по изучению эф-фективности форм и методов нравственного воспитания, разрешили лишь час-тично, так как были выявлены только те формы работы на уроке, к которым учащиеся проявляют больший или меньший интерес. Но, именно, эффектив-ность форм и методов нравственного воспитания мы не изучили, и, к сожале-нию, в рамках нашего исследования мы не рассмотрели в отдельности каждый метод и его влияние на школьников.

В заключении отметим, что цель нашего исследования частично достиг-нута.

Список литературы

1 Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Из опыта работы. – М., 1974.

2 Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Уч.-методич. комплекс для студентов пед. вузов: В 2Ч./ Под ред. М.Н.Певзнера и С.А.Расчетиной. – Ч.2. – Новгород, 1994.

3 Антология гуманной педагогики: Сухомлинский В.А./ Сост. Г.Д.Глейзер. – М., 1997.

4 Аринина Н.Л. Уроки прекрасного: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.

5 Большаков В.П. Культура и нравственность: Учеб. пос./ НовГУ им. Яро-слава Мудрого. – Новгород, 1997.

6 Большой энциклопедический словарь: В 2 Т./ Гл. ред. А.М.Прохоров. – М., 1991.

7 Граник Г.Г. Когда книга учит/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М., 1988.

8 Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М., 1991.

9 Ильин Е.Н. Давайте соберёмся…: Новые возможности урока общения/ Е.Н.Ильин, С.В.Мертенс. – М., 1994.

10 Ильин Е.Н. Искусство общения// Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1989. – С.211-279.

11 Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя – словесника: Кн. для учи-теля: Из опыта работы. – М., 1988.

12 Ильин Е.Н. Рождение урока. – М., 1986.

13 Ильин Е.Н. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. – М.: Просвеще-ние, 1986.

14 Кан-Калик В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литера-туры в школе: Уч. пособие/ В.А.Кан-Калик, В.И.Хазин. – М., 1988.

15 Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

16 Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной моло-дежи// Советская педагогика. – 1989. - №8. – С.19-26

17 Кленицкая И.Я. Когда слова диктует чувство…: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.

18 Краткая философская энциклопедия/ Ред.-сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994.

19 Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пос. для учителя. – М., 1981.

20 Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литерату-ры в 6-7 классах (Пути постижения читателями-подростками идейно-нравственной позиции автора): Кн. для учителя. – М., 1984.

21 Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 14-е изд., стереотип. – М.: Руский язык, 1983.

22 Основы эстетического воспитания: Пос. для учителя/ Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.П.Барышникова и др. – М., 1986.

23 Педагогика: Уч. пос./ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.

24 Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е.К.Чухман. – М., 1985.

25 Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. – Т.2/ В.В.Давыдов, Э.Д.Днепров, В.П.Зинченко и др. - М.: Большая Росс. энциклопедия, 1999.

26 Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

27 Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного вос-питания школьников. – М., 1981.

28 Совершенствование преподавания литературы в школе: Пос. для учителя/ Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый, Н.Л.Куприна и др. – М., 1986.

29 Современный словарь по педагогике/ Сост. Е.С.Рапацевич. – Минск: Со-временный словарь, 2001.

30 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1979.

31 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.

32 Тюрин В.В. Творческие ошибки по литературе у абитуриентов, поступаю-щих в НГПИ// Преподавание литературы в средней школе: Из опыта рабо-ты учителей г.Новгорода. – Новгород, 1972.

33 Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание школьников// Воспитание школь-ников. 1990. - №1. – С.13-15; №2. – С.24-26; №3. – С.12-14.

34 Эстетическое воспитание школьной молодёжи/ Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.

35 h**t://ethos.narod.r*/vospit.htm

Покупка готовой работы
Тема: «Нравственное воспитание на уроках литературы»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика