Дипломная работа
«Ориентация педагогов на личностные достижения учащихся (Опыт России и Германии)»
- 53 страниц
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРИЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.2. УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 15
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РОССИИ И ГЕРМАНИИ В КОНТЕКСТЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 26
2.1 ОПЫТ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ШКОЛЫ В РОССИИ 26
2.2. ОПЫТ ШКОЛ ГЕРМАНИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 38
2.3. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЯ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ №6 НА ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ В 2005-2006 УЧЕБНОМ ГОДУ 55
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ №6 НА ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ В 2006-2007 УЧЕБНОМ ГОДУ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б … 61
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
РОЛЕВАЯ ИГРА 65
Проводимое нами исследование ставит своей целью выявление и научное обоснование условий осуществления роста личностных достижений учащихся общеобразовательной школы. В центре внимания находится процесс развития общеобразовательной школы, направленный на рост личностных достижений учащихся, а так же формирование ориентации педагогов на личностные достижения учащихся.
Необходимость исследования обусловлена:
1. Приоритетами модернизации образования, которое развивается в контексте личностного развития школьника
2. Необходимостью решения на теоретическом и практическом уровне задачи проектирования образовательных систем, ориентированных на развитие личности за счёт поддержки её внутренних потенциальных сил
3. Выявлением взаимосвязи процессов развития школы как образовательной системы и личности в ней
4. Противоречием процесса гуманизации образования, которое заключается в необеспеченности «детоцентристских» целей механизмами их реализации
Современное общество предъявляя новые требования к человеку, ставит педагогов перед необходимостью пересмотра многих педагогических позиций, усиления внимания к процессу личностного развития человека. Происходит изменение темпов жизни, технологий, лавинообразный рост информации, усложнение труда и социальной деятельности, и образование, ориентированное на передачу знания, не справляется со своими задачами, так как современный объем знаний превышает возможности школы.
Современные исследователи считают, что кризис образования порожден прежде всего ориентацией на знания, так как содержание школьных дисциплин на 20-30 лет отстает от содержания науки. Следовательно, если ставить целью формирование знаний, умений и навыков, то кризис непреодолим.
На наш взгляд, проблема личностных достижений учащихся возникла в педагогической науке именно как реакция на сциентистскую («знаниевую») модель образования, видящую свою главную цель в формировании знаний, умений и навыков учащихся. В постановке данной проблемы находит отражение попытка построить новую модель образования, ориентированную на развитие человека, личности как сложного и целостного существа, на воспитательные цели образовательной деятельности. Осуществляется поиск модели, ориентированной на личностные достижения учащихся с учётом содержательного компонента.
Основное препятствие на пути развития школы можно увидеть в противоречии между нацеленностью традиционного школьного обучения на одинаковые для всех академические знания, ориентацией школьников на поступление в ВУЗ (например, с появлением ЕГЭ учителя стараются не столько учить, расширять культурный багаж и воспитывать, сколько «натаскивать на тесты») и потребностью общества в самостоятельном, творчески и критически мыслящем человеке.
Необходимо отметить, что проблема личностных достижений учащихся относится к числу малоисследованных проблем и в осмыслении ее сталкивается множество спорных, зачастую прямо противоположных точек зрения.
В работе определены следующие параметры исследования:
Объект - процесс развития образовательной среды школы, направленный на рост личностных достижений учащихся.
Предмет - ориентация педагогов на личностные достижения учащихся в образовательной среде школы
Цель - выявить и научно обосновать условия осуществления роста личностных достижений школьника.
Для достижения цели нами выделены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность феномена личностных достижений учащихся.
2. Изучить условия, способствующие ориентации педагога на личностные достижения учащихся
3. Провести сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта в области ориентации педагогов на личностные достижения учащихся в современном образовательном процессе.
4. Обобщить опыт формирования ориентации на достижения учащихся, описать общие подходы создания школьной среды, ориентированной на достижения и успех.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личностные достижения учащихся отражают степень прогресса личности по отношению к её предшествующим проявлениям в образовательной деятельности.
2. Ориентация педагогов на личностные достижения учащихся предполагает удовлетворение потребности учащихся в успехе, способствует росту их достижений и развитию позитивной самооценки.
3. Ориентация педагогов на личностные достижения учащихся может быть сформирована средствами опытно-экспериментальной работы при обеспечении ряда условий:
позитивное отношение учителей к процессу развития общешкольной ориентации на личностные достижения учащихся
включение педагогов и учащихся в процесс анализа (проектирования) личностных достижений
организация методической работы школы, направленной на освоение технологий учёта, проектирования и роста достижений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы
сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта
обобщение и описание общих подходов создания школьной среды, ориентированной на достижения учащихся
Теоретическая база исследования: МОУ СОШ №6. Школа была выбрана не случайно, так как она осуществляет интересную и продуктивную работу с ориентационным полем своего развития. Центральным моментом в развивающейся образовательной среде данной школы является поиск и освоение таких форм и технологий обучения, в которых всем субъектам образовательного процесса обеспечивается возможность эффективного личностного саморазвития. Кроме того, школа ведёт опытно-экспериментальную работу по теме «Развивающаяся образовательная среда – основа личностного роста ученика и учителя».
Для проведения сравнительного анализа была выбрана Германия как страна с системой образования, наиболее близкой к российской. Опыт Германии был основой формирования в начале двадцатого века процесса оценки в школах России (например, пятибалльная система и качественные характеристики оценки). В связи с этим, возникает потребность в изучении процесса оценивания и процесса ориентации на личностные достижения учащихся в современной Германии.
Изучив теоретический и практический материал, по исследуемой проблеме мы подтвердили наши положения, выносимые на защиту.
В теоретической части мы рассмотрели понятие «личностные достижения», сравнили подходы российских и немецких учёных. Так же в первой главе мы показали при каких условиях следует осуществлять ориентацию педагогов на достижения учащихся. И подтвердили наше положение о том, что ориентация педагогов на личностные достижения учащихся может быть сформирована средствами опытно-экспериментальной работы при обеспечении ряда условий:
При позитивном отношении учителей к процессу развития общешкольной ориентации на личностные достижения учащихся
При включении педагогов и учащихся в процесс анализа (проектирования) личностных достижений
При организации методической работы школы, направленной на освоение технологий учёта, проектирования и роста достижений.
Во второй главе мы рассмотрели осуществление процесса ориентации педагогов на достижения учащихся в педагогическом взаимодействии школьного коллектива. И показали, что наши предположения, о том, что личностные достижения учащихся отражают степень прогресса личности по отношению к её предшествующим проявлениям в образовательной деятельности, и ориентация педагогов на личностные достижения учащихся предполагает удовлетворение потребности учащихся в успехе, способствует росту их достижений и развитию позитивной самооценки, подтвердились.
Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования, определяется тем, что в нём проведён сравнительно-сопоставительный анализ российского и немецкого опыта по изучаемой проблеме.
Практическая значимость заключается в том, что выявлены и научно обоснованы, условия при которых возможна ориентация педагогов на достижения учащихся.
В рамках нашего исследования мы использовали только теоретические методы, такие как описание, анализ, сравнение, обобщение. Но в дальнейшем, применив эмпирические методы исследования, наше исследование можно продолжить, например, сравнить развивающуюся школу, в которой осуществляется опытно-экспериментальная работа и общеобразовательную школу, в которой такая работа не проводится, посмотреть на результативность учебного процесса, выявить преобладающее направление в деятельности педагогов (направленность на усвоение знаний или личность ученика).
В завершении отметим, что степень изученности феномена личностных достижений учащихся, позволяет надеяться на дальнейшую научную разработку данной темы.
1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П.: Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
2. Анохина Г.М. Личностный рост учащихся как результат адоптивного обучения// Инновации в образовании. – 2003. - №1. – С. 94-103
3. Анохина Г.М. Технология личностно-адаптированной системы обучения//Школьные технологии. -2003.- №7. – С. 45-49
4. Батманова О.В. Отношение к оценке учебных достижений школьников в Германии и России: диссер. на соискание степени магистра пед. – СПб, 2006
5. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. – 1997. - №4
6. Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования// Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии: Материалы конференции.- 1995 -с.5-22
7. Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике //Педагогика.- 1994.- №5.- С.80-83
8. Гликман И. Как стимулировать желание учиться? //Народное образование. – 2003. - №2. – С.137-144
9. Горычева С.Н. Дидактическое консультирование учителей в условиях опытно-экспериментальной работы// Ментор. - 2002. – №1. - С.28-39
10. Долженко Ю.А. Вопросы личностно-ориентированного образования /h**t://w*w.akipkro.r*/main.php?id=1688/
11. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений- нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки //Школьные технологии. – 2004. - №3. – С. 179-185
12. Илюшин Л.С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в образовательной школе: Автореферат диссертации. СпБ., 1995.
13. Кирушева Т.В. Организация методического сопровождения учителей в условиях опытно-экспериментальной работы// Ментор.- 2002. – №1. - С.59-63
. Князев М.М. , Г.М. Криницкая Г.М. Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации /Yspu.yar.r*/
15. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Как организовать индивидуальное образование?//Народное образование. – 2003. - №2. – С.87-95
16. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика): Серия «Директор школы»: вып. №2. – М.: Сентябрь, 2005
17. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 137с.
18. Мухамеджатова Н.М. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе/h**t://bank.orenipk.r*/Text/t13_122.htm/
19. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с
20. Никодимова Е.А., Ненилина Г.И. Внедрение личностно ориентированных технологий// Школьные технологии. - 2004. - №6. – С. 125-132
21. Новиков А.М. От педагогики индустриального к педагогике постиндустриального общества //Народное образование. – 2005. - №6. – С. 201-207
22. Развивающаяся школа: опыт и новые решения: Монография / Сост. С.Н.Горычева. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2005.
23. Разумовский В.Г. Научный метод познания и личностная ориентация образования // Педагогика. – 2004. - №6
24. Руднев Е.А. Возможна ли самоуправляемая школа?// Школьные технологии – 2005. - №1
25. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования// Педагогика. – 2001. - №7
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование, поиск новой парадигмы, монография, М., 1998.
27. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика – 1994. - №5. – С. 16-21
28. Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности //Воспитание школьников. – 2003. – №2
29. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Круглый стол//Педагогика. – 1996. - №5. – С. 72-80
30. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
31. Шендрик И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования //Педагогика. – 2004. - №4. – С. 36-42
32. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996
33. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностно развитие школьников //Вопросы психологии. – 1994. - №2. – С.64- 76
34. Ярулов. А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов// Школьные технологии. – 2004. - №3. – С. 86-108
35. Arnold K. Schülerbeurteilung ohne Zensuren. – Neuwied: Luchterhand, 2001
36. Eichelberger H., Wilhelm M. Entwicklungsdidaktik: alle Kinder gehen ihren Weg. – Wien, 2003
37. Baumert J. Was wissen wir über die Entwicklung von Schulleistungen? //Pädagogik. – 2006. - №4. – S. 40-46
38. Böttcher W. Besser werden durch Leistungsstandarts? // Pädagogik. -2003. - №4. –S. 50-52
39. Brinkmann E. Welche Note ist gerecht?//Jahresheft . - 1996. – №14. - S. 4-6
40. Brügelmann H. Was leisten unsere Schulen? Zur Qualität und Evaulation von Unterricht. – Seelze-Velber: Kallmeyer, 1999
41. Jürgens E. Brauchen wir ein pädagogisches Leistuns-Verständnis? //Pädagogik. – 1999. - №1. – S.47-51
Jürgens E. Leistungserziehung und Leistungsbeurteilung: schulpädagogische Grundlagung und Anregungen für die Praxis. – Neuwied: Luchterhand, 2000
43. Jürgens E. Leistung und Beurteilung in der Schule : eine Einführung in Leistungs-und Bewertungsfragen aus pädagogischer Sicht. – Sankt Augustin: Academia-Verl., 2005
44. Kirk S. Die Vielfalt mündlicher Leistungen //Lernchancen. – 2006. - №54. – S.40-44
45. Languth M. Lernen ist das Persönlichste auf der Welt //Lernende Schule. – 2003. - №21. – S.18-21
46. Preuß E. Leistungserziehung, Leistungsbeurteilung und innere Differenzierung in der Grundschule: Bausteine moderner Grundschularbeit. - Bad Heilbrunn: Klinkhard, 1994
47. Preuß E. Lernen und Leisten in der Grundschule. – Bad Heilbrunn: Klinghardt, 1999
48. Ratzki A. Individuelle Leistungsbewertung im Gespräch zwischen Lehrer/innen, Schüler/innen und Eltern // Lernende Schule. – 2003. – №21. – S.48-50
49. Richert P. Lehrerfeedback // Lernchancen. – 2006. - №54. – S.46-49
50. Sacher W. Leistungen entwickeln, überprüfen und beurteilen. Bewährte und neue Wege für Primär- und Sekundarstufen.- Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2004
51. Sauer J. Ist Schulerfolg vorhersagbar?: Die Determinenten der Grundschulleistung und ihr prognostischer Wert für den Sekundarschulerfolg/ von Joachim Sauer und Erich Gamsjäger. – Göttingen.: Verl. Für Psychologie, 1996
52. Stern T. Neue Wege zu einer förderlichen Leistungsbewertung //Lernende Schule. – 2004. - №28. – S.16-21
53. Völker H. Lernfortschritt ohne Noten und äußere Differenzierung //Pädagogik. – 2003. - №2. – S.25-28
54. Winter F. Auf einem Weg zu einer Feedback-Kultur im Klassenzimmer //Lernende Schule. – 2003. – №21. – 11-13
55. Winter F. Gute Unterricht zeigt sich in seinen Werken //Lernende Schule. – 2000. – №11. - S. 42-44
56. Winter F. Leistungserinnerungen //Lernende Schule. – 2003. – №21. – S.34-35
. Ziegerspeck J. Zenzur und Zeugnis in der Schule. 3 Auflage. – Hannover: Hermann Schroeder Verlag KG, 1977
58. h**t://5322s6.edusite.r*
59. h**t://w*w.orenburg.r*/culture/credo/10/
60. h**t://profedu.r*/news/monitoring/?action=show&id=278
61. h**t://testolog.narod.r*/Ege11.html
62. h**t://bank.orenipk.r*/Text/t43_1.htm
63. h**t://w*w.moehnesee-schule.de/
64. h**t://w*w.gs-hoehr-g.de/index.htm
65. h**t://w*w.grundschule-altenvoerde.de/index.html
66. h**t://w*w.stakerseite.de/index.htm
67. h**t://w*w.solernen.de/HP/home.html
68. h**t://w*w.ahlen.de/jrs/index.shtml
Тема: | «Ориентация педагогов на личностные достижения учащихся (Опыт России и Германии)» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 3000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Внешнеторговые отношения России и Индии
Курсовая работа:
Проблема присоединения Украины к России в 1654 году. Эволюция мнений ученых историков России и Украины
Дипломная работа:
Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников
Дипломная работа:
Право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в российской федерации
Магистерская работа:
Управление проектной деятельностью учащихся в общеобразовательных организациях (на примере мбоу «аксаковская гимназия №11» кировского района го г. уфа)