Курсовая работа

«Условия развития педагогической компетентности учителя»

  • 43 страниц(ы)
  • 2867 просмотров
фото автора

Автор: mila_ja

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, УСЛОВИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ. 6

1.1 ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 9

1.3 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 17

ГЛАВА 2: ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ 30

2.1. ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 30

2.2. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

БИБЛИОГРАФИЯ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ А 45

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 45

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 52

ПРИЛОЖЕНИЕ В 57

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ А И ШКОЛЫ Б 57

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63

ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ ЖУРНАЛА МЕНТОР №2 ЗА 2007 ГОД 63

ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ ЖУРНАЛА МЕНТОР №2 ЗА 2008 ГОД 64

Проводимое нами исследование ставит своей целью выявление условий, способствующих росту педагогической компетентности учителя, которая составляет основу профессионализма педагога и является особым фактором, который способен многократно повысить качество образования.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя всегда обусловлена социальной и культурной ситуацией в обществе. В эпоху быстрых перемен важно найти такие методы преподавания, которые способствуют формированию компетентностей педагогического состава школы, необходимых для решения актуальных, реально существующих проблем. Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что в постоянно развивающемся обществе требуется не только передача учителю знаний в виде методических рекомендаций, сколько развитие у него способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности, необходимых для работы в новых условиях, что в свою очередь обусловливает поиск новых способов развития педагогической компетентности и повышения квалификации [11].

Серьёзное противоречие, на наш взгляд, заключается в том, что программы курсовых переподготовок составлены с учётом общих проблем. Данный подход исключает адресность и, следовательно, качество курсовой переподготовки, у учителей не закрепляется устойчивая мотивация к саморазвитию. Следовательно в современных условиях школы система повышения квалификации требует проектирования, создания и внедрения необходимых условий для обучения педагогов умению «оптимизировать профессиональную мобильность» [6].

Развитие мастерства и педагогической компетентности учителя находится в его руках, и именно он становится тем, кто осмысленно регулирует стандарты своего поведения. Поэтому в нашей работе мы покажем альтернативны формы повышения квалификации, которые выступают в качестве условий повышения педагогической компетентности учителей наравне с самым важным источником развития учителя – его учениками.

В работе определены следующие параметры исследования:

Объект: Процесс развития педагогической компетентности учителя

Предмет: Условия, способствующие росту педагогической компетентности учителя

Цель – выявить и научно обосновать условия развития педагогической компетентности учителя

Для достижения цели нами выделены следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогическую сущность понятия «педагогическая компетентность»

2. Изучить условия, способствующие развитию педагогической компетентности учителя

3. Выявить взаимозависимость личностных достижений учащихся и педагогической компетентности учителя

4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ уровня педагогической компетентности педагогов различных школ

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностные достижения учащихся стимулируют учителя к обращению к альтернативным формам повышения педагогической компетентности, которая, в свою очередь, влияет на личностные достижения учащихся

2. Процесс повышения корпоративной педагогической компетентности является эффективным, если он основан на реализации конкретного методического проекта, предполагающего освоение и внедрение в учебный процесс нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности.

3. Существует взаимозависимость педагогической компетентности учителя и личностных достижений учащихся

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

 теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования

 теоретические методы исследования: конкретизация, анализ, синтез, методы классификации, сравнения и обобщения

 изучение отчётной педагогической документации (изучение результатов организации процесса образования в образовательных учреждениях Великого Новгорода за 2007-2008 год)

 беседа с руководителем Центра качества образования

 анкетирование педагогов (анкета с закрытыми и полузакрытыми вопросами)

 обобщение и систематизация выводов и результатов исследования

База исследования:

Педагоги школы А, где ведётся опытно-экспериментальная работа и школы Б, где такая работа отсутствует (по этическим соображениям мы не называем номера школ, чьи учителя принимали участие в нашем исследовании).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Изучив теоретический и практический материал, по исследуемой проблеме мы подтвердили наши положения, выносимые на защиту.

В теоретической части мы рассмотрели педагогическую компетентность», показали её структуру и содержание, а так же показали условия, способствующие её развитию.

Во второй главе, проанализировав результаты анкетирования педагогов и организацию процесса образования в двух школах города, мы показали взаимозависимость педагогической компетентности и личностных достижений учащихся.

Подводя итоги, теоретической и практической части нашего исследования подчеркнём ещё раз условия, способствующие развитию педагогической компетентности учителя:

1. Совершенствование администрацией школы организационного механизма образования педагогов

2. Предоставление возможности обучения посредством альтернативных форм повышения квалификации, в которых возможно создание и реализация конкретного методического проекта.

3. Обеспечение доступности информации о применении современных педагогических технологий и инновационных методах обучения школьников.

4. Создание администрацией комфортных психологических условий для самосовершенствования педагогов и развития корпоративной педагогической компетентности.

Цель нашего исследования достигнута и подтверждены положения, выносимые а защиту.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования, определяется тем, что в нём выявлены и научно обусловлены условия развития компетентности педагога.

Практическая значимость заключается в том, что проведён сравнительно-сопоставительный анализ уровня педагогической компетентности педагогов развивающейся школы, в которой осуществляется опытно-экспериментальная работа, и педагогического состава школы, в которой такая работа отсутствует.

В завершении отметим, что степень изученности феномена педагогической компетентности, позволяет надеяться на дальнейшую научную разработку данной темы.

Аверкин Владимир Николаевич, Федорова Елена Алексеевна. Учебно-консультативный центр дистанционного образования как организационная форма повышения квалификации педагогических работников/ h**t://ito.edu.r*/2003/X/X-0-1970.html

2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П.: Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.

3. Белявская И.Б. Создание условий для непрерывного саморазвития педагога в инновационный период развития школ// Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы V Всероссийской научно-практической конференции : в 4 ч. Ч. 1 / Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. обр.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск : Изд-во «Образование», 2006. – С. 216-218.

4. Букреева И.В. Развитие пед. компетентности учителя в учреждениях доп. проф. образования: дис. канд. пед. наук: - Ставрополь, 2004. -178 с

5. Горычева С.Н. Дидактическое консультирование учителей в условиях опытно-экспериментальной работы// Ментор. - 2002. – №1. - С.28-39

6. Губогло З. Расширение педагогической компетентности и совершенствование профессионального мастерства педагогов// Учитель. – 2008. - №6. – С.40-42

7. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.304-309/ h**t://anthropology.r*/ru/texts/dautova/educinnov_38.html

8. Доклад «О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования». Подготовлен проектной группой под руководством Э.Р. Саитбаевой, в составе: С.Н. Полькиной, С.В. Масловской, В.М.Дрофы, О.Н. Скрынниковой, Ю.В. Ворониной, Г.М. Гладышева, Е.П. Табаковой, Э.Р. Амерхановой, А.А.Чиркова, Д.В.Бочкова, Е.В.Ветштейн./ h**t://bank.orenipk.r*/Text/uch-sait2.htm

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – 2003. - №5

10. Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета. Анкета руководителя/ ipk.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=144345

11. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие/ О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 158 с.

12. Кочарян Т.Э. Развитие компетентности преподавателя СПУ в условиях последипломного образования: дис. канд. пед. наук: - Ставрополь, 2004. - 179 с

13. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с

14. Нестеров Д. С. Развитие педагогической компетентности студентов в процессе открытого обучения : дис. канд. пед. наук: - Великий Новгород, 2003. - 152 с.

15. О.С. Орлов. Личностно-ориентированное сопровождение процесса повышения квалификации научно-педагогических кадров// Учёные записки института непрерывного педагогического образования/Сост. О.С. Орлов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 1999. – С.71-75

Орлов О.С. Педагогическая компетентность в жизни человека (размышления и раздумья «неклассического» педагога): Книга для чтения. – Великий Новгород: НовГУ, 2004. – 60с.

17. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева, В.Н. Аверкин, А.Г. Ширин, А.В. Петров] ; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

18. Профессиональная компетентность учителей/ h**t://74214s009.edusite.r*/p24aa1.html

19. Сергеева Е. Е., Эндзинь М.П. Межпредметная проблемная лаборатория как форма методического сопровождения педагогического персонала [Текст] / Е. Е. Сергеева, М. П. Эндзинь // Инновационное развитие школы: управление персоналом и педагогическое сопровождение. Материалы международной конференции. Великий Новгород, 30-31 мая 2002 года: Сборник статей / Науч. ред. и сост. А.Г.Ширин. – Великий Новгород: Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – С. 69–73

20. Сидоренкова Л.И., Кодочигова Ю.И. Педагогическая мастерская: новое направление в системе непрерывного педагогического образования//Учёные записки института непрерывного педагогического образования/Сост. О.С. Орлов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 1999. – С.95-99

21. Симен-Северская О.В. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя // Сборник научных трудов, серия «Гуманитарные науки», вып. - Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2001.-С. 97-100. science.ncstu.r*/articles/hs/06/ped/26.pdf/file_download

22. Чернова Л.М., Горычева С.Н. Организационно-управленческое сопровождение процесса развития школы//Ментор. – 2007. - №3.

23. Шепило А.Г. Профессионализм и ответственность каждого педагога – залог результативной работы муниципальной системы образования//Ментор. – 2007. - №2

Шепило А.Г. Приоритетный национальный проект «Образование» - основа современной модели российского образования//Ментор. – 2008.-№2

25. Эндзинь М.П. Различные модели методической службы в развивающейся школе//Ментор. – 2006. - №1

26. h**t://iem.adm.nov.r*

27. h**t://w*w.psychology.r*/library/00003.shtml

28. Цветкова Г.В. Педагогическая компетентность учителя в контексте организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе h**t://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=5617&Itemid=88&bsb_midx=0

Покупка готовой работы
Тема: «Условия развития педагогической компетентности учителя»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 43
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика