Курсовая работа

«Условия развития педагогической компетентности учителя»

  • 43 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, УСЛОВИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ. 6

1.1 ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 9

1.3 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 17

ГЛАВА 2: ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ 30

2.1. ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 30

2.2. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

БИБЛИОГРАФИЯ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ А 45

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 45

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 52

ПРИЛОЖЕНИЕ В 57

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ А И ШКОЛЫ Б 57

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63

ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ ЖУРНАЛА МЕНТОР №2 ЗА 2007 ГОД 63

ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ ЖУРНАЛА МЕНТОР №2 ЗА 2008 ГОД 64

Введение

Проводимое нами исследование ставит своей целью выявление условий, способствующих росту педагогической компетентности учителя, которая составляет основу профессионализма педагога и является особым фактором, который способен многократно повысить качество образования.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя всегда обусловлена социальной и культурной ситуацией в обществе. В эпоху быстрых перемен важно найти такие методы преподавания, которые способствуют формированию компетентностей педагогического состава школы, необходимых для решения актуальных, реально существующих проблем. Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что в постоянно развивающемся обществе требуется не только передача учителю знаний в виде методических рекомендаций, сколько развитие у него способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности, необходимых для работы в новых условиях, что в свою очередь обусловливает поиск новых способов развития педагогической компетентности и повышения квалификации [11].

Серьёзное противоречие, на наш взгляд, заключается в том, что программы курсовых переподготовок составлены с учётом общих проблем. Данный подход исключает адресность и, следовательно, качество курсовой переподготовки, у учителей не закрепляется устойчивая мотивация к саморазвитию. Следовательно в современных условиях школы система повышения квалификации требует проектирования, создания и внедрения необходимых условий для обучения педагогов умению «оптимизировать профессиональную мобильность» [6].

Развитие мастерства и педагогической компетентности учителя находится в его руках, и именно он становится тем, кто осмысленно регулирует стандарты своего поведения. Поэтому в нашей работе мы покажем альтернативны формы повышения квалификации, которые выступают в качестве условий повышения педагогической компетентности учителей наравне с самым важным источником развития учителя – его учениками.

В работе определены следующие параметры исследования:

Объект: Процесс развития педагогической компетентности учителя

Предмет: Условия, способствующие росту педагогической компетентности учителя

Цель – выявить и научно обосновать условия развития педагогической компетентности учителя

Для достижения цели нами выделены следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогическую сущность понятия «педагогическая компетентность»

2. Изучить условия, способствующие развитию педагогической компетентности учителя

3. Выявить взаимозависимость личностных достижений учащихся и педагогической компетентности учителя

4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ уровня педагогической компетентности педагогов различных школ

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностные достижения учащихся стимулируют учителя к обращению к альтернативным формам повышения педагогической компетентности, которая, в свою очередь, влияет на личностные достижения учащихся

2. Процесс повышения корпоративной педагогической компетентности является эффективным, если он основан на реализации конкретного методического проекта, предполагающего освоение и внедрение в учебный процесс нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности.

3. Существует взаимозависимость педагогической компетентности учителя и личностных достижений учащихся

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

 теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования

 теоретические методы исследования: конкретизация, анализ, синтез, методы классификации, сравнения и обобщения

 изучение отчётной педагогической документации (изучение результатов организации процесса образования в образовательных учреждениях Великого Новгорода за 2007-2008 год)

 беседа с руководителем Центра качества образования

 анкетирование педагогов (анкета с закрытыми и полузакрытыми вопросами)

 обобщение и систематизация выводов и результатов исследования

База исследования:

Педагоги школы А, где ведётся опытно-экспериментальная работа и школы Б, где такая работа отсутствует (по этическим соображениям мы не называем номера школ, чьи учителя принимали участие в нашем исследовании).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

Изучив теоретический и практический материал, по исследуемой проблеме мы подтвердили наши положения, выносимые на защиту.

В теоретической части мы рассмотрели педагогическую компетентность», показали её структуру и содержание, а так же показали условия, способствующие её развитию.

Во второй главе, проанализировав результаты анкетирования педагогов и организацию процесса образования в двух школах города, мы показали взаимозависимость педагогической компетентности и личностных достижений учащихся.

Подводя итоги, теоретической и практической части нашего исследования подчеркнём ещё раз условия, способствующие развитию педагогической компетентности учителя:

1. Совершенствование администрацией школы организационного механизма образования педагогов

2. Предоставление возможности обучения посредством альтернативных форм повышения квалификации, в которых возможно создание и реализация конкретного методического проекта.

3. Обеспечение доступности информации о применении современных педагогических технологий и инновационных методах обучения школьников.

4. Создание администрацией комфортных психологических условий для самосовершенствования педагогов и развития корпоративной педагогической компетентности.

Цель нашего исследования достигнута и подтверждены положения, выносимые а защиту.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования, определяется тем, что в нём выявлены и научно обусловлены условия развития компетентности педагога.

Практическая значимость заключается в том, что проведён сравнительно-сопоставительный анализ уровня педагогической компетентности педагогов развивающейся школы, в которой осуществляется опытно-экспериментальная работа, и педагогического состава школы, в которой такая работа отсутствует.

В завершении отметим, что степень изученности феномена педагогической компетентности, позволяет надеяться на дальнейшую научную разработку данной темы.

Список литературы

Аверкин Владимир Николаевич, Федорова Елена Алексеевна. Учебно-консультативный центр дистанционного образования как организационная форма повышения квалификации педагогических работников/ h**t://ito.edu.r*/2003/X/X-0-1970.html

2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П.: Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.

3. Белявская И.Б. Создание условий для непрерывного саморазвития педагога в инновационный период развития школ// Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы V Всероссийской научно-практической конференции : в 4 ч. Ч. 1 / Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. обр.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск : Изд-во «Образование», 2006. – С. 216-218.

4. Букреева И.В. Развитие пед. компетентности учителя в учреждениях доп. проф. образования: дис. канд. пед. наук: - Ставрополь, 2004. -178 с

5. Горычева С.Н. Дидактическое консультирование учителей в условиях опытно-экспериментальной работы// Ментор. - 2002. – №1. - С.28-39

6. Губогло З. Расширение педагогической компетентности и совершенствование профессионального мастерства педагогов// Учитель. – 2008. - №6. – С.40-42

7. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.304-309/ h**t://anthropology.r*/ru/texts/dautova/educinnov_38.html

8. Доклад «О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования». Подготовлен проектной группой под руководством Э.Р. Саитбаевой, в составе: С.Н. Полькиной, С.В. Масловской, В.М.Дрофы, О.Н. Скрынниковой, Ю.В. Ворониной, Г.М. Гладышева, Е.П. Табаковой, Э.Р. Амерхановой, А.А.Чиркова, Д.В.Бочкова, Е.В.Ветштейн./ h**t://bank.orenipk.r*/Text/uch-sait2.htm

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – 2003. - №5

10. Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета. Анкета руководителя/ ipk.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=144345

11. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие/ О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 158 с.

12. Кочарян Т.Э. Развитие компетентности преподавателя СПУ в условиях последипломного образования: дис. канд. пед. наук: - Ставрополь, 2004. - 179 с

13. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с

14. Нестеров Д. С. Развитие педагогической компетентности студентов в процессе открытого обучения : дис. канд. пед. наук: - Великий Новгород, 2003. - 152 с.

15. О.С. Орлов. Личностно-ориентированное сопровождение процесса повышения квалификации научно-педагогических кадров// Учёные записки института непрерывного педагогического образования/Сост. О.С. Орлов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 1999. – С.71-75

Орлов О.С. Педагогическая компетентность в жизни человека (размышления и раздумья «неклассического» педагога): Книга для чтения. – Великий Новгород: НовГУ, 2004. – 60с.

17. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева, В.Н. Аверкин, А.Г. Ширин, А.В. Петров] ; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

18. Профессиональная компетентность учителей/ h**t://74214s009.edusite.r*/p24aa1.html

19. Сергеева Е. Е., Эндзинь М.П. Межпредметная проблемная лаборатория как форма методического сопровождения педагогического персонала [Текст] / Е. Е. Сергеева, М. П. Эндзинь // Инновационное развитие школы: управление персоналом и педагогическое сопровождение. Материалы международной конференции. Великий Новгород, 30-31 мая 2002 года: Сборник статей / Науч. ред. и сост. А.Г.Ширин. – Великий Новгород: Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – С. 69–73

20. Сидоренкова Л.И., Кодочигова Ю.И. Педагогическая мастерская: новое направление в системе непрерывного педагогического образования//Учёные записки института непрерывного педагогического образования/Сост. О.С. Орлов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 1999. – С.95-99

21. Симен-Северская О.В. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя // Сборник научных трудов, серия «Гуманитарные науки», вып. - Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2001.-С. 97-100. science.ncstu.r*/articles/hs/06/ped/26.pdf/file_download

22. Чернова Л.М., Горычева С.Н. Организационно-управленческое сопровождение процесса развития школы//Ментор. – 2007. - №3.

23. Шепило А.Г. Профессионализм и ответственность каждого педагога – залог результативной работы муниципальной системы образования//Ментор. – 2007. - №2

Шепило А.Г. Приоритетный национальный проект «Образование» - основа современной модели российского образования//Ментор. – 2008.-№2

25. Эндзинь М.П. Различные модели методической службы в развивающейся школе//Ментор. – 2006. - №1

26. h**t://iem.adm.nov.r*

27. h**t://w*w.psychology.r*/library/00003.shtml

28. Цветкова Г.В. Педагогическая компетентность учителя в контексте организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе h**t://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=5617&Itemid=88&bsb_midx=0

Покупка готовой работы
Тема: «Условия развития педагогической компетентности учителя»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 43
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика