Курсовая работа
«Условия развития педагогической компетентности учителя»
- 43 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, УСЛОВИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ. 6
1.1 ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 9
1.3 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 17
ГЛАВА 2: ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ 30
2.1. ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.2. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЯ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 45
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ А И ШКОЛЫ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63
ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ ЖУРНАЛА МЕНТОР №2 ЗА 2007 ГОД 63
ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИЗ ЖУРНАЛА МЕНТОР №2 ЗА 2008 ГОД 64
Проводимое нами исследование ставит своей целью выявление условий, способствующих росту педагогической компетентности учителя, которая составляет основу профессионализма педагога и является особым фактором, который способен многократно повысить качество образования.
Профессионально-педагогическая деятельность учителя всегда обусловлена социальной и культурной ситуацией в обществе. В эпоху быстрых перемен важно найти такие методы преподавания, которые способствуют формированию компетентностей педагогического состава школы, необходимых для решения актуальных, реально существующих проблем. Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что в постоянно развивающемся обществе требуется не только передача учителю знаний в виде методических рекомендаций, сколько развитие у него способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности, необходимых для работы в новых условиях, что в свою очередь обусловливает поиск новых способов развития педагогической компетентности и повышения квалификации [11].
Серьёзное противоречие, на наш взгляд, заключается в том, что программы курсовых переподготовок составлены с учётом общих проблем. Данный подход исключает адресность и, следовательно, качество курсовой переподготовки, у учителей не закрепляется устойчивая мотивация к саморазвитию. Следовательно в современных условиях школы система повышения квалификации требует проектирования, создания и внедрения необходимых условий для обучения педагогов умению «оптимизировать профессиональную мобильность» [6].
Развитие мастерства и педагогической компетентности учителя находится в его руках, и именно он становится тем, кто осмысленно регулирует стандарты своего поведения. Поэтому в нашей работе мы покажем альтернативны формы повышения квалификации, которые выступают в качестве условий повышения педагогической компетентности учителей наравне с самым важным источником развития учителя – его учениками.
В работе определены следующие параметры исследования:
Объект: Процесс развития педагогической компетентности учителя
Предмет: Условия, способствующие росту педагогической компетентности учителя
Цель – выявить и научно обосновать условия развития педагогической компетентности учителя
Для достижения цели нами выделены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность понятия «педагогическая компетентность»
2. Изучить условия, способствующие развитию педагогической компетентности учителя
3. Выявить взаимозависимость личностных достижений учащихся и педагогической компетентности учителя
4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ уровня педагогической компетентности педагогов различных школ
Положения, выносимые на защиту:
1. Личностные достижения учащихся стимулируют учителя к обращению к альтернативным формам повышения педагогической компетентности, которая, в свою очередь, влияет на личностные достижения учащихся
2. Процесс повышения корпоративной педагогической компетентности является эффективным, если он основан на реализации конкретного методического проекта, предполагающего освоение и внедрение в учебный процесс нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности.
3. Существует взаимозависимость педагогической компетентности учителя и личностных достижений учащихся
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования
теоретические методы исследования: конкретизация, анализ, синтез, методы классификации, сравнения и обобщения
изучение отчётной педагогической документации (изучение результатов организации процесса образования в образовательных учреждениях Великого Новгорода за 2007-2008 год)
беседа с руководителем Центра качества образования
анкетирование педагогов (анкета с закрытыми и полузакрытыми вопросами)
обобщение и систематизация выводов и результатов исследования
База исследования:
Педагоги школы А, где ведётся опытно-экспериментальная работа и школы Б, где такая работа отсутствует (по этическим соображениям мы не называем номера школ, чьи учителя принимали участие в нашем исследовании).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучив теоретический и практический материал, по исследуемой проблеме мы подтвердили наши положения, выносимые на защиту.
В теоретической части мы рассмотрели педагогическую компетентность», показали её структуру и содержание, а так же показали условия, способствующие её развитию.
Во второй главе, проанализировав результаты анкетирования педагогов и организацию процесса образования в двух школах города, мы показали взаимозависимость педагогической компетентности и личностных достижений учащихся.
Подводя итоги, теоретической и практической части нашего исследования подчеркнём ещё раз условия, способствующие развитию педагогической компетентности учителя:
1. Совершенствование администрацией школы организационного механизма образования педагогов
2. Предоставление возможности обучения посредством альтернативных форм повышения квалификации, в которых возможно создание и реализация конкретного методического проекта.
3. Обеспечение доступности информации о применении современных педагогических технологий и инновационных методах обучения школьников.
4. Создание администрацией комфортных психологических условий для самосовершенствования педагогов и развития корпоративной педагогической компетентности.
Цель нашего исследования достигнута и подтверждены положения, выносимые а защиту.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования, определяется тем, что в нём выявлены и научно обусловлены условия развития компетентности педагога.
Практическая значимость заключается в том, что проведён сравнительно-сопоставительный анализ уровня педагогической компетентности педагогов развивающейся школы, в которой осуществляется опытно-экспериментальная работа, и педагогического состава школы, в которой такая работа отсутствует.
В завершении отметим, что степень изученности феномена педагогической компетентности, позволяет надеяться на дальнейшую научную разработку данной темы.
Аверкин Владимир Николаевич, Федорова Елена Алексеевна. Учебно-консультативный центр дистанционного образования как организационная форма повышения квалификации педагогических работников/ h**t://ito.edu.r*/2003/X/X-0-1970.html
2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П.: Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
3. Белявская И.Б. Создание условий для непрерывного саморазвития педагога в инновационный период развития школ// Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы V Всероссийской научно-практической конференции : в 4 ч. Ч. 1 / Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. обр.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск : Изд-во «Образование», 2006. – С. 216-218.
4. Букреева И.В. Развитие пед. компетентности учителя в учреждениях доп. проф. образования: дис. канд. пед. наук: - Ставрополь, 2004. -178 с
5. Горычева С.Н. Дидактическое консультирование учителей в условиях опытно-экспериментальной работы// Ментор. - 2002. – №1. - С.28-39
6. Губогло З. Расширение педагогической компетентности и совершенствование профессионального мастерства педагогов// Учитель. – 2008. - №6. – С.40-42
7. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.304-309/ h**t://anthropology.r*/ru/texts/dautova/educinnov_38.html
8. Доклад «О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования». Подготовлен проектной группой под руководством Э.Р. Саитбаевой, в составе: С.Н. Полькиной, С.В. Масловской, В.М.Дрофы, О.Н. Скрынниковой, Ю.В. Ворониной, Г.М. Гладышева, Е.П. Табаковой, Э.Р. Амерхановой, А.А.Чиркова, Д.В.Бочкова, Е.В.Ветштейн./ h**t://bank.orenipk.r*/Text/uch-sait2.htm
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – 2003. - №5
10. Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета. Анкета руководителя/ ipk.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=144345
11. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие/ О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 158 с.
12. Кочарян Т.Э. Развитие компетентности преподавателя СПУ в условиях последипломного образования: дис. канд. пед. наук: - Ставрополь, 2004. - 179 с
13. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с
14. Нестеров Д. С. Развитие педагогической компетентности студентов в процессе открытого обучения : дис. канд. пед. наук: - Великий Новгород, 2003. - 152 с.
15. О.С. Орлов. Личностно-ориентированное сопровождение процесса повышения квалификации научно-педагогических кадров// Учёные записки института непрерывного педагогического образования/Сост. О.С. Орлов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 1999. – С.71-75
Орлов О.С. Педагогическая компетентность в жизни человека (размышления и раздумья «неклассического» педагога): Книга для чтения. – Великий Новгород: НовГУ, 2004. – 60с.
17. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева, В.Н. Аверкин, А.Г. Ширин, А.В. Петров] ; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.
18. Профессиональная компетентность учителей/ h**t://74214s009.edusite.r*/p24aa1.html
19. Сергеева Е. Е., Эндзинь М.П. Межпредметная проблемная лаборатория как форма методического сопровождения педагогического персонала [Текст] / Е. Е. Сергеева, М. П. Эндзинь // Инновационное развитие школы: управление персоналом и педагогическое сопровождение. Материалы международной конференции. Великий Новгород, 30-31 мая 2002 года: Сборник статей / Науч. ред. и сост. А.Г.Ширин. – Великий Новгород: Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – С. 69–73
20. Сидоренкова Л.И., Кодочигова Ю.И. Педагогическая мастерская: новое направление в системе непрерывного педагогического образования//Учёные записки института непрерывного педагогического образования/Сост. О.С. Орлов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 1999. – С.95-99
21. Симен-Северская О.В. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя // Сборник научных трудов, серия «Гуманитарные науки», вып. - Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2001.-С. 97-100. science.ncstu.r*/articles/hs/06/ped/26.pdf/file_download
22. Чернова Л.М., Горычева С.Н. Организационно-управленческое сопровождение процесса развития школы//Ментор. – 2007. - №3.
23. Шепило А.Г. Профессионализм и ответственность каждого педагога – залог результативной работы муниципальной системы образования//Ментор. – 2007. - №2
Шепило А.Г. Приоритетный национальный проект «Образование» - основа современной модели российского образования//Ментор. – 2008.-№2
25. Эндзинь М.П. Различные модели методической службы в развивающейся школе//Ментор. – 2006. - №1
26. h**t://iem.adm.nov.r*
27. h**t://w*w.psychology.r*/library/00003.shtml
28. Цветкова Г.В. Педагогическая компетентность учителя в контексте организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе h**t://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=5617&Itemid=88&bsb_midx=0
Тема: | «Условия развития педагогической компетентности учителя» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 43 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Творчество в педагогической деятельности учителя
Курсовая работа:
Педагогические условия развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике
Дипломная работа:
Педагогические условия развития восприятия джазовой музыки у школьников средних классов
Тест:
Ответы на тесты введение в педагогическую деятельность