Дипломная работа

«Условия развития педагогической компетентности учителя»

  • 79 страниц
Содержание

Введение 3

1 Научно-теоретическое обоснование проблемы выявления условий развития педагогической компетентности учителя 7

1.1 Структура и содержание педагогической компетентности учителя современной школы 7

1.2 Критерии и показатели педагогической компетентности учителя 19

1.3 Внутренние и внешние условия развития педагогической компетентности учителя 27

2 Развитие педагогической компетентности учителя (изучение и анализ практического опыта) 51

2.1 Диагностика педагогической компетентности современного учителя 51

2.2 Анализ внешних условий развития педагогической компетентности в школах города и области 56

2.3 Анализ внутренних условий развития педагогической компетентности в школах города и области. 68

Заключение 77

Список литературы 79

Приложения 84

Приложение А Основные подходы к определению педагогической компетентности 85

Приложение Б Модель педагогической компетентности преподавателя 92

Приложение В Уровни проявления критериев профессиональной компетентности учителя 93

Приложение Г План занятия проблемной педагогической лаборатории на тему «Стратегии обучения» 95

Приложение Д Методика «ЛИДЕР» 98

Приложение Е Определение внешних условий развития педагогической компетентности 103

Анкета «Повышение педагогической компетентности педагога» 103

Оценка социально-психологического климата в коллективе 104

Приложение Ж Определение внутренних условий развития педагогической компетентности 105

Тест : Оценка творческого потенциала учителя 105

Сокращенный многофакторный опросник Мини-мульт. 107

Приложение З Результаты, проведённых методик 111

Введение

Проводимое нами исследование ставит своей целью выявление условий, способствующих росту педагогической компетентности учителя, которая составляет основу профессионализма педагога и является особым фактором, который способен многократно повысить качество образования.

Педагогическая компетентность мало изучена и не так давно стала упоминаться в психолого-педагогической литературе. Данному понятию предшествовало становление компетентностного подхода, который изучали И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, М.А. Чошанов, М.А. Холодная; далее рассматривали профессиональную компетентность Т.Г. Браже, В.Н. Введенский, Е.В. Григорьева, Н.В. Карнаух, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин; понятие психолого-педагогической компетентности изучено М.И. Лукьяновой; феномен педагогической компетентности встречается в научных работах редко, его исследовали Л.М. Митина, М.Н. Карапетова, Д.С. Нестеров.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя всегда обусловлена социальной и культурной ситуацией в обществе. В эпоху быстрых перемен важно найти такие методы преподавания, которые способствуют формированию компетентностей педагогического состава школы, необходимых для решения актуальных, реально существующих проблем. Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что в постоянно развивающемся обществе требуется не только передача педагогу знаний в виде методических рекомендаций, сколько развитие у него способностей к самостоятельной рефлексивно-проектной деятельности, необходимых для работы в новых условиях, что в свою очередь обусловливает поиск новых способов развития педагогической компетентности и повышения квалификации [12]. Серьёзное противоречие, на наш взгляд, заключается в том, что программы курсовых переподготовок составлены с учётом общих проблем. Данный подход исключает адресность и, поэтому, качество данной переподготовки является сомнительным, так как у учителей не закрепляется устойчивая мотивация к саморазвитию. Следовательно, в современных условиях школы система повышения квалификации требует проектирования, создания и внедрения необходимых условий для обучения педагогов умению «оптимизировать профессиональную мобильность» [5].

Заметим, что учитель является человеком, ориентированным на добровольное выполнение определённых социально-нравственных функций в обществе. Поэтому так важны профессионально-значимые личностные качества педагога, без которых, не смотря на знания и опыт, не возможно формирование профессионала. На протяжении многих десятилетий профессионально значимые качества являются предметом исследований (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Ф.Н. Гоноболин и другие). Повышение уровня педагогической компетентности учителя не представляется возможным без развития его личности. Личностные качества педагога неотделимы от процесса педагогической деятельности [14]. В связи с этим актуальной оказывается проблема выявления качеств личности педагога как субъекта формирования и развития показателей педагогической компетентности в процессе профессиональной деятельности [11].

Таким образом, необходимость исследования обусловлена следующими противоречиями:

- наличие требований к профессиональной педагогической компетентности учителя, обозначенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и отсутствием выявленных условий её развития;

- недостаточной разработанностью проблемы педагогической компетентности и необходимостью выявления её критериев и показателей, служащих для определения уровня её сформированности у педагогов;

- отсутствием ориентации программ курсовых переподготовок на каждого преподавателя и необходимостью их соответствия потребностям конкретного педагога для решения им определённых задач и проблем;

- многообразием личностных качеств педагога и необходимостью выделения узкого спектра тех качеств, которые влияют на развитие педагогической компетентности.

В работе определены следующие параметры исследования:

Объект – педагогическая компетентность учителя

Предмет – условия развития педагогической компетентности учителя

Цель – выявить и охарактеризовать условия развития педагогической компетентности учителя

Гипотеза: развитие педагогической компетентности как составной части профессионализма учителя обусловлено включением педагогов в опытно-экспериментальную работу школы, их участием в альтернативных формах повышения квалификации, системой научно-методического сопровождения (внешние условия), личностными качествами педагога (внутренние условия).

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогическую сущность понятия «Педагогическая компетентность»

2. Выявить критерии и показатели педагогической компетентности учителя

3. Изучить альтернативные формы повышения квалификации, способствующие росту педагогической компетентности учителя

4. Определить уровень сформированности педагогической компетентности учителя

5. Выявить взаимосвязь между творческой средой школы, методической работой, личностными качествами и педагогической компетентностью учителей.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования;

- теоретические методы исследования: конкретизация, анализ, синтез, методы классификации, сравнения и обобщения;

- анкетирование педагогов (анкета с открытыми и полузакрытыми вопросами);

- проведение нескольких методик;

- обобщение и систематизация выводов и результатов исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

- оценка социально-психологического климата в коллективе;

- оценка творческого потенциала учителя;

- опросник Мини-мульт (сокращенный вариант MMPI);

- методика «Лидер»;

- анкета «Повышение квалификации педагога».

База исследования: педагоги школ города и области. В исследовании принимали участие педагоги МОУ СОШ «Комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков», МАОУ «СОШ №2 с углублённым изучением английского языка», МОУ СОШ д. Трегубово, МАОУ «Гимназия 4».

Апробация результатов исследования осуществлялась:

 на заседании секции "Проблемы современной школы", проходившей на базе МАОУ СШ № 6

 на заседаниях кафедры педагогики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого;

 в публикациях журнала «Ученые записки» и «Первые шаги в науке».

Структура работы отражает логику исследования и его результаты. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

В теоретической части исследования нами было рассмотрено понятие педагогической компетентности, показана её структура, критерии и показатели, а так же определены условия, при которых происходит развитие данной компетентности.

Во второй главе, проанализировав результаты, полученные по итогам анкетирования и тестирования педагогов, мы определили внешние условия развития педагогической компетентности в четырёх школах, учителя которых принимали участие в исследовании, и далее рассмотрели внутренние условия развития педагогической компетентности, придя к следующим выводам:

1. Благоприятные внешние условия при отсутствии должного уровня сформированности профессионально значимых качеств (внутренние условия) приводят к уменьшению уровня педагогической компетентности.

2. Наличие внутренних, но отсутствие необходимых внешних условий так же не способствует развитию педагогической компетентности и приводит к её снижению.

3. Прогрессивное положительное развитие педагогической компетентности может происходить при сосуществовании соответствующих как внешних, так и внутренних условий.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза, в которой говорится, о том, что развитие педагогической компетентности как составной части профессионализма учителя обусловлено внутренними и внешними условиями, подтвердилась.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нём выявлены и научно обоснованы внешние и внутренние условия развития педагогической компетентности учителя.

Практическая ценность заключается в том, что показана взаимосвязь данных условий и то влияние, которое они оказывают на развитие педагогической компетентности. То есть в работе показано, что развитие компетентности не может происходить только при наличии творческой среды в школе, благоприятном социально-психологическим климате в коллективе, при участии педагогов в альтернативных формах повышения квалификации, к которым относятся внутрифирменное обучение, научно-методическое сопровождение, педагогические мастерские и лаборатории (внешние условия), но и для её развития необходима сформированность у педагогов профессионально значимых личностных качеств.

Заметим, что не представляется возможным повышение уровня компетентности учителя вне связи с развитием его личности, которая является для него основным инструментарием, средством достижения результата. А учитывать и прогнозировать влияние личностных качеств на успешность педагогической деятельности возможно только на основе знания степени выраженности этих качеств в человеке, способов их реализации во взаимодействии.

Таким образом, на основе классификаций профессионально значимых личностных качеств, учитель может провести самооценку собственных личностных качеств, так как знание и стремление к самосовершенствованию приводит к качественным изменениям в педагогическом процессе.

Так же зная о том, что на развитие педагогической компетентности, влияют не только внешние условия, но и внутренние, можно предположить, что при вступительных экзаменах в ВУЗ, либо при приёме на работу, можно использовать тестирование либо собеседование, которое выявляло бы не только академические знания, но и сформированность профессионально значимых личностных качеств. Однако, не смотря на то, что данные качества развиваются, совершенствуется в процессе педагогической деятельности, их минимальный уровень сформированности является предпосылкой к становлению педагогической компетентности.

Подводя итог, добавим, что гипотеза нашего исследования подтверждена и цель по выявлению и обоснованию условий развития педагогической компетентности достигнута.

Список литературы

1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П.: Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя. / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.

2. Балибардина Е. Н. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя в условиях УНПК. [Электронный ресурс]: h**t://modern-obraz08.livejournal.com/4903.html

3. Белявская И. Б. Создание условий для непрерывного саморазвития педагога в инновационный период развития школ. // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции : в 4 ч. Ч. 1 / Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. обр.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – С. 216-218.

4. Горычева С. Н. Дидактическое консультирование учителей в условиях опытно-экспериментальной работы. // Ментор. - 2002. – №1. - С.28-39.

5. Губогло З. И. Расширение педагогической компетентности и совершенствование профессионального мастерства педагогов. // Учитель. – 2008. - №6. – С.40-42.

6. Даутова О. Б., Христофоров С. В. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования. Инновации и образование: Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.304-309. [Электронный ресурс]: h**t://anthropology.r*/ru/texts/dautova/educinnov_38.html

7. Ефимова Н. C. Психологические особенности интеллектуальной гибкости учителя: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2001. [Электронный ресурс]: h**t://w*w.childpsy.r*/dissertations/id/18461.php

8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. [Электронный ресурс]: h**t://metod.dvpion.r*/article.asp?id_sec=3&id_text=11

9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. //Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5

10. Иванова С. П. Учитель XXI века нейропсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. – Псков, 2002. – 330 с. [Электронный ресурс]: h**t://books4study.info/text-book5228.html

11. Карапетова М. Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательных учреждений: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 – М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). [Электронный ресурс]: h**t://diss.rsl.r*/diss/02/0000/020000008.pdf

12. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие. / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 158 с.

13. Кочарян Т. Э. Развитие компетентности преподавателя СПУ в условиях последипломного образования: Дис. … канд. пед. наук: – Ставрополь, 2004. – 179 с.

14. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

15. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография. / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов, С. Н. Горычева, А. В. Петров, А. Г. Ширин / Под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с

16. Нестеров Д. С. Развитие педагогической компетентности студентов в процессе открытого обучения: Дис. …канд. пед. наук: – Великий Новгород, 2003. – 152 с.

17. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. – 134 с.

18. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. – 912 с.

19. О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования: Доклад. / С. Н. Полькина, С. В. Масловская, В. М. Дрофа, О. Н. Скрынникова, Ю. В. Воронина и др.; под ред. Э. Р. Саитбаевой. [Электронный ресурс]: h**t://bank.orenipk.r*/Text/uch-sait2.htm

20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 14-е изд., стереотип. – М.: Руский язык, 1983.

21. Определение уровня профессионализма педагога по функциональному аспекту. [Электронный ресурс]: h**t://w*w.niiito.r*/edu/lib2_8

22. Опросник Мини–мульт (сокращенный вариант MMPI). [Электронный ресурс]: h**t://w*w.syntone.r*/library/psytests/content/1053.html

23. Орлов О. С. Педагогическая компетентность в жизни человека (размышления и раздумья «неклассического» педагога): Книга для чтения. – Великий Новгород: НовГУ, 2004. – 60с.

24. Развивающаяся школа: опыт и новые решения: Монография. / Сост. С. Н. Горычева. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2005.

25. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 480 с.

26. Сергеева Е. Е., Эндзинь М. П. Межпредметная проблемная лаборатория как форма методического сопровождения педагогического персонала [Текст] // Инновационное развитие школы: управление персоналом и педагогическое сопровождение. Материалы международной конференции. Великий Новгород, 30-31 мая 2002 года: Сборник статей / Науч. ред. и сост. А. Г. Ширин. – Великий Новгород: Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – С. 69–73.

27. Сидоренкова Л. И., Кодочигова Ю. И. Педагогическая мастерская: новое направление в системе непрерывного педагогического образования. //Учёные записки института непрерывного педагогического образования. /Сост. О. С. Орлов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 1999. – С.95-99.

28. Симен-Северская О. В. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя. // Сборник научных трудов, серия «Гуманитарные науки», вып. 6. – Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2001. – С. 97-100. [Электронный ресурс]: science.ncstu.r*/articles/hs/06/ped/26.pdf/file_download

29. Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 608 с.

30. Смулевич А. Б. Пограничные психические нарушения. [Электронный ресурс]: h**t://w*w.psychiatry.r*/book_show.php?booknumber=35&article_id=20

31. Социология: Энциклопедия. / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

32. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

33. Хозяинов Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для вузов / Хозяинов Г. И., Кузьмина Н. В., Варфоломеева Л. Е. - М.: Академия, 2005. – 208 с.

34. Хозяинов Г. И. Определение уровня профессионализма преподавателя. / Хозяинов Г. И. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. – С. 149-156. [Электронный ресурс]: h**t://lib.sportedu.r*/Texts.idc?DocID=90050

35. Цветкова Г. В. Педагогическая компетентность учителя в контексте организации смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе. [Электронный ресурс]: h**t://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=5617&Itemid=88&bsb_midx=0

36. Чернова Л. М., Горычева С. Н. Организационно-управленческое сопровождение процесса развития школы. //Ментор. – 2007. – № 3.

37. Шепило А. Г. Приоритетный национальный проект «Образование» – основа современной модели российского образования. //Ментор. – 2008. – № 2.

38. Эндзинь М. П. Различные модели методической службы в развивающейся школе. // Ментор. – 2006. – № 1.

39. Эндзинь М. П. Современные подходы к повышению квалификации педагогических кадров на муниципальном уровне. // Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст [Текст]: Материалы третьей международной научно-практической конференции, 14-15 мая. 2007г. / Авт.-сост. и ред. Р. М. Шерайзина, М. В. Александрова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – С.337-344.

Покупка готовой работы
Тема: «Условия развития педагогической компетентности учителя»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 4000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика