Дипломная работа

«Уголовно-правовая охрана объектов животного мира»

  • 93 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Правовые основы уголовной ответственности за экологические преступления

§1. Животный мир как объект правовой охраны

§2. Общая характеристика экологических преступлений

Глава 2. Уголовная ответственность за преступления в области охраны животного мира

§1. Характеристика преступлений, связанных с незаконной добычей водных животных и нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 256, 257 УК РФ)

§2. Характеристика преступлений, связанных с незаконной охотой (ст. 258 УК РФ)

§3. Характеристика преступлений, связанных с уничтожением критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу российской Федерации (ст. 259 УК РФ)

Глава 3. Основные проблемы ответственности за преступления в области использования и охраны животного мира

§1. Проблемы уголовной ответственности в области охраны водных животных и рыбных запасов

§2. Проблемы уголовной ответственности за незаконную охоту Проблемы уголовной ответственности за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Конституция РФ определила: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч. 1 ст. 9).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» в п. 1 определило необходимость «обратить внимание судов на важность обеспечения правильного, единообразного и эффективного применения законодательства об ответственности за совершение экологических правонарушений.

Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду».

Глава 26 УК РФ не дает общего определения понятия экологического преступления.

Далеко не все составы, где компонентами объекта посягательств выступает природная среда, можно и нужно причислять к экологическим преступлениям. Экологическим преступление будет тогда, когда оно посягает на природный компонент, находящийся в неразрывной связи с окружающей природной средой.

В этом смысле не относятся к экологическим такие составы, как жестокое обращение с домашними животными (ст. 245 УК), и т.д. В то же время к экологическим преступлениям можно отнести составы, помещенные в другие главы УК РФ.

Это в частности, преступления, связанные с нарушениями правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК), при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216 УК), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК), а также с незаконным приобретением, хранением, использованием, передачей или разрушением ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 220 УК).

Вред окружающей среде может быть причинен и в результате совершения преступных актов, связанных с использованием транспортных средств, например нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК). Возникает потребность разграничить экологические преступления и преступления против собственности.

Предметом преступлений против собственности являются имущество, товарно-материальные ценности, обладающие стоимостью. Лишь объекты природного мира, извлеченные из окружающей природы в процессе хозяйственной деятельности, становятся предметами собственности.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14, касаясь данной категории дел, в п. 18 указывает: «Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках, в вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение чужого имущества». Экологические же отношения носят более широкий характер, чем отношения собственности.

Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления – бланкетные. Поэтому при квалификации экологических преступлений следует применять не только нормы и институты общей части экологического законодательства, содержащиеся в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», но и положения ряда других федеральных законов: Водного кодекса РФ, ЗК РФ, Лесного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.

Видовым (или групповым) объектом экологических преступлений являются общественные отношения по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятных для человека и иных живых существ природных условий и обеспечению экологической безопасности людей.

Непосредственный объект можно представить в виде конкретных отношений по охране окружающей среды, рациональному использованию тех или иных видов природных богатств и по обеспечению экологической безопасности людей.

Предметами экологических преступлений являются конкретно обозначенные природные ресурсы: воздух, вода, земля, животный мир, леса и др.

Объективная сторона охватывает, как правило: совершение действий (бездействие), состоящих в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности; наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними.

Большинство составов экологических преступлений по УК являются материальными (кроме предусмотренных ч. 1 ст. 247, ч. 1 ст. 252, ст. 253, п. «б», «в» и «г» ч. 1 ст. 258 УК). По субъективной стороне экологические преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной виной (например, ч. 1 ст. 261 УК).

Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки специального субъекта (ст. 246-249 УК). Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, исполняющие непосредственно профессиональные обязанности и нарушающие карантинные правила (ст. 249 УК).

Исходя из содержания гл. 26 УК, представляется обоснованным выделить следующие виды экологических преступлений: 1) преступления, влекущие причинение вреда отдельным элементам природы при осуществлении деятельности, посягающий на экологический баланс: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); порча земли (ст. 254); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262); 2) преступления, посягающие на основы должной сохранности недр: нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); 3) преступления, посягающие на объекты животного и растительного мира (фауны и флоры): нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261).

Следует иметь в виду, что животный мир не может и не должен рассматриваться в качестве отдельного второстепенного элемента окружающей среды, т.к. является её составной частью, выступает её неотъемлемым звеном в цепи экологических систем. Он активно влияет: на функционирование естественных сообществ; естественное плодородие почв; формирование растительного покрова; биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.

Кроме того, животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья, а отдельные виды животных имеют важное культурное, научное, эстетическое и воспитательное значение. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы путём регулирования общественных отношений в области охраны диких животных добиться таких условий их существования в состоянии естественной свободы, которые обеспечивали бы сохранение видового многообразия и целостности сообществ животного мира.

Уголовное право в решении указанной задачи является вспомогательным средством, но в борьбе с таким наиболее опасным посягательством на окружающую среду как незаконная охота оно играет важную предупредительную и воспитательную роль. Однако сложившаяся ситуация в области охраны животного мира свидетельствует о том, что предпринимаемые для этого уголовно-правовые и иные меры (принятие нормативных актов, регулирующих данные отношения, реформирование структуры природоохранных органов, разработка целевых программ по предупреждению экологических правонарушений и т.д.) не дают должного результата. В связи с этим возникает необходимость научного изучения вопросов эффективности уголовно-правовой охраны животного мира, причин браконьерства и мер его предупреждения.

Объектом исследования является преступность, посягающая на животный мир, а также уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с ней.

Предметом исследования является животный мир как объект уголовно-правовой охраны, иные правовые акты, связанные с регулированием отношений в сфере охраны и рационального использования диких животных, судебно-следственная практика.

В ходе исследования применялись научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системного анализа.

В процессе исследования использовалась литература: по общей теории права, уголовному, уголовно-процессуальному, административному, экологическому праву, криминологии, криминалистике, охотоведению, специальная литература по организации деятельности природоохранных органов и др.

Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, кодифицированные правовые акты и иные законы РФ, законы субъектов РФ, акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, основополагающие нормативные акты, регулирующие отношения в области охоты и охотничьего хозяйства, действующее уголовное законодательство зарубежных стран.

Эмпирическую основу исследования составили: практика Верховного Суда РФ, данные изучения уголовных дел и административной практики по теме исследования; практика прокурорского надзора по делам данной категории.

В научной литературе вопросы экологической преступности разработаны довольно тщательно. Основные работы по данной теме принадлежат таким авторам как: С. А. Боголюбов, О. Л. Дубовик, А. Е. Жалинский, Э. Н. Жевлаков, Б. Н. Звонков, О. С. Колбасов, Ю. М. Ляпунов, В. Л. Мунтян, Б. С. Никифоров, В. В. Петров, A. M. Плешаков, П. Ф. Повелицина, А. А. Хашимов, В. Н, Яковлев и др.

Заключение

Животный мир – 1) компонент природной среды; 2) природный объект, имеющий важное экологическое значение, и охраняемый в качестве составной части природы; 3) природный ресурс, используемый и охраняемый в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях; 4) объект права собственности и иных прав на животный мир; в последних двух качествах животный мир имеет важное социальное и экономическое значение; 5) объект общественных отношений по охране и использованию животного мира и соответствующих правовых отношений; 6) (для целей Федерального закона «О животном мире») совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Для всего экологического законодательства, в том числе и законодательства о животном мире, принципиальный характер носят положения, закрепленные в ст. 42 и 58 Конституции РФ: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эти конституционные нормы составляют основу правового статуса человека и гражданина. Эффективному правовому регулированию и использованию животного мира служат и другие конституционные положения, в том числе касающиеся разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Понятия "экологическая преступность" и "экологическое преступление" – центральные в экокриминологии, они определяют суть работы исследователей в рассматриваемой сфере, в определенной степени координируют деятельность соответствующих правоохранительных органов, формируют целостную картину исследуемой проблемы.

Законодательно оба понятия не определены, поэтому их формулировка является предметом научного спора, и до сих пор нет единого мнения по данному вопросу.

Определение экологического преступления целесообразно рассматривать посредством анализа видового и непосредственного объекта. Видовым объектом является экология, а именно ее составляющие.

Таким образом, на основе анализа приведенных концепций и всей теории уголовного права можно дать определение экологического преступления как общественно опасного, виновно совершенного деяния, состоящего в причинении вреда (или угрозе его причинения) охраняемым уголовным законом общественным отношениям, регулирующим порядок реализации экологических прав и обязанностей всех субъектов в интересах экологического порядка и экологической безопасности.

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов предусмотрена ст. 256 УК РФ. Предмет преступления — рыбы различных пород; морские и пресноводные животные (моржи, тюлени, сивучи, морские львы, дельфины, нерпы), пресноводные и морские беспозвоночные иглокожие (раки, крабы, кальмары, осьминоги и т.п.), промысловые морские растения.

Незаконная охота (ст. 258 УК). Основными нормативными актами, регулирующими правомерность охоты, являются: Федеральный закон «О животном мире»; Правила охоты, утвержденные органами исполнительной власти субъектов РФ, приказы Минсельхоза России.

Предмет преступления – дикие звери и птицы, обитающие, а также выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья РФ, независимо от того, в чьем ведении находится территория, на которой они обитают.

Объективная сторона выражена в действии – незаконной охоте. Охота – это выслеживание, преследование с целью добычи, отлов, убой и иная добыча диких животных. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 12891. Не относятся к объектам охоты животные, хотя и указанные в Перечне, но занесенные в Красную книгу РФ.

Охота, согласно ст. 258 УК, признается преступной, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба. Согласно п. 16 цитированного постановления Пленума Верховного Суда РФ к такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей.

Статья 259 предусматривает уголовную ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ. В целях предотвращения сокращения популяций видов диких животных и растений охране подлежат не только они сами, но и места их обитания. Местообитание называется критическим потому, что является средой обитания популяций редких или исчезающих видов организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

По смыслу ст. 259 УК РФ и норм нормативных актов, к которым она отсылает, критические местообитания подлежат охране не сами по себе, не ради их сохранения, а для сохранения и выживания обитающих в них популяций "краснокнижных" организмов.

Включение в Красную книгу РФ означает повсеместное изъятие животных и растений из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование (сбор, заготовка ягод, растений, отстрел, отлов животных, изменение условий обитания и т.п.), за исключением использования в целях воспроизводства и сохранения видов, осуществляемого на основе специальных разрешений.

Субъективная сторона для всех рассмотренных преступлений характеризуется прямым умыслом, субъект общий – лицо, достигшее 16 лет.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конвенция о биологическом разнообразии, подписана в г. Рио де Жанейро 5 июня 1992 года и ратифицированную Федеральным законом от 17 февраля 1995 года // СПС Консультант Плюс.

2. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рам-сар, Иран, 1971 г.).

3. Соглашение об охране белых медведей (Осло, 1973 г.).

4. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 1973 г.).

5. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Берн, 1979 г.).

6. Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (Бонн, 1979 г.).

7. Конвенция Совета Европы о гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате деятельности, опасной для окружающей среды (Луга но, 1993 г.).

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред. Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 23 дек. - № 237.

9. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. // Рос. газета. – 2006. – 25 июня.

10. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ в ред. Федерального закона от 14 марта 2009 г. № 32-ФЗ О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Рос. газета. – 2001. – 29 дек.; Российская газета. – 2009. – № 45 (4869). – 18 марта.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газета. – 2001. – 31 дек.

13. Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» от 24 июля 2009 № 209-ФЗ: // РГ. 2009. 28 июля. № 137 (4961).

14. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в действующей редакции) // СПС Консультант Плюс.

15. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

16. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в действующей редакции) // СПС Консультант Плюс.

17. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 2002 № 7-ФЗ.

18. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. "О Красной книге Российской Федерации" (в действующей редакции) // СПС Консультант Плюс.

19. Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утв. постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г., с последующими изменениями и дополнениями (в действующей редакции) // СПС Консультант Плюс.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» / / Консультант-Плюс.

21. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» от 27 января 2009 г. № 53 // Российская газета. 2009. 5 февраля.

22. Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515. Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов (в ред. постановления Правительства РФ от 26.09.2000 № 724) // СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 604; 2000. № 40. Ст. 3972.

23. Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 158 О Красной книге Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 808

24. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 997. Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи // СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 4290.

25. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 295 «Положение о Федеральном агентстве по рыболовству» // СЗРФ. 2004. № 25. Ст. 2576.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору //Рос. газета, 2004, 15 июля.

26. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» от 27 января 2009 г. № 53 // Российская газета. 2009. 5 февраля.

27. Приказ Министерства сельского хозяйства (Минсельхоз России) «Об утверждении Порядка распределения квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей для осуществления прибрежного рыболовства между пользователями водными ресурсами» от 16 марта 2006 г. г. № 76 (Зарег. в Минюсте РФ 17 апреля 2006 г. Рег. № 7710) // Рос. газета. 2006. 25 апреля. № 86 (4052).

28. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 1 марта 2007 г. № 151 «Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» (Зарег. в Минюсте РФ 27 апреля 2007 г. Рег. № 9362) // РГ.- 2007. - 11 мая.- № 98 (4361в)

29. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 26 ноября 2008 г. № 347 «Об утверждении Правил рыболовства для Восточносибирского рыбохозяйственного бассейна» // РГ.- 2009. - 13 февраля.- № 25 (4849)

30. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 января 2009 г. № 13 «Об утверждении Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» // РГ.- 2009. - 25 февраля.- № 31 (4855)

31. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 15 апреля 2009 г. № 313 (зарег. в Минюсте РФ 09.07. 2009 г. Рег. № 14294) «Об утверждении перечней видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства» // РГ. 2009. 7 августа. № 146 (4970)

32. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 9 июня 2009 г. № 484 (зарег. в Минюсте РФ 23.07. 2009 г. Рег. № 14397) «Об утверждении Перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов» // РГ. 2009. 7 августа. № 146 (4970)

33. Указание Генпрокуратуры от 20 декабря 1996 г. № 7/4-1386-96 «Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с посягательствами на рыбные запасы, о порядке оформления и передачи материалов о нарушениях правил охраны рыбных запасов и незаконной добыче водных животных и растений в правоохранительные органы» (в действующей редакции) // СПС Консультант Плюс.

34. Закон Новосибирской области от 3 ноября 1997 года N 79-ОЗ "О животном мире" [Электронный ресурс].

Литература

1. Анисимов А.П., Мохов А.А., Копылов Д.Э. Правовой режим животных как объекта гражданских и иных правоотношений // Современное право. – 2007. - № 4.

2. Баландюк В.Н. Правовой режим использования и охраны животного мира. – Омск, 1995.

3. Бачило И.Л. Институт ответственности в управлении // Государство и право, 2007. № 6.

4. Боголюбов С.А. Конституционные основы окружающей среды в государствах Европы // Журнал российского права. – 2003. № 6.

5. Брославский Л.И. Правовая охрана природы в США // Журнал российского права. – 2005. № 6.

6. Бушуева Т.А., Дагель П.С. Объект уголовно-правовой охраны природы // Государство и право.2006. N 8. С. 77.

7. Векленко В.В., Попов И.В. Место уголовной ответственности в системе юридической ответственности, возлагаемой за экологические правонарушения // Российский следователь. 2007. N 24.

8. Галимов Д.И. Об объективных признаках незаконной добычи водных животных и растений и эффективности борьбы с браконьерством // Законодательство и экономика. – 2006. № 12.

9. Гальперин И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство // Основные направления борьбы с преступностью. М., 1985. С. 49.

10. Вопросы совершенствования нормы, закрепленной в ст. 258 УК РФ // Вестник Челябинского университета. 2007. № 2.

11. Гирусов Э. Как важно быть в согласии с биосферой //Наука и жизнь. –2007. - № 2.

12. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений / Отв. ред. О.С. Колбасов. М., 2008. С. 60.

13. Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. М., 1988.

14. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления: понятия, виды, проблемы ответственности: Дис. . д-ра. юрид. наук. М., 2006. С. 197.

15. Калецкий А. А. Лось и лес //Человек и природа. – 2003. - № 1.

16. Крупный ущерб при незаконной охоте. Вопросы квалификации // Аспирант и соискатель. М., 2008. № 3.

17. Комментарий к Федеральному закону «о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный). – М., 2005.

18. Конюшкина Ю.А. Криминологическая характеристика экологических преступлений против вод, водных животных и растений. // Российский следователь. – 2003. № 7.

19. Лапо А. В. Следы былых биосфер. – М: Знание, 1992.

20. Лихачев Д. С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1990.

21. Майерс Н. Генетические ресурсы планеты //Импакт. – 2005. - №4.

22. Майор Ф. Воспитание — сверхзадача человечества. Обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию // Наука и жизнь. – 1990. - № 4.

23. Мальцев В. Понятие хищения // Российская юстиция, 2008. № 4.

24. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика //Вопросы философии. –2009. - № 5.

25. Мухин И.А. принципы международного права в охране окружающей среды и их роль в системе экологического законодательства России // Международное частное и публичное право. – 2006. - № 2.

26. Недбойло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. Правоведение, 1971, № 3.

27.Неудахина О.М., Водные животные и растения как предмет преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ. // Экологическое право. – 2006. - № 3.

28. Нужна экологическая гласность! Беседа с Н. Н. Воронцовым. // Природа. – 1989. - № II.

29. Охрана генофонда природной среды /Под ред. Л. Н. Малышева. — Новосибирск: Наука, 2006.

30. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М., 2008.

31. Петров В.В. Экологическое право. М., 2009.

32. Повелицына П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы в СССР. - М., 1981.

33. Поляков Ю. надзор за исполнение экологического законодательства / Ю. поляков, Д. Добрецов // Законность. – 2006. - № 2. – С. 6.

34. Пушкарев В.Г. К вопросу о системе экологических преступлений // Экологическое право. – 2007. - № 3.

35. Разграничение уголовной и административной ответственности при незаконной охоте // Состояние и перспектива развития правового государства в Российской Федерации: Материалы всероссийской научно-практической конференции (24-25 мая 2001 г.). Челябинск: ЧелГУ, 2001.

36. Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 5. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Владивосток, 2007. С. 319 - 320.

37. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). М., 1982. С. 31.

38. Совершенствование норм уголовно-процессуального законодательства как мера борьбы с браконьерством // Аспирант и соискатель. М., 2009. № 3.

39. Угрехелидзе М.Г. Проблемы неосторожной вины в уголовном праве. Тбилиси, 1976. С. 102.

40. Чураков Д.Б. Экологические преступления в уголовном праве России: научно-практический комментарий с постатейными материалами. – М., 2003.

41. Экологические преступления и экологическая преступность. – М., 2006.

Судебная практика

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

2. Определение Верховного Суда РФ от 3 августа 2006 г. (дело N 64-Дп06-13).

3. Определение Верховного Суда РФ от 8 августа 2006 г. (дело N 64-Дп06-14)

Покупка готовой работы
Тема: «Уголовно-правовая охрана объектов животного мира»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Дипломная работа
Страниц: 93
Цена: 3600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика