Курсовая работа

«Проблема адаптации учащихся младших классов в учебной деятельности»

  • 46 страниц
Содержание

Введение

Теоретические основы процесса адаптации младших школьников, как психолого-педагогическая проблема

Сущностная характеристика понятия «адаптация» в современной науке

Причины дезадаптационных нарушений у младших школьников

Методы исследования дезадаптационных нарушений

Экспериментально практическое изучение проблемы адаптации младших школьников

Исследование проблемы дезадаптации младших школьников в городе Тольятти

Описание методики диагностики дезадаптаптационных нарушений

Анализ проведенного исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования: В настоящее время проблема школьной готовности существенно обострилась в связи с переходом к обучению с 6 лет. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания, - всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка детей к школе. Однако первые попытки реализации этого положения реформы нельзя признать полностью удачными. Значительное количество детей, несмотря на «паспортный возраст» и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Для её решения можно наметить несколько взаимодополняющих друг друга направлений: поиск новых программ и методик обучения, изменение форм его организации, психолого-педагогическая подготовка учителей, развитие школьной психологической службы, которая могла бы оперативно выявлять причины возникающих трудностей.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Иногда эти явления смягчаются к концу второго года обучения, но часто сохраняются и надолго закрепляются.

Тема: Проблема адаптации учащихся младших классов в учебной деятельности.

Объект исследования: Учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: Адаптация младших школьников в учебной деятельности.

Цель исследования: Выявить причины дезадаптации младших школьников и пути их преодоления.

Задачи:

1. Изучение литературы;

2. Исследование типов адаптационных нарушений и изучение состояния данной проблемы в школьной практике: определение содержания, способов и особенностей работы учителя по данной проблеме;

3. Разработка методов диагностики дезадаптационных нарушений;

4. Проектирование путей преодоления дезадаптации;

5. Обобщение адаптационных нарушений.

Гипотеза: Мы предполагаем, что создание определенных психологических условий для учебной деятельности ребенка снизит уровень школьной дезадаптации.

Методы исследования: Наблюдение, беседа, анкетирование.

Этапы исследования:

I – анализ психолого-педагогической литературы, определение методов исследования;

II – анализ современного состояния проблемы, разработка методов диагностики дезадаптационных нарушений;

III – анализ, обобщение и выводы по данной проблеме.

Структура исследования: введение, две главы, 22 источника литературы, заключение, 5приложений.

Заключение

Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Изменение условий жизни и деятельности ребенка 6-7 лет при поступлении в школу по сути своей является стрессом. К новой бытности первокласснику надо адаптироваться. На наш взгляд, возможна такая организация процесса обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившееся у него в дошкольном детстве стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти, мечта стать школьником, часто мотивированная внешней атрибутикой предстоящих изменений). Личностно ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности малыша в новых жизненных условиях, снижает риск дезадаптации первоклассников, сокращает срок «врастания» в школьную бытность, настраивает внутренний мир ребенка на активную познавательную деятельность в будущем.

Проблема психологической готовности к школьному обучению связана с возрастом, который традиционно выделяется в психологии и педагогике как переходный и получивший наименование кризиса семи лет. Изучение центрального психологического новообразования данного возрастного периода требует учета того обстоятельства, что в этом возрасте происходит смена ведущих деятельностей — сюжетно-ролевая игра уступает место учебной деятельности. Анализ игровой и учебной деятельности свидетельствует, что возможность принятия детьми учебных задач может служить одним из показателей психологической подготовленности ребенка к школьному обучению. Эта способность соответствует выделяемым Д. Б. Элькониньм и В. В. Давыдовым двум этапам в учебной задаче — принятию задачи и выделению и овладению общим способом ее решения.

Список литературы

1. Алексеева Л. Ф. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие. Томск, 2000. – 116 с.

2. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Выпуск 11. – Томск: «Пеленг», 1992. – 96 с.

3. Бунеев Р. Н. Особенности адаптации младших школьников к учебной деятельности в условиях различных образовательных технологий. // Начальная школа №2, 2004. – С. 55.

4. Горецкий В. Г. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе. // Начальная школа №6, 2002. – С. 47.

5. Горецкий В. Г. К вопросу о профилактике дезадаптации младших школьников. // Начальная школа №12, 2006. – С. 73.

6. Горецкий В. Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения. // Начальная школа №8, 2006. – С. 8.

7. Горецкий В. Г. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа №8, 2005. – С. 51.

8. Горецкий В. Г. Организация комфортного обучения математике в период адаптации первоклассников. // Начальная школа №8, 2005. – С. 48.

9. Горецкий В. Г. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. // Начальная школа №1, 2004. – С. 6.

10. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В. В. Петрусинского.// - М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

11. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 464 с.

14. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

15. Немов Р. С.Психология. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

16. Немов Р. С. Кн. 2: Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – 496 с.

17. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./ Под ред. А. А. Радугина. – М., 1997. – 254 с.

18. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – Минск, 2005. – 820 с.

19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384 с.

20. Фридман Л. М. Психолого-педагогические проблемы начального образования. – Новгород: НРЦРО, 1995. – 46 с.

21. Школьный психолог № 12, 2006. – С 23.

22. Школьный психолог № 8, 2004. – С 12.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблема адаптации учащихся младших классов в учебной деятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 46
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика