Курсовая работа

«Проблема адаптации учащихся младших классов в учебной деятельности»

  • 46 страниц(ы)
  • 3343 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: admin

Введение

Теоретические основы процесса адаптации младших школьников, как психолого-педагогическая проблема

Сущностная характеристика понятия «адаптация» в современной науке

Причины дезадаптационных нарушений у младших школьников

Методы исследования дезадаптационных нарушений

Экспериментально практическое изучение проблемы адаптации младших школьников

Исследование проблемы дезадаптации младших школьников в городе Тольятти

Описание методики диагностики дезадаптаптационных нарушений

Анализ проведенного исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

Актуальность исследования: В настоящее время проблема школьной готовности существенно обострилась в связи с переходом к обучению с 6 лет. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания, - всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка детей к школе. Однако первые попытки реализации этого положения реформы нельзя признать полностью удачными. Значительное количество детей, несмотря на «паспортный возраст» и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Для её решения можно наметить несколько взаимодополняющих друг друга направлений: поиск новых программ и методик обучения, изменение форм его организации, психолого-педагогическая подготовка учителей, развитие школьной психологической службы, которая могла бы оперативно выявлять причины возникающих трудностей.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Иногда эти явления смягчаются к концу второго года обучения, но часто сохраняются и надолго закрепляются.

Тема: Проблема адаптации учащихся младших классов в учебной деятельности.

Объект исследования: Учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: Адаптация младших школьников в учебной деятельности.

Цель исследования: Выявить причины дезадаптации младших школьников и пути их преодоления.

Задачи:

1. Изучение литературы;

2. Исследование типов адаптационных нарушений и изучение состояния данной проблемы в школьной практике: определение содержания, способов и особенностей работы учителя по данной проблеме;

3. Разработка методов диагностики дезадаптационных нарушений;

4. Проектирование путей преодоления дезадаптации;

5. Обобщение адаптационных нарушений.

Гипотеза: Мы предполагаем, что создание определенных психологических условий для учебной деятельности ребенка снизит уровень школьной дезадаптации.

Методы исследования: Наблюдение, беседа, анкетирование.

Этапы исследования:

I – анализ психолого-педагогической литературы, определение методов исследования;

II – анализ современного состояния проблемы, разработка методов диагностики дезадаптационных нарушений;

III – анализ, обобщение и выводы по данной проблеме.

Структура исследования: введение, две главы, 22 источника литературы, заключение, 5приложений.

Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Изменение условий жизни и деятельности ребенка 6-7 лет при поступлении в школу по сути своей является стрессом. К новой бытности первокласснику надо адаптироваться. На наш взгляд, возможна такая организация процесса обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившееся у него в дошкольном детстве стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти, мечта стать школьником, часто мотивированная внешней атрибутикой предстоящих изменений). Личностно ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности малыша в новых жизненных условиях, снижает риск дезадаптации первоклассников, сокращает срок «врастания» в школьную бытность, настраивает внутренний мир ребенка на активную познавательную деятельность в будущем.

Проблема психологической готовности к школьному обучению связана с возрастом, который традиционно выделяется в психологии и педагогике как переходный и получивший наименование кризиса семи лет. Изучение центрального психологического новообразования данного возрастного периода требует учета того обстоятельства, что в этом возрасте происходит смена ведущих деятельностей — сюжетно-ролевая игра уступает место учебной деятельности. Анализ игровой и учебной деятельности свидетельствует, что возможность принятия детьми учебных задач может служить одним из показателей психологической подготовленности ребенка к школьному обучению. Эта способность соответствует выделяемым Д. Б. Элькониньм и В. В. Давыдовым двум этапам в учебной задаче — принятию задачи и выделению и овладению общим способом ее решения.

1. Алексеева Л. Ф. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие. Томск, 2000. – 116 с.

2. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Выпуск 11. – Томск: «Пеленг», 1992. – 96 с.

3. Бунеев Р. Н. Особенности адаптации младших школьников к учебной деятельности в условиях различных образовательных технологий. // Начальная школа №2, 2004. – С. 55.

4. Горецкий В. Г. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе. // Начальная школа №6, 2002. – С. 47.

5. Горецкий В. Г. К вопросу о профилактике дезадаптации младших школьников. // Начальная школа №12, 2006. – С. 73.

6. Горецкий В. Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения. // Начальная школа №8, 2006. – С. 8.

7. Горецкий В. Г. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа №8, 2005. – С. 51.

8. Горецкий В. Г. Организация комфортного обучения математике в период адаптации первоклассников. // Начальная школа №8, 2005. – С. 48.

9. Горецкий В. Г. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. // Начальная школа №1, 2004. – С. 6.

10. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В. В. Петрусинского.// - М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

11. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 464 с.

14. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

15. Немов Р. С.Психология. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

16. Немов Р. С. Кн. 2: Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – 496 с.

17. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./ Под ред. А. А. Радугина. – М., 1997. – 254 с.

18. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – Минск, 2005. – 820 с.

19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384 с.

20. Фридман Л. М. Психолого-педагогические проблемы начального образования. – Новгород: НРЦРО, 1995. – 46 с.

21. Школьный психолог № 12, 2006. – С 23.

22. Школьный психолог № 8, 2004. – С 12.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблема адаптации учащихся младших классов в учебной деятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 46
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика