Дипломная работа
«Административно-правовой статус ФСБ России»
- 64 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ФСБ Российской Федерации: история, правовое регулирование деятельности и положение, административный статус 6
1.1. История создания ФСБ 6
1.2. Правовое регулирование деятельности органов Федеральной службы безопасности 9
1.3. Правовое положение ФСБ РФ 25
1.4. Понятие административно-правового статуса ФСБ РФ 28
Глава 2. Организационно-правовые аспекты деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации 31
2.1. Организационная структура Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации 31
2.2. Функции и полномочия Федеральной службы безопасности Российской Федерации 36
Глава 3. Административно-правовой статус сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации 40
3.1. Особенности административно-правового статуса сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации как специфической разновидности государственного служащего 52
3.2. Пути дальнейшего совершенствования административно-правового статуса сотрудника ФСБ РФ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность
В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.
Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.
Государство в процессе своей организации имеет определенное нормативное регулирование всех нормативных процессов происходящих в нем. Оно имеет определенную систему законодательства, которое является источником нормативно правовых актов.
Все возникающие правоотношения в государстве подлежат нормативному регулированию. Правовое регулирование необходимо в современном мире. Любое процессуальное действие должно иметь под собой нормативную подоплеку. Государство выполняет определенные конституционные обязанности, в частности одной и них является обеспечения безопасности.
Выполнения данной обязанности реализуется через органы безопасности существующие в государстве, одним из которых является Федеральная Служба Безопасности РФ. Данная служба имеет ряд задач выполнение которых определено ее компетенцией и закреплено нормативно, тем самым определяя законность и правомерность деятельности осуществляемой органами Федеральной службы безопасности.
Деятельность Федеральной службы безопасности Российской Федерации в современной России является достаточно актуальной.
Деятельность органов ФСБ осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов ФСБ и централизации управления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Основными ее направлениями являются контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью. В целях получения информации об угрозах безопасности РФ органы ФСБ во взаимодействии с органами внешней разведки могут осуществлять разведывательную деятельность. Органы ФСБ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Закреплены права и обязанности органов ФСБ.
Целью данной дипломной работы является попытка разобраться в административно-правовом статусе ФСБ России
Методологическая база исследования. Посредством изучения нормативно – правовой базы при написании данной дипломной работы применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе, история его развития на современном этапе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового явления. Применялся исторический метод, который позволил установить, что управленческие отношения, лежащие в основе деятельности государственного аппарата, возникли намного раньше, чем юридические нормы, регулирующие отношения в сфере государственной службы.
При написании работы также применялись структурно - функциональный, социологический, статистический, логический и сравнительный методы. При написании работы учитывалась диалектика общего, особенного и единичного.
ГЛАВА 1. ФСБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛОЖЕНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СТАТУС
1.1. История создания ФСБ
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ) является наследником Комитета государственной безопасности (КГБ), который был создан в Советском Союзе в 1954 году. Ниже представлен обзор ключевых этапов истории создания ФСБ:
1. Советский период:
- 1954 год: КГБ был создан 13 марта 1954 года по распоряжению Совета Министров СССР. Задачей КГБ было обеспечение государственной безопасности и защита интересов Советского государства.
- 1989 год: В конце 1980-х годов, в период перестройки под руководством Михаила Горбачева, начались изменения в структуре и функциональности КГБ. В результате реформ и политических изменений, Горбачев внёс предложение о создании новых органов безопасности.
2. Российский период:
- 1991 год: В связи с попыткой государственного переворота в августе 1991 года и развалом Советского Союза, Президент России Борис Ельцин подписал указ о ликвидации КГБ СССР и создании органов безопасности в новой Российской Федерации.
- 1995 год: Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ) была официально создана 3 апреля 1995 года указом Президента России № 444 "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации". ФСБ стала преемницей КГБ России и унаследовала его основные функции.
- Современность: С тех пор ФСБ выполняет роль основного федерального органа по обеспечению безопасности России. Её функции включают в себя борьбу с терроризмом, контрразведку, экстремизм, преступления против государственной безопасности, а также защиту конституционного строя и обеспечение внутренней стабильности.
Владимир Путин стал руководителем Федеральной службы безопасности (ФСБ) Российской Федерации в 1998 году, а затем впоследствии занимал пост Президента России с 2000 года. Его деятельность во главе ФСБ оказала влияние на орган и сформировала особенности российской политики и общества. Ниже представлены некоторые ключевые моменты:
1. Кризисы и стабилизация:
- Путин возглавил ФСБ в период, когда Россия сталкивалась с различными внутренними и внешними угрозами, включая экономический кризис и террористические акты, в том числе вторжение в Дагестан и взрывы зданий в российских городах.
2. Чечня:
- Путин был вовлечен в управление операцией в Чечне в 1999 году в связи с вторжением в Дагестан и взрывами в российских городах. Это событие сильно повлияло на российскую политику, а также на облик и деятельность ФСБ.
3. Укрепление контроля:
- Во время своего пребывания во главе ФСБ, Путин провел реформы в органе безопасности, укрепив его позиции и повысив эффективность деятельности.
4. Политика по борьбе с терроризмом:
- Путин активно выступал за жесткое противодействие террористическим группировкам, что затрагивало как внутреннюю, так и внешнюю политику России.
5. Развитие российской спецслужбы:
- Путин сосредотачивал внимание на укреплении и развитии российских спецслужб, в том числе ФСБ, их технического обеспечения и кадрового состава.
Рис.1. Основные направления деятельности ФСБ
6. Президентство:
- После прихода к власти в качестве Президента в 2000 году, Путин продолжил внимательное отношение к вопросам безопасности и силовых структур, включая ФСБ.
7. Контроль над средствами массовой информации:
- Во времена президентства Путина наблюдается укрепление контроля над средствами массовой информации, что также сказывается на вопросах информационной безопасности.
Путин руководил ФСБ до 1999 года, и этот период сформировал определенные черты его политического стиля и подхода к вопросам безопасности. Его деятельность во главе ФСБ оказала значительное влияние на последующее развитие России в новом тысячелетии.
В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям (рис.1):
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- защита конституционного строя;
- борьба с особо опасными формами преступности;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности;
- борьба с коррупцией.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) Российской Федерации – единая централизованная система органов Федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решения в пределах своих полномочий, задач по обеспечению безопасности РФ.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет деятельность по обеспечению безопасности России. Данный орган имеет определенную структуру, от слаженности работы которой зависит успех и качество обеспечения безопасности государства.
В процессе осуществления деятельности по обеспечению национальной безопасности государства ФСБ России руководствуется определенными нормативными актами, такими как: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации и другие нормативно правовые акты. Правовое закрепление определяет задачи и принципы Федеральной службы безопасности РФ, а также основные направления деятельности.
Деятельность Федеральной службы безопасности РФ подлежит определенному контролю и надзору со стороны лиц имеющих на то полномочия.
Обеспечение безопасности Российской Федерации может быть эффективным только в том случае, если оно осуществляется на прочной правовой основе, соответствующей объективным закономерностям развития и становления демократического государства. Важно обеспечить системный характер мер по укреплению правовой базы, внутреннюю согласованность действия правовых институтов и норм, регулирующих вопросы обеспечения безопасности российского государства и борьбы с преступностью.
Основными функциями органов ФСБ РФ являются: контрразведывательная деятельность; разведывательная деятельность; борьба с преступностью; пограничная, обеспечение информационной безопасности и иная деятельность, определяемая Законом «Об органах ФСБ в РФ».
Правовую основу деятельности органов ФСБ РФ составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» и другие федеральные законы, международные договоры РФ. Структура, задачи, функции и полномочия ФСБ регламентируются Положением о Федеральной службе безопасности РФ, которое утверждается Президентом РФ. Возглавляет ФСБ директор на правах федерального министра.
Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ. Правительство РФ организует взаимодействие ФСБ России с органами государственной власти РФ.
В органы Федеральной службы безопасности РФ, помимо центральных органов ФСБ входят: территориальные органы безопасности; органы безопасности в войсках; центры специальной подготовки; подразделения специального назначения; учебные заведения; научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения; военно-строительные подразделения; предприятия, учреждения, организации.
Таким образом, источниками права в сфере государственной службы являются нормативно-правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы РФ и правовое положение ее служащих, в том числе сотрудников Федеральной службы безопасности Российской Федерации, включая условия и порядок прохождения государственной службы, систему поощрений и ответственности служащих, основания для прекращения государственно-служебных отношений и иные вопросы.
Согласно определению, государственный служащий - это гражданин РФ, который исполняет обязанности по государственной должности государственной службы в законодательно установленном порядке, за денежное вознаграждение, которое выплачивается из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Согласно Конституции РФ государственные служащие в качестве граждан Российской Федерации, имеющих определенный род и характер деятельности, равны перед законом и имеют все права и свободы, гарантированные им Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Одновременно с этим государственным служащим для успешной реализации служебной деятельности даются также и специальные права. Они получили название служебным прав и коренным образом разнятся с субъективными гражданскими правами государственных служащих как по целям, так и по составу.
Правовое регулирование порядка поощрения и награждения государственных служащих, а также привлечения их к дисциплинарной, уголовной, материальной и административной ответственности имеет целью обеспечение режима законности и укрепление служебной дисциплины на государственной службе.
Служебная дисциплина на государственной службе - обязательное для государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа, должностного регламента, уставов о дисциплине и иных нормативных правовых актов.
Следует понимать, что остается множество нерешенных проблем в отношении государственных служащих и военнослужащих, а также сотрудников Федеральной службы безопасности Российской Федерации в частности. Это, например, вопросы коррупции, выражающиеся в мошенничество, присвоении и растрате имущества, служебном подлоге, злоупотреблении и превышении должностных полномочий, а также получении и дачи взятки и коммерческом подкупе. За 2021-2022 годы в РФ за коррупцию осуждено 1060 военных, среди которых более 500 старших офицеров и 19 генералов.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993
2. Федеральный закон от 28.12.2020 N 390-ФЗ «О безопасности»
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
6. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»
8. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика. – М.: Издателльство РАГС, 2020.
9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. М.: Омега-Л, 2023
10. Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. – Екатеринбург: Издательство Государственной юридической академии, 2022
11. Демин А. А. Государственная служба. М., 2020.
12. Зеркин Д.П., Игнатов В. Г./ Основы теории государственного управления/М: МарТ/ 2021г.
13. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2021. №5.
14. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2022. № 1.
15. Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М.: Изд-во РАГС, 2023
16. Краснов М.А., Оболонский А.В., Барабашев А.Г., ред., отв.ред., Глушко Е.К., Отв ред. Оболонский А.В., Отв. Оболонский АВ. Государственная служба: комплексный подход. Издательство: АНХ, Издательство «Дело», 2022г.
17. Манохин В. М. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Юристъ, 2023
18. Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Автореф. дисс. . докт. юрид. наук. СПб., 2021.
19. Шерняев С.И. Правовой статус военнослужащих ФСБ. // Вестник Московского университета МВД России. - 2023. - № 5
20. Шершенев Л.И. Об основах концепции национальной безопасности России // Диалог. 2021. № 5-6
Тема: | «Административно-правовой статус ФСБ России» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Правовой статус банка россии
Контрольная работа:
Понятие и структура административно-правового статуса граждан. Общий и специальный административно-правовой статус. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
Курсовая работа:
Административно-правовой статус человека и гражданина
Курсовая работа:
Административно правовой статус иностранных граждан
Курсовая работа:
Административная ответственность иностранных граждан за нарушение правил дорожного движения