Курсовая работа
«Игра как средство развития общения дошкольника»
- 36 страниц
Введение…3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния игры на психическое развитие дошкольника….5
1.1. Сущность понятия «общение» и его развитие в дошкольном возрасте…5
1.2. Влияние игры на психическое развитие дошкольника…10
1.3. Развитие коммуникативных умений у дошкольников…13
Глава 2. Анализ практического опыта по развитию общения в дошкольном возрасте при помощи игры…16
2.1. Анализ основных программ для ДОУ на предмет использования игр и театрализованной деятельности для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста…16
2.2. Опыт работы по внедрению театрализованных игр с целью активизации коммуникативных способностей старших дошкольников 21
Заключение….27
Список используемых источников…29
Приложение…33
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Поскольку человек – существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение – это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание людьми друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения. Межличностное общение оказывается таким процессом, который должен рассматриваться как система человек – человек.
Основные разработки проблемы общения связаны с именами таких ученых, как В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. И. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, В. Н. Мясищев и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Игра – естественный спутник дошкольного детства. В игре ребенок познает себя, открывает мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В современных европейских культурах игра предстает в форме развернутой ролевой игры: современные дети, наблюдая за взрослыми и подражая им, играют в парикмахерскую, больницу, свадьбу, путешествие и т. п.
Игра помогает ребенку научиться взаимодействовать в обществе, способствует становлению коммуникативных навыков, позволяет подготовиться к школе.
Актуальность данной темы подчеркивается не только тем, что в последнее время в связи с повышением психолого-педагогической грамотности родителей, особое внимание уделяется социализации и становлению личности ребенка, но и тем, что многие педагоги и родители осознают значимость детской игры в становлении общения дошкольников со сверстниками.
Объект исследования – общение дошкольников.
Предмет исследования – особенности воздействия игры на развитие общения у дошкольников.
Целью данной курсовой работы является изучить формирование общения у детей дошкольного возраста через игру.
Задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- определить сущность понятия «общение», изучить особенности общения дошкольника со сверстниками;
- рассмотреть детскую игру как фактор, влияющий на развитие общения дошкольников;
- проанализировать опыт педагогов по использованию коммуникативных игр для развития общения дошкольников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка используемых источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния игры на психическое развитие дошкольника
1.1. Сущность понятия «общение» и его развитие в дошкольном возрасте
Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. Общение играет решающую роль для формирования человеческой психики. Р. С. Немов полагает, что «…через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям и научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества… Через общение с развитыми личностями он сам превращается в личность» [12, с. 517].
Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев и др. Так, с точки зрения Л. С. Выготского, одного из основоположников отечественной психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д.
По убеждению Г. М. Андреевой анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Г. М. Андреева пишет: « …сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» [1 с. 74].
Если бы от рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы личностью, а оставался полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически, напоминая человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что «…будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии» [8, с. 372].
Общение - это не только научение, обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей.
Существуют различные теории общения. Множество теорий обуславливаются многообразием самого процесса общения и многообразием подходов к проблеме психологии общения.
Теория общения З. Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. «…Мы склонны с уважением относится к человеку, облеченному властью, например к начальнику — если нам он напоминает кого-то из родителей» [20, с. 109].
Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого «излишества» в человеческой жизни. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Систематическое использование игр является эффективным средством активизации коммуникативной и познавательной деятельности дошкольников.
Игры помогают сформировать у ребенка:
- Коммуникативные способности и качества;
- Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- Позитивное отношение к другим людям;
- Умение сопереживать – радоваться чужим достижениям и огорчаться из-за чужих неприятностей;
- Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- Умение взаимодействовать и сотрудничать;
- Способность к импровизации.
Можно сделать вывод, что организованная игровая деятельность формирует благоприятный эмоциональный климат, атмосферу доверия в взаимопонимания, помогаем сплотиться детскому коллективу, развивает навыки общения.
Поскольку творческие способности есть у каждого ребенка, и в связи с этим становится важным начать развивать их как можно раньше. Занятия игровой театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, развивает познавательные психические процессы, но и развивает их эмоционально-волевую сферу: способность к состраданию, сопереживанию, помогают адаптации ребенка в коллективе, социализации, учат общаться со сверстниками и взрослыми.
Театрализованная игра является мощным педагогическим и психотерапевтическим средством воспитания и обучения дошкольников. Важно умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка: его эмоций, переживаний, реакции на происходящее.
Театрализованная игра способствует развитию коммуникативных качеств у детей, социализации и адаптации к новому коллективу.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2005. – С. 36-40.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева – М.: Академия, 1994. – 360 с.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. – 380 с.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2001. – 127 с.
5. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в игре / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – № 2. –2002. – С. 2-8.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 378 с.
7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Наука, 1987. – 312 с.
8. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
9. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды /А.Л. Галин. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. – 128 с.
10. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс – М.: Эдиториалл Урсс, 1999. – 704 с.
11. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т., Т. 1. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
12. Гомезо М.В. Возрастная психология /М.В. Гомезо, В.С. Герасимова – М.: Ноосфера, 1999. – 488 с.
13. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: НГУ, 1999. – 173 с.
14. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозайка Синтез, 2010. – 159 с.
15. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет / Т.Н. Дронова. – М : Просвещение, 2005. – 116 с.
16. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. / Л.Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический проект, 2005. – 303 с.
17. Комратова Н. Г. Социально-нравственное воспитание детей / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. М., 2012. 180 с.
18. Кордоуэлл М. Психология. А-Я: Словарь справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко / М. Кордоуэлл – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
19. Краткий психологический словарь / ред-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. средн. и высш. пед. уч. завед. / Т.А. Куликова – М.: Академия, 1999. – 232 с.
21. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
22. Лютова Е.К. Тренинг взаимоотношения родителей с детьми / Е.К. Лютова. – СПб.: Питер, 2011. – 403 с.
23. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений /М.Д. Маханёва. – М.: Сфера, 2001. – 212 с.
24. Мудрик А. В. Социальная педагогика. Учебник для вузов 8 изд. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
25. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М.: Академия, 2014. – 456 с.
26. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка / Н.Ньюкомб – СПб: Питер, 2003. – 640 с.
27. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухова. М.: Просвещение, 2013. 536 с.
28. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2001. – 128 с.
29. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., Новая школа, 1996. – 336 с.
30. Психология развития / Сост. Авторский коллектив сотрудников кафедры психологи развития и дифференциальной психологии СПбГУ - СПб: СПбГУ, 2001. – 482 с.
31. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития /под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2005. – 416 с.
32. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2005. – 416 с.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 2014. – 280 с.
34. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
35. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления /Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
36. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 2012. – 159 с
37. Урунтаева, Т.А. Практикум по детской психологии. /Под ред. Т.А. Урунтаевой / Т.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008. – 291 с.
38. Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек / Л.Б. Фисюкова - Харьков: Фолио, 1996. – 416 с.
39. Холл Кэлвин С.Теории личности. / Пер. С англ. И. Б. Гриншпун / Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с.
40. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2001. – 116 с.
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Просвещение, 1986. – 264 с.
Тема: | «Игра как средство развития общения дошкольника» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование педагогических технологий, как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Курсовая работа:
Обучение лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации
Дипломная работа:
Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроке русского языка в 4 классе