Реферат

«Методы изучения неречевых психологических функций»

  • 19 страниц(ы)
  • 48 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение….….3

Методы изучения неречевых психологических функций….…4

Заключение….19

Список использованной литературы….20

Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие (олигофрения) всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное и аномальное развитие его интеллекта. В некоторых случаях в целях дифференциальной диагностики бывает необходимо динамическое наблюдение ребенка в процессе проведения с ним логопедических и педагогических занятий.

Современные исследования в области изучения нарушений речи рассматривают речевые отклонения как результат неполноценного интеллектуального развития ребенка.

Нарушения в интеллектуальной деятельности отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. В связи с этим Р.А. Белова-Давид (1969) говорит об особенном психическом статусе детей с общим недоразвитием речи, внешние проявления которого свидетельствуют о возможном наличии у детей с речевым недоразвитием психических расстройств».

В силу того, что психические нарушения имеют различное происхождение (генетическое, социальное, социально-психологическое), критерием для их подразделения в логопедической практике является наличие или отсутствие в структуре психического нарушения симптомов органического ряда. Как известно, практически любое длительное патологическое воздействие на мозговые системы приводит к отклонениям в психическом развитии, что действительно наблюдается у детей с общим недоразвитием речи.

Методы изучения неречевых психологических функций

В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.

Уже Р.Е. Левиной был обоснован принцип взаимосвязи речи и психического развития. Нарушения формирования речи в онтогенезе негативно отражается на развитии познавательной деятельности, продуктивности мышления. Отрицательное воздействие выявлено и на формирование личности.

Речевые нарушения приводят также к задержке становления игровой деятельности, которая имеет ведущее значение в психическом развитии дошкольника.

К наиболее часто встречающимся речевым нарушениям можно отнести общее недоразвитие речи (ОНР), когда нарушения касаются всех компонентов речевой системы, при этом, у ребенка имеется нормальный слух и первично сохранный интеллект.

Степень тяжести речевого дефекта при ОНР подразделяется в классификации Р.Е. Левиной на три уровня, которые описывают характерные особенности всех компонентов языковой системы. Для третьего уровня характерно наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, педагогов, логопедов позволили выявить наиболее типичные нарушения в формировании неречевых психических функций у детей с ОНР III уровня. Так, исследования Т.А. Фотековой показали, что степень выраженности речевого дефекта напрямую связана с несформированностью нагляднообразного мышления ребенка.

Имея сохранный интеллект, ребенок с ОНР имеет полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, однако на практике у детей с подобным речевым нарушением имеется отставание в развитии словесно-логического мышления. Ригидность мышления детей с ОНР отмечали такие исследователи как Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо.

Имеются свои особенности и в развитии восприятия. Уже упомянутые авторы исследования Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л.Фигередо показали, что у детей с ОНР затруднено зрительное восприятие предмета в усложненных условиях. Детям требуется больше времени на осмотр и принятие решения, имеются ошибки опознавания, дети не уверены в своих ответах. Рассматривая развитие воображения, в исследованиях В.П. Глухова отмечается, что продуктивность воображения у детей с ОНР ниже, чем с нормативным развитием. У детей быстро истощаются процессы воображения, однообразность в формировании образов фантазии. Ребенку необходимо много времени для включения в работу.

Р.Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой были описаны свойства внимания у детей с ОНР. Они выявили такие особенности, как недостаточную устойчивость, меньший объем, затруднения в распределении внимания. Нельзя не отметить, что нарушения в развитии внимания, по мнению, Р.Е. Левиной, можно отнести к причинам возникновения ОНР. В исследованиях О.Н. Усановой, Ю.Ф. Гаркуши показано, что недостаточность развития произвольного внимания негативно влияет на развитие структуры деятельности.

Разделы комплексной логопедической работы будут иметь разную направленность с учетом взаимосвязи аспектов психики ребенка с потенциальной готовностью определенных мозговых структур:

Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма: дыхательные упражнения; преодоление мышечных дистоний, ригидности и синкинезий; формирование и коррекция сенсомоторных взаимодействий; формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.

Формирование вербальных и невербальных психических процессов: тактильных и кинестетических процессов; развитие зрительного гнозиса; формирование пространственных представлений и логико-грамматических речевых конструкций; развитие кинестетических процессов; слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов; мнестических процессов. .

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции: формирование навыков программирования, целеполагания и самоконтроля; развитие коммуникативных навыков; формирование понимания причинно-следственных отношений; развитие произвольного внимания; совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов и др.

1. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук: М., 2007. - 24 с.

2. Астахова Т.В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - Москва: 2006. - 16 с.

3. Барышева М.И. Комплексная оценка функционального состояния организма школьников начальных классов, имеющих нарушение письма: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.б.н. - Ярославль: 2005. - 21 с.

4. Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. - М.: 2001.- 16 с.

5. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.- Екатеринбург:2002. - 22 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Методы изучения неречевых психологических функций»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 19
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика