Реферат
«Методы изучения неречевых психологических функций»
- 19 страниц
Введение….….3
Методы изучения неречевых психологических функций….…4
Заключение….19
Список использованной литературы….20
Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие (олигофрения) всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное и аномальное развитие его интеллекта. В некоторых случаях в целях дифференциальной диагностики бывает необходимо динамическое наблюдение ребенка в процессе проведения с ним логопедических и педагогических занятий.
Современные исследования в области изучения нарушений речи рассматривают речевые отклонения как результат неполноценного интеллектуального развития ребенка.
Нарушения в интеллектуальной деятельности отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. В связи с этим Р.А. Белова-Давид (1969) говорит об особенном психическом статусе детей с общим недоразвитием речи, внешние проявления которого свидетельствуют о возможном наличии у детей с речевым недоразвитием психических расстройств».
В силу того, что психические нарушения имеют различное происхождение (генетическое, социальное, социально-психологическое), критерием для их подразделения в логопедической практике является наличие или отсутствие в структуре психического нарушения симптомов органического ряда. Как известно, практически любое длительное патологическое воздействие на мозговые системы приводит к отклонениям в психическом развитии, что действительно наблюдается у детей с общим недоразвитием речи.
Методы изучения неречевых психологических функций
В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.
Уже Р.Е. Левиной был обоснован принцип взаимосвязи речи и психического развития. Нарушения формирования речи в онтогенезе негативно отражается на развитии познавательной деятельности, продуктивности мышления. Отрицательное воздействие выявлено и на формирование личности.
Речевые нарушения приводят также к задержке становления игровой деятельности, которая имеет ведущее значение в психическом развитии дошкольника.
К наиболее часто встречающимся речевым нарушениям можно отнести общее недоразвитие речи (ОНР), когда нарушения касаются всех компонентов речевой системы, при этом, у ребенка имеется нормальный слух и первично сохранный интеллект.
Степень тяжести речевого дефекта при ОНР подразделяется в классификации Р.Е. Левиной на три уровня, которые описывают характерные особенности всех компонентов языковой системы. Для третьего уровня характерно наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, педагогов, логопедов позволили выявить наиболее типичные нарушения в формировании неречевых психических функций у детей с ОНР III уровня. Так, исследования Т.А. Фотековой показали, что степень выраженности речевого дефекта напрямую связана с несформированностью нагляднообразного мышления ребенка.
Имея сохранный интеллект, ребенок с ОНР имеет полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, однако на практике у детей с подобным речевым нарушением имеется отставание в развитии словесно-логического мышления. Ригидность мышления детей с ОНР отмечали такие исследователи как Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо.
Имеются свои особенности и в развитии восприятия. Уже упомянутые авторы исследования Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л.Фигередо показали, что у детей с ОНР затруднено зрительное восприятие предмета в усложненных условиях. Детям требуется больше времени на осмотр и принятие решения, имеются ошибки опознавания, дети не уверены в своих ответах. Рассматривая развитие воображения, в исследованиях В.П. Глухова отмечается, что продуктивность воображения у детей с ОНР ниже, чем с нормативным развитием. У детей быстро истощаются процессы воображения, однообразность в формировании образов фантазии. Ребенку необходимо много времени для включения в работу.
Р.Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой были описаны свойства внимания у детей с ОНР. Они выявили такие особенности, как недостаточную устойчивость, меньший объем, затруднения в распределении внимания. Нельзя не отметить, что нарушения в развитии внимания, по мнению, Р.Е. Левиной, можно отнести к причинам возникновения ОНР. В исследованиях О.Н. Усановой, Ю.Ф. Гаркуши показано, что недостаточность развития произвольного внимания негативно влияет на развитие структуры деятельности.
Разделы комплексной логопедической работы будут иметь разную направленность с учетом взаимосвязи аспектов психики ребенка с потенциальной готовностью определенных мозговых структур:
Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма: дыхательные упражнения; преодоление мышечных дистоний, ригидности и синкинезий; формирование и коррекция сенсомоторных взаимодействий; формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.
Формирование вербальных и невербальных психических процессов: тактильных и кинестетических процессов; развитие зрительного гнозиса; формирование пространственных представлений и логико-грамматических речевых конструкций; развитие кинестетических процессов; слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов; мнестических процессов. .
Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции: формирование навыков программирования, целеполагания и самоконтроля; развитие коммуникативных навыков; формирование понимания причинно-следственных отношений; развитие произвольного внимания; совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов и др.
1. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук: М., 2007. - 24 с.
2. Астахова Т.В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - Москва: 2006. - 16 с.
3. Барышева М.И. Комплексная оценка функционального состояния организма школьников начальных классов, имеющих нарушение письма: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.б.н. - Ярославль: 2005. - 21 с.
4. Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. - М.: 2001.- 16 с.
5. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.- Екатеринбург:2002. - 22 с.
Тема: | «Методы изучения неречевых психологических функций» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 19 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение социально-психологических характеристик спортивной туристической группы
Реферат:
В чём специфика использования метода изучения продуктов деятельности в педагогической психологии?
Курсовая работа:
Пути изучения творчества композитора М.И Глинки на уроках музыки
Курсовая работа:
Статистические методы изучения инвестиций
Реферат:
Методы изучения травматизма и аварийности