Дипломная работа
«Изучение социально-психологических характеристик спортивной туристической группы»
- 113 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Специфика туристической группы как малой социальной группы. 7
1.1. Понятие малой группы в психологической науке. 7
1.2. Психология туристской группы как малой социальной группы 23
1.3.Социально-психологические характеристики туристической группы 38
Выводы по первой главе. 53
Глава 2. Изучение социально-психологических характеристик спортивных туристических групп. 56
2.1. Описание методов и методик исследования. 56
2.2. Результаты исследования. 59
2.3. Обсуждение результатов исследования. 81
Выводы по второй главе. 90
Заключение. 92
Список использованной литературы. 94
Приложения. 97
Туристический маршрут, совершаемый автономной группой в естественной природной среде, связан с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов. С одной стороны, такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции, для стимулирования процессов самоактуализации личности. Но одновременно они являются серьезным испытанием на прочность для участников и группы в целом. Важнейшими факторами успеха являются сплоченность туристической группы, психологическая совместимость членов группы, единство взглядов и ценностей, стиль руководства и межличностных отношений. Они в значительной степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет большое значение для того, как будет происходить и чем закончится прохождение маршрута.
Тем не менее, психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.
На данный момент в психологии уделяется недостаточно внимания специфике туристической деятельности, поэтому и проблема социально-психологических характеристик туристической группы освещена и разработана наукой не в полной мере. Как показывает опыт, сплоченность группы, психологическая совместимость ее членов, единство взглядов и ценностей приобретают особое значение в условиях полной изоляции группы на маршруте. Но здесь вскрываются серьезные противоречия: с одной стороны, чем дольше туристическая группа существует в неизменном составе, тем выше показатели социально-психологических характеристик, с другой стороны, как отмечают В. В. Борискин и С. Б. Слевич, долговременное нахождение в условиях групповой изоляции при прохождении маршрута влечет за собой возрастание конфликтности. Это обуславливает необходимость исследования социально-психологических характеристик спортивной туристической группы на различных этапах ее существования.
Все это позволяет нам говорить об актуальности избранной темы исследования.
Актуальность исследования выражается также в необходимости научной систематизации имеющихся подходов к социально- психологическому климату, созданных в рамках различных теоретических школ и направлений, и применение этих знаний в сфере туристической деятельности для решения частных задач. Названная проблема актуальна не только для научной теории, но и для практической социальной психологии, так как наличие упорядоченной картины технологического инструментария создает базу для разработки оптимальных рекомендаций для руководителей при конструировании группы и применения конкретных методов работы на начальных этапах становления туристской группы.
Целью данного исследования является изучение социально-психологических характеристик спортивной туристической группы.
Предмет исследования: социально-психологические характеристики спортивной туристической группы.
Объект исследования: спортивная туристическая группа как малая социальная группа.
Гипотеза: известно, что туристическая деятельность предполагает формирование определенных свойств спортивной туристической группы. Мы предполагаем, что степень вовлеченности в туристическую деятельность участников спортивной туристической группы взаимосвязана с социально-психологическими характеристиками группы такими, как сплоченность, совместимость, стиль руководства и стиль межгруппового взаимодействия.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1) Изучить соответствующую литературу отечественных и зарубежных авторов;
2) Выявить и описать наиболее значимые и доступные для измерения социально-психологические характеристики туристской группы, подобрать методики и провести исследование;
3) Проанализировать полученные данные.
Теоретическая значимость работы в систематизации основных теоретических подходов к проблеме групповой сплоченности, совместимости. Дополнены представления о специфике малой социальной группы на примере спортивной туристской группы.
Относительная научная новизна работы состоит в том, что в процессе исследования выявлена взаимосвязь специфики туристической деятельности и социально-психологических характеристик туристической группы.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы при формировании туристических групп, для психологической подготовки туристических коллективов, при организации туристической деятельности в детских и молодежных объединениях.
Методологическую основу составили: социально-психологическая теория «социальных ролей личности» (В. В. Борискин, С. Б. Слевич, П. П. Волков), психологическая модель развития коллектива (А.В. Петровский), социально-психологическая концепция лидерства и руководства (Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин), теория лидерства (Ф. Фидлер).
Пути и способы решения основных задач следующие: работа с литературой, тестирование, анализ и интерпретация данных. Исследовательскую базу составили участники спортивно-туристического клуба «Ярин» Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. К участию в исследовании были привлечены три группы, общее количество 30 человек, в возрасте от 17 до 20 лет.
2.3. Обсуждение результатов исследования.
В нашем исследовании в результате использования метода тестов была достигнута поставленная в начале исследования цель – изучение социально-психологических характеристик спортивной туристической группы.
Для выявления взаимосвязи степени вовлеченности в туристическую деятельность участников туристской группы и показателей социально-психологических характеристик группы было проведено сравнение трех исследуемых групп.
Первичный анализ данных показал, что при проведении методики «Определение стиля межличностного взаимодействия» (по С. В. Максимову, Ю. А. Лобейко) получены следующие результаты по трем группам (приводится средний балл по группам):
1)директивный стиль взаимодействия –14,60; 14,10; 14,20 балла соответственно;
2)коллегиальный стиль взаимодействия –20,30; 21,60; 22,40 балла соответственно;
3)невмешательство в действия других людей –19,30; 19,10; 16,30 балла соответственно;
4)деловой стиль –18,0; 17,90; 20,30 балла соответственно (см. Таблица 19, График 19).
Таблица 19. Стиль межличностного взаимодействия и руководства
1 группа 2 группа 3 группа
Директивный 14,60 14,10 14,20
Коллегиальный 20,30 21,60 22,40
невмешательство 19,3 19,10 16,30
Деловой 18,0 17,90 20,30
В первой туристической группе стиль взаимодействия смешанный (по трем из четырех шкал – коллегиальный стиль, деловой стиль и невмешательство в действия других людей – различия показателей незначительны). На фоне коллегиального стиля взаимодействия ярко проявляются черты делового стиля и невмешательства в действия других людей. Показатели второй и третьей групп несколько отличаются от показателей первой группы. Наибольшее количество баллов соответствует коллегиальному стилю взаимодействия. Деятельность групп построена на основе демократичности в принятии решений. Данный стиль характерен группам, достигшим уровня сплоченного коллектива.
Общий показатель устремленности к взаимодействию с людьми при переходе от группы к группе возрастает и в среднем по группам равен 72,20; 72,70 и 73,20 балла соответственно. Члены всех трех туристических групп открыты к межличностному и межгрупповому взаимодействию (см. Таблица 20, График 20).
Таблица 20. Устремленность к взаимодействию с людьми
Группа 1 2 3
Показатель 72,2 72,7 73,2
Успех туристической деятельности зависит от множества самых разных причин. Это интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы; достаточная подготовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя - и тактическая; продуманное оснащение группы всем необходимым; строгое соблюдение правил безопасности на маршруте. Однако, при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам чувства удовлетворения. Туристический маршрут, совершаемый автономной группой в естественной природной среде, связан с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов, что являются серьезным испытанием на прочность для каждого из участников и группы в целом. Среди важнейших факторов успеха следует назвать сплоченность туристической группы, психологическую совместимость членов группы, единство взглядов и ценностей, стиль межличностных и межгрупповых отношений. Они в значительной степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет большое значение для того, как будет происходить и чем закончится прохождение маршрута.
Анализ литературных источников в данной работе позволил выявить серьезные противоречия: с одной стороны, чем дольше туристическая группа существует в неизменном составе, тем выше показатели социально-психологических характеристик, с другой стороны, как отмечают В. В. Борискин и С. Б. Слевич, долговременное нахождение в условиях групповой изоляции при прохождении маршрута влечет за собой возрастание конфликтности. Это обуславливает необходимость исследования социально-психологических характеристик спортивной туристической группы на различных этапах ее существования.
В связи с этим в данной работе было проведено исследование социально-психологических характеристик спортивных туристических групп, находящихся на различных этапах своего существования.
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о том, что продолжительность занятий туристической деятельностью влияет на показатели социально-психологических характеристик группы.
Наблюдается рост в показателях благополучия межгруппового взаимодействия и возрастание значений межгрупповой эмпатии и позитивных межгрупповых установок, возрастание значений ориентации на сотрудничество. Так же наблюдается рост в показателях сплоченности.
Не выявлено влияния туристической деятельности на стиль взаимодействия в группе. Остается относительно неизменным показатель устремленности к взаимодействию с людьми.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют считать, что в целом гипотеза о взаимосвязи степени вовлеченности в туристическую деятельность участников туристской группы и показателей социально-психологических характеристик группы таких, как ориентация на сотрудничество, благополучие межгруппового взаимодействия, межгрупповая эмпатия, позитивные межгрупповые установки, благополучие психологического климата, ценностно-ориентационное единство, подтверждается. Не подтвердилось только предположение о влиянии туристической деятельности на стиль взаимодействия в группе и устремленность личности к взаимодействию с людьми.
Полученные результаты и выводы являются актуальными и востребованными в психологической работе с туристическими группами.
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. –М.: 1990.
2. Алексеев С. С., Рубель Р. Б. Размышления о туризме. Свердловск, Средне-Уральское книжное изд-во, 1974.
3. Алиев В.Г. Лидерство и руководство// COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр дистанционного образования (w*w.elitarium.r*), 18 декабря 2006
4. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М: Аспект Пресс, 2005
5.Бархинцева Н.Е. Межгрупповые отношения//© 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября», h**t://marathon.1september.r*
6. Веретенников Е.И. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание / Е.И. Веретенников– М.: Профиздат, 1990
7. Вяткин А.А. Туризм и спортивное ориентирование. / А.А. Вяткин. М.: 2004.
8.ДонцовА.И. О социально-психологической природе сплоченности коллектива //Советская педагогика, 1975
9. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: МГУ, 1984.
10. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. — М.: МГУ, 1979
11. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Группа – коллектив – команда. Модели группового развития. // Социальная психология / Под ред.Г.М. Андреевой, А.И. Донцова.М., 2002.
12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтология. – СПб.: Питер, 2001.
13. Жадина Ю.Н., Носкова А.В. Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов (25-26 апреля 2008 года)//ЗабГГПУ. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008.
14.Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе // COPYRIGHT 2007 © Элитариум — Центр дистанционного образования (w*w.elitarium.r*), 14 ноября 2007
15. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм./ Э.Н. Кодыш. М.: Физкультура и спорт.1990
16. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: БГУ, 1996.
17. Красильников М.Е. Введение в социальную психологию / Лекция. – М.: Российский открытый университет, 1991.
18. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 5.
19. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты –М.: Изд-во МГУ, 1991
20. Куликовский II.Я. и другие. "Рекомендации по исследованию личностных взаимоотношений в коллективах". Рига, 1969
21. Куликовский II.Я. и другие. "Основные методы социально-психологических исследований коллективов". Рига, 1970
22. Лебедев В.И.Личность в экстремальных условиях – М.: Политиздат, 1989
23. Линчевский Э.Э. “Психологический климат туристской группы”. – М.: “ФиС”, 1981,
24. Майерс Д. Социальная психология. –М., 1997
25. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева, М.: 1995
26. Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: "Иностранная литература", 1958.
27. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л-д, ЛГУ, 1979
28. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6.
29. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
30. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. –М.: "Просвещение", 1978.
31. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения – СПб.: Питер, 2006
32. Автор: Платонов Ю.П. Эффективные коммуникации и формирование сплоченности в малых группах//COPYRIGHT 2008 © Элитариум — Центр дистанционного образования (w*w.elitarium.r*), 23 июля 2008
33. Позняков В. П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999
34. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001 Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В Петровского. М.: Педагогика, 1979
35. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: 1999.
36. Приезжаева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: учебно-методическое пособие. –М.: Советский спорт, 2005.
37. Рогов Е.И. Психология группы – М.: ВЛАДОС,2005
38.Сeмeчкин Н.И. Феномен группомыслия//COPYRIGHT 2008 © Элитариум — Центр дистанционного образования (w*w.elitarium.r*), 14 ноября 2008
39. Социальная психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: “Просвещение” 1987
40. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974.
41. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. Под ред. проф.А.М. Столяренко. – ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
42. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / Отв. ред. Е.В. Шорохова. О.И. Зотова. М.: Наука, 1979
43. Спасенников В.В. Выбор оптимального варианта комплектования малых групп с учетом совместимости и срабатываемости//Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. — М: ИП АН СССР, 1990.
44.Тюрина И.О. Мы и они: социальное влияние в межгрупповых отношениях//COPYRIGHT 2009 © Элитариум — Центр дистанционного образования (w*w.elitarium.r*), 13 февраля 2009
45. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность. — М.: Наука, 1975.
46. Файбушевич С.И. Как создать эффективную команду // COPYRIGHT 2008 © Элитариум — Центр дистанционного образования (w*w.elitarium.r*), 15 августа 2008.
47. Федотов Ю.Н.,. Востоков И.Е Спортивно- оздоровительный туризм / Ю.Н.Федотов, И.Е. Востоков М.: Просвещение,2003
48. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002
49. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.
50. Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов. // Научно-практический журнал электронных публикаций – сентябрь 2001. №3
К работе так же прилагается: 1) презентация на 14 слайдах,
2) 13 приложений к диплому на 21 странице,
3) записка для выступления перед комиссией на защите.
Во второй главе проведен количественный и качественный анализ данных, полученных при исследовании (статистическая обработка), для иллюстрации приведены графики, таблицы, диаграммы.
Тема: | «Изучение социально-психологических характеристик спортивной туристической группы» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 113 | |
Цена: | 3000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социально-психологические аспекты управления персоналом предприятия
Магистерская работа:
Взаимодействие стиля управления руководителя на психологический климат в педагогическом коллективе
Курсовая работа:
Факторы, влияющие на социально-психологический климат поездных бригад
Курсовая работа:
Социально-психологические условия эффективности групповой деятельности
Дипломная работа:
Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе (на примере магазина одежды)