Курсовая работа
«Игра – одно из средств развития, воспитания и обучения младших школьников»
- 32 страниц
Введение 3
Глава 1 Онтогенез игры; Сюжет и содержание ролевой игры 5
1.1 Онтогенез игры 5
1.2 Сюжет и содержание ролевой игры 7
Глава 2 Игротерапия; Развитие игры на современном этапе 13
2.1 Игротерапия 13
2.2 Развитие игры на современном этапе 20
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 32
Актуальность исследования. Образование можно считать качественным и эффективным при наличии грамотно подобранных и организованных способов формирования у учащихся необходимых компетенций. Учителя могут сами выбирают методы и способы, которые они будут применять и комбинировать для эффективного обучения и достижения планируемых результатов. Оптимальные методы обучения необходимо подбирать с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей. При этом, применяемые учителем методы должны быть не только познавательными, но и интересными.
В начальной школе у детей развиваются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые навыки и способности, формируются формы мышления, способствующие дальнейшему усвоению научных знаний. Но в данном возрастном периоде, немаловажную роль сохраняет такой вид деятельности, как игра.
Организация игровой деятельности у обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
В педагогике и методике преподавания большое внимание уделяется играм младших школьников, это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросами применения игр в обучении младших школьников занимались, к примеру: О.С. Газман [1991], В.В. Абраменкова [1999], М.А. Калугин [2006] и другие.
В настоящее время применению игровых технологий на уроках окружающего мира как средству обучения посвящено множество научных статей: Б. Ч. Гутлыева, Я. В. Дышко, Т.В. Коновалова, М.А. Пронина, А.С. Сотникова, С.Ю. Степанова и другие.
Игровая деятельность используется учителями с целью повышения уровня знаний учеников об окружающем социо-природном мире, познавательной деятельности учеников, формированию внимания, наблюдательности. В ходе игры дети учатся находить причинно-следственные связи. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность школьника, развивает его познавательную активность, внимание, память, наблюдательность, мышление, развивает образное мышление, творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомление детей, так как игра делает процесс обучения более занимательным для ребенка.
Объект исследования – игровая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – игровая деятельность младших школьников как средство развития, обучения, воспитания.
Цель исследования – теоретически обосновать значимость игры в развитии, воспитании и обучении младших школьников.
Задачи исследования:
− исследовать игру как средство обучения младших школьников;
− определить значение игр в развитии младших школьников;
− изучить специфику терапевтического значения игр для младших школьников;
− выявить современное состояние игровой деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ учебной, научной, психолого-педагогической литературы, а также методического материала педагогов начальных классов по исследуемой теме.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Онтогенез игры; Сюжет и содержание ролевой игры
1.1 Онтогенез игры
Общеизвестно, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. При помощи игр ребенок формирует социальные умения, познает мир и себя. Именно в игре на определенном возрастном этапе формируются конкретные психологические качества.
Роль игры в развитии и воспитании дошкольника раскрывается в работах Л. С. Выготского, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др. Они рассматривают игру как деятельность, которая определяет развитие основных психологических новообразований, позицию ребенка по отношению к миру, а также формы и способы его общения со взрослыми.
Л. С. Выготским доказано, что у человека в разные возрастные периоды лучше всего развиты те или иные способности. Так же и с игрой, ребенок в определенном возрастном периоде стоит на определенном уровне формирования игры.
По мнению Е.Е. Кравцовой игра – это «воображение в действии».
Е. Е. Кравцова разработала свою периодизацию с точки зрения смены видов игры т.е. в 3-4 года ребенок овладевает режиссерской предметной игрой манипуляцией. После полного овладения этим видом деятельности, ребенок переходит на новый этап. В 4-5 лет на смену приходит образная игра, ребенок перевоплощается в образ животного, главным условием которой служит то, что животные не разговаривают. В 5-6 лет в дополнение к образной присоединяется сюжетно-ролевая игра. В данной игре ребенок «проживает» социальные роли, именно в этой игре зарождаются психологические новообразования. Игра по правилам является возрастной игрой детей 6-7 лет. Сюжет потерял свой интерес для ребенка, ему интересны правила. Режиссерская игра высокого уровня появляется в 7 лет, где ребенку уже не нужен реальный партнер, потому что он может его себе представить.
Д.Б. Эльконин в своих исследованиях рассматривал развитие игры как изменение структурных компонентов сюжетно-ролевой игры от возраста к возрасту: сюжета, содержания, игровых правил и отношений. На первом этапе (2.5 – 4г) в составе действия лежат повторяющиеся операции, которые помогают ребенку понять и усваивать функции человека в обществе. Партнеры по игре преимущественно не нужны. На втором этапе (3.5 – 4г) содержание усложняется, разыгрывается жизненный или сказочный сюжет. Здесь роли открыты, а правила еще скрыты. Уже нужен товарищ по игре. Ребенок усваивает не только функции людей, но и способы их осуществления, а также правила взаимоотношений. Третий этап (5 – 7 лет) сопровождается сюжетно-ролевой игрой с правилами. Происходит усвоение норм и правил выполнения роли. У ребенка идет формирование саморегуляции, наблюдается появление первой формы волевого поведения. Четвертый этап (5 – 7 лет) оснащен игрой-драматизацией, в которой на первый план выступает изображение сказочных героев, что предполагает овладение морально-эстетическими нормами поведения этих героев. На данном этапе ребенок оттачивает навыки общения, формируются задатки морали.
Таким образом стоит сделать выводы о том, что периодизации Е. Е. Кравцовой в дошкольном возрасте предлагает три существенно разных вида игры: режиссерская, сюжетно-ролевая и игра с правилами. Все виды связаны между собой систематически, при этом каждый из предыдущего порождает следующий. В периодизации Д.Б. Эльконина с возрастом идет усложнение сюжетной игры. В данных периодизациях этап формирования игры соотносится в стадии развития. При взрослении детей усложняется также этап развития игры.
В процессе игры происходит формирование знаний и норм взаимосвязей ребенка с окружающими его людьми. Ребенок научается воспринимать и обмениваться информацией, налаживать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками.
Эльконин Д.Б. в своей работе «Психология игры» рассматривает историю возникновения ролевой игры. По его мнению, «невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различен у различных народов в зависимости от условий их существования и форм перехода общества с одной ступени на другую, более высокую. Для нас важно установить следующее. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать детей в труд взрослых, не было шт специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых». [Эльконин. 50-74]
Игра является очень важным средством развития, воспитания и обучения младших школьников. Она позволяет детям развивать свои когнитивные, моторные и социально-эмоциональные навыки, а также укреплять основы обучения.
Во-первых, игра способствует развитию когнитивных навыков у детей. Они учатся мыслить логически, решать проблемы, планировать свои действия и прогнозировать последствия. Например, игры на развитие логики и математики помогают развивать у детей абстрактное мышление, улучшают их способность к анализу и решению задач.
Во-вторых, игра помогает развивать моторные навыки и координацию движений у детей. Они учатся контролировать свое тело, развивают мелкую моторику и улучшают свои двигательные навыки. Например, игры, связанные с конструированием или спортом, развивают моторику рук и ног, а также укрепляют мышцы и гибкость.
Игра также является важным средством социализации и развития социально-эмоциональных навыков у детей. Через игру они учатся взаимодействовать с другими детьми, развивают свои навыки коммуникации, учатся сотрудничать в команде и разрешать конфликты. Игры, в которых дети играют роли, помогают им лучше понимать эмоции и чувства других людей, а также развивают их эмпатию и сочувствие.
Наконец, игра помогает укрепить основы обучения у младших школьников. Многие игры используются в учебных целях и помогают детям закрепить полученные знания. Например, игры на развитие чтения и письма помогают улучшить навыки чтения и письма, а также развивают интерес к учебе.
Таким образом, игра является неотъемлемой частью развития, воспитания и обучения младших школьников. Она позволяет им не только развиваться физически и интеллектуально, но и учиться взаимодействовать с окружающим миром, адаптироваться к новым ситуациям и разрешать проблемы.
В современном мире игра занимает все более значимое место в жизни младших школьников. С развитием технологий и появлением различных игровых платформ, игра перешла в цифровое пространство. Смартфоны, планшеты, компьютеры, игровые консоли – все они предоставляют детям широкие возможности для развлечения и обучения.
Одной из самых популярных форм игр стали компьютерные и видеоигры. Они предлагают разнообразные сценарии, задачи и уровни сложности, что развивает у детей логическое мышление, реакцию, моторику и координацию движений. Однако, существует опасность чрезмерного времени, проводимого в играх, поэтому важно контролировать и ограничивать время, проводимое ребенком в виртуальном мире.
Помимо компьютерных игр, традиционные игры также остаются популярными. Например, настольные игры развивают не только логику и стратегическое мышление, но и способности сотрудничать и прогнозировать действия других игроков. Физические игры, такие как спорт, танцы или активные игры на улице, помогают детям оставаться активными, развивают координацию и физическую выносливость.
Важно отметить, что игра часто используется в образовательных целях. Специально разработанные обучающие игры позволяют детям учиться и развиваться, не замечая, что они выполняют уроки. Это помогает им лучше усваивать знания, развивать творческое мышление и применять полученные навыки на практике.
В целом, игра продолжает оставаться важным средством развития, воспитания и обучения младших школьников. Она имеет множество форм и предлагает различные возможности для развития различных навыков и способностей. Однако важно научить детей правильно балансировать время между играми и другими важными аспектами их жизни.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) /7 КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. -
2. Авдулова, Т.П. Психология игры: учебник для вузов / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 232 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05718-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://u**it.ru/bcode/515313 (дата обращения: 18.10.2023).
3. Гайсина Р.С. Зубайдуллина Г.Р. Организации и проведение ролевой игры с младшими школьниками при изучении окружающего мира. [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека . — Режим доступа: https: elibrary.nr item.asp?id=25059848 (дата обращения 13.10.23)
4. Джандалиева Е.Ю. Ролевая игра как метод обучения профессионально ориентированному общению на занятии по английскому языку в техническом вузе. [Электронный ресурс ]Научная электронная библиотека .
5. Довгаленко И.А. Ролевая игра на уроках русского языка и литературы (в контексте формирования коммуникативной компетентности) [Электронный ресурс]/ Государственное учреждение луганской народной республики «луганское общеобразовательное учреждение - лингвистическая гимназия № 36 имени маршала г. К. Жукова».
6. Игротерапия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.psyc**logos.ru/articles/view/igroterapiya (дата обращения: 23.10.2023 г.).
7. Колесникова, Г. И. Основы специальной психологии и специальной педагогики. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 215 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09374-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://ur**t.ru/bcode/517222 (дата обращения: 15.10.2023).
8. Корольчук А.В. Ролевые игры на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования коммуникативной компетенции. [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека .
9. Лобачева Г.И. Медведева Е.А. Шубина Е.В. Ролевая игра как интерактивный метод обучения в начальной школе. [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека elibraiy.m. — Режим доступа: https: el**rary.ru item.asp?id=35692200 (дата обращения: 15.10.2023).
10. Самудинова Э.К. Понятие «Игра» и ее значение в психологии и педагогике // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. № 8. С. 194-198.
11. Специальная педагогика: учебник для вузов / Л. В. Мардахаев [и др.]; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – Москва: Юрайт, 2021. – 448 с. – URL: https://u**it.ru/bcode/468533 (дата обращения: 02.09.2021).
12. Терешина В.Ю. Ролевая игра в обучении иностранным языкам. [Электронный ресурс]/ Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. Режим доступа: https://eli**ary.ru/download/elibrary_35010036_59616677.pdf (дата обращения 23.10.2023)
13. Утепкалиева А.Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка. [Электронный ресурс] Бесплатная научная открытая библиотека КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyber**ninka.ru
Есть речь защиты
Тема: | «Игра – одно из средств развития, воспитания и обучения младших школьников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Музыкально-дидактические игры как способ развития креативных способностей младших школьников
Дипломная работа:
Развитие художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Дипломная работа:
Проблемное обучение младших школьников на уроках окружающего мира
Контрольная работа:
Развитие связной речи младших школьников в процессе дидактической игры