Контрольная работа

«Развитие связной речи младших школьников в процессе дидактической игры»

  • 34 страниц(ы)
  • 3508 просмотров
фото автора

Автор: rezultat

Введение….3

Введение …4

Глава 1. Развитие связной речи у младших школьников ….6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. ….6

1.2. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Особенности развития связной речи в младшем школьном возрасте….11

Выводы 1 главе ….21

Глава 2. Дидактическая игра как средство развития связной речи младших школьников…22

2.1. Развитие связной речи младших школьников с использованием дидактической игры…22

Выводы по 2 главе….…33

Заключение….34

Литература….35

Проблема изучения развития связной речи у детей младшего школьного возраста является одной из актуальных в настоящее время, т.к. овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

Проблемой развития речи детей занимались такие авторы, как Алексеева М.М., Яшина В.И., Аксенова А.К., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Борякова Н.Ю. и др.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». (Л.С. Выготский, 1983 г. )

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательно деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном деле.

Речевое развитие младших школьников осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые.

Одним из средств развития связной речи у младших школьников является дидактическая игра.

Задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у детей младшего школьного возраста;

2) изучить особенности психического развития детей младшего школьного возраста;

Роль дидактических игр в развитии младших школьников очень велика. Игра – это из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекала и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий: педагогов и психологов, писателей и артистов и т.д. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета».

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Задачи:

1) изучить особенности и содержание дидактических игр;

2) изучить влияние дидактической игры на развитие связной речи младших школьников.

В психическом развитии ребенка речь имеет большое значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Известно, что процессы формирования речи и других психических функций тесно связаны между собой.

С одной стороны, невербальные психические процессы являются предпосылкой для развития речи. Так, для успешного становления речи необходим определенный когнитивный базис. Речь появляется у ребенка на этапе формирования наглядно- образного мышления, когда становится возможным закрепление связи между образом предмета, признаками действия и образом слова. Совершенствование мышления в дальнейшем определяет и возможности дифференциации лексических, грамматических значений, овладения структурой значения слова, усвоения грамматических закономерностей языка. С другой стороны, речь, возникнув, развивает, совершенствует многие неречевые психические процессы. Развитие речи качественно перестраивает всю психическую деятельность, оказывает существенное влияние на формирование мышления, восприятия, памяти. В ходе психического развития происходит качественное изменение структуры и организации высших психических функций. Большая роль в их перестройке принадлежит речи. С появлением речи возникает качественно новый тип мышления – вербально-логическое мышление, значение слова становится средством мыслительной деятельности ребенка. При этом происходит совершенствование и наглядно-образного, и наглядно-действенного мышления, которые начинают опосредоваться на основе знаковой деятельности. Однако речь совершенствует не только процессы мышления. Речь качественно изменяет восприятие и память ребенка. Так, включение речи делает восприятие более точным, дифференцированным, обобщенным. Сложное взаимодействие мышления и речи проявляется как при нормальном, так и при нарушенном речевом развитии.

Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме развития связной речи младших школьников с использованием дидактической игры показал, что при использование разнообразных и эффективных методов развития этого психического процесса, можно добиться успехов в повышение уровня развития связной речи у детей младшего школьного возраста. Наиболее распространенными способами развития связной речи являются дидактические игры. Ведь именно дидактические игры позволяют детям получить возможность самостоятельно определить свои действия в различных ситуациях. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе.

1. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе - Киев, 2001.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991 – 160 с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М., 1999 – 288с.

4. Жукова Н.С. Формирование устной речи - М., 2005.

5. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учящихся - М., 2001.

6. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития - М., 1999.

7. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 1999

8. Патрушева С. Обучение детей монологической речи //Ребенок в детском саду – 2001 - №2 с. 40-43 Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми - М., 1994.

9. Psychology OnLine.Net h**t://w*w.psycholiqy-online.net/articles/doc-737.html

10. h**t://w*w.nnmama.r*/vospitanie/Lowerschool/

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие связной речи младших школьников в процессе дидактической игры»
Раздел: Психология
Тип: Контрольная работа
Страниц: 34
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика