Курсовая работа

«Развитие воображения в младшем школьном возрасте»

  • 39 страниц
Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 5

1.1 Основные характеристики младшего школьного возраста 5

1.2 Понятие воображения и его типы 9

1.3 Развитие воображения в онтогенезе 13

2 Исследование развития воображения младших школьников 18

2.1 Организация исследования 18

2.2 Анализ результатов исследования особенностей развития воображения 22

2.3 Рекомендации педагогам по развитию воображения младших школьников 24

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложение А 31

Приложение Б 32

Введение

Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, исследование проблемы развития воображения у младших школьников проводятся специалистами из разных наук, в частности, педагогики и психологии. Образовательная практика и психологическая наука активно развиваются, появляется множество новейших задач в их исследовании. Примером таких задач является изучение специфических особенностей процесса развития воображения. Именно воображение следует рассматривать как неотъемлемый компонент любых форм творчества младших школьников, а также их развития в целом.

Проявление специфических особенностей воображения начинается особенно заметно у детей младшего школьного возраста. Поэтому необходимо серьезное внимание со стороны учителей и родителей на развитие этого процесса, недостаточное внимание может привести в последующем к быстрому снижению активности этой функции. Как следствие могут снизиться творческие способности, может утратиться интерес к науке и искусству.

В настоящее время нет сформированной педагогической системы исследования процесса развития воображения у младших школьников, что можно рассматривать как проблему, для которой требуется поиск решения.

Структура характеристик воображения как самостоятельной понятие в педагогической литературе не описывается. Отсутствуют разработанные методики развития воображения, не описаны требуемые педагогические условия, в которых были бы учтены психофизиологические возможности младших школьников.

Приведенные выше доводы свидетельствуют о недостаточной изученности темы исследования, что и обусловило ее выбор.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности развития воображения у младших школьников.

Объектом исследования: является процесс воображения.

Предметом исследования является особенности развития воображения у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Выявить основные характеристики младшего школьного возраста.

2. Раскрыть понятие воображения и его виды.

3. Охарактеризовать особенности развития воображения в онтогенезе.

4. Выявить уровень развития воображения у младших школьников.

4. Разработать рекомендации по развитию воображения у младших школьников.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий эксперимент, статистическая обработка полученных результатов.

База исследования – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей экономики и предпринимательства №10» города Пскова в количестве 5 учащихся 1 «Б» класса.

Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития воображения у младших школьников.

Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.

Фрагмент работы

1 Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте

1.1 Основные характеристики младшего школьного возраста

В начале школьного обучения у детей проявляется второй физиологический кризис, приходящийся на семилетний возраст (характеризуется резким эндокринным сдвигом, который проявляется в бурном росте тела, увеличении размеров внутренних органов, а также в вегетативной перестройке). Поэтому кроме кардинальных изменений, происходящих в социальных отношениях и деятельности детей, происходит перестройка всего организма, его систем и функций, для этого требуется большое напряжение и мобилизация всех резервов.

Невзирая на наличие определенных осложнений, которыми сопровождается физиологическая перестройка (повышенную утомляемость, нервно-психическую ранимость детей), из-за физиологического криза происходит не столько отягощение, сколько, наоборот, более успешная адаптация ребенка к новой ситуации. Можно предположить, что это обусловлено тем, что те физиологические изменения, которые происходят, соответствуют повышенным требованиям, предъявляемым новыми условиями. Кроме того, этот период является благоприятным для детей, которые отстают в общем развитии из-за наличия педагогической запущенности, во время этого криза они получают последнюю возможность наверстать упущенное [10, с.185].

У младших школьников наблюдается неравномерное психофизиологическое развитие у разных детей. Также по-прежнему разными темпами происходит развитие девочек и мальчиков: у девочек развитие опережает мальчиков. По этому поводу некоторые ученые делают вывод, что «в начальных классах фактически за одну парту садятся дети разного возраста: мальчики примерно на 1-1,5 года моложе девочек, причем это разница и не календарного возраста».

Младший школьный возраст характеризуется совершенствованием регулирующего влияния высших корковых центров, поэтому существенно преобразуются характеристики внимания, интенсивно развиваются все его свойства: объем внимания увеличивается в 2 раза, устойчивость существенно повышается, заметно развивается навык переключения и распределения внимания. Но только к девяти-десяти годам у детей развивается способность на протяжении длительного времени сохранять и выполнять программу действий, заданную произвольно.

Возрастные особенности внимания учащихся начального звена  это относительно слабое произвольное внимание и его неустойчивость. Возможность волевого регулирования внимания и приемы управления им в данном возрасте еще весьма ограниченны [5, стр. 211].

Непроизвольное внимание по-прежнему развито гораздо лучше, внимание учеников привлекает также все неожиданное, яркое, интересное  для этого не требуется усилий с их стороны. Дети часто упускают важные моменты учебного материала, а свое внимание сосредоточивают на несущественных из-за интересных деталей [15, стр. 98].

В возрасте семи-одиннадцати лет происходит заметное умственное развитие детей, у них развивается отвлечённое мышление, логическая память и заметно растет объём внимания.

Но все-таки еще недостаточна познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью учащихся, серьезно тормозит их развитие и обучение. Быстрое утомление влечет за собой потерю работоспособности, после этого возникают затруднения усвоения учебного материала: ребенок не может удержать в памяти условие учебной задачи (поскольку преобладают рассеянность внимания и кратковременная память), забывает слова, допускает множество нелепых ошибок в письменных работах, механически манипулирует цифрами, вместо того, чтобы решать (не может сосредоточить внимание), не может произвести оценку своих действий (ограничен словарный запас), у него ограниченные представления об окружающем.

Учебная деятельность младшего школьника крайне неорганизованна, импульсивна. Он не умеет еще планировать свои действия, ослаблен их контроль, ребенок часто начинает другое действие, не завершив прошлого. Это объясняется особенностями нервно-психического состояния. Переход в пятый класс (то есть переход на новую ступень образования) происходит одновременно с вступлением ребенка в переходный возраст, отсюда и проблемы адаптации, которые, прежде всего, обусловлены возрастными особенностями.

Восприятие в этом возрасте ещё недостаточно дифференцировано. Детей нужно учить наблюдать, обучать приемам синтезирующего восприятия. Дети должны научиться установлению связей между элементами воспринимаемых объектов, описывать явления и события с помощью их логического объяснения.

Младшие школьники, в соответствии со сказанным выше, обладают в основном непроизвольным вниманием. Самый отвлекающий фактор - внешнее впечатление, оно довольно сильное. Период сосредоточенности детей составляет не более 15-20 мин. Некоторые ученики обладают устойчивым вниманием, для них характерны трудности в переключении (сложность в смене деятельности); некоторые внимание переключают легко, зато с такой же легкостью они и отвлекаются. Для некоторых детей характерна концентрация внимания не на учебе, а на чем-либо постороннем, можно сказать, что они «выпадают» из урока. Большая часть детей не умеет распределять и переключать внимание, учителя должны это учитывать при смене деятельности [8, стр.361].

Младшие школьники ещё достаточно сильно хотят хорошо учиться, чтобы вызвать одобрение взрослых. К 5 классу этот мотив снижается, на первое место выступает мотив самосовершенствования, развития способностей, мотив собственного роста.

Детям необходимо прививать радость от того, что они познакомились с чем-то новым для себя, разобрались с трудным материалом, научились что-то делать, чего не умели раньше. Необходимо формирование у детей умения интересоваться самим процессом деятельности, анализа во время рефлексии не только результатов (что вы узнали?), а также способов их достижения (что вы сделали, чтобы это узнать?). Также очень сильно влияет на мотивацию успех деятельности.

Очень важно для детей давать внешнюю оценку результата их деятельности. Высокая оценка для них как бы подтверждает их способности. С целью сохранения эмоционального благополучия ребенка необходимо совпадение самооценки и внешней оценки. При любом несоответствии у детей возникает ощущение внутреннего дискомфорта. В возрасте 7-10 лет дети должны научиться правильной оценке себя, научиться использовать объективные критерии успешности, уметь проверять свои личные возможности и находить способы их усовершенствования.

Заключение

Воображением называется процесс преобразования представлений, которые отражают реальную действительность и создания на этой основе нового представления. Процесс воображения всегда неразрывно связан с памятью и мышлением.

Деятельность воображения очень тесно связана с эмоциональными переживаниями личности. Представляя желаемое, у человека возникают позитивные чувства, а мечта о счастливом будущем в определенной ситуации может вывести его из крайне негативного состояния, отвлекает от ситуации, происходящей в настоящий момент, позволяет проанализировать происходящее и дает возможность переосмысления значимости ситуации для будущего. Следовательно, воображению принадлежит весьма существенная роль в регуляции человеческого поведения.

Считается, что физиологическая основа воображения ‒ это актуализация распад, перегруппировка и объединение нервных связей в новые системы. Так возникают образы, которые не совпадают с прежним опытом, а также не оторваны от него. Сложный, непредсказуемый характер воображения и его связь с эмоциями дают основание предположить, что физиологически оно связано не только с корой, но и с более глубокими структурами мозга. Образ, возникающий в процессе воображения, не может возникнуть из ничего.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения младших школьников позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ понятий «воображения» позволили привести сравнительный анализ различных подходов к трактовке данных понятий. С учетом современных подходов рассматривалось развитие воображения младших школьников.

Анализ исследований психологов и педагогов (Я.А Каменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Лилов, В.Н. Шацкая, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Сакулина, В.А. Сухомлинский, Т.С. Комарова, Т.Г. Козакова и др.) позволяет выделить показатели и критерии (оригинальность воображения; гибкость воображения; скорость воображения; глубину и проработанность; вариативность воображения) развития воображения младших школьников, на основании которых проводился педагогический эксперимент.

Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня воображения младших школьников обусловлены следующими особенностями педагогической практики: отсутствуют педагогические условия развития воображения младших школьников; недостаточная методическая подготовленность по проведению уроков изобразительной деятельности. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что младшие школьники имеют трудности и им необходима педагогическая помощь.

На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследований в области становления и развития воображения младших школьников, нами были разработаны уроки изобразительной деятельности по росписи дымковской игрушки

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

2. Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 697-700.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю.Венгер // Дошкольное воспитание. 2010. ‒ №11. ‒ стр. 3238.

4. Ветлугина Н. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. – 1965. – № 5. – С.6-10.

5. Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т., Т 4. ‒ М, 1984.‒ 432 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С.Выготский. –М.: Просвещение, 2005. – 93с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671 с.

8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2004. – 512 с.

9. Гостар, А. А. Формирование замещающей функции у дошкольников с задержкой психического развития с использованием конструирования / А. А. Гостар, Т. Ю. Очковская, С. А. Величко// Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 76-81.

10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 264 c.

11. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. – М.: ЛКИ, 2016. – 202 c.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 2013. – 368 с.

13. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.

14. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с.

15. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. – М.: Флинта, 2014. – 288 c.

16. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ Под редакцией Т.С.Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006-143с

17. Рыбаченко А. Б., Барба М. Ф., Харсекина Е. В. Теоретические основы воображения, его виды и функции // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 79-83.

18. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А.В. Усова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. – 23 с.

19. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие воображения в младшем школьном возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика