Курсовая работа
«Развитие воображения у детей младшего школьного возраста»
- 24 страниц
Введение….3
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения
у детей младшего школьного возраста….…5
1.1. Психологическая характеристика воображения….5
1.2. Особенности развития психики в младшем
школьном возрасте….8
1.3. Развитие воображения у детей младшего школьного
возраста….18
Заключение….22
Список литературы….24
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. В воображении наиболее ярко проявляются особенности психики человека.
Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.
Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Возможность создавать что-то новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в этом возрасте. Однако, если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, вместе с чем у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Наиболее успешно становление воображения у ребенка происходит в игре, а также на занятиях рисованием, музыкой, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с вымышленным.
В процессе учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста могут возникнуть проблемы, касающиеся воображения и внимания, способности регулировать образное представление через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку достаточно трудно. Таким образом, проблема развития воображения у детей младшего школьного возраста является достаточно актуальной.
Цель работы: проанализировать литературу по проблеме развития воображения в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс развития воображения в онтогенезе.
Предмет исследования: развитие воображения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Раскрыть психологическую природу воображения на основе анализа научной литературы;
2. Описать особенности развития психики в младшем школьном возрасте;
3. Проанализировать литературу, описывающую развитие воображения у младших школьников.
Метод исследования: анализ литературы.
Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение.
Воображение - это создание нового в форме образов представлений[18 c.56]. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение – очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения – фантазия, и она есть качество величайшей. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.
Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного. Воображение – это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует , чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности, во внешнем мире.[15 c.78]
Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново то, что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается не неё.
Значение функции воображения в психическом развитии детей велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
В ходе выполнения работы решены поставленные задачи:
Произведен анализ и конкретизация понятия «воображение» применительно к воображению младших школьников;
Исследован уровень воображения младших школьников.
Выполненный ретроспективный анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно участвует в регуляции познавательных процессов и состояний человека.
Воображение – это психическая деятельность создания существующих и не существующих образов и предметов, не воспринимающихся человеком в действительности, характеризующаяся способностью создавать образ действительности с целью адаптации в настоящей жизни и решения ситуационных проблем. В основном при определении термина «воображение» выделяют следующие родовые понятия:
- психическая деятельность;
- психический процесс;
- способность.
Воображение непосредственно связано с практической деятельностью людей и является неотъемлемой ее частью.
Развитие воображения имеет возрастные особенности. Психологические особенности детей младшего школьного возраста являются благоприятными для развития воображения. Поэтому такой возраст называют сенситивным для развития воображения.
Таким образом, развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, его моральных качеств, способностей. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными, так как на их основе строятся образы воображения. Рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способствуют его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, лепке, творческих играх.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: 3-е издание, стереотипное/Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 368 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов/Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
3. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие/А.Д. Алферов. – Ростов на/Д.: Феникс, 2000. – 384 с.
4. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. Том 1: Артур С. Ребер. – М.: Вече-АСТ, 2000. – 592 с.
5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хресто-матия/составители: В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2001. – 624 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. – М.: Феникс, 2005. – 93 с.
7. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста/О. М. Дьяченко, А. И. Кирилло-ва//Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 107–114.
8. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании/Л.С. Коршунова. – М.: Терра, 2000. – 115 с.
9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от ро-ждения до 17 лет. Учебное пособие. 4-е изд./И.Ю. Кулагина. – М.: Издательство Университета Российской академии образования, 2001. — 176 c.
10. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия/Н.С. Лейтес. – М.: Издательство «Московский психолого-социальный институт», 2008. – 478 с.
11. Малая советская энциклопедия. В 10 томах. Том 2. 3-е издание/Главный редактор Б.А. Введенский. – М.: Государственное научное издательство Большая научная энциклопедия, 1958. – 1270 с.
12. Малый энциклопедический словарь: в 4 томах. Том 1: Репринтное М18 воспроизведение издание Брокгауза-Ефрона. – М.: Терра, 2008. – 544 с.: ил.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Дет-ство. Отрочество : учебник для студентов. 4-е издание, стереотип-ное/В.С. Мухина. –– М.: Академия,2003. – 456 с.
14. Немов, Р.С. Психология. В трех книгах. 4-е издание. Книга 1. Общие основы психологии/Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
15. Немов, Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики /Р.С. Немов. – М.: Владос, 2005. – 631 с.
16. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы/Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2004. – 382 с.
17. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов/Составители: Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 176 с.
18. Психологическое развитие младших школьников /под редакцией Л.Ф. Обуховой. – М.: Педагогика, 2005. – 160 с.
19. Психология младшего школьника: учебное пособие для ву-зов/под редакцией Б.С. Волкова. – М.: Академический проект: АльмаМатер, 2005. – 208 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство "Питер", 2000. – 712 с.: ил.
21. Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка. В 2 т. Том 1. / А. А. Смирнов. – М.: Педагогика, 2003. –. 214 с.
22. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярноепо-собие для родителей и педагогов/Л.Ю. Субботина. — Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с.
Тема: | «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 750 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Дипломная работа:
Развитие навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломная работа:
Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Развитие вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий