Дипломная работа
«Языковая личность ребенка в русской литературе»
- 123 страниц
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Важность и актуальность исследования . . . . . . . . . . 4
Цель и задачи исследования . . . . . . . . . . . . . . 5
Объект исследования . . . . . . . . . . . . . . 5
Предмет исследования . . . . . . . . . . . . . . 5
Материал исследования . . . . . . . . . . . . . . 6
Теоретическая значимость исследования . . . . . . . . . . 6
Практическая значимость исследования . . . . . . . . . . 6
Научная новизна исследования . . . . . . . . . . . . 6
Обзор научной литературы . . . . . . . . . . . . . 7
Структура исследования . . . . . . . . . . . . . 8
Глава I. Языковая личность ребенка в художественном произведении . 9
1. Языковая личность . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Понятие о языковой личности . . . . . . . . . . . 9
1.2. Структура языковой личности . . . . . . . . . . . 12
1.2.1. Структурно-языковой уровень (лексикон, грамматикон) . . . 14
1.2.2. Лингво-когнитивный уровень (тезаурус) . . . . . . . . 16
1.2.3. Мотивационный уровень (прагматикон) . . . . . . . . 21
2.Языковая личность ребенка . . . . . . . . . . . . 28
2.1. Исследования детской речи . . . . . . . . . . . . 28
2.2. Структурно-языковой уровень языковой личности ребенка . . . 31
2.3.Лингво-когнитивный уровень языковой личности ребенка . . . . 34
2.4. Мотивационный уровень языковой личности ребенка . . . . . 38
3. Персонаж художественного произведения как языковая личность . . 44
3.1. Соотношение понятий "художественный образ" и "языковая личность" . 44
3.2. Особенности структуры языковой личности персонажа . . . . . 46
3.3. Речевая структура в организации языковой личности образа . . . 49
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . 55
Глава II. Языковая личность ребенка в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука» . . . . . . . . . . . . . 58
1. Очерк жизни и творчества С.Т.Аксакова . . . . . . . . . 58
1.1. История создания повести «Детские годы Багрова – внука» . . . 61
2. Особенности повествования в произведении С.Т.Аксакова . . . . 62
3. Структура языковой личности Сережи Багрова . . . . . . . 65
3.1. Структурно-языковой уровень . . . . . . . . . . . 65
3.2. Лингво-когнитивный уровень . . . . . . . . . . . 76
3.3. Мотивационный уровень . . . . . . . . . . . . 88
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . 99
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Важность и актуальность исследования
Внимание к речевому портрету языковой личности, к лексикону носителя языка представляется в современной науке чрезвычайно актуальным. Возникнув на пересечении лингвистики, психолингвистики и лингводидактики, теория языковой личности стала объектом рассмотрения многих исследовательских работ (Ю.Н.Караулов, А.А.Залевская, Г.И.Богин, А.М.Шахнарович и др.).
Человек овладевает речью, языковой способностью в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее. Родную речь ребенок перенимает от близких людей, от родителей, из окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью в общении, а позже – и самовыражении. Так формируется языковая личность – совокупность способностей и характеристик, обусловливающих создание и восприятие ребенком речевых произведений (текстов), отражающих особенности понимания им процессов и явлений окружающего мира.
Наше исследование посвящено анализу языковой личности ребенка в художественном произведении и выполнено на материале повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука», удивительном произведении “о детях и для детей”, книге о первом познании мира ребенком. В произведении находит отражение становление языковой личности ребенка в возрастной период от младенчества до девяти лет. Кроме того, творчество С.Т.Аксакова оказывается недостаточно изученным в лингвистическом плане, мало внимания уделено дискурсу автобиографического героя повести «Детские годы Багрова – внука» с точки зрения теории языковой личности.
Таким образом, актуальность исследования определяется важностью изучения проблемы языковой личности ребенка как персонажа художественного произведения и недостаточной изученностью лингвистического аспекта «Детских годов Багрова – внука».
Цель и задачи исследования
Целью исследования является анализ языковой личности ребенка – персонажа повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука». Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать разные подходы в изучении языковой личности, ее структуры и обоснование выбора модели языковой личности Ю.Н.Караулова в качестве основы исследования языковой личности персонажа.
2. Рассмотреть особенности повествования произведения С.Т.Аксакова, разграничить взрослую и детскую точки зрения на происходящее.
3. Проанализировать модель языковой личности Сережи Багрова:
а) описать структурно-языковой уровень ребенка на основе рассмотрения лексикона и грамматикона личности;
б) определить особенности лингво-когнитивного уровня путем восстановления индивидуальной языковой картины мира героя и выделения концептов;
в) выявить особенности мотивационного уровня на основе анализа системы прецедентных текстов и речевых интенций.
Объект исследования
Объектом исследования является языковая личность ребенка в художественном произведении. Наша работа представляет собой попытку описать структуру языковой личности ребенка, отражающую особенности детского мировосприятия.
Предмет исследования
Предметом исследования выступает трехуровневая модель языковой личности Сережи Багрова, главного героя повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука», особенности формирования его лексикона, тезауруса и прагматикона.
Материал исследования
Материалом для анализа послужил текст повести С.А.Аксакова «Детские годы Багрова – внука», на основе которого в структуре языковой личности ребенка были исследованы три уровня, выделены и охарактеризованы основные составляющие каждого из них. В связи с этим было выбрано классическое произведение русской литературы, позволяющее проследить формирование языковой личности ребенка от младенчества до девяти лет и показать особенности каждого уровня в структуре языковой личности.
Теоретическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы определяется обобщением достижений теории языковой личности и применением модели языковой личности, разработанной Ю.Н.Карауловым, к анализу конкретной языковой личности персонажа конкретного художественного произведения.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках, внеклассных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе при изучении языка художественных произведений и анализе образа персонажа, а также на занятиях, посвященных литературному краеведению.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении языковой личности ребенка как персонажа художественного произведения в соответствии с трехуровневой моделью языковой личности, при этом делается попытка подробного описания каждого уровня. Дан целостный анализ языковой личности Сережи Багрова, впервые при исследовании повести на мотивационном уровне выделены речевые интенции, характерные для речи ребенка.
Обзор научной литературы
При разработке данной проблемы была проанализирована соответствующая теоретическая литература.
Теория языковой личности нашла отражение в трудах лингвистов, психолингвистов, лингводидактов. Так, А.А.Леонтьев говорит о языковой личности как субъекте речевой деятельности [30]. Г.И.Богин предполагает анализ языковой личности в процессе обучения языку и речевого онтогенеза [9].
Впервые теория языковой личности применительно к тексту художественного произведения была рассмотрена в трудах В.В.Виноградова, который делал возможным анализ языковой личности автора и персонажа произведения [12]. Систематизировал и дополнил учение В.В.Виноградова Ю.Н.Караулов, который рассматривает возможность анализ языковой личности не только автора, персонажа художественного текста, но и реального человека, кроме того, заслугой Ю.Н.Караулова стала разработанная им трехуровневая модель языковой личности, включающая структурно-языковой, лингво-когнитивный и мотивационный уровни [23].
Языковая личность ребенка рассматривается в процессе онтогенеза, А.М.Шахнарович отмечает усвоение ребенком компонентов языка в ходе речевого общения [66], а А.Н.Гвоздев считал возможным через анализ детской речи установление закономерностей языка, перспектив его развития [15].
Проблема соотношения языковой личности и художественного образа также является многоплановой. М.Б.Храпченко определяет художественный образ как обобщение знаний о мире, художественное "Я" человека [63]. Структура речевого портрета языковой личности персонажа художественного произведения предполагает анализ дискурса героя, представленный формами внешней и внутренней речи (И.В.Артюшков [5]).
Повесть «Детские годы Багрова – внука» С.Т.Аксакова достаточно изучена в литературоведческом плане. Несмотря на слова С.И.Машинского, сказанные в 1968году, о том, что “наша историко-литературная наука прошла мимо наследия этого художника” [35, 240], в настоящее время существует множество монографий (Лобанов М.П. [32], Анненкова Е.А. [2] и др.) и сборников научных трудов («Аксаковский сборник», «Аксаковские чтения»), посвященных исследованию жизни и творчества С.Т.Аксакова.
Однако недостаточно изучен лингвистический аспект произведения. Среди собственно лингвистических исследований выделяются статьи Т.В.Ивановой [21], С.В.Калачевой [22], Л.А.Ореховой [40], рассматривающих особенности повествования «Детских годов Багрова – внука». В последние годы появились работы, посвященные анализу концептосферы языковой личности персонажа (В.В.Сальникова) и автора (Г.Ш.Кузьмина) в повести «Детские годы Багрова – внука».
В.В.Сальникова, анализируя языковую картину мира ребенка в повести, рассматривает в ней роль природного, психического, социального факторов [51]. Данная классификация включает анализ преимущественно лексики, составляющей образы языковой картины мира главного героя повести.
Г.Ш.Кузьмина разработала концептосферу С.Т.Аксакова как русской языковой личности, рассмотрела ее в соответствии с трехуровневой моделью Ю.Н.Караулова и сделала основной акцент на исследовании лингво-когнитивного уровня. В концептосфере С.Т.Аксакова Г.Ш.Кузьмина выделяет макрополя, которые, в свою очередь, распадаются на микрополя [28]. Данная классификация является более подробной и систематизированной, хотя и отражает картину мира не персонажа-ребенка, а взрослого автора.
Исследования подобного рода были необходимы нам для анализа языковой личности Сережи Багрова. Этим обусловливается, с одной стороны, сложность исследования, а с другой стороны, его важность, актуальность.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1. Языковая личность
1.1. Понятие о языковой личности
Что следует понимать под языковой личностью? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть само понятие “личность”.
Личность является объектом исследования многих наук, в центре изучения которых находится человек. Так, в общественных науках личность рассматривается как “система индивидуальных качеств человека, приобретаемых им в процессе деятельности” [41, 289]. В философских концепциях личность понимается как “ценность, ради и благодаря которой происходит развитие общества” [60, 134]. В психологии личность трактуется как “духовно-телесное единство, определяющее начало которого должно опираться на концепцию духовности, систему ценностей, раскрывающих её” [10, 138]. Таким образом, личность раскрывается через отношение к действительности, а также через язык, и в этом случае объектом исследования становится языковая личность, а на первый план выдвигаются её интеллектуальные характеристики.
Анализ и описание языковой личности затрагивает все аспекты изучения языка и нередко стирает границы между дисциплинами, потому что нельзя изучать человека вне его языка, так же как нельзя познать язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю – к конкретной языковой личности.
Потребность в понятии и термине “языковая личность” появилась в 80-е годы ХХ века. Приоритет в разработке проблемы языковой личности принадлежит русской лингвистике, хотя идея рассмотрения существования и функционирования языка в связи с его носителем – человеком всегда была присуща языкознанию. Исторические предпосылки появления соответствующей теории можно проследить в трудах Вильгельма фон Гумбольдта, трактовавшего язык как “орган внутреннего бытия человека” и как “выразитель духа и характера народа, нации” [70, 111]. Отсюда вытекает обобщенное понимание языковой личности, во-первых, как представителя homo sapiens, умеющего соединять мысль со звуком и использовать результаты этой деятельности для общения, и, во-вторых, как национальной языковой личности, то есть носителя языка – совокупного представителя своего народа.
В отечественной лингвистике существует три основных подхода к изучению языковой личности: 1) психолингвистический, 2) лингводидактический. 3) собственно лингвистический.
Основу психолингвистического подхода к изучению языковой личности заложил И.А.Бодуэн де Куртенэ. Он рассматривал языковую личность как “вместилище социально – языковых форм и норм коллектива” [70, 56] и считал, что “человеческий язык, человеческая речь существуют только в мозгу, только в “душе” человека, а остальная жизнь языка заключается в ассоциации представлений в самых разных направлениях” [70, 60]. Современная психолингвистика, представленная работами А.А.Леонтьева, А.А.Залевской и др., двигаясь по этому направлению, сосредоточилась на изучении речевой деятельности, механизмах порождения и восприятия речи. Поэтому обращение к самой языковой личности при данном подходе возникает лишь тогда, когда рассматривается взаимосвязь языка и мышления или языковой онтогенез, а под языковой личностью понимается “субъект речевой деятельности, словесно выражающий, материализующий мысль” [30, 104].
Лингводидактический аспект в разработке понятия “языковая личность” представлен в работе Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка», где впервые говорится о единстве изучения родного языка и личности ученика [12, 76]. Современная лингводидактика значительно продвинулась в понимании содержания языковой личности. Ведущее место в разработке данной теории занимают труды Г.И.Богина, который под языковой личностью понимает “многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, которые классифицируются по видам речевой деятельности и уровням языка” [9, 29]. Кроме того, Г.И.Богин объединил такие разнородные феномены, как носитель языка, говорящий, языковое сознание, менталитет, картина мира, ассоциативное поле; разработал методику создания портретов языковых личностей определенных референтных групп; осуществил классификацию языковых личностей, системы и структуры прецедентных текстов.
Основоположником собственно лингвистического подхода является В.В.Виноградов. В 1930 году в книге «О художественной прозе» им впервые был употреблен термин “языковая личность” [12, 12]. В качестве языковой личности ученый рассматривал “любого носителя языка, индивидуальную речевую структуру”, а способ ее изучения и описания предполагал воссоздание структуры языковой личности на основе “производимых и воспринимаемых ею текстов” [12, 34]. Однако при изучении данной проблемы В.В.Виноградов обращался преимущественно к языку художественной литературы, и поэтому рассматривал как языковую личность только “язык писателя” (образ автора) и “речевой портрет персонажа” [12, 30].
В настоящее время теория языковой личности активно разрабатывается в трудах Ю.Н.Караулова [23, 4]. Ученый считает, что в самом термине содержится идея получения (на основе анализа языка текстов) обобщенного знания о личности:
а) как индивидууме и авторе этих текстов, с его характером, интересами, социальными и психологическими предпочтениями и установками;
б) как типовом представителе данной языковой общности и более узкого, входящего в нее речевого коллектива, как усредненном носителе данного языка;
в) как представителе человеческого рода, неотъемлемым свойством которого является использование знаковых систем и естественного языка.
Язык в этом случае предстает и как система, и как текст, и как способность говорения его носителей, а под языковой личностью понимается “личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств” [23, 139].
Так, Ю.Н.Караулов делает возможным наряду с образом автора и персонажем художественного произведения рассматривать как языковую личность реального “человека с улицы” [23, 76].
Опыты реконструкции языковой личности содержатся также в работах В.В.Виноградова (о языке Гоголя и Достоевского), Ю.Н.Караулова (о дискурсе персонажа романа А.Приставкина «Городок»), в книге под ред. Д.Н.Шмелева «Язык и личность» (описание языковой личности А.А.Реформатского) и др. К воссозданию языковой личности имеют непосредственное отношение словари языка писателей, а также ассоциативные и диалектные словари, раскрывающие “приемы языковой рефлексии усредненного носителя языка (диалекта)” [49, 672].
Таким образом, языковая личность – это любой носитель языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в них системных средств данного языка для отражения картины мира личности и для достижения определенных целей в этом мире.
1.2. Структура языковой личности
В современной лингвистической науке наиболее разработаны модели языковой личности Г.И.Богина и Ю.Н.Караулова.
Модель языковой личности, представленная Г.И.Богиным, является лингводидактической, так как предполагает рассмотрение структуры языковой личности в процессе обучения языку, речевого онтогенеза [9, 15]. В соответствии с таким пониманием в структуре языковой личности выделяются три уровня:
1) уровень языковой структуры (фонетика, лексика, грамматика);
2) уровень владения языком, включающий пять подуровней: а) уровень правильности, предполагающий знание закономерностей языка и позволяющий строить тексты в соответствии с этими правилами; б) уровень насыщенности, выделяемый с точки зрения использования средств языковой выразительности; в) уровень адекватного выбора, оцениваемый с точки зрения соответствия используемых языковых средств сфере, ситуации общения; г) уровень “адекватного синтеза, учитывающий соответствие текста комплексу содержательных и коммуникативных задач”; д) уровень интериоризации, включающий умение реализовать и воспринимать высказывание в соответствии с внутренним планом речевого поступка;
3) уровень, включающий виды речевой деятельности (говорение, письмо, слушание, чтение) [9, 12].
Однако, хотя лингводидактическая модель характеризуется системностью и диагностической силой, она отражает структуру языковой личности рядового носителя языка и оказывается трудно применимой к выявлению структуры языковой личности персонажа художественного произведения.
Более универсальной является модель языковой личности, разработанная Ю.Н.Карауловым, поскольку в ней учитываются психологический, лингводидактический и другие аспекты изучения данной проблемы. В соответствии с этой моделью выделяются три уровня языковой личности:
1) структурно-языковой, отражающий степень владения и способы использования обыденного языка (лексикон, в том числе грамматикон);
2) лингво-когнитивный, который отражает языковую картину мира личности (тезаурус);
3) мотивационный, включающий цели, мотивы, интересы и установки личности (прагматикон).
Каждый уровень языковой личности в свою очередь складывается из трех элементов: 1) единиц соответствующего уровня, 2) отношений между ними, 3) стереотипов [23, 12].
Более подробно названные компоненты будут рассмотрены далее при анализе каждого уровня.
Итак, в данной работе за основу взята модель языковой личности Ю.Н.Караулова, так как она позволяет рассматривать структуру языковой личности реального носителя языка, образа автора и персонажа художественного произведения.
1.2.1. Структурно-языковой уровень
Трактовка данного уровня Ю.Н.Карауловым содержит некоторые противоречия: по его мнению, этот “унифицированный для всех носителей языка” уровень существует как данность, которую “любые индивидуально творческие потенции не в состоянии изменить” [23, 23]. На этом уровне можно обнаружить только говорящего, но не языковую личность: она начинается лишь с лингво-когнитивного уровня. В то же время Ю.Н.Караулов включает в лексикон на правах подуровня грамматикон. Лексикон – это словарный запас, характерный для определенной языковой личности, а грамматикон – система грамматических средств, находящихся в ее распоряжении.
Таким образом, данный уровень отражает степень владения и способы манипуляции обыденным языком (лексикон, в том числе грамматикон). К единицам уровня относятся морфемы, словоформы, слова, словосочетания. Отношения между ними охватывают все разнообразие грамматико-парадигматических и семантико-синтаксических связей. Стереотипами становятся наиболее ходовые, стандартные словосочетания, простые формульные предложения и фразы, которые выступают как своеобразные штампы и клише. Они осознаются говорящими как готовые, устойчивые, регулярно и преимущественно автоматически употребляемые словесные формулы. В художественных произведениях штампы и клише используются в целях стилизации, в том числе для речевой характеристики персонажей.
На структурно-языковом уровне грамматикон и лексикон личности устанавливаются двумя путями: 1) на основе ассоциативного эксперимента, 2) на основе дискурса личности.
Первый путь предполагает наблюдения над особенностями подобранных ассоциаций к заданным словам – стимулам и выстраивание индивидуальной ассоциативно-семантической сети.
Второй путь позволяет восстанавливать лексикон и грамматикон личности на основе анализа дискурса. Под дискурсом понимается “речь, рассматриваемая как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания, а также вся совокупность порожденных личностью текстов” [70, 78]. При анализе языковой личности персонажа этот путь оказывается наиболее приемлемым, поскольку он с большей степенью точности восстанавливает словарный состав и систему грамматических средств, используемых личностью. Однако вполне возможно дополнение анализа дискурса приемами построения ассоциативно-семантической сети непосредственно из текста произведения.
На данном уровне уместно деление лексикона на относительно постоянную часть и часть, подверженную изменениям. К непостоянной части относится комплекс структурных черт общенационального – общерусского – языкового типа, не сохраненный в исторических преобразованиях в фонологии, лексике, семантике, морфологии, синтаксисе, стилистике. Его можно выделить, не учитывая хорошо изученные исторической грамматикой и исторической лексикологией изменения в языке. Постоянной частью будут структурные черты общерусского языкового типа, сохраненные на протяжении достаточно длительного времени, присущие всем носителям русского языка, единые для всей территории его бытования. Это обеспечивает возможность взаимопонимания носителей разных диалектов, а также текстов, “отстающих от времени ее жизни и функционирования на значительную глубину” [23, 58].
Итак, структурно-языковой уровень предполагает вычленение и анализ лексикона и грамматикона личности, которые устанавливаются дополняющими друг друга способами: ассоциативным экспериментом и анализом дискурса личности.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие общие выводы.
Языковая личность – это любой носитель языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в них совокупности средств данного языка для отражения картины мира личности. В структуре языковой личности вообще и языковой личности ребенка в частности выделяются структурно-языковой, лингво-когнитивный, мотивационный уровни, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
В произведении С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука» показано развитие личности Сережи Багрова на протяжении почти десяти лет, на наших глазах Сережа проходит путь нравственного становления, что позволяет проследить формирование языковой личности, всех ее уровней, от младенчества до девяти лет.
Структурно-языковом уровень языковой личности Сережи Багрова составляют лексика и грамматика, которые отражают общение ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности через степень владения и способы использования обыденного языка.
Лингво-когнитивный уровень языковой личности Сережи характеризуют группы концептов и компоненты “промежуточного языка”, которые наиболее ярко раскрывают особенности формирования личности героя и отражают его картину мира.
Мотивационный уровень языковой личности мальчика связан с речевыми интенциями и прецедентными текстами, которые вводятся в речь персонажа различными способами и отражают систему целей, мотивов, определяющих поведение, развитие личности ребенка, управляющих его текстопроизводством.
Важную роль в становлении мировосприятия ребенка сыграли природа, дорога, книги и, конечно, родительская любовь и забота. С.Т.Аксаков открыл нам сокровенные тайны детского мира, показал психологию ребенка, преломляя каждое событие через восприятие и ощущения Сережи, которые нашли свое отражение в его речи. По мере развития ребенка она все более совершенствуется, а потому происходит непрерывное обогащение словарного запаса, приобретаются новые знания о процессах и явлениях, происходящих вокруг, усложняется система коммуникативно-деятельностных потребностей, складывается нравственные ценности, определяющие поведение маленького героя.
Анализ языковой личности героя повести «Детские годы Багрова – внука» показывает, что перед нами ребенок, который стремится к общению с окружающим миром, его познанию, при этом картина мира, переданная через восприятие мальчика, оказывается достаточно емкой по содержания и глубокой по своему смыслу.
1. Азнабаева Л.Ш. Детская тема в творчестве С.Т.Аксакова // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2001. – Ч.1. – С.5-8.
2. Анненкова Е.А. Аксаковы. – СПб, 1998.
3. Арапова О.А. Концепт “дружба” в языковом сознании С.Т.Аксакова // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2001. – Ч.1. – С. 9-14.
4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова. – М., 1967.
5. Артюшков И.В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (на материале романов Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого) – М., 2003.
6. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. – М., 1993.
7. Аюпова Л.Л. Статус башкирских регионализмов в художественных произведениях С.Т.Аксакова // С.Т.Аксаков и славянская культура: Тез. докл. юбилейной конф. 27-30 сент. 1991 г. – Уфа, 1991. – С.133-134.
8. Белая А.С. О лингвокульторологической информативности бытовой лексики в произведениях С.Т.Аксакова и Н.В.Гоголя // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2003. – Ч.2. – С.3-6.
9. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. – М., 1984.
10. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Винченко. – М., 2003.
11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М., 1997.
12. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
13. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. и препод. – М., 1995.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2004.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
16. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1976.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978-1980. – Т. 1–4.
18. Евграфова Т.П. Мир Сережи Багрова: урок литературы в 6-м классе // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2001. – Ч.1. – С. 42-48.
19. Еговцева В.В. С.Т.Аксаков и русские писатели Башкортостана: гражданская эстафета // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2001. – Ч.1. – С. 48-49.
20. Жинкин Н.И. Избранные труды: Язык – речь – творчество: исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. – М., 1998.
21. Иванова Т.В. Образ автора-рассказчика в повести «Детские годы Багрова – внука» С.Т.Аксакова // С.Т.Аксаков и славянская культура: Тез. докл. юбилейной конф. 27-30 сент. 1991г. – Уфа, 1991. – С. 30-32.
22. Калачева С.В. Функция образа – рассказчика в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова – внука» // С.Т.Аксаков и славянская культура: Тез. докл. юбилейной конф. 27-30 сент. 1991г. – Уфа, 1991. – С.1-2.
23. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.
24. Карипова О.В. Аксаковская неделя в школе: из опыта работы с учащимися 5-11 классов // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2003. – Ч.2. – С.42-44.
25. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 1998.
26. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М., 1991.
27. Кузьмина Г.Ш. “И образ мира, в слове явленный…”: Лингвокультурологический словарь-комментарий к произведениям С.Т.Аксакова / Под ред. Л.Г.Саяховой. – Уфа, 2004.
28. Кузьмина Г.Ш. Синергетика концептосферы С.Т.Аксакова как русской языковой личности в дилогии «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова – внука»: АКД. – Уфа, 2005.
29. Лазарчук Р.М. «Детские годы Багрова – внука» С.Т.Аксакова: Проблема повествования // С.Т.Аксаков и славянская культура: Тез. докл. юбилейной конф. 27-30 сент. 1991 г. – Уфа, 1991. – С.5-7.
30. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. – М., 1987.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004.
32. Лобанов М.П. С.Т.Аксаков – М., 1987.
33. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
34. Махмутова А.С. Тюркизмы в творчестве С.Т.Аксакова: (На материале произведений «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова – внука») // С.Т.Аксаков и славянская культура: Тез. докл. юбилейной конф. 27-30 сент. 1991 г. – Уфа, 1991. – С.135-136.
35. Машинский С.И. С.Т.Аксаков. Жизнь и творчество. – М., 1973.
36. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.,1981.
37. Немов Р.С. Общая психология. Возрастная психология: (Психология развития). – М., 1998.
38. Николина Н.А. «Детские годы Багрова – внука» С.Т.Аксакова: поэтика жанра // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2003. – Ч.2. – С.48-51.
39. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. – М., 2004.
40. Орехова Л.А. Герой и автор-повествователь в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука» // С.Т.Аксаков и славянская культура: Тез. докл. юбилейной конф. 27-30 сент. 1991 г. – Уфа, 1991. – С. 7-10.
41. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1999.
43. Подгурская Э.Б. Путешествие как духовный путь: (По книге С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука») // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2001. – Ч.1. – С. 81-84
44. Почепцов Г.Г. Семиотика. – М. – Киев, 2002.
45. Прокшин В.Г. Жизнь, рассказывающая о себе: [О кн. С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука»] // С.Т.Аксаков и славянская культура: Тез. докл. юбилейной конф. 27-30 сент. 1991 г. – Уфа, 1991. – С. 16-17.
46. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.
47. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М.,1988.
48. Русские писатели, XIX век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч.1. А – Л / Под ред. П.А.Николаева. – М., 1996.
49. Русский язык: Учеб. для студ. высш пед. учеб. заведений / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М., 2001.
50. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – М., 1998.
51. Сальникова В.В. Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребенка (на материале книги С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука»): АКД. – Уфа, 2006.
52. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2–х ч. – Ч. 2.: Морфология. Синтаксис / Под. ред. Е.И.Дибровой. – М., 2001.
53. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. – М., 2001.
54. Сулейманова А.К. Языковая личность как объект исследования // Русский язык в поликультурной среде: лингводидактические и социокультурные проблемы высшего образования / Редкол. Н.Г.Вильданова и др. – Уфа, 2007.
55.
56. Торопцев И.С. Язык и речь. – Воронеж, 1985.
57. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. – М., 2001.
58. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.
59. Файзуллина Э.Ш. Семья Аксаковых как явление русской дворянской культуры // Аксаковский сборник / Ред.-сост. Г.О.Иванова. – Уфа, 1998. – Вып.2. – С.96-111.
60. Федосеева Р.П. Формирование языковой личности в условиях модернизации российского образования // Русский язык в поликультурной среде: лингводидактические и социокультурные проблемы высшего образования / Редкол. Н.Г.Вильданова и др. – Уфа, 2007.
61. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – М., 2001.
Хабирова С.Р. “Религиозное лицо” С.Т.Аксакова // Аксаковский сборник / Гл. ред. М.А.Чванов; Отв. ред. Г.О.Иванова. – Уфа, 2001. – Вып.3. – С. 58-60.
62. Хайруллина Р.Х. Лингвистика межкультурных коммуникаций: курс лекций. – Уфа, 2005.
63. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. – М., 1982.
64. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 1997.
65. Шаулов С.С. Идея воскрешения в произведениях С.Т.Аксакова: (“Нравственное творчество смерти”) // Аксаковский сборник. / Ред.-сост. Г.О.Иванова. – Уфа, 1998. – Вып.2. – С.51-61.
66. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М., 1990.
67. Ягафарова Г.А. О языковых средствах выражения концепта совести в произведении С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука» // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Матер. междунар. практич. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н.Дорожкина. – Уфа, 2001. – Ч.1. – С. 124-127.
68. Язык и личность / Под ред. Д.Н.Шмелева. – М., 1989.
69. Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика. Лексикография / Под ред. В.В.Воробьева, Л.Г.Саяховой. – Уфа, 2001.
70. Языкознание. БЭС / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М., 1998.
Есть приложения.
Тема: | «Языковая личность ребенка в русской литературе» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 123 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Становление коммуникативно грамотной языковой личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения
Дипломная работа:
Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Мифологический подтекст в малой прозе В. Астафьева: литературоведческий и методический аспекты изучения
Курсовая работа:
Тема проституции в романе «преступление и наказание» ф.м. достоевского
Дипломная работа:
Языковые и художественные средства создания образа ребенка в художественной литературе