Дипломная работа
«Организационное обеспечение деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений в РФ»
- 74 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРНЫХ И ПОЛУЧСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ
1.1 История развития социальных учреждений в РФ
1.2 Понятие стационарных и полустационарных социальных учреждений
1.3 Сравнительная характеристика стационарных и полустационарных социальных учреждений
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРНЫХ И ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ "БЕРЕЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
2.1 Общая характеристика БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
2.2 Анализ проблем в обеспечении деятельности БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
2.3 Предложения по совершенствованию обеспечения деятельности БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Предмет Договора
II. Взаимодействие Сторон
III. Стоимость Услуг, сроки и порядок их оплаты
IV. Порядок разрешения спора и ответственность Сторон
V. Внесения изменений и расторжение Договора
VI. Срок действия Договора
VII. Заключительные положения
VIII. Адреса, и реквизиты и подписи Сторон
Актуальность исследования. В мире и современном российской обществе наблюдается устойчивая тенденция роста численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, что усиливает их роль в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий улучшения благосостояния. А в настоящее время, в период боевых действий, связанных со Специальной военной операцией, тема реабилитации инвалидов стоит особенно остро. В этой связи приоритетной целью государственной социальной политики является повышение уровня и качества жизни граждан, повышение степени удовлетворённости качеством оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания.
Ведущую роль в обеспечении системы социального обслуживания играют стационарные и полустационарные учреждения, предоставляющие социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
Проблема исследования. Представленные данные актуализируют проблему организации жизнедеятельности, социального обслуживания, социального обеспечения граждан. В связи с этим необходимо переосмыслить систему организационного обеспечения стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан в контексте современных социально-экономических условий.
Степень изученности. Данная проблема исследовалась как в зарубежных, так и в российских исследованиях. Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды российских ученых в области социологии, социальной работы, посвященные предоставлению социальных услуг. Среди них можно отметить следующих ученых: Е.И. Холостову, Н.Ф. Басова, П.В. Романова, Е.Р. Ярскую - Смирнову, П.Д. Павленка, И.Г. Зайнышеву, Л.В. Топчего Р.И. Ерусланову, Т.И. Волостнову, И.Н. Галасюк.
Несмотря на большое количество научных и исследовательских работ, недостаточно изученными остаются вопросы организационного обеспечения деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений в РФ
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в области организационного обеспечения деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений в РФ.
Предмет исследования - это основы правового регулирования, принципы и способы организационного обеспечения деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений на примере БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения".
Целью данной дипломной работы является комплексное исследование организационного обеспечения деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений в РФ, выявление наиболее остро стоящих проблем и пути их решения на примере БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения".
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить историю развития социальных учреждений в РФ
2. Определить понятие стационарных и полустационарных социальных учреждений
3. Привести сравнительную характеристику стационарных и полустационарных социальных учреждений
4 Проанализировать деятельность БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
5 Выявить проблемы в обеспечении деятельности БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения"
6 Сформулировать предложения по совершенствованию обеспечения деятельности БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения".
Методы исследования – общенаучные методы, комплексный и исторический подходы, анализ нормативно правовой базы, исследование статистических данных, выборочный опрос граждан пожилого возраста на дому способом интервьюирования.
Практическая значимость данной дипломной работы подразумевает выявление и анализ, наиболее остро стоящих проблем выбранной темы. Оценка направлений деятельности не только со стороны государства, но и структуры взаимодействия органов социального обеспечения непосредственно с потребителем данных услуг. А также наиболее перспективные пути решения этих проблем
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе дается общая характеристика органов социального обеспечения в Российской Федерации. Рассматривается история и современное состояние стационарных и полустационарных социальных учреждений в России. Их правовая основа, виды и функции
Вторая глава посвящена истории развития, общей характеристике и анализу деятельности БУ ХМАО-Югры «Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения». Рассмотрена и проанализирована его законодательная база, правовое регулирование. А также, выявлены наиболее острые проблемы, стоящие перед руководителями и специалистами.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Приведены результаты исследования данной дипломной работы. Дается общая характеристика базы исследования и рекомендации по совершенствованию деятельности социальных учреждений и организации работы, для решения обозначенных проблем
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРНЫХ И ПОЛУЧСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ
1.1 История развития социальных учреждений в РФ
Исторически в России происходит формирование своего специфического механизма поддержки населения, определяющегося разнообразными факторами: экономическим развитием отдельных регионов и страны в целом; переходом от одного к другому типу общественного устройства; усилением социальной дифференциации .
Характерным для нашей истории является довольно причудливое переплетение традиций:
- при общинном самоуправлении - крайние формы крепостничества;
- при самодержавном правлении - извечная тяга к воле;
- при последовательной централизации - существование беглой и казачьей вольницы;
- при религиозности – свободомыслие.
Долгое время в народном сознании широко была распространена иллюзорная идея о действенности защиты интересов народа в действиях личностей, мыслящих критически и благородных разбойников, готовых к борьбе с тиранами тираническими методами (Бакулин, Перовская, Лавров, Желябов и другие народники).
С другой же стороны, достаточно длительной и сильной была традиция упования на вмешательство доброго барина, царя-батюшки, а также на благотворительность и милосердие. Западничество, славянофильство, народничество и коммунизм – эти социальные идеи, зародившиеся в 19 веке, во многом определили судьбу нашего государства в 20 веке. Этими проблемам в отечественной науке занимались Ленин В., Плеханов Г., Бердяев Н., Сорокин П. и другие . Социальная работа берет свое начало из благотворительности, которая существовала на всех этапах развития нашего общества. Историки подтверждают, что добродетельное отношение к ближним присутствовало еще у племен восточных славян. Соловьев С. М. отмечает, что в отличие от воинственных литовцев и германцев, которые избавлялись от слабых и «лишних» сородичей и истребляли пленных, наши предки были более милостивыми к малым и старым соотечественникам, а также к пленным, которым через определенное время разрешалось или остаться, или вернуться в родные края. Восточнославянские племена любили и привечали странников, а также отличались гостеприимством и радушием.
В 10 веке образовался институт нищелюбия, отождествляемый с человеколюбием, главной принципом которого стала христианская заповедь о любви к ближним. Согласно Церковному уставу 996 года, на помощь нищим, содержание и строительство больниц, монастырей и церквей была определена «десятина» .
В 1551 году при царе Иоанне Грозном в Постановлении Стоглавого Собора было закреплено, что попечение о бедных – это дело общества. В этот период возникла потребность в выделении нуждающимся «адресной» помощи, что сегодня является одним из главных принципов социального обеспечения. Например, престарелые и прокаженные устраивались в богадельни, а здоровые должны были питаться по дворам. Именно в это время благотворительность в России начала переходить из общественного феномена в объект государственного призрения . При Петре Первом общественное призрение уже превратилось в некую систему. Он считал необходимым разделять нуждающихся людей по причинам их нужды, определяя необходимую помощь исходя из этой нужды.
Также он указывал, что предупреждение нищеты является лучшим способом борьбы с ней. Им были созданы органы призрения и предприняты меры по регулированию частной благотворительности.
В начале 18 века Петр 1 расширил закрытое призрение для новых слоев населения: зазорных (незаконнорожденных) детей, увечных и раненых офицеров, солдат, урядников, матросов, а также для душевнобольных. Были созданы новые типы учреждений – поселки для пленных, инвалидные дома и пр. Развивались и формы так называемого «открытого призрения»: обеспечение промыслами и землей, кормовые деньги, пенсии. Главным начинанием реформатора стало ограничение роли церкви в устройстве призрения и социальной политике, а также передача заботы о немощных и бедных в ведение государственных структур . При Екатерине 2 (середина 18 века) начали складываться условия для полной реорганизации существовавшей социальной благотворительности.
Были созданы специализированные учреждения для образования и воспитания детей. В Петербурге и Москве открывались воспитательные дома для незаконнорожденных и покинутых детей, госпитали для бедных рожениц (включающие анонимное отделение, в котором можно было рожать в масках), были созданы вдовьи и ссудные кассы. Екатериной было издано несколько указов, которые облегчили участь каторжников и арестантов.
Ею же была отменена смертная казнь.
Губернской реформой 1775 года были введены учреждения, являющиеся абсолютно новыми для России: дворянские опеки, сиротские ссуды, губернские приказы по общественному призрению . В середине 19 века земской (1864 год) и городской (1880 год) реформой основная тяжесть социальной помощи была возложена на земское и городское общественное самоуправление.
На рубеже 19-20 вв. все более четко начала проявляться необходимость систематического изучения разных форм помощи нуждающимся гражданам. Так, в 1909 году был создан Союз учреждений, деятелей и обществ по частному и общественному призрению. Главной задачей этого Союза было объединение всех существующих организаций частного и общественного призрения на местах и по всей стране в целях разработки примерных уставов, предоставления методической помощи и пр .
В различных секциях 1 съезда Союза рассматривались разные вопросы: на кого именно должна возлагаться обязанность по призрению нуждающихся; кого нужно призревать; каковы основные источники покрытия затрат; каким образом должна упорядочиваться деятельность благотворительных частных организаций; кто, и каким образом должен осуществлять обучение детей в детских приютах и пр . В 1917-1918 годах в России было принято «Постановление об упразднении благотворительных учреждений и обществ помощи инвалидам и о передаче их дел и денежных сумм исполнительному комитету увечных воинов». Новым правительством основной акцент делался на государственной помощи в форме социального страхования и обеспечения.
В качестве профессиональной деятельности социальная работа в России начала складываться в начале 1990-х годов. Создание нового вида деятельности и организация сети учреждений были обусловлены такими факторами :
1) экономический кризис и ряд социальных проблем, возникших в обществе в связи с распадом единого геополитического, экономического и социального пространства;
2) возникновение в обществе тенденций, ранее не характерных для него: распад института семьи и брака, снижение уровня рождаемости, обострение криминогенной обстановки, профессиональное нищенство, вынужденная миграция, высокий уровень безработицы.
В связи с этими стихийными процессами на первый план вышла задача, заключающаяся в поддержке и защите наиболее уязвимых категорий населения. К числу таких приоритетных групп населения относятся: семьи с детьми, дети, малоимущие, инвалиды, престарелые, уволенные в запас военнослужащие, беженцы.
Началом развития современной системы социальной защиты стало формирование в 1990 году Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Министров СССР. Затем, в 1991 году было принято несколько правительственных документов, оформивших нормативную и правовую базу социальной помощи в РФ. Постановление, выданное Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам от 23.04.91 года и Постановление Совмина от 31.05.91 года «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» на законодательном уровне ввели новую профессию – «специалист по социальной работе», определив сферу ее применения . Появились новые группы понятий, которые отражают наличие различных видов и форм реципрокного поведения: социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная помощь. Они сгруппированы вокруг такой базовой категории, как «социальная защита». Совокупность данных понятий напрямую связана с дефиницией «помощь»: экстремальная помощь, материальная помощь, гуманитарная помощь и пр . Отметим, что до 1980-х годов в нашей стране существовали отдельные направления и формы социальной работы, например:
- медико-социальная помощь;
- патронажные службы;
- муниципальная педагогика;
- службы соцобеспечения;
- функционировали различные ассоциации и общественные организации (профсоюзы, Общество Красного Креста, ВОГ, ВОС, ВОИ и пр.).
Активно развивалась структурная социальная работа. Она заключалась в оптимизации работы социальных учреждений, обеспечивала социальную поддержку и защиту разным категориям нуждающихся граждан. Кроме того, структурная социальная работа повышала эффективность социальной политики государства в целом. При этом, не существовало целостной многоуровневой системы социальной работы.
Сегодня мы можем наблюдать, как формируется отечественная научная парадигма социальной работы, оформляющаяся под воздействием иностранных концепций и основывающаяся на отечественном историческом опыте защиты и помощи нуждающимся .
Исходя из этого, можно сделать вывод, что история развития социальных учреждений в РФ претерпевает множество трудностей и противоречий, но в целом находится на высоком уровне и, бесспорно, предопределяет пути дальнейшего развития на благо всех категорий нуждающихся граждан российского общества.
Целью данной дипломной работы являлось комплексное исследование организационного обеспечения деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений в РФ, выявление наиболее остро стоящих проблем и пути их решения на примере БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения".
Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил сделать ряд выводов:
История развития социальных учреждений в РФ претерпевает множество трудностей и противоречий, но в целом находится на высоком уровне и, бесспорно, предопределяет пути дальнейшего развития на благо всех категорий нуждающихся граждан российского общества.
В настоящее время действуют учреждения социальной помощи различных видов. В рамках данного исследования, нами изучены стационарные и полустационарные учреждения.
Стационарные социальные учреждения - это учреждения, в которых обеспечивается полный пансион и круглосуточное проживание людей, нуждающихся в социальной защите (дома-интернаты для пожилых, детские дома и другие аналогичные учреждения). Полустационарные социальные учреждения - это учреждения, в которых обеспечивается определенный режим надзора и ухода за человеком без полного проживания в учреждении (приюты для бездомных, дневные центры для детей и взрослых, реабилитационные центры и т.д.).
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения».
практическая деятельность БУ ХМАО-Югры "Березовский районный КЦСОН" охватывает множество видов социальных услуг, которые призваны помочь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Сотрудники БРКЦСОН работают индивидуально с каждым клиентом, учитывая индивидуальные потребности и проблемы, чтобы обеспечить наиболее эффективную поддержку.
БУ ХМАО-Югры "Березовский районный КЦСОН" оказывает социально-психологическую помощь людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Это включает в себя широкий диапазон услуг, связанных с повышением своей самооценки, укреплением межличностных связей и улучшением качества жизни.
Комплексное исследование организационного обеспечения деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений на примере БУ ХМАО-Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения" проводилось с целью выявить наиболее остро стоящие проблемы и найти пути их решения.
Исследование показало, что одной из основных проблем является недостаточное количество квалифицированных сотрудников. Вместе с тем, наблюдается высокая текучесть кадров, что сказывается на качестве оказываемых услуг.
Второй проблемой является неравномерное распределение между стационарными и полустационарными учреждениями. В Березовском районе преобладает небольшое количество стационарных учреждений, которые не могут обеспечить потребности жителей района, особенно пожилых и инвалидов.
Третья проблема связана с недостаточным финансированием и отсутствием прозрачной системы распределения бюджетных средств. Из-за этого учреждения часто вынуждены экономить на качестве оказания услуг и не могут полностью удовлетворить потребности населения.
В качестве путей решения этих проблем были предложены следующие меры:
- Организация высокоэффективной системы подбора и обучения персонала;
- Увеличение количества стационарных учреждений и улучшение качества оказываемых в них услуг;
- Оптимизация бюджетных расходов и введение прозрачной системы распределения средств.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно заключить, что организационное обеспечение деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений нуждается в оптимизации и улучшении, что потребует внедрения соответствующих мер, направленных на устранение проблем и создание условий для более эффективного оказания социальных услуг населению.
Таким образом, можно констатировать достижение цели выпускной квалификационной работы.
1. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция от 28.12.2022 (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2023).
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - "Российская газета", N 234, 02.12.1995.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 30.04.2022) "О государственной социальной помощи". - "Российская газета", N 142, 23.07.1999.
4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) - "Российская газета", N 84, 06.05.1996.
5. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 г. № 1119 "Об утверждении Правил предоставления социальных услуг в организациях социального обслуживания".
+ еще 37 источников
Тема: | «Организационное обеспечение деятельности стационарных и полустационарных социальных учреждений в РФ» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Характеристика деятельности БУ ХМАО-Югры Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения
Курсовая работа:
Социальное обслуживание в условиях рыночных отношений
Отчет по практике:
Организация работы и обеспечение деятельности Совета судей
Дипломная работа:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН (на примере МО Динской район)
Курсовая работа:
Правоотношения по системе социального обеспечения