Реферат
«Русская детская литература XVII-XVIII веков»
- 13 страниц
Введение …3
Глава 1. Русская детская литература XVII века ….4
1.1. С. Полоцкий …. ….5
1.2. К. Истомин ….6
Глава 2. Детская русская литература XVIII века …. ….6
2.1. Екатерина II ….7
2.2. Д.И. Фонвизин …. ….9
2.3. Н.Е. Новиков …. ….9
2.4. Н.М. Карамзин …. 10
Заключение …12
Список используемой литературы …. .13
Возникновение и развитие русской детской литературы XVII-XVIII веков является важной темой и в настоящее времени, поскольку и до наших дней сохранилось большое количество художественных и научных произведений, которые актуальны в наше время. Следует отметить, что именно в данный промежуток времени происходит становление художественной (публицистической) и научно-познавательной литературы, вместо ранее имевшейся учебно-просветительной литературы.
Следует отметить, что развитие русской детской литературы в XVII веке происходило на фоне больших перемен, поскольку Московская Русь объединялась и отодвигала границы в Сибирь и южные степи. Реформы патриарха Никона раскололи церковь и верующих. Усилилось влияние иностранцев на столичное общество. Набирала силу светская культура.
Раннее учебная книга была ориентирована на одностороннее мышление читателя, приучала его к чужому монологу. В исследуемый же период времени развивается литература, строящая с ребенком диалог, отвечающая на его «почему?». Книги для обучения чтению и письму были двух типов: азбуки-книги для чтения, и азбуки-прописи.
Детская литература XVII века развивалась в ответ на национально-государственные запросы, была средоточием современных научных представлений, религиозно-просветительских и педагогических идей и художественных тенденций. Нередко именно в детских книгах появлялись принципиальные новшества: первые стихи, первые специфические приемы диалога автора с маленьким читателем, первый рисунок светского содержания.
Глава 1. Детская русская литература XVII века
В течение XVII века происходит формирование отдельных жанров и видов детской литературы. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты образности, занимательности, художественности и приближается к искусству слова.
В 30-40-х годах XVII века зарождается поэзия для детей. Первым детским поэтом был Савватий - справщик московского Печатного двора и учитель детей знатных москвичей. Его служба началась с участия в подготовке печатной азбуки В.Ф. Бурцова (1634 году), в которой Савватий поместил свои стихи (вирши), представляющие собой обращение взрослого к ребенку с наставлениями в хорошей учебе, трудолюбии и послушании.
В это время начинает свое становление проза для детей для чего адаптируются русские воинские повести: «Сказание о Мамаевом побоище» (о Куликовской битве), «Повесть об осадном сидении донских казаков», семейно-бытовая «Повесть о Петре и Февронии». Развивается и собственно историческая литература для начинающих читателей: часто встречаются статьи-переработки с историческими сведениями - из начала «Повести временных лет», а также книга «Синопсис» - краткое обозрение русской истории.
Появляются и зачатки жанра рассказа. В одном из рассказов повествуется о том, как сын-преступник по дороге на казнь откусил ухо своей матери, объяснив злой поступок тем, что мать — виновница его гибели, поскольку не наказала его за первую кражу.
Интересовавшиеся вопросами мироздания дети и взрослые читали переводные космографии с описаниями стран и народов. Курс естествознания можно было получить, читая переводные шестодневы — произведения, комментирующие ветхозаветный рассказ о сотворении мира за шесть дней. Природа в шестодневе — «училище боговедения». Вместе с этим появились светские жанры: переводятся и перерабатываются басни Эзопа, притчи и басни из древнеиндийской «Панчатантры» («Пятикнижия»), они составили сборник «Стефанит и Ихнилат». Проблемы Добра и Зла, Рассудка и Безрассудства решаются шире, чем было принято в канонах церковной литературы. На рубеже XVII—XVIII вв. басни уже утвердились как часть «школьной» литературы.
Таким образом, процесс становления и укрепления светской культуры в XVII - XVIII веках привел к формированию сначала детской поэзии, затем прозы и драматургии. Писатели этого времени настойчиво прививали юным читателям мысль о добродетелях, не зависящих от сословной принадлежности человека, всемерно расширяли представления детей о мире. В исследуемый период времени появилась такая литература для детей, которая способна доставить ребенку не только пользу, но и наслаждение.
Также именно благодаря развитию русской детской литературы и фактически ее зарождению как художественного и научно-познавательного жанра развивалось устное народное творчество, народный театр, народная книжность и собственно литература, то есть важные источники литературы для детей, подготовившие почву для рождения детской книжности и питающие ее до нынешних времен. Появление детских журналов и книг для чтения было своевременным этапом в развитии педагогической науки. Впервые проблема развития литературного чтения стала рассматриваться в контексте процесса формирования круга чтения «систематизация произведения в соответствии с темой, идеей, воспитательным потенциалом, потребностями читателя.
Таким образом, несмотря на относительно бурное развитие детской литературы последней трети XVIII века она еще не отвечала потребностям как в количественном, так и в качественном отношении. Вместе с тем она указала пути для дальнейшего ее роста: тесная связь с современностью, с передовыми идеями, с литературой для взрослых, сочетание науки и искусства. Задачи эти продолжали решаться детской литературой уже следующего века.
1. Гуковский Г.А. Русская литература XVII в. Учебник/Вступительная статья А. Зорина. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 453м.
2. Детская литература. Выразительное чтение Практикум. Под ред. Т.В. Рыжковой. – М.: Академия, 2015
3. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С. А. Николаева. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
4. Детская литература: учебник для студ. СПО/под ред. Е.О. Путиловой. – М.: Академия, 2015. – 456 с.
5. Зубарева Е.У. Детская литература Москва, Высшая школа, 2004, 551с.
6. Никитина Екатерина Евгеньевна Развитие детской литературы и периодики второй половины XVII - первой половины xix вв // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №4 (19). Интернет-ресурс - URL: https://cyberle**nka.ru/article/n/razvitie-detskoy-literatury-i-periodiki-vtoroy-poloviny-xvii-pervoy-poloviny-xix-vv.
7. Путилова Е.О. Детское чтение – для сердца и разума: Очерки по истории детской литературы. СПб., 2005
Тема: | «Русская детская литература XVII-XVIII веков» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 13 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Русская детская литература 20 вв. Поэзия в детском чтении: Самуил Яковлевич Маршак
Дипломная работа:
Использование духовной музыки в детском хоровом коллективе
Дипломная работа:
Особенности ритма и строфы в русской поэзии для детей
Дипломная работа:
Изучение русского фольклора в младших классах
Дипломная работа:
Традиции семейного чтения в культуре xix века (на примере семьи аксаковых)