Реферат

«Формирование компетентности здорового образа жизни у школьников»

  • 23 страниц
Содержание

Введение 3

1 Компетентности здорового образа жизни у школьников как психолого-педагогическая проблема 6

2 Психолого-педагогические основы компетентности учащихся в области здорового образа жизни 9

3 Подходы к формированию компетенции здорового образа жизни 14

Заключение 20

Список литературы 22

Введение

Важнейшей задачей системы образования является обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учиться. В процессе воспитания детей и подростков уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий для здоровья и преждевременную смерть. Поэтому образование в области здоровья является важным и существенным компонентом эффективной программы школьного санитарного просвещения [3], а использование лучших практик в области охраны здоровья подрастающего поколения определяет эффективность работы в этом направлении во многих странах мира [12–16].

Сеть общеобразовательных школ является наиболее доступной для реализации программ гигиенического обучения и воспитания, направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью, высокой мотивации для его сохранения и укрепления среди учащихся, их родителей и персонала образовательных учреждений [1, 3–5, 7]. Необходимость этого подтверждена современными исследованиями, свидетельствующими о высокой распространенности среди школьников поведенческих факторов риска и низкой гигиенической грамотности и профилактической активности [2, 4, 6, 11].

Федеральные государственные стандарты среднего общего образования регламентируют требования к уровню компетентности, в том числе компетентности в области охраны собственного здоровья и формирования здорового и безопасного образа жизни. Среди требований к результатам освоения учебных предметов средней школы обозначено владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики и предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, а также владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств [8–10].

Цель исследования – изучить образ жизни, уровень гигиенической грамотности и компетенции школьников в области оценки собственного образа жизни для обоснования совершенствования школьных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни в целях повышения эффективности этих программ.

Задачи:

- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий школы;

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;

Фрагмент работы

1 Компетентности здорового образа жизни у школьников как психолого-педагогическая проблема

Сегодня актуальным становится положение о том, что формирование культуры здорового образа жизни - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого - педагогическая проблема.

В настоящее время постепенно меняется оздоровительная парадигма: акцент переносится с лечения болезней на их профилактику и пропаганду способов сохранения и укрепления здоровья, а также на повышение индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. Культура бережного отношения к здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников остаются на очень низком уровне, поэтому крайне важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать у детей активное, осознанное отношение к собственному здоровью.

Современные исследователи (А. Г. Гогоберидзе, И. А. Зимняя, Л. П. Кудаланова, А. В. Хуторской и др.) отмечают необходимость и возможность применения компетентностного подхода в ходе решении задачи укрепления здоровья младших школьников, прежде всего, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом в процессе формирования личностных компетенций здоровьесберегающего поведения, что позволяет не только заложить основу знаний и представлений о здоровом образе жизни, но сформировать поведенческие привычки и установки на реализацию здорового образа жизни.

Л. Т. Кузнецова определяет здоровьесберегающую компетентность как совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию [5]. Этот вид компетентности проявляется в виде готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.

С понятием «здоровьесберегающая компетентность» тесно связано понятие «отношение к здоровью». Данное понятие включает систему ценностно - мотивационных установок, которые являются связующими в отношениях «личность – общество».

По Г. С. Никифорову [7, с. 279]: «Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния». Это определение выведено из понятия «отношение», сформулированного в концепции психологии отношений В. Н. Мясищева [6].

Понятие «отношение к здоровью» имеет несколько синонимов, как отмечается в статье Т. О. Зинченко «К разработке понятия и типологии отношения к здоровью» [3], - это понятия «внутренняя картина здоровья (ВКЗ)» и «валеоустановка». Последнее понятие разработано и плодотворно используется О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым [1] применительно и к взрослому, и к детскому контингенту.

Образование в области здоровья должно сочетать усвоение необходимых знаний, формирование определенного отношения и конкретных навыков, необходимых для позитивного поведения, сохранения и развития здоровья. Именно триада «знания – отношения - жизненные навыки» определяет содержание обучения в области здоровья.

С психологической точки зрения эта триада рассматривается в качестве следующих компонентов – когнитивного, эмоционального и мотивационно - поведенческого.

Заключение

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении .Во многом, это обусловлено и тем, что существующая система образования не рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как один из приоритетов своей деятельности, в результате же организация и содержание образования ведут к его ухудшению у всех участников образовательного процесса.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на формирование компетентности здоровьесбережения.

Результаты нашего исследования, позволили сделать следующие выводы:

1. Выявлены психолого-педагогические основы исследования, включающие положения о компетентности здоровьесбережения как качестве личности, еѐ компонентах (знаниях, ценностных ориентациях, потребностях, мотивах, опыте здоровьесберегающей деятельности), условиях и принципах формирования.

2. Методика формирования компетентности здоровьесбережения в процессе обучения биологии должна охватывать цели, учебное содержание, формы и методы. Реализации цели способствует еѐ конкретизация через планируемые результаты – компетенции в познавательной деятельности и эмоционально-ценностной сфере.

3. Выявлено, что школьники приобретают опыт деятельности и опыт эмоционально-ценностных состояний, связанных со здоровьем, при создании в процессе обучения ситуаций выбора и принятия решений, выполнении практических работ, проведении учебных игр, подготовке учебных проектов исследовательского характера.

Список литературы

1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2. Балашова В.Ф., Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре и их ориентация на виды профессиональной деятельности/ В.Ф. Балашова, Н.Н Чесноков //Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.

3. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Москва: Издательский центр Академия, 2001. — 352 с.

4. Васильева, Н.Ю. Ценность здоровья и здорового образа жизни у подростков / Н.Ю. Васильева // Народное образование Якутии. – 2011 – №2. – С.54.

5. Волкова И. В., Маринушкина А. Е., Покроева Л. Д., Рябова З. В. Становление школ содействия здоровью. — Харьков: ХОНМИБО, 2007. — 40 с.

+ еще 16 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование компетентности здорового образа жизни у школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Реферат
Страниц: 23
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика