Контрольная работа

«Авиационная безопасность»

  • 27 страниц(ы)
  • 333 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1 Человек - основной ресурс любого предприятия и любой системы безопасности 5

2 Сущность понятия «человеческий фактор» в авиационной безопасности 8

3. Подходы к снижению негативной роли человеческого фактора в авиационной безопасности 13

4 Анализ человеческого фактора в авиационных катастрофах 19

Заключение 24

Список литературы 26

История понятия «человеческий фактор» насчитывает практически сто лет и начиналась с понятия «личный фактор», связанного с характеристиками человека (специалиста) как личности, т.е. предполагалось, что специалист (оператор) в какой -то предметной области должен обладать профессионально важными качествами.

Несовершенство человеческой природы, ограниченные физиологические и психологические возможности и далеко не всегда удовлетворительные личностные характеристики индивидуума приводили к тому, что совокупность профессионально важных качеств не обеспечивала адекватного удовлетворения требований к профессиональной деятельности, и проявлялась в ошибках, сбоях, а в гражданской авиации - в форме авиационных происшествий различной степени тяжести. Это потребовало внимательного отношения к вопросам выбора, отбора, профессиональной подготовки авиационного персонала и расширению научных исследований в этой части.

На определенном этапе развития этих исследований в гражданской авиации стало понятно, что негативные последствия далеко не всегда определяются личным фактором, а зависят от ряда причин, связанных с несовершенством средств деятельности, неудовлетворительными условиями труда, несовершенством организации и содержания труда, что привело к понятию «человеческий фактор» как альтернативы «личному фактору», где разделяются нестандартные действия, связанные с несовершенными характеристиками специалиста и обусловленные недостатками в компонентах производственной системы.

Таким образом, определение, которое предлагается Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), а именно: человеческий фактор - это совокупность врожденных и приобретенных качеств личности авиационного персонала, которые являются основной или сопутствующей причиной тех или иных нестандартных ситуаций в условиях полета или вне его [1], включает две компоненты, связанные с личностными и производственными аспектами.

Перечень научных работ, посвященных человеческому фактору в области безопасности полетов, весьма обширен и включает нормативные и регламентирующие документы, в том числе документы ИКАО [2-5]. При переходе к исследованию человеческого фактора в области авиационной безопасности представленное определение требует некоторого переосмысливания.

Целью представленной работы является изучение актуальных исследований человеческого фактора.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Рассмотреть человека как главный ресурс предприятия и системы безопасности;

2.Изучить историю становления понятия «человеческий фактор». в авиации;

3. Рассмотреть влияние человеческого фактора на авиационную безопасность.

В заключении автор делает вывод о том, что перспективными исследованиями можно считать разработки надежного взаимодействия человека-оператора с летательными аппаратами с учетом применения новых технологий в авиационно-космической промышленности, тренажерном обучении на основе знаний закономерностей наук о человеческом факторе.

1 Человек - основной ресурс любого предприятия и любой системы безопасности

Человек — основная ценность общества и важнейший ресурс организации.

Предприятие использует в своей деятельности целый ряд ресурсов — материальных, финансовых, информационных и др. Большинство специалистов включают в этот ряд и придают особое значение человеческим ресурсам.

Человеческие ресурсы предприятия — это работники, рассматриваемые как источник потенциала его жизнеспособности.

Действительно, любое предприятие — это прежде всего его работники. Поэтому, говоря об эффективном управлении предприятием, следует уделять внимание вопросу эффективного использования его работников и учитывать некоторые специфические особенности, характерные только для человеческих ресурсов.

Во-первых, независимо от содержания выполняемых на работе функций, человек проявляется не только как объект, но и как субъект управления. Работники непосредственно воздействуют на работу предприятия, могут содействовать его развитию и процветанию или, наоборот, быть препятствием этому. Производительность работника не является раз и навсегда заданной величиной; она переменная, зависящая от мотивированности человека к труду в данный конкретный момент времени, от организации работы, от условий труда. И от того, в какой мере предприятие сумеет организовать работу своего персонала, зависит конечный результат его деятельности.

Во-вторых, люди, работающие на предприятии, наделены интеллектом. Поэтому их реакция на внешние, в том числе управленческие, воздействия — эмоционально-осмысленная, а не механическая или рефлекторная. Такая реакция более сложная и менее предсказуемая, что обусловливает необходимость внимания к выбору форм и методов управленческих воздействий.

В-третьих, в отличие от материальных и природных ресурсов люди приходят на предприятие сознательно. Это не безмолвный и обезличенный ресурс, как, например, тонна сырья. Носители рабочей силы — конкретные люди со своими потребностями, желаниями, характерами, квалификацией, опытом, которые приходится учитывать в процессе управления.

В-четвертых, люди работают на предприятии, руководствуясь определенными целями. Удовлетворенность работника взаимодействием с предприятием такое же необходимое условие продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность работником со стороны предприятия.

В-пятых, каждый работник имеет определенный потенциал, который может быть использован с различной степенью успешности. Потенциал работника может быть увеличен путем его как профессионального, так и личностного развития и совершенствования. То есть человеческие ресурсы способны развиваться и совершенствоваться и тем самым увеличивать свою ценность для предприятия.

В-шестых, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения между работником и предприятием могут иметь долговременный характер.

Чтобы организовать эффективное управление предприятием, руководителю необходимо понимать, что работник — это не просто человек, который предоставляет в его распоряжение свое время и свой труд. Работник — это личность, предоставляющая работодателю набор определенных способностей, знаний и умений, которые в совокупности составляют человеческий капитал и являются потенциалом управления.

Особая сложность в управлении отдельными работниками, группами работников и персоналом предприятия в целом определяется тем, что, оказывая управленческое воздействие, руководителю следует учитывать личностные особенности каждого подчиненного.

Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек – среда». Одна из целей, стоящих перед ней, – обеспечение безопасности человека. Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности каждого элемента системы. Первый элемент – человек, который играет троякую роль:

1) является объектом защиты;

2) выступает средством обеспечения безопасности;

3) сам может быть источником опасности.

Второй элемент системы – это общество, или социум, – социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др.

Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек – социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики: энергетической, информационной, собственно социальной, нравственной, психологической и др.

В работе представлена оригинальная трактовка понятия «человеческий фактор в области авиационной безопасности» и на этой основе рассмотрены некоторые подходы к снижению негативной роли человеческого фактора при обеспечении авиационной безопасности. Материал представлен в форме алгоритма научного исследования.

Проблема. Человеческий фактор в области авиационной безопасности отличается определенной спецификой, связанной с характером профессиональной деятельности авиационного персонала, внешними условиями реализации этой деятельности, особой ответственностью за результаты своего труда. Система авиационной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств не является полноправной эргатической системой в отличие от других элементов авиационной транспортной системы, что принципиально отличает научные подходы к исследованию человеческого фактора в этой системе и объясняет, в какой-то мере, весьма ограниченное количество научных работ в этой области.

Идея. Предлагается новый взгляд на человеческий фактор в авиационной безопасности. Негативные проявления человеческого фактора в данном случае являются экстремальными, в результате чего негативные последствия могут быть весьма значительны.

Предлагается эти негативные проявления рассматривать как потенциальную угрозу объекту, такую, как и любая внешняя или внутренняя угроза, и ввести понятие «угроза персонала».

Гипотеза. Угроза персонала может быть представлена как некоторая многоточечная, негативная составляющая производственной характеристики совокупности персонала, действующего в целях обеспечения авиационной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Тогда негативное воздействие можно рассматривать как некоторое пространство угроз со стороны авиационного персонала.

Модели. Показана возможность исследовать угрозы персонала в авиационной безопасности в формате некоторого пространства опасностей с помощью дифференциальных уравнений в частных производных в виде краевой задачи математической физики. Второй подход связан с нейрокомпьютерным моделированием.

Методы. Задачи, связанные с моделированием угроз персонала, относятся к классу трудно формализуемых и слабо структурированных из-за проблем с формализацией. С другой стороны, эти задачи не имеют аналитического решения и поэтому используются численные методы. При нейрокомпьютерном моделировании трудности формализации в некоторой степени удается сгладить при обучении компьютерной сети.

Результаты. Итог исследования состоит в получении некоторой совокупности количественных оценок негативного влияния авиационного персонала на процедуры обеспечения авиационной безопасности, на основании которых в системе должно быть принято решение о степени его участия в процессе.

. ИКАО Doc 9808-AN/765. Человеческий фактор в системе мер безопасности гражданской авиации, 2002.

2. Бекмухамбетов А.А. Совершенствование деятельности оператора на базе теории и практики управления рисками при обеспечении безопасности полетов: автореф. дис… канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 2008.

3. Ариничева О.В. Совершенствование методов управления ресурсами системы «экипаж- воздушное судно» путем снижения влияния человеческого фактора на безопасность полетов: автореф. дис…канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 2008.

4. ИКАО Doc 9859-AN/474. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП), ИКАО, 2013.

5. Елисов Л.Н. Методология и средства квалиметрии инженерно-технического состава гражданской авиации: автореф.дис. …докт.техн.наук . Москва, 1995.

+ еще 14 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Авиационная безопасность»
Раздел: Авиация и космонавтика
Тип: Контрольная работа
Страниц: 27
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика