Контрольная работа
«Авиационная безопасность»
- 27 страниц
Введение 3
1 Человек - основной ресурс любого предприятия и любой системы безопасности 5
2 Сущность понятия «человеческий фактор» в авиационной безопасности 8
3. Подходы к снижению негативной роли человеческого фактора в авиационной безопасности 13
4 Анализ человеческого фактора в авиационных катастрофах 19
Заключение 24
Список литературы 26
История понятия «человеческий фактор» насчитывает практически сто лет и начиналась с понятия «личный фактор», связанного с характеристиками человека (специалиста) как личности, т.е. предполагалось, что специалист (оператор) в какой -то предметной области должен обладать профессионально важными качествами.
Несовершенство человеческой природы, ограниченные физиологические и психологические возможности и далеко не всегда удовлетворительные личностные характеристики индивидуума приводили к тому, что совокупность профессионально важных качеств не обеспечивала адекватного удовлетворения требований к профессиональной деятельности, и проявлялась в ошибках, сбоях, а в гражданской авиации - в форме авиационных происшествий различной степени тяжести. Это потребовало внимательного отношения к вопросам выбора, отбора, профессиональной подготовки авиационного персонала и расширению научных исследований в этой части.
На определенном этапе развития этих исследований в гражданской авиации стало понятно, что негативные последствия далеко не всегда определяются личным фактором, а зависят от ряда причин, связанных с несовершенством средств деятельности, неудовлетворительными условиями труда, несовершенством организации и содержания труда, что привело к понятию «человеческий фактор» как альтернативы «личному фактору», где разделяются нестандартные действия, связанные с несовершенными характеристиками специалиста и обусловленные недостатками в компонентах производственной системы.
Таким образом, определение, которое предлагается Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), а именно: человеческий фактор - это совокупность врожденных и приобретенных качеств личности авиационного персонала, которые являются основной или сопутствующей причиной тех или иных нестандартных ситуаций в условиях полета или вне его [1], включает две компоненты, связанные с личностными и производственными аспектами.
Перечень научных работ, посвященных человеческому фактору в области безопасности полетов, весьма обширен и включает нормативные и регламентирующие документы, в том числе документы ИКАО [2-5]. При переходе к исследованию человеческого фактора в области авиационной безопасности представленное определение требует некоторого переосмысливания.
Целью представленной работы является изучение актуальных исследований человеческого фактора.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Рассмотреть человека как главный ресурс предприятия и системы безопасности;
2.Изучить историю становления понятия «человеческий фактор». в авиации;
3. Рассмотреть влияние человеческого фактора на авиационную безопасность.
В заключении автор делает вывод о том, что перспективными исследованиями можно считать разработки надежного взаимодействия человека-оператора с летательными аппаратами с учетом применения новых технологий в авиационно-космической промышленности, тренажерном обучении на основе знаний закономерностей наук о человеческом факторе.
1 Человек - основной ресурс любого предприятия и любой системы безопасности
Человек — основная ценность общества и важнейший ресурс организации.
Предприятие использует в своей деятельности целый ряд ресурсов — материальных, финансовых, информационных и др. Большинство специалистов включают в этот ряд и придают особое значение человеческим ресурсам.
Человеческие ресурсы предприятия — это работники, рассматриваемые как источник потенциала его жизнеспособности.
Действительно, любое предприятие — это прежде всего его работники. Поэтому, говоря об эффективном управлении предприятием, следует уделять внимание вопросу эффективного использования его работников и учитывать некоторые специфические особенности, характерные только для человеческих ресурсов.
Во-первых, независимо от содержания выполняемых на работе функций, человек проявляется не только как объект, но и как субъект управления. Работники непосредственно воздействуют на работу предприятия, могут содействовать его развитию и процветанию или, наоборот, быть препятствием этому. Производительность работника не является раз и навсегда заданной величиной; она переменная, зависящая от мотивированности человека к труду в данный конкретный момент времени, от организации работы, от условий труда. И от того, в какой мере предприятие сумеет организовать работу своего персонала, зависит конечный результат его деятельности.
Во-вторых, люди, работающие на предприятии, наделены интеллектом. Поэтому их реакция на внешние, в том числе управленческие, воздействия — эмоционально-осмысленная, а не механическая или рефлекторная. Такая реакция более сложная и менее предсказуемая, что обусловливает необходимость внимания к выбору форм и методов управленческих воздействий.
В-третьих, в отличие от материальных и природных ресурсов люди приходят на предприятие сознательно. Это не безмолвный и обезличенный ресурс, как, например, тонна сырья. Носители рабочей силы — конкретные люди со своими потребностями, желаниями, характерами, квалификацией, опытом, которые приходится учитывать в процессе управления.
В-четвертых, люди работают на предприятии, руководствуясь определенными целями. Удовлетворенность работника взаимодействием с предприятием такое же необходимое условие продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность работником со стороны предприятия.
В-пятых, каждый работник имеет определенный потенциал, который может быть использован с различной степенью успешности. Потенциал работника может быть увеличен путем его как профессионального, так и личностного развития и совершенствования. То есть человеческие ресурсы способны развиваться и совершенствоваться и тем самым увеличивать свою ценность для предприятия.
В-шестых, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения между работником и предприятием могут иметь долговременный характер.
Чтобы организовать эффективное управление предприятием, руководителю необходимо понимать, что работник — это не просто человек, который предоставляет в его распоряжение свое время и свой труд. Работник — это личность, предоставляющая работодателю набор определенных способностей, знаний и умений, которые в совокупности составляют человеческий капитал и являются потенциалом управления.
Особая сложность в управлении отдельными работниками, группами работников и персоналом предприятия в целом определяется тем, что, оказывая управленческое воздействие, руководителю следует учитывать личностные особенности каждого подчиненного.
Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек – среда». Одна из целей, стоящих перед ней, – обеспечение безопасности человека. Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности каждого элемента системы. Первый элемент – человек, который играет троякую роль:
1) является объектом защиты;
2) выступает средством обеспечения безопасности;
3) сам может быть источником опасности.
Второй элемент системы – это общество, или социум, – социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др.
Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек – социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики: энергетической, информационной, собственно социальной, нравственной, психологической и др.
В работе представлена оригинальная трактовка понятия «человеческий фактор в области авиационной безопасности» и на этой основе рассмотрены некоторые подходы к снижению негативной роли человеческого фактора при обеспечении авиационной безопасности. Материал представлен в форме алгоритма научного исследования.
Проблема. Человеческий фактор в области авиационной безопасности отличается определенной спецификой, связанной с характером профессиональной деятельности авиационного персонала, внешними условиями реализации этой деятельности, особой ответственностью за результаты своего труда. Система авиационной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств не является полноправной эргатической системой в отличие от других элементов авиационной транспортной системы, что принципиально отличает научные подходы к исследованию человеческого фактора в этой системе и объясняет, в какой-то мере, весьма ограниченное количество научных работ в этой области.
Идея. Предлагается новый взгляд на человеческий фактор в авиационной безопасности. Негативные проявления человеческого фактора в данном случае являются экстремальными, в результате чего негативные последствия могут быть весьма значительны.
Предлагается эти негативные проявления рассматривать как потенциальную угрозу объекту, такую, как и любая внешняя или внутренняя угроза, и ввести понятие «угроза персонала».
Гипотеза. Угроза персонала может быть представлена как некоторая многоточечная, негативная составляющая производственной характеристики совокупности персонала, действующего в целях обеспечения авиационной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Тогда негативное воздействие можно рассматривать как некоторое пространство угроз со стороны авиационного персонала.
Модели. Показана возможность исследовать угрозы персонала в авиационной безопасности в формате некоторого пространства опасностей с помощью дифференциальных уравнений в частных производных в виде краевой задачи математической физики. Второй подход связан с нейрокомпьютерным моделированием.
Методы. Задачи, связанные с моделированием угроз персонала, относятся к классу трудно формализуемых и слабо структурированных из-за проблем с формализацией. С другой стороны, эти задачи не имеют аналитического решения и поэтому используются численные методы. При нейрокомпьютерном моделировании трудности формализации в некоторой степени удается сгладить при обучении компьютерной сети.
Результаты. Итог исследования состоит в получении некоторой совокупности количественных оценок негативного влияния авиационного персонала на процедуры обеспечения авиационной безопасности, на основании которых в системе должно быть принято решение о степени его участия в процессе.
. ИКАО Doc 9808-AN/765. Человеческий фактор в системе мер безопасности гражданской авиации, 2002.
2. Бекмухамбетов А.А. Совершенствование деятельности оператора на базе теории и практики управления рисками при обеспечении безопасности полетов: автореф. дис… канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 2008.
3. Ариничева О.В. Совершенствование методов управления ресурсами системы «экипаж- воздушное судно» путем снижения влияния человеческого фактора на безопасность полетов: автореф. дис…канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 2008.
4. ИКАО Doc 9859-AN/474. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП), ИКАО, 2013.
5. Елисов Л.Н. Методология и средства квалиметрии инженерно-технического состава гражданской авиации: автореф.дис. …докт.техн.наук . Москва, 1995.
+ еще 14 источников
Тема: | «Авиационная безопасность» | |
Раздел: | Авиация и космонавтика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Международно-правовое регулирование безопасности полетов воздушных судов
Контрольная работа:
Производственная безопасность
Дипломная работа:
Формирование культуры безопасности у обучающихся в рамках бро вдюод «школа безопасности»
Дипломная работа:
Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении
Дипломная работа:
Правовые основы обеспечения безопасности в образовательном учреждении