Контрольная работа

«Авиационная безопасность»

  • 27 страниц
Содержание

Введение 3

1 Человек - основной ресурс любого предприятия и любой системы безопасности 5

2 Сущность понятия «человеческий фактор» в авиационной безопасности 8

3. Подходы к снижению негативной роли человеческого фактора в авиационной безопасности 13

4 Анализ человеческого фактора в авиационных катастрофах 19

Заключение 24

Список литературы 26

Введение

История понятия «человеческий фактор» насчитывает практически сто лет и начиналась с понятия «личный фактор», связанного с характеристиками человека (специалиста) как личности, т.е. предполагалось, что специалист (оператор) в какой -то предметной области должен обладать профессионально важными качествами.

Несовершенство человеческой природы, ограниченные физиологические и психологические возможности и далеко не всегда удовлетворительные личностные характеристики индивидуума приводили к тому, что совокупность профессионально важных качеств не обеспечивала адекватного удовлетворения требований к профессиональной деятельности, и проявлялась в ошибках, сбоях, а в гражданской авиации - в форме авиационных происшествий различной степени тяжести. Это потребовало внимательного отношения к вопросам выбора, отбора, профессиональной подготовки авиационного персонала и расширению научных исследований в этой части.

На определенном этапе развития этих исследований в гражданской авиации стало понятно, что негативные последствия далеко не всегда определяются личным фактором, а зависят от ряда причин, связанных с несовершенством средств деятельности, неудовлетворительными условиями труда, несовершенством организации и содержания труда, что привело к понятию «человеческий фактор» как альтернативы «личному фактору», где разделяются нестандартные действия, связанные с несовершенными характеристиками специалиста и обусловленные недостатками в компонентах производственной системы.

Таким образом, определение, которое предлагается Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), а именно: человеческий фактор - это совокупность врожденных и приобретенных качеств личности авиационного персонала, которые являются основной или сопутствующей причиной тех или иных нестандартных ситуаций в условиях полета или вне его [1], включает две компоненты, связанные с личностными и производственными аспектами.

Перечень научных работ, посвященных человеческому фактору в области безопасности полетов, весьма обширен и включает нормативные и регламентирующие документы, в том числе документы ИКАО [2-5]. При переходе к исследованию человеческого фактора в области авиационной безопасности представленное определение требует некоторого переосмысливания.

Целью представленной работы является изучение актуальных исследований человеческого фактора.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Рассмотреть человека как главный ресурс предприятия и системы безопасности;

2.Изучить историю становления понятия «человеческий фактор». в авиации;

3. Рассмотреть влияние человеческого фактора на авиационную безопасность.

В заключении автор делает вывод о том, что перспективными исследованиями можно считать разработки надежного взаимодействия человека-оператора с летательными аппаратами с учетом применения новых технологий в авиационно-космической промышленности, тренажерном обучении на основе знаний закономерностей наук о человеческом факторе.

Фрагмент работы

1 Человек - основной ресурс любого предприятия и любой системы безопасности

Человек — основная ценность общества и важнейший ресурс организации.

Предприятие использует в своей деятельности целый ряд ресурсов — материальных, финансовых, информационных и др. Большинство специалистов включают в этот ряд и придают особое значение человеческим ресурсам.

Человеческие ресурсы предприятия — это работники, рассматриваемые как источник потенциала его жизнеспособности.

Действительно, любое предприятие — это прежде всего его работники. Поэтому, говоря об эффективном управлении предприятием, следует уделять внимание вопросу эффективного использования его работников и учитывать некоторые специфические особенности, характерные только для человеческих ресурсов.

Во-первых, независимо от содержания выполняемых на работе функций, человек проявляется не только как объект, но и как субъект управления. Работники непосредственно воздействуют на работу предприятия, могут содействовать его развитию и процветанию или, наоборот, быть препятствием этому. Производительность работника не является раз и навсегда заданной величиной; она переменная, зависящая от мотивированности человека к труду в данный конкретный момент времени, от организации работы, от условий труда. И от того, в какой мере предприятие сумеет организовать работу своего персонала, зависит конечный результат его деятельности.

Во-вторых, люди, работающие на предприятии, наделены интеллектом. Поэтому их реакция на внешние, в том числе управленческие, воздействия — эмоционально-осмысленная, а не механическая или рефлекторная. Такая реакция более сложная и менее предсказуемая, что обусловливает необходимость внимания к выбору форм и методов управленческих воздействий.

В-третьих, в отличие от материальных и природных ресурсов люди приходят на предприятие сознательно. Это не безмолвный и обезличенный ресурс, как, например, тонна сырья. Носители рабочей силы — конкретные люди со своими потребностями, желаниями, характерами, квалификацией, опытом, которые приходится учитывать в процессе управления.

В-четвертых, люди работают на предприятии, руководствуясь определенными целями. Удовлетворенность работника взаимодействием с предприятием такое же необходимое условие продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность работником со стороны предприятия.

В-пятых, каждый работник имеет определенный потенциал, который может быть использован с различной степенью успешности. Потенциал работника может быть увеличен путем его как профессионального, так и личностного развития и совершенствования. То есть человеческие ресурсы способны развиваться и совершенствоваться и тем самым увеличивать свою ценность для предприятия.

В-шестых, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, соответственно отношения между работником и предприятием могут иметь долговременный характер.

Чтобы организовать эффективное управление предприятием, руководителю необходимо понимать, что работник — это не просто человек, который предоставляет в его распоряжение свое время и свой труд. Работник — это личность, предоставляющая работодателю набор определенных способностей, знаний и умений, которые в совокупности составляют человеческий капитал и являются потенциалом управления.

Особая сложность в управлении отдельными работниками, группами работников и персоналом предприятия в целом определяется тем, что, оказывая управленческое воздействие, руководителю следует учитывать личностные особенности каждого подчиненного.

Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек – среда». Одна из целей, стоящих перед ней, – обеспечение безопасности человека. Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности каждого элемента системы. Первый элемент – человек, который играет троякую роль:

1) является объектом защиты;

2) выступает средством обеспечения безопасности;

3) сам может быть источником опасности.

Второй элемент системы – это общество, или социум, – социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др.

Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек – социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики: энергетической, информационной, собственно социальной, нравственной, психологической и др.

Заключение

В работе представлена оригинальная трактовка понятия «человеческий фактор в области авиационной безопасности» и на этой основе рассмотрены некоторые подходы к снижению негативной роли человеческого фактора при обеспечении авиационной безопасности. Материал представлен в форме алгоритма научного исследования.

Проблема. Человеческий фактор в области авиационной безопасности отличается определенной спецификой, связанной с характером профессиональной деятельности авиационного персонала, внешними условиями реализации этой деятельности, особой ответственностью за результаты своего труда. Система авиационной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств не является полноправной эргатической системой в отличие от других элементов авиационной транспортной системы, что принципиально отличает научные подходы к исследованию человеческого фактора в этой системе и объясняет, в какой-то мере, весьма ограниченное количество научных работ в этой области.

Идея. Предлагается новый взгляд на человеческий фактор в авиационной безопасности. Негативные проявления человеческого фактора в данном случае являются экстремальными, в результате чего негативные последствия могут быть весьма значительны.

Предлагается эти негативные проявления рассматривать как потенциальную угрозу объекту, такую, как и любая внешняя или внутренняя угроза, и ввести понятие «угроза персонала».

Гипотеза. Угроза персонала может быть представлена как некоторая многоточечная, негативная составляющая производственной характеристики совокупности персонала, действующего в целях обеспечения авиационной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Тогда негативное воздействие можно рассматривать как некоторое пространство угроз со стороны авиационного персонала.

Модели. Показана возможность исследовать угрозы персонала в авиационной безопасности в формате некоторого пространства опасностей с помощью дифференциальных уравнений в частных производных в виде краевой задачи математической физики. Второй подход связан с нейрокомпьютерным моделированием.

Методы. Задачи, связанные с моделированием угроз персонала, относятся к классу трудно формализуемых и слабо структурированных из-за проблем с формализацией. С другой стороны, эти задачи не имеют аналитического решения и поэтому используются численные методы. При нейрокомпьютерном моделировании трудности формализации в некоторой степени удается сгладить при обучении компьютерной сети.

Результаты. Итог исследования состоит в получении некоторой совокупности количественных оценок негативного влияния авиационного персонала на процедуры обеспечения авиационной безопасности, на основании которых в системе должно быть принято решение о степени его участия в процессе.

Список литературы

. ИКАО Doc 9808-AN/765. Человеческий фактор в системе мер безопасности гражданской авиации, 2002.

2. Бекмухамбетов А.А. Совершенствование деятельности оператора на базе теории и практики управления рисками при обеспечении безопасности полетов: автореф. дис… канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 2008.

3. Ариничева О.В. Совершенствование методов управления ресурсами системы «экипаж- воздушное судно» путем снижения влияния человеческого фактора на безопасность полетов: автореф. дис…канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 2008.

4. ИКАО Doc 9859-AN/474. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП), ИКАО, 2013.

5. Елисов Л.Н. Методология и средства квалиметрии инженерно-технического состава гражданской авиации: автореф.дис. …докт.техн.наук . Москва, 1995.

+ еще 14 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Авиационная безопасность»
Раздел: Авиация и космонавтика
Тип: Контрольная работа
Страниц: 27
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика