ВКР
«Изучение прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе»
- 67 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОНИМОВ 7
1.1. Сущность понятия «антропоним». Классификация антропонимов 7
1.2. Характеристика современных английских антропонимов 15
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЗВИЩНЫХ ИМЕНОВАНИЙ СПОРТСМЕНОВ 25
2.1. Прозвище как разряд имени собственного 25
2.2. Прозвищные именования спортсменов в английском языке 31
Выводы по Главе 2 37
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 39
3.1. Методика изучения прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка в 9 классе 39
3.2. Система упражнений для изучения прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка 44
Выводы по Главе 3 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность исследования. Толкование имен интересовало людей еще с давних времен, так как считали, что имя обладает не только эстетизмом, но имеет также духовную, культурную, языковую стороны. Существует поверье, согласно которому детям имена, свойственные земле, на которой они родились. Это обеспечивало им счастливую судьбу. Сегодня наука под названием ономастика пытается выяснить, действительно ли это так, что собой представляет имя, в чем его суть и какого его значение.
Исследователь В.Н. Татищев был первым, кто обратил особое внимание на онимы [Татищев 1793]. Исследованием данного вопроса занимались также М.В. Барсов, Н.И. Надеждин [Надеждин 1973]. На рубеже XIX-XX вв. над изучением онимов работали выдающиеся российские востоковеды: В.В. Радлов и В.В. Бартольд [Радлов 1898; Бартольд 1963; Бартольд 1993].
Антропонимы и их производные - прозвищные именования в контексте данной работы - составляют предмет изучения как языкознания, так и таких наук, как философия, психология, литература, искусство, естественные науки. Такие выдающиеся лингвисты, как Р.З. Гинзбург, Н.Д. Арутюнова В.В. Лопатин [Гинсбург 1979; Аутюнова 1976; Лопатин 2005] и многие другие также освятили свои труды исследованию онимов, являющихся сегментом языковой картины мира.
Изучению феномена прозвищных именований, существовавших в социуме с давних времен, в области ономасиологии, исследующей процессы именования явлений реального мира, отведено особое место [Ахманова 2004: 288]. Прозвищная номинация, являющаяся динамическим процессом, отражающим восприятие и оценку окружением человека, справедливо заслуживает внимания в нескольких аспектах: этимологическом, лексико-семантическом, структурно-композиционном, стилистическом, аксиологическом и т.д. Особого внимания требуют вопросы, которые лежат на грани между ментальным и знаковым аспектами языкового функционирования. Нужно отметить, что в исследованиях, которые уже проведены в этом направлении, предложены классификации, базированные на представлении предмета изучения в категориях когнитивной лингвистики [Робустова 2009: 118].
По сравнению с другими филологическими науками, ономастика является достаточно молодой, а потому многие аспекты остаются не выясненными и привлекают к себе внимание многих современных исследователей, что и обусловливает ее актуальность.
Цель исследования состоит в рассмотрении специфики прозвищных именований спортсменов в английском языке и разработке системы упражнений для их изучения на уроках английского языка в средней школе (9 класс).
Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:
1. рассмотреть сущность понятия «антропоним» и классификацию антропонимов;
2. дать характеристику современных английских антропонимов;
3. рассмотреть прозвище как разряд имени собственного;
4. проанализировать прозвищные именования спортсменов в английском языке;
5. разработать методику и систему упражнений для изучения прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка в 9 классе.
Объектом исследования являются прозвищные именования спортсменов.
Предмет исследования - специфика прозвищных именований спортсменов в английском языке и изучение их на уроках английского языка.
Материалом исследования послужили прозвищные именования спортсменов в английском языке в количестве 70 единиц, отобранные нами из следующих источников:
- Delahunty A. Oxford Dictionary of Nicknames (Oxford Quick Reference). - Oxford University Press, 2006. - 240 р.;
- статьи на спортивную тематику 2010-2018 годов из таких Интернет- изданий, как: «The Times», «Daily Express», «The Guardian», «The Daily Telegraph», «Menshealth» и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; классификация.
Научная новизна исследования состоит в разработке методики изучения прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка в 9 классе.
Апробация результатов исследования: экспериментальное обучение по изучению прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка проведено на базе 9 класса МБОУ СОШ с. Дуслык 2018 года. Результаты эксперимента обсуждены и одобрены на заседании МО учителей английского языка в МБОУ СОШ №8 г. Туймазы 12 октября 2018 г. Публикации имеются на сайте ns.portal.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования.
Первая глава посвящена анализу литературы, посвященной изучению антропонимов в английском языке. Вторая глава посвящена рассмотрению понятия прозвища и анализу специфики прозвищных именований спортсменов в английском языке. В третьей главе описана разработанная нами методика изучения прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка в 9 классе и система упражнений для изучения прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка.
Заключение содержит основные выводы, сделанные в результате проведенного исследования и написания данной работы.
Список использованной литературы содержит 73 наименования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОНИМОВ
1.1. Сущность понятия «антропоним». Классификация антропонимов
Имена собственные уже многие годы представляют собой объект исследования ученых, интересующихся такими вопросами как сущность и происхождение имен собственных, связь онимов с окружающей действительностью, с традициями этноса и его историей.
Антропонимия в целом и исследования отдельных этнических антропонимиконов в частности имеют давние традиции в лингвистике, однако в первые десятилетия XXI в рамках лингвокультурологии и когнитивной (познавательной) лингвистики в этом разделе ономастики выявлены новые аспекты [Доспанова 2015: 582].
Г.Р. Галиуллина подчеркивает, что «в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к проблемам взаимосвязи собственных имён и культуры. Это связано с антропоцентрической парадигмой современной лингвистики, предполагающей анализ языковых единиц с целью познания его носителя <.> Антропонимическая система любого языка является фундаментальным материалом для познания, раскрытия самосознания народа, для понимания психологии и характеров людей, относящихся к определенной национальности или региону» [Галиуллина 2007: 4-5].
Вопросы антропонимики привлекают внимание многих лингвистов. Если даже сузить область поиска до формулировки «литературоведческий аспект изучения фамилий», то можно насчитать более 150 работ в этом направлении (Н.В. Алейникова, Л.И. Андреева, Т.В. Бакастова, И.А. Банникова, В.В. Бардакова, Л.В. Белая, Л.М. Богославская, И.Б. Воронова, Е.А. Гаранина, М.В. Горбаневский, К.Б. Жогина,
В.М. Калинкина, Ю.А. Карпенко, Т.Н. Маркова, Т.И. Орнатская, А.И. Соболевский, Е.В. Уба и мн. др.) (см. [Аверкова 2012: 93]).
Сегодня ономастика (от греч. onomastike - искусство давать имена) как раздел в языкознании, изучающий имена собственные, становится все более значимым [Денисова 2015]. Известным фактом является то, что ономастика - это междисциплинарная область лингвистики, так как в ней сочетается психолингвистическая, историческая, культурологическая, социологическая, этнографическая и др. информация. Онимы в языке обладают особым статусом, поскольку зачисляются к знаменательным лексическим знакам, хотя противостоят им по своему значению и по области функционирования, при этом в лексике любого из существующих языков им отведено периферийное положение [Уфимцева 1977: 85].
Основными отраслями ономастики в отечественной лингвистике и в германистике являются: 1) антропонимика; 2) топонимика; 3) этнонимика.
Такая область ономастики, как антропонимика занимается изучением антропонимов, к которым относятся имена собственные человека, фамилии, отчества, псевдонимы, прозвища. Она занимается исследованием этимологических, семантических и словообразовательных особенностей образования антропонимов, основных принципов номинации, путей перехода аппелятива в антропонимы и антропонима в аппелятивы, функционирования антропонимов в языке.
Топонимика - область ономастики, изучающая этимологию, семантику и специфику функционирования топонимов - наименований географических объектов. Топонимы обладают большим познавательным значением, так как их возникновение связано с общей историей народа, культурными, религиозными, экономическими фактами и пр. [Васильева 2005: 18].
Этнонимика - историческая дисциплина, изучающая этнонимы - именования этносов, различных этнических групп, территорий, стран .
Таким образом, анализ изложенного выше позволяет определить предмет изучения ономастики - различные имена собственные, которое свойственно людям, животным, организациям, компаниям, географическим объектам и др.
В настоящее время существует несколько определений понятия «антропоним», при этом, с одной стороны, содержание его не вызывает споров и является достаточно однозначным. Так, антропоним определяют как:
- разряд онимов;
- «собственное название человека» [Бусел 2005: 35];
- любое имя собственное, которое может иметь человек или группа людей [Ярцева 1998: 36].
Это дает возможности причислить к разряду антропонимов не только онимы, но и фамилии, прозвища реально существующих людей или существовавших ранее.
Вопрос отбора и тематической организации лексического материала - рациональный и эффективный путь к овладению лексическими единицами - прозвищными именованиями спортсменов. При этом должны учитываться их семантика, валентность, образность, словообразовательные возможности, роль в различных рядах сопоставлений и т.д. Главным требованием, предъявляемым к учебной семантизации, является адекватность, т.е. соответствие потребностям того вида речевой деятельности, для осуществления которого необходима данная языковая единица.
Лексическая работа входит в комплексную подачу материала, она тесно связана с отработкой материала других уровней языка (грамматики, фонетики), в единый поток коммуникативно направленных заданный и тренировки.
Система закрепления лексики, содержащая определённые приёмы и упражнения, упорядочивает работу над лексическим материалом. Новая лексика усваивается в системе упражнений и в ходе комплексного обучения всем видам речевой деятельности.
Работа над лексикой занимает только часть занятия, но иногда проводятся занятия, полностью посвящённые активизации, обобщению и повторению слов. Для этого можно использовать следующие конкретные задачи лексической работы: 1. Введение новых слов - прозвищных именований спортсменов в английском языке: From the names and nicknames below, form a pair: for each nickname, choose the correct name of the athlete:1) Goldenballs, Black Mamba, Chocolate Thunder, Miss Ping, Poker Brat; 2) Дэвид Бэкхэм, Коби Брайант, Даррел Докинс, Леа Нойбергер, Фил Хельмут. 2. Упражнения на узнавание и понимание новых слов в предложениях: From the suggestions below, choose the nicknames of the athletes. К примеру: Joe Cool (real name Joseph Clifford Montana Jr.) is a former American football quarterback who played in the National Football League (NFL) for 16 seasons with the San Francisco 49ers and Kansas City Chiefs. 3. Упражнения в составлении словосочетаний: Make sentences with the nicknames of famous players. 4. Упражнения в употреблении новых слов в речевых образцах: Discuss your favorite athlete with a friend. Use his nickname in the dialogue. 5. Упражнения в употреблении слов при построении диалога (пересказа): Remember as many nicknames of basketball players and football players as possible. What they got their nicknames for. 6. Повторение слов с использованием их взаимосвязей: Distribute the nicknames of athletes, depending on the sport in which they are engaged.
Предъявление новой лексики возможно в отдельных ситуациях, в отдельных предложениях, в процессе чтения текста и прослушивания текста.
Этап автоматизации действий учеников с новыми лексическими единицами (прозвищными именованиями спортсменов) предусматривает меры снятия и преодоления трудностей усвоения лексического материала. Основным типом упражнений являются условно-коммуникативные, рецептивно репродуктивные и продуктивные упражнения, в которых ученик воспринимает образец речи и выполняет с ним определенные действия в соответствии с созданной педагогом ситуации речи, выполняя такие виды упражнений: имитация образца речи; лаконичные ответы на альтернативные вопросы учителя; подстановка образца речи; завершение образца речи; расширение образца речи; ответы на другие типы вопрос; самостоятельное употребление лексических единиц в фразе / предложении; объединение образца речи в надфразовое единство.
Таким образом, предложенная нами система упражнений, описанная выше, на основе тематической организации лексики будет способствовать эффективному изучению прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка. Не стоит при этом забывать, что, подавая и семантизируя лексический материал, педагог должен также обращаться к лексическому фонду языка, что будет способствовать не только формированию лексических умений и навыков, но и расширению кругозора учащихся.
• Аверкова О.В. Фамилия, фамильное прозвание, родовое имя, прозвищное наименование, прозвище, когномен, агномен, номен, эпиклеса - как не запутаться в антропонимических понятиях? // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 93-95.
• Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 285 с.
• Армеева А.Р. Когнитивная категория выделенности и ее языковые корреляты: (Моделирование процесса вербализации визуальной информации). Автореф. дис. . канд. филол.н.: 10.02.21. - М.: 2001. - 26 с.
• Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико
семантические проблемы / АН СССР. Институт языкознания. - М.: Наука, 1976. - 383 с.
• Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. - М.: 1963. - С. 471-543.
+ еще 37 источников
Тема: | «Изучение прозвищных именований спортсменов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 67 | |
Цена: | 2500 руб. |
ВКР
«Исследование английских фразовых глаголов со значением «работать» на уроках английского языка в сош»ВКР
«Лексические средства обозначения родственных связей и их изучение в средней общеобразовательной школе (на материале английского и русского языков)»ВКР
«Анализ лингво-семантических особенностей концепта «труд» на занятиях по английскому языку (на материале английских и русских пословиц и поговорок)»Дипломная работа
«Обучение чтению на среднем этапе с использованием элементов проблемной методики»Дипломная работа
«Активизация речемыслительнои деятельности школьников на уроках английского языка на среднем этапе обучения на основе использования игр»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика