Реферат
«Философия науки»
- 25 страниц
Философия как особая форма интегрирующего знания призвана создавать обобщенную картину мира, где имеют место самые разнообразные явления: природа, общество, человеческие отношения, сознание и познание, их роль в рациональном освоении мира. Философия сегодня представлена различными дисциплинами.
Философия науки – философская дисциплина посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания.
Философия науки – относительно молодая дисциплина философского знания, которая стала успешно и бурно развиваться в наше время в связи с развернувшейся научно-технической революцией XX столетия и заявила о себе не менее значимой, чем традиционные онтология и гносеология. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки, различными подходами и взглядами. Предметом философии науки являются общие закономерности научной деятельности по производству научных знаний, которые рассматриваются в их историческом развитии.
Изучение философии науки как вузовской учебной дисциплины способствует формированию у студентов представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, который развивается в современном мире и радикально изменяющем наше общество. Философия науки ориентирована на обозначение коренных проблем естественных, технических и социально-гуманитарных, нахождение их предельных оснований в философии.
Философия науки в Античную эпоху
Истоки научных знаний уходят в глубокую древность. Известно, что множество различных знаний было накоплено в древних традиционных культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая в форме практических знаний о природе и обществе, разнообразными познаниями в области медицины, астрономии, математики, механики, географии и т.п. Однако сам характер этих научных сведений был сугубо практическим. К тому же носителями и хранителями знаний являлись служители религиозных культов – жрецы.
Переход к научному знанию в истории науки связывают с Древней Грецией, где их античная культура оказалась уникальной средой в появлении греческого чуда, которым называется необыкновенный расцвет древнегреческой культуры, при этом, с большой долей заимствований эмпирических сведений из стран Востока. По словам Платона: «Что бы эллины не перенимали у варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства»1. Этого совершенства греки достигали путем рациональной обработки эмпирического материала с помощью математических моделей (аксиомы, теоремы), а не реальных объектов.
Важным условием становления научной рациональности в античной Греции была мыслительная свобода граждан, которая зависела от положения религии, которая в отличии от восточных деспотий не была связана с жесткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни. В Древней Греции не было касты жрецов, которые были сильными и влиятельными на Востоке. Жизненный уклад греков не был консервативным, наоборот, в отличии от восточных государств, он был демократичен, т.к. давал простор
Философия, как и наука, в это время выступают в качестве «служанок» богословия. Церковь вмешивалась во все сферы человеческой деятельности. Все положения, расходящиеся с догматами христианства, осуждаются. Наука в это время лишена свободы поиска и скована предрассудками и заблуждениями.
Активизация средневековой науки начинается с XIII в. – время образования европейских университетов, которые были замечательны тем, что в них были выработаны базовые ориентиры образования, которые сохранились до сего времени. Такие понятия, как университетские должности (ректор, декан, куратор), ученые звания, лекции, диспуты, экзамены, диссертации, пришли из средневековых университетов. Средневековая наука (Р.Гроссет, Р.Бэкон, Ж.Буридан, У.Оккам и др.), построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создала непосредственные предпосылки для появления новоевропейской науки.
В средние века существовали области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию. На Востоке в это время наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В Западной Европе в средневековье относительное развитие получила логика, которая преподавалась наряду с риторикой в монастырских школах и университетах.
Таким образом, в античной и средневековой эпохах существовали лишь отдельные элементы, заделы и предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает лишь в Новое время, в процессе отпочкования науки от философии.
Философия науки в Новое время
Основы философии науки
Понятие науки
Для понимания предмета «философия науки» как раздела философского знания нужно дать ответ на вопрос «что есть наука». В литературе есть данные о том, что сейчас существует до двухсот определений науки.
Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на постижение законов бытия (общества, природы, мышления).
В литературе выделяются и другие критерии научности, относя к ним такие, как непротиворечивость знания, проверяемость опытом, воспроизводимость, строгость и т.д.
Основания науки и их структура
В структуре науки кроме эмпирических и теоретических структур имеется еще одна структура, которая называется основанием науки. В основания науки принято включать:
1. идеалы и нормы познания в той или иной области;
2. научную картину мира;
3. философские основания.
Идеалы и нормы – это эталонные установки и регулятивы научного познания, где идеалы определяют общую цель и стратегию процесса познания, а нормы – регулируют конкретные условия достижения цели на различных этапах исследования.
В литературе основными концепциями философии науки выделяют позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Позитивизм как философия науки. Основоположником позитивизма является Огюст Конт, который считал, что источником подлинного (позитивного) знания является совокупный результат специальных наук, которые связаны с опытом и с экспериментом. Только опытное, экспериментальное знание способно дать новое приращение в науке. Отсюда для Конта философия наукой не является, поскольку основными критериями по Конту должны быть: наука связана с практикой, научное знание имеет свой понятийный аппарат, наука должна отвечать на вопрос «как», а не «почему». В своем труде «Общий обзор позитивизма» О.Конт построил новую классификацию наук, куда включил математику, астрономию, физику, химию, физиологию и социальную физику (социологию).
Развивая идеи позитивизма XIX века в области философии науки, К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что наука – знание объективное и выступает как система знаний о законах общества, природы и мышления; наука опирается на общественную практику и практика выступает как критерий истины научного знания; наука является всеобщим духовным продуктом общественного развития.
Неопозитивистская концепция философии науки. История позитивизма насчитывает три «волны». «Первый» позитивизм начал оформляться в 30-е годы XIX века, который был основан на работах О.Конта. Его последователи Д.Милль и Г.Спенсер. «Второй» позитивизм возникает в 70-90-е года XIX века, яркими представителями этого направления явились Л.Витгенштейн, К.Поппер. Их учение о философии науки называется «лингвистическим позитивизмом». Так, Л.Вингенштейн считал, что научное знание должно быть общезначимо, которое достижимо при помощи особого языка – языка науки («язык математики», физики, лингвистики и пр.). Истина науки – это
Основная мысль И.Лакатоса заключается в том, что наука – это поле борьбы, соперничества идей, что ведет в конечном счете к смене «научно-исследовательских программ». Под научно-исследовательской прграммой понимается совокупность теорий, связанных генетически и методологически. Научно-исследовательская программа может предвосхищать новые факты, то такая программа прогрессивна, а если неспособна более предвидеть новые факты и явления, то она регрессивна.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). Чувственное познание связано с деятельностью органов чувств человека и осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений.
Ощущение – субъективный образ объективно существующих предметов, явлений, процессов, т.е. непосредственное соприкосновение человека с внешним миро (зрительное, вкусовое, слуховое и т.д.).
Восприятие – форма чувственного познания, отражающая свойства предмета в совокупности.
Представление – целостный образ предмета, сохраненный и вызываемый в сознании при посредстве памяти.
Философским основанием экологической этики может быть принцип благоговения перед жизнью с безграничной ответственностью за все живое на земле (А. Швейцер).
Экологическая этика своим происхождением и особенно обоснованием обязана новым философско-мировоззренческим принципам глобального эволюционизма, опирающимся на системный подход к изучению мира и парадигму самоорганизации в процессе его эволюции.
Сциентизм и антисциентизм
Успехи, достигнутые в современной науке, вызвали неоднозначное отношение к ней со стороны общественной и научной мысли. Оценка роли науки колеблется между сциентизмом (лат. – знание, наука) и антисциентизмом.
Термин «сциентизм» употребляется для обозначения позиции людей, которые чрезмерно преувеличивают знание и роль науки в культуре и обществе в целом. Источником распространения сциентизма послужили крупные успехи естественных и технических наук, которые в эпоху научно-технической революции продемонстрировали силу и мощь рационального знания. Признавая эталоном всякого знания естественнонаучное знание, сциентизм негативно оценивает все иные способы познания, смыкаясь с технократическим (власть техники) взглядом на развитие общества.
Однако в ХХ веке обнаружились негативные последствия научного и технического прогресса, приведшие к глобальному экологическому кризису и другим проблемам современности. Стала ясна неспособность науки разрешать сложные социально-экономические, политические и духовно-нравственные проблемы современного общества, и что наука слишком упрощает и схематизирует изучаемые природные и общественные явления, все это вместе взятое и породило антисциентизм.
Это разочарование в науке породило многочисленные околонаучные направления и течения мысли, которые обычно называют паранаукой (греч. – около, возле), противопоставляя себя существующей науке.
Социально-гуманитарные науки
Такими отличиями будут:
Во-первых, законы общества создаются людьми в отличие от законов природы, где они действуют стихийно.
Во-вторых, законы общества историчны, т.е. менее долговечны.
В-третьих, законы общества реализуются через сознательную деятельность людей, тогда как законы природы существуют независимо от сознания людей.
В-четвертых, социально-гуманитарное познание – это всегда ценностно-смысловое, т.е. оно исследует не природную сущность вещи, а её ценностную сущность, её качественную сторону.
В-пятых, если в естествознании главная и определяющая процедура познания есть объяснение, где истина доказывается, то в социально-гуманитарном знании дела человеческие подлежат пониманию, где субъект их переживает как свои собственные, глубоко личные, отсюда и истина в обществознании не доказывается, а лишь истолковывается, интерпретируется, как мера понимания, сопереживания.
Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Предметом обществознания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».
Функции синтеза социально-гуманитарного знания берет на себя философия, поскольку только она способна обобщить данные наук и
Неклассический этап (XIX – начало XX века), характеризуется тем, что в социально-гуманитарных науках происходит переход от натурализма к антинатурализму. В науках об обществе стала доминировать направленность знания на изучение жизни людей, а не жизни природы.
Социально-гуманитарные науки на этом этапе используют новые методы исследования, которых не было на этапе классики. Это, прежде всего, философский и герменевтический методы, которые способны прояснить индивидуально-личностные, неформализуемые, интуитивно выражаемые стороны социального. Понимать, иметь здравый смысл иногда важнее, чем знать. Естествоиспытатель знает, а философ – понимает.
Постнеклассический этап в обществознании приходится на 50-70 гг. ХХ века, который в литературе называют постмодернизмом. Этот этап связан с именами известных западных ученых (Р.Барт, Ж.Батай, Ж.Делез, Ж.Доррида, Ж.Лиотар, М.Фуко и др.). Главными чертами постнеклассического социально-гуманитарного знания явились: идея ценности хаоса и беспорядочного мира; мир теряет свой стержень, теряет свой смысл, теряет порядок и разумность; новое понимание свободы как свободы от всяких норм и традиций в жизни общества; деконструкция всех философских оснований и введение в культуру некую гибридность, метафоричность, эклектизм, неопределенность и т.п., создание «философии сингулярности», «философии желания».однако главная идея постнеклассики – деконструкция не привела к созданию новых позитивных идей и выродилась в разрушение различных систем и структур ради самого разрушения. Сегодня постнеклассика в развитии социально-гуманитарного знания себя практически исчерпала.
Науки о природе и науки об обществе имеют общие черты: а) та и другая науки имеют цель познания – истину; б) использование теоретического и логического анализа; в) построение идеализированных моделей; г) использование абстракций и общих понятий.
Сегодня остро стоит вопрос о необходимости синтеза естествознания и обществознания. Основанием такого синтеза в литературе отмечен принцип глобального эволюционизма, который покоится на теории нестационарной Вселенной; концепции био- и ноосферы; на идеях синергетики.
Специфика социально-гуманитарного познания
К социально-гуманитарным наукам, сфера которых очерчивается духовно-культурной деятельностью человека, относятся история, философия, социология, теология, этика, эстетика. Резкую грань между естественными науками и науками о духе впервые провел В.Дильтей. Задачей наук о духе он считал переживание проявлений общественно-исторической действительности, их осмысление и понимание. Для социально-гуманитарного знания характерна, во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т.п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность. Определенный смысл и
Для установления диалога следует преодолеть целый ряд проблем, вытекающих из существенного различия этих двух «Я». Эти проблемы принципиально те же, что и проблемы диалога сосуществующих культур и цивилизаций. Проблемы двух типов диалога - реального диалога сосуществующих культур и познавательного диалога субъекта и изучаемого объекта - выступают как единые методологические проблемы социально-гуманитарных наук.
К сожалению, в современном мире отчетливо проявляются сложность и противоречивость взаимоотношений различных культур, наличие фактов взаимного отчуждения и непонимания. В частности, возникает предположение о том, что одна цивилизация органически не способна понять другую. Речь идет о понимании в герменевтическом смысле (герменевтика – наука и искусство истолкования и понимания текста) или в том, который вкладывается в термин “понимание” философией жизни, т. е. в смысле “вживания”, “вчувствования”, постижения духа иной культуры.
Взаимное непонимание и невозможность полноценного диалога находят свое объяснение в целом ряде причин.
Проблемы бытия науки как особой системы знаний и познавательной деятельности рассматривались ранее.
Рассматривая науку как определенную структуру, являющуюся самостоятельной сферой общества, это явление называют социальный институт науки. Социальные институты обеспечивают устойчивость общественной жизни, так как регулируют деятельность членов общества в рамках социальных отношений, интегрируют их интересы, стремления и действия, способствуют осуществлению социального контроля.
Наука как социальный институт является предметом социологии науки, которая изучает функционирование и развитие науки, её функции в социокультурном пространстве общества и взаимоотношение с другими социальными институтами.
Наука как социальный институт может функционировать при наличии:
а) сообщества ученых, деятельность которых регулируется принципами научного этоса (норма, обычай);
б) совокупность конкретных научных учреждений (исследовательских центров, лабораторий, университетов и т.п.), выполняющих социально регламентированную деятельность.
Наука и власть
Наука как социальный институт находится во взаимодействии с другими социальными институтами, в том числе и институтами государственной власти. Власть есть, прежде всего, авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Обсуждая вопрос о взаимоотношениях науки и власти, в литературе отмечается, что власть либо курирует науку, либо диктует социальный заказ. Наукой нельзя управлять жесткими командно-административными методами. Это означает, что управлять наукой можно лишь в весьма специфическом смысле – обеспечивая материально-технические условия для научных исследований и коммуникаций, поддерживая наиболее перспективные направления, создавая благоприятную среду для деятельности ученого сообщества (престиж профессии ученого, высококачественное образование, правовая поддержка и т.п.).
Современное состояние науки вызывает к жизни необходимость государственного регулирования и гуманитарно-экологического контроля над темпами и последствиями научно-технического развития, над прикладными и технологическими проектами. Именно в процессе такого контроля и экспертизы крупных научно-технических программ
прослеживаются возможные последствия реализации той или иной программы под углом зрения гуманистических ценностей и решения глобальных проблем.
1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
2. Баранцев Р.Г. Методология современного естествознания. М., 2002.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
4. Гайденко Н.Н. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. М., 2000.
5. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. М., 1994.
6. Горохов В. Специфика философского осмысления техники // «Философские науки», 2006, № 2.
7. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002.
8. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
9. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1997.
10. Капица С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003.
11. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Ростов на Дону, 2004.
12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005.
13. Степин В.С. и др. Философия науки и техники. М., 1996.
14. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М., 2001.
15. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.
16. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. Спб., 2000.
Тема: | «Философия науки» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 25 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Научная рациональность в математике: исторический аспект
Контрольная работа:
Философия Аристотеля
Доклад:
Западная философия xx века
Курсовая работа:
Наука и религия: анализ с философских позиций
Контрольная работа:
Русская философия XIX – начала XX вв.