Доклад
«Западная философия xx века»
- 255 страниц
А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
Московский Государственный университет им. М. В. ЛОМОНОСОВА
ФИЛОСОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
Предлагаемая вашему вниманию работа была подготовлена профессорами философского факультета МГУ, ведущими курс по истории современной зарубежной философии в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов. Выполненная при поддержке Фонда Сороса, в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России», она была рекомендована в качестве учебного пособия для ВУЗов и издана чрезвычайно ограниченным тиражом в 1994 г., который был, в соответствии с правилами Фонда Сороса, бесплатным и полностью разослан по российским ВУЗам. Готовившееся массовое издание неоднократно откладывалось в связи с кризисом нашей официальной издательской системы. Поскольку потребность в таком издании не стала сегодня меньше (переводные издания, как правило, представляют собою скорее справочники, и потому дают весьма поверхностное представление о содержании философских концепций и тенденциях западной философской мысли), автор счел полезным опубликовать этот текст без изменений.
Наиболее современные философы здесь еще не представлены — и не только потому, что с прошлого издания прошло три года, но в значительной мере потому, что прежде чем стать учебным предметом, философская концепция проходит стадию «адаптации», разностороннего критического обсуждения, что, собственно, и позволяет сделать ее таким же учебным предметом, как и то, что прошло испытание временем. Однако автор этой книги и несколько его коллег готовят в настоящее время работу, которая будет включать и анализ самых новых философских идей Запада, что может стать дополнением к этому изданию.
Содержание этой книги — продукт совместной работы двух профессоров философского факультета. Один из них, бывший также учителем другого, Ю. К. Мельвиль, к сожалению, ушел из жизни незадолго до того, как эта книга была закончена. Его перу, в основном, принадлежат разделы о реалистических течениях. Один из параграфов этого раздела, посвященный Дж. Сантаяне, подготовлен Т. Е. Епояном, последним из многочисленных аспирантов покойного.
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
XX век отличался от XIX века, пожалуй, еще значительнее, чем XIX век от XVIII века.
Наступление XX столетия ознаменовалось огромными переменами в жизни всего мирового сообщества. Эти перемены происходили в течение всего этого бурного века, так что в приближающемся XXI веке человечество будет жить совсем в другом, новом мире, о существенных чертах которого даже в начале нашего столетия невозможно было загадывать.
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и ее роли во всех сферах человеческой жизни.
В первом десятилетии была создана специальная теория относительности Эйнштейна, перевернувшая все устоявшиеся со времен Ньютона представления о пространстве, времени и движении. М. Планком было открыто дискретное излучение энергии и установлен квант действия, «постоянная Планка».
Во втором десятилетии Эйнштейн предложил свою общую теорию относительности, предполагающую взаимодействие всех масс во вселенной и связанное с этим искривление пространства.
В третьем десятилетии была открыта двойственная природа электрона, соединяющего в себе свойства частицы и волны, создана квантовая механика, установлен принцип неопределенности Гейзенберга и принцип дополнительности Н. Бора.
В последовавшие десятилетия начались непрекращающиеся открытия все новых и новых микрочастиц, а затем и предполагаемых их составных частей — кварков.
В 30-е годы было обнаружено «красное смещение» в спектрах далеких галактик, истолкованное как их «разбегание». Наша вселенная предстала как расширяющаяся. Отсюда неизбежно был сделан вывод о ее возникновении в результате «большого взрыва» (big bang), происшедшем 15 — 20 миллиардов лет тому назад, от которого пошло начало времени, так как о том, что было до «большого взрыва», мы не можем высказать никаких осмысленных суждений.1
Вскоре встал до сих пор не решенный вопрос о характере вселенной: то ли она является беспредельно расширяющейся, то ли «пульсирующей», в которой нынешнее расширение в конце концов сменится ее сжатием.
В самой вселенной было открыто множество удивительных явлений, из которых более всего смущают ученых получившие названия «черных дыр».
Лингвистические философы, как правило, имели дело с обычными философскими проблемами или, по крайней мере, с некоторыми из них, но их подход к этим проблемам был особым, не традиционным. Они искали решение этих проблем в лингвистическом анализе, то есть в анализе употребления слов и выражений. Именно в общепринятых способах употребления слов они искали ключ к их значению.
Молчаливой предпосылкой этой их деятельности было убеждение в том, что философия не есть особая специальная наука со своей специфической терминологией, доступная только немногим. Скорее, это общечеловеческая мудрость, тот опыт множества поколений людей, который кристаллизовался в обычном разговорном языке.
Они считали, что философ не может сказать ничего нового о мире помимо того, что говорят ученые и обычные люди, его единственное преимущество состоит в том, что он может обнаружить или выявить значение того, что зафиксировано в языке. Поэтому, когда ставится вопрос, скажем, об истине, то вместо того, чтобы заниматься спекуляциями на тему «Что есть истина?» и давать ее различные произвольные определения, лингвистический философ призывает к тому, чтобы посмотреть и проанализировать, как именно слова «истина», «истинный», «истинно» употребляются в языке. Когда, в каких случаях, с какой целью мы пользуемся этими словами в тех или иных выражениях? Что мы хотим сказать, когда говорим: «Истинно, что дважды два — четыре», или предложение «Снег бел — истинно», или: «В словах А есть немалая доля истины», и т.д. и т.п. Есть ли логическая разница между высказываниями «S есть Р» и «Истинно, что S есть Р»? Не вернее ли сказать, что второе предложение лишь выражает нашу психологическую уверенность в том, что «S есть Р»?
Вообще говоря, все подобные вопросы отнюдь не бессмысленны, и попытки на них ответить вносят свой вклад в понимание сути философских проблем. Работа лингвистических философов принесла несомненный положительный эффект в прояснении философских позиций, в определении понятий, которыми философы пользуются. Но вместе с тем сам этот вид философствования часто вырождался в чуть ли не схоластические упражнения по выяснению сверхтонких языковых нюансов, которые в практической жизни языка никакого значения не имеют, поскольку этот вид нечеткостей легко корректируется контекстами высказывания и учетом конкретных особенностей ситуации. Более того, лингвистический пуризм, ставший мировоззренческой установкой, часто делает практическое использование «совершенного» языка просто невозможным. Это ясно понимал поздний Витгенштейн, предприняв радикальную критику своей прежней позиции и обратившись к анализу обычного, обиходного языка; приняв его, а не язык математики или математической логики, базисным лингвистическим образованием.
Расцвет лингвистической философии в ее классической форме относится к 50-м и началу 60-х годов. Затем, даже у ее наследников, происходит возвращение к содержательным проблемам онтологии, философии науки и теории познания под углом зрения исторического подхода, к герменевтике и к этике.
Более того, философия второй половины столетия, в ее главных тенденциях, все меньше поддается классификации на сравнительно четко специализированные школы, течения и направления. В ней, аналогично тому, что происходило б сфере естествознания и социальных наук, самые значительные успехи достигаются «на стыках» ранее сформировавшихся подходов. И даже более того: философы, подобно ученым-математикам и естествоиспытателям, все чаще начинают развивать «прикладные» разделы философии, применяя свои методы и знания к решению конкретных вопросов техники, политики, образования и пр. Показать, как это делается, мы надеемся во втором томе этой книги.
1. Айер А. Философия и наука // Вопр. филос. 1962., № 6.
2. Борхес Х.Л. Письмена Бога. М., 1992.
3. Винер Н. Я — математик. М., 1964.
4. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.
5. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.
6. Витгенштейн Л. О достоверности. Отрывки // Вопр. филос. 1991. № 2.
7. Гильберт Д. Основания геометрии. М.-Л., 1948.
8. Григорьян А.Т., Зубов В.П. Очерки развития понятий механики. М. 1962.
9. Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1909.
10. Дидро Д. Избр. филос. произв. М., 1941.
11. Дьюи Д. Свобода и культура. Лондон, 1963.
12. Жизнь науки. М., 1973.
13. Зоммерфельд А. Пути познания в физике. М., 1973.
14. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
15. Кант И. Соч.: В 6 тт., М., 1964. Т.З.
16. Кантор Г. Учение о множествах // Новые идеи в математике. СПб. 1914. № 6.
17. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.
18. Мейерсон Э. Тождественность и действительность СПб., 1912.
19. Новиков П.С. Элементы математической логики. М., 1 959.
20. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
21. Рузавин Г.И. О природе математического знания. М., 1968.
22. Селларс Р.В. Три ступени материализма // Вопр. филос. 1991. № 2.
23. Стройк Д. Краткий очерк истории математики. М., 1969.
24. Хилл Т. Современные теории познания. М., 1974.
25. Эйнштейн А. Сбор. науч. трудов: В 4 тт., М., 1964, т.4.
26. Юм Д. Исследования о человеческом уме. Пг., 1916.
27. Ayer A.J. Language, Truth and Logik. L, 1960.
28. Boswell J. Life of Johnson. Oxford, 1980.
29. Bradley F. Appearance and Reality. Oxford, 1969.
30. de Broglie L. Continu et discontinu en Physique moderne. P., 1941.
31. Carnap R. Philosophy and Logical Syntax. L., 1935.
32. Carnap R. Logical Syntax of Language. L., 1954.
33. Concin P.К. Puritans and Pragmatists. Eight Eminent American Thinkers. N. J., Toronto, 1968.
34. Cory D. (Ed.) The Letters of George Santayana. N. J., 1955.
35. Cory D. Santayana: The Later Years. A Portrait with Letters. NJ. 1963.
36. Dewey J. Experience and Nature. Chicago, 1925.
37. Dewey J. The Quest for Certainity. N. J., 1929.
38. Dewey J. Problems of Men. N. J., 1946.
39. Dewey J. The Development of American Pragmatism // The Philosophy of Jhon Dewey. Ed. by J. McDermott. Chicago., 1981.
40. Dewey J. Reconstruction in Philosophy. Boston., 1957.
41. Essays in Critical Realism. A Comparative Study of the Problems of Knowledge. N. J., 1941.
42. Halt E.B. The Concept of Consciousness. N. J., 1973.
43. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1967.
44. Heidegger M. Wegmarken. Fr. a/M., 1976.
45. Hock S. Pragmatism and the Tragic Sense of Life. N. J., 1 974.
46. Husserl E. Husserliana. 1950-19. (сноски «46,б» сделаны по: Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phaenomenologie. Herausgegeben, einleitet und mit Registern versehen von Elisabeth Stroeker, Felix Meiner Verlag, Hamb., 1977; 46.7 — no Cartesianische Meditationen, Hamb., 1969.)
47. Jaspers К. Philosophic. Heidelberg, 1973, V.1—3.
48. Logical Positivism. Ed. by A. J. Ayer. L., 1959.
49. Lowejoy A. O. The Revolt against Dualism. La Sale, b. l., 1930.
50. McDermott J. Streams of Experience. Amhers, 1986.
51. Meyerson E. Du Cheminement de la Pensee. P., 1931.
52. Morris С. Foundations of the theory of Signs. Chicago, 1938.
53. Philosophic in the Twentieth Century. Ed. by W. Barrett and H. L. Aiken. N. J., 1962, v. 1—2.
54. Perry R.B. Realms of Values. Cambridge. Harward, 1954.
55. Perry R.B. The Present Conflict of Ideas. N. J., 1918.
56. Perry R.B. Present Philosophical Tendencies. N. J., 1955.
57. Russel В. My Philosophical Development. N. J., 1959.
58. Russel В. Logic and Knowledge. N. J., 1971.
59. Santayana G. Apologia pro mente sua // The Philosophy of George Santayana. Ed. by Schlipp P.A., Ewanston & Chicago, 1940.
60. Santayana G. Brief History of My Opinions. // Contemporary American Philosophy. Ed. by Adams G. and Montague W. P., N.J., 1930.
61. Santayana G. Character and Opinion in the United Slates. N.J., 1920.
62. Santayana G. A General Confession. // The Philosophy of George Santayana. Ed. by Schlipp P.A., Ewanston & Chicago, 1940.
63. Santayana G. The German Mind. N. J., 1968.
64. Santayana G. Interpretations of Poetry and Religion. N. J., London, 1 900.
65. Santayana G. The Life of Reason. N. J., 1922, vol. 1—5.
66. Santayana G. Poems. N.J., London, 1923.
67. Santayana G. Realms of Being. N. J., 1942.
68. Santayana G. Scepticism and Animal Faith. N. J., 1955.
69. Santayana G. Three Proofs of Realism // Essays in Critical Realism. N.J., 1941.
70. Sartre J.-P. L'etre et neant. Essai d'ontologie phenomenologique. Ed. Gallimard. P., 1968.
71. Smith J.E. The Spirit of American Philosophy. N.J., 1963.
72. Sprigge T.L.S. George Santayana. // American Philosophy. Ed. by Singer M,G. Cambridge, 1985.
73. The New Realism. Cooperative Studies in Philosophy. N. J., 1925.
74. The Program and First Platform of Six Realists. // Contemporary Analytic and Linguistic Philosophies. Ed. by E. D. Klemke. Buffalo, 1983.
75. The Philosophy of G. E. Moore. Ed. by P. A. Schlipp. L, 1 968.
76. Thomas H. Understanding The Great Philosophers. N. J., 1962.
77. Thomson W. Notes of Lectures of Molecular Dynamics. Baltimor, 1884.
78. Twentieth Century Philosophy. Ed. by Dagobert D. Runes. N. J., 1947.
79. Urmson J. O. Philosophical analysis. Oxford, 1958.
80. Van Wesper H.B. Seven Sages. N. J., 1963.
81. White M. Science and Sentiment in America. Philosophical Thought from Jonathan Edwards to John Dewey. N. J., Oxford University Press, 1972.
82. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Oxford, 1958.
83. Wittgenstein L. Notebooks 1914—1916. Oxford, 1961.
84. Wittgenstein L. Tractatus Logico — Philosophicus; with an Introduction by Bertrand Russel. L., 1955.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Основные тенденции развития всемирной истории в начале XX века
Дипломная работа:
Календарные религиозные произведения хх века для детей
Дипломная работа:
Литературная сказка в прозе серебряного века
Контрольная работа:
Направления Западной философии 20-го века