Курсовая работа
«Наука и религия: анализ с философских позиций»
- 28 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. НАУКА И РЕЛИГИЯ КАК ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ
1.1 Наука как особый вид деятельности
1.2 Философия религии
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ
2.1 Противоречия в науке и религии
2.2 Общее в науке и религии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она – высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее.
«Наука» в переводе с латинского означает «знание». На первый взгляд, ответить на вопрос, что такое наука, несложно: это физика, химия, биология, математика и другие дисциплины, которые изучаются в школе и вузе. Сложнее дать общее определение науки. Автор фундаментального труда «Наука в истории общества» английский ученый Дж. Верная пишет: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений. что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период ее развития».
В настоящее время исследование науки осуществляется в рамках та-ких дисциплин, сформировавшихся во второй половине XX века, как философия науки, социология науки, науковедение.
Существуют десятки определений науки, сформулированных пред-ставителями этих дисциплин и самими учеными. Среди них можно выделить две основные группы:
1) определения науки как системы знаний и
2) определения ее как вида человеческой деятельности.
Это и есть два важнейших аспекта науки, которые необходимо учесть в ее определении.
Наука всегда считала главным своим делом открытие истины, познание мира. Это ее стремление, как правило, пересекалось с интересами религии. Это определяет актуальность темы данной работы.
Цель данной работы – анализ науки и религии с философских пози-ций. Задачи работы:
1) анализ науки и религии как философских категорий;
2) выявление сходств и противоречий во взаимоотношениях науки и религии.
Наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука – это одновременно и система зна-ний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе .
Не всякое знание является наукой. В общем виде знание – это то, что организует и направляет человеческую деятельность. Знание можно разделить на два вида: практическое и теоретическое. Основное «знание», которым всегда владел человек – знание практическое. Это не знание в собственном смысле, а умение, навык: как пахать, как сеять, как строить, как изготовить тот или ивой предмет. Опыт здесь не отделен от самой деятельности, существует как умелость мастера и осваивается чисто практически через подражание.
В отличие от опытно-практического знания, наука, (как об этом говорил еще Аристотель), есть знание причин. Ученый пытается понять, почему тот или иной процесс протекает таким образом, какие причины его обуславливают. Знание причинно-следственных связей позволяет рационализировать деятельность, убрать из производственного процесса все лишнее, не имеющее отношения к делу.
Научное знание отражает устойчивые, повторяющиеся связи явлений действительности, выражаемые в законах. Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Предвидение же дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное звание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она – высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее.
Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Вера в «иной», потусторонний мир, оказывающая влияние на все стороны человеческой жизни, – важнейший признак религии.
Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.
Наука и религия, являясь формами общественного сознания, ставят объектом своего рассмотрения идеи о природе, обществе, человеке и уже только по этой причине неприемлемо положение, когда их разделяют. На протяжении всей истории культуры человечества наука и религия играли определяющую роль в духовной жизни, порой, ведя непримиримую борьбу между собой, а подчас, даже сотрудничая. Каждому образованному человеку известно немало гениальных и талантливых ученых, сделавших в своей области эпохальные открытия и остававшихся вместе с тем верующими. С другой стороны, можно привести имена священнослужителей, обогативших науку гениальными открытиями.
Сейчас происходит стремительное расширение наших знаний о мире, и наука в этом процессе играет ведущую роль. Но были и остаются сферы, которые не могут быть до конца рационализированы. Человек – существо творческое, а значит – свободное. В его жизни всегда будут вера, надежда и любовь, а значит – религия, философия и искусство.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: 2003.
2. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и до-полнениями. Электронная версия. М.: 2005.
3. Берном Дж. Наука в истории общества. М.: 1996.
4. Ильин В. В., Калинкин А. Т. Природа науки. М.: 1985.
5. Карпов М.М. Наука и ее функции. // Наука и научное творчество. Рос-тов н/Д. 1990.
6. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: 1994.
8. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для студентов выс-ших учебных заведений. М.: 1998.
9. Спиркин А.Г. Философия. М.: 2005.
10. Степин В. С. Теоретическое знание. – М.: 2005.
Тема: | «Наука и религия: анализ с философских позиций» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методика изучения отдельных вопросов алгебры и начал анализа
Курсовая работа:
Оценка предпринимательских рисков и операционный анализ
Дипломная работа:
Фундаментальный и технический анализ
Дипломная работа:
Особенности учета и аудита расчетов с бюджетов на примере конкретного предприятия. СТПОБП Ремонтное локомотивное депо Ужур ОАО «РЖД»
Дипломная работа:
Модульное обучение алгебре и началам анализа в 10 классе