Дипломная работа
«Реализация прав детей в системе общего образования»
- 103 страниц
Введение…
Глава 1. Правовые основы защиты прав несовершеннолетних в системе общего образования…
1.1. Правовое обеспечение защиты прав детей…
1.2. Права детей на получение образования….
1.3. Основные нарушения прав детей на здоровье в образовательном учреждении…
1.4. Права и обязанности родителей в процессе реализации образовательного процесса….
Глава 2. Выявление реализации прав несовершеннолетних в области образования….
2.1. Организация санитарно-эпидемиологических условий….
2.2. Субъективная оценка школьниками реализации своих прав в общеобразовательных учреждениях г. Уфы…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ….
Актуальность темы исследования. Каждый школьник должен знать свои права, обязанности. Образование выступает основным правом школьников в общеобразовательных учреждениях, которое в последующем позволит получить профессиональную подготовку, создаст условия и предпосылки для его социальной мобильности, сохранит и передаст культурное достояние общества из поколения в поколение. Именно уровень образования граждан является основным показателем в обществе и государстве в целом и от его качества зависит ход экономики, развитие промышленности и производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественные отношения. В свою очередь, государственная политика в образовательной сфере должна обеспечить необходимыми условиями для реализации школьниками своих прав на образование, к которым относятся: благоприятная окружающая среда в общеобразовательной школе - состояние и содержание здания и помещений школы; организация учебной и внеучебной нагрузки в соответствии с гигиеническими нормативами; организация физкультурно-оздоровительной работы; включение в образовательную систему образовательных программ, направленных на формирование ЗОЖ, профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья школьников [21]. В связи с чем, актуальным становится организация образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время существует небольшое число работ, посвященных различным аспектам по реализации прав детей в общеобразовательных организациях. Интерес для нашего исследования представляют научные труды по проблемам реализации санитарно-гигиенических требований при реформировании школьного образования (А.В.Гущенко, М.С.Журавлева, А.Г.Ильин, Н.Н.Куинджи, В.В.Молдованов, И.И.Новикова, Н.П.Сетко, М.И.Степанова, Е.Н.Сотникова, П.И.Храмцов и др.), деструктивного влияния современного учебного процесса на телесное здоровье ребенка (В.Ф.Базарный, Т.В.Зазнобова и др.), а также по вопросам медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях как основы профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков (В.Р.Кучма). Необходимость развития личностной сущности ученика и реализации его прав привела к утверждению нового проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [37], разработке Федеральных образовательных стандартов второго поколения [10], а также утверждению санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [6]. Права школьников на образование регламентируют также такие законодательные документы как Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации [2], Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ [8], Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.07.2013 № 246-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [6], Семейный кодекс Российской Федерации, а также указы Президента РФ и другие меры государственной политики в сфере здравоохранения и образования в условиях образовательных учреждений.
Однако, несмотря на все принятые законодательные документы, во многих средствах массовой информации периодически можно проследить появление информации, свидетельствующей о нарушениях прав детей на образование и здоровье в общеобразовательных учреждениях. Так, в ней отмечается, что ежегодно более 10 миллионов умирают по причине во время не оказанной помощи; 100 миллионов детей (из них 60%-девочки) не имею возможности посещать школу; 150 миллионов детей страдают от недоедания. Минздравсоцразвитием России отмечается, что первичная заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет в последние годы выросла на 9,97%, а у детей в возрасте 15-17 лет — на 21-44% [36]. В 14 лет две трети детей уже имеют хронические заболевания, у половины отмечаются нарушения в сердечнососудистой и дыхательной системах. Отсюда до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих» [30].
По заключению медико-гигиенических и психолого-педагогических исследований последних двух десятилетий отмечается, что в основном нарушения прав детей на образование и здоровье, как правило, связано с негативной ролью школьных факторов. Роль внутришкольных факторов в формировании здоровья детей и подростков очевидна, так как большую часть дня школьники проводят в общеобразовательных учреждениях. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, вклад внутришкольной среды в процесс формирования здоровья у детей и подростков составляет от 20 до 27% [15]. Среди 13,62 млн. детей, обучающихся в школах, только 21,4 % имеют первую группу здоровья, а 21% - хронические заболевания. Более 506 тысяч детей имеют инвалидность [13].
Сегодня проблема законодательной защиты детей имеет мировую значимость, поскольку в любой стране их права нарушаются. Отсюда становится очевидным актуальность проблемы и выбор темы: «Реализация прав детей в системе общего образования».
Цель работы – проанализировать состояние правовой информированности несовершеннолетних и состояние реализации их прав в условиях образовательного учреждения.
Объект исследования: права школьников в общеобразовательных организациях.
Предмет исследования: реализация прав обучающихся в системе общего среднего образования.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Теоретический обзор научной и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования;
2. Оценить уровень информированности несовершеннолетних и их родителей по вопросам права на образование;
3. Сравнительный анализ субъективной оценки школьниками и их родителями реализации прав несовершеннолетних в области образования;
4. Выявить основные факторы, влияющие на формирование правовой информированности несовершеннолетних.
Гипотеза исследования: частота нарушений прав детей в образовательных учреждениях значительно сократиться, если в школьники и их родители будут знать свои права; если за нарушение прав школьников в школе на законодательном уровне будут ужесточены наказания; если общеобразовательные учреждения направят внимание на создание благоприятной окружающей среды - состояние и содержание здания и помещений, организация здоровьесберегающей учебной нагрузки и физкультурно-оздоровительной работы.
Теоретическую значимость исследования заключается в сборе анализе, синтезе, сравнении и обобщении научных трудов, тематических публикаций в периодической печати, материалов научных конференций авторов и законодательно-правовых документов по проблеме реализации прав детей в системе общего образования, теоретические выводы которой в последующем могут стать хорошей основой для дальнейшего научного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для руководителей образовательных учреждений в принятии организационно-профилактических мер; для учителей школ с целью организации и соблюдении во время учебного процесса здоровьесберегающих условий и проведении классных часов с родителями и школьниками по освещению их прав в условиях образовательных учреждений.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
теоретический – анализ, обобщение философской, научной психолого-педагогической, нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме;
эмпирические методы исследования – социологический (анонимное анкетирование школьников и их родителей, тестирование), статистический – расчет относительных величин, построение таблиц, их графическое изображение.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Список использованной литературы включает … источников за … годы. В приложениях представлены программы сбора информации для экспериментальной части исследования.
Глава 1. Правовые основы защиты прав несовершеннолетних в системе общего образования
1.1. Правовое обеспечение защиты прав детей
Существуют проблемы, острота которых всегда останется неизменной. Одна из них - права ребенка. История показывает, что основная задача поколений заключается в защите прав личности. Человечество не сталкивалось с ситуацией, при которой не требовались бы усилия для поддержания и защиты прав индивида. Сегодня остается фактом, что лозунги о счастливом детстве, которые не подкреплены на законодательном уровне и не основаны на справедливой и сильной политике в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке отраслей, обеспечивающих нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми провозглашениями [11].
Определение прав ребенка берет свое начало с идей Всеобщей декларации прав человека, отдельная статья которой посвящена ребенку (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция прав ребенка, принятая в 1989 году, содержит 54 статьи, учитывающие практически все аспекты жизни и положения ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Ее содержание акцентирует внимание международного сообщества на проблемах защиты прав детей, на их жизнь и воспитание в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, на свое мнение и на имущественные права ребенка [1].
Дети и молодежь - это будущее российского общества, как и любого другого общества. Как отмечал Владимир Путин в Послании Федеральном Собранию в 2012 году, «. мы живём для будущего, для детей». Ребенок имеет право:
на жизнь, имя, равенство в осуществлении других прав и т.п.;
семейное благополучие;
на свободное развитие его личности;
на здоровье;
на образование и их культурное развитие;
на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы [32].
Однако далеко не всегда права детей реализуются в полной мере. Ежегодно более 10 миллионов умирают по причине во время не оказанной помощи; 100 миллионов детей (из них 60%-девочки) все еще не имеют возможности посещать школу; 150 миллионов детей страдают от недоедания; вирус СПИДА среди детей распространяется с катастрофической быстротой; остаются распространенными формами жизни - нищета и дискриминация; социальные службы не получают достаточного финансирования. Миллионы детей по-прежнему обречены на страдание, эксплуатацию их труда, рабство, насилие и другие формы злоупотреблений [38]. Хотя в Семейном кодексе Российской Федерации к важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56), которое обязаны обеспечивать родители, а в случаях, предусмотренных законом, органы опеки и попечительства. В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих) [7].
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года. В нем отмечается, что «…государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [8]. Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ, в ряде других законодательных и нормативных актах, международных правовых документах.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. В Российской Федерации в целом образование является развитой и ценной сферой жизни людей. Об этом свидетельствует, существование разнообразных видов учреждений образования и особенностей их функционирования: дошкольные, общеобразовательные, специальные для детей с отклонениями в развитии, учреждения дополнительного образования, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс и профессиональное образование предусматривают равные возможности получения образования всеми его гражданами.
Деятельность каждого образовательного учреждения все зависимости от своего статуса и функций регулируется определенным набором документов, к которым относятся: Конституция Российской Федерации [2], закон Российской Федерации «Об образовании» [10], «Гражданский кодекс Российской Федерации». Исходя из этих документов, образовательная система Российской Федерации достаточно развитая и в ней регулируются все отношения между участниками процесса образования. Так, Конституцией Российской Федерации как высшим нормативно-правовым актом, утвержденным 12 декабря 1993 года и от 27 ноября 2013 г с поправками регулируются общие принципы государственной политики в области образования [2]. В нем особо значимо то, что получить общее среднее образование имеет право каждый школьник и ему гарантируется доступность и бесплатность для его освоения в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Данный документ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования, общие принципы функционирования системы образования. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет основные условия участия организаций в гражданских (равноправных) отношениях.
Основополагающим нормативно-правовым документом для системы общего образования является Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором конкретизируются конституционные положения других законодательных актов. Данный документ был утвержден и принят 10 июля 1992 года, а 19 июня 2013 года в силу вступил новый закон. В нем отмечается, что под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
К общеобразовательным учреждениям согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» сегодня относятся - дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Общеобразовательная подготовка сегодня подразделяется на четыре ступени, где 1 ступень – дошкольное образование; 2 степень - начальная школа (3-4 года), 3 ступень - основная школа (5 лет) и 4 ступень - средняя школа (2 - 3 года, которые соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность) [40].
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и которое позволяет получить необходимый и достаточный уровень для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением итоговой и промежуточных аттестаций обучающихся. Данный вид образования возможен в форме семейного образования с правом родителей на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом, в соответствии с ч. 5 той же статьи, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей.
В задачи начального образования входит воспитание и развитие обучающихся, а также обучение их элементарным знаниям - чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование является основным звеном в формировании личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования [43].
Общеобразовательная школа является обязательной ступенью, и ее выпускники имеют право на продолжение обучения в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Общеобразовательная подготовка учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества [40].
Помимо прав и свобод, новым законом прописаны также обязанности и ответственность обучающихся. В частности, ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Отдельная ст. 42 Закона «Об образовании» посвящена вопросу охраны здоровья обучающихся как обязанности образовательного учреждения (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации). Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Под охраной здоровья обучающихся подразумевается:
оказание первичной медико-санитарной помощи в законодательном порядке охраны здоровья и контроля органов здравоохранения;
организация питания обучающихся в образовательном учреждении;
соблюдение дозирования учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул в соответствии с нормами;
пропаганда и обучение обучающихся здоровому образу жизни, требованиям охраны труда;
организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
прохождение обучающимися медицинских осмотров и диспансеризации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
профилактика табакокурения, алкоголизма, наркотизации, употребления психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
обеспечение безопасности обучающимся во время пребывания в образовательном учреждении;
профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательном учреждении;
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Таким образом, реализация прав детей в общеобразовательных учреждениях как показывает теоретический анализ одна из актуальных проблем современности. Хотя истоки проблемы берут свое начало с идей Всеобщей декларации прав человека и разработано значительное количество других нормативно-правовых документов, однако далеко не всегда права детей реализуются в полной мере. Основные права детей должны реализоваться в правах на жизнь, на семейное благополучие, свободное развитие его личности, здоровье, образование. Приоритетным правом детей является право на здоровье, от которого зависит и право на жизнь и на образование. Поэтому основной задачей образовательных учреждений создавать условия для здорового образа жизни, следить за питанием обучающихся, дозировать учебную, внеучебную нагрузку, нормировать режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с нормами, обеспечивать обучающимся медицинские осмотры, проводить профилактику табакокурения, алкоголизма, наркотизации и обеспечивать безопасность обучающимся во время пребывания в образовательном учреждении. А для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, должны создаваться в образовательных учреждениях санаторные и другие лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия.
Наиболее частыми нарушениями прав детей на здоровье и образование не соблюдение санитарно-эпидемиологических условий в образовательных учреждениях, которые далеки от установленных государственных предписаний и к которым относятся освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников, учебная нагрузка, взаимоотношения педагога и учащегося. Как правило, условия таковы, что в течение всего периода обучения школьник живет с постоянным ощущением недостатка времени, а с ростом школьных нагрузок растет и утомляемость обучающихся.
Нами было выявлено, что большое количество трудов посвящено не только правам ребенка, но и правам и обязанностям родителей, которые представляют интересы своих детей, защищают эти интересы от возможных нарушений. Право на воспитание своих детей помогает реализовать государство, оказывая всевозможную поддержку. Право и обязанность родителей по воспитанию своих детей включает в себя заботу о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и здоровье своих детей, которые во многом зависят от правильного питания, занятий физкультурой, профилактики болезней, здоровой семейной атмосферы. Исполнение данной обязанности во многом определяется личными качествами родителей и их духовных ценностей.
С целью выявления состояния правовой информированности несовершеннолетних и состояние реализации их прав, нами были проанализированы условия образовательных учреждений в МАОУ СОШ №35 и МБОУ СОШ №9 г. Уфы посредством субъективной оценки обучающихся данных школ. Нами было выявлено, что условия, в которых обучаются школьники не совсем соответствуют санитарно-эпидемиологическим условиям и на процесс обучения неблагоприятно сказываются посторонние шумы автомобилей, строительство новых домов, загрязняющие газами заводы и пылью дороги.
Однако МАОУ СОШ №35 и МБОУ СОШ №9 г. Уфы стараются создать комфортные условия пребывания школьников, обеспечив коробкой для игры в футбол и площадкой для занятий физической культурой, посаженными вокруг деревьями, чистой и ухоженной территорией, красивым и эстетичным оформлением здания. Если здание школы старое, то часто оно подвергается ремонту, если же новое, то его благоприятное состояние, поддерживается.
Кабинеты в школах, как правило, теплые, чистые и светлые, хорошо освещенные, технически оснащенные, уютные и информативные. Лишь в некоторых кабинетах плохо горит свет и иногда бывает холодно. Спортивные залы для занятий «Физическая культура» оснащены всем необходимым инвентарем, проветриваемы, однако в раздевалках расположены только раковины для мытья рук, реже туалеты.
Отмечается низкая культура питания школьников, проявляющаяся в отказе от предложенных готовых блюд. Медицинский осмотр обучающихся проводится ежегодно с согласия родителей. В школах есть кабинет врача или процедурный кабинет, который оборудован всеми необходимыми условиями, чтобы осуществлять медицинскую деятельность, хотя иногда он работает редко и в нем работает одна медицинская сестра.
Расписание в образовательных учреждениях составляется правильно, но случаются накладки. Занятия проводятся высококвалифицированными учителями, однако есть учителя некомпетентные, а многие старшеклассники по основным предметам подтягивают свои знания с репетиторами, чтобы поступить в вуз. А также, по мнению старшеклассников, задается много домашнего задания.
Конфликты в образовательных учреждениях наиболее часто случаются между одноклассниками и другими обучающимися, хотя многие вообще отмечают, что они случаются очень редко. Редко конфликты происходят между учителями и обучающимися и между родителями и учителями. И все же если конфликт произошел между обучающимися и учителями, в данной ситуации будет ругаться с учителем 3%, а остальные будут молча слушать по разным причинам. Знания о своих правах старшеклассники получают чаще из уроков правоведения, от родителей дома.
В целом в проанализированных школах №35 и №9 г. Уфы есть факторы риска здоровью, которые можно охарактеризовать как управляемые, так и не управляемые, из чего можно сделать вывод о недостаточной эффективности работы системы образования в плане реализации мер профилактической направленности. Тенденция к созданию здоровьеформирующей среды как реализации основного права школьников проявляется не только в нормативных документах, но и в реальной деятельности образовательных учреждений, повышая качество образования в школе. Нормативно-правовых документы позволяют грамотно управлять и создавать благоприятные условия в школе, не противореча правам школьников.
Исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу, частота нарушений прав детей в образовательных учреждениях значительно сократиться, если в школьники и их родители будут знать свои права и случае конфликтных ситуаций будут решать проблему, а не молчать, чтобы не быть исключенным из общеобразовательного учреждения. Безусловно, на наш взгляд, если за нарушение прав школьников в школе на законодательном уровне будут ужесточены наказания, меньше будут происходить конфликты, будут соблюдаться требования к обеспечению санитарно-эпидемиологических условий школы и ее территории, при составлении учебного расписания, при дозировании учебной нагрузки, организации здоровьесберегающей среды на уроках и физкультурно-оздоровительной работы.
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка. – URL: h**t://w*w.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. - (Дата обращения: 05.02.14)
2. Конституция Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. – URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 02.02.14.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
4. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитии: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1, ст. 48.
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» от 24 февраля 2009 г. N 142. – Режим доступа: h**t://w*w.rg.r*/2009/03/04/obrazovanie-standarty-dok.html. - Дата обращения: 01.11.13.
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва. – URL: h**t://w*w.rg.r*/2011/03/16/sanpin-dok.html. - Дата обращения: 03.12.13.
7. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 25.11.2013) // Консультант Плюс. – URL: h**t://w*w.consultant.r*/popular/family/. – 18.03.2014.
8. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 25.11.2013 № 317-ФЗ). - URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 02.02.14.
9. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 25 ноября 2013 г.) [Электронный ресурс]. – URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 05.02.14.
10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. – URL: h**t://w*w.rg.r*/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - Дата обращения: 12.12.13.
Научная литература:
11. Абрамов, В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. дис. . докт. юр. наук : 12.00.01. / В.И.Абрамов. - Саратов, 2007. – 42 с.
12. Алексеевская, Т.И. Анализ нормативно-правового обеспечения права детей на медицинскую помощь в современных условиях / Т.И.Алексеевская, Т.С.Крупская // Сибирский медицинский журнал. - №3. - 2012. - С. 146-150.
13. Алиева, З.А. Проблема законодательной защиты прав ребенка в современной России / З.А.Алиева // Юридический Вестник. - 2013. - № 1. – С. 52-56.
14. Базарный, В.Ф. Деструктивные влияния современного учебного процесса на телесное здоровье ребенка / В.Ф.Базарный // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С. 17-22.
15. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 437 с.
16. Беляева Н.В., Захаров А.И. В защиту школьного гуманитарного образования / Н.В.Беляева, А.И.Захаров // Педагогика. - 2009. - № 6. - С. 53-58.
17. Болотова, Е.Л. Правовой статус учителя / Е.Л. Болотова. // Народное образование. – 2010. - №8. – С. 114-120.
18. Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства. - М.: Парламентская библиотека, 2013. - 50 с.
19. Выготский, Л.С. Собрание сочинений, В 6 т. Т.4. Детская психология./ Л.С.Выготский, – М.: Педагогика, 1984. – 431 с.
20. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности // Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал. – URL: h**t://w*w.centrobrrostov.r*/index.php?option=com_k2&view=item&id=183:norm_doc8&Itemid=6. – Дата обращения: 02.12.13.
21. Гавров, С.Н., Н.Д. Никандров Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО / С.Н.Гавров, Н.Д. Никандров . - 2008. - № 5. -С.21.
22. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я.Гальперин // Исследова-ние мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966.
23. Гущенко, А.В. Гигиенические аспекты формирования здоровья подростков промышленного города Восточной Сибири: автореф. дис.канд. биол.наук / А.В.Гущенко — Иркутск, 2008. — 45 с.
24. Дармодехин, С.Ф. Безнадзорность детей в России / С.Ф.Дармодехин // Педагогика. - 2001. - №5. - С. 3-6.
25. Демакова, И.Д. Понимание как основа личностно-ориентированного подхода в воспитании / И.Д. Демакова // Завуч. - 2009. - № 5. - С. 56-60.
26. Журавлева, М.С. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности / М.С.Журавлева, Н.П.Сетко // Гигиена и санитария. — 2009. — №1. — С. 49-51.
27. Зазнобова, Т.В. Особенности физического развития старшеклассников, обучающихся в школах различного типа / Т.В.Зазнобова // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2010. — №5. — С. 113-116.
28. Кучма, В.Р. Школьная медицина. А нужна ли она сегодня? Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях — основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков / В.Р.Кучма // Школа здоровья. - 2012. - № 1. - С.3-8.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат. 1975. - 304 с.
30. Материалы встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина с тренерами, спортсменами, ветеранами и экспертами по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта 13 марта 2013 года // Библиодосье «Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства». - М.: Парламентская библиотека, 2013. - С. 23.
31. Махмутгараева, С.М. Системно-структурный анализ обеспеченности права ребёнка в образовательных учреждениях / С.М.Махмутгараева // Социальная политика и социология. - 2010. - № 8. - С. 461-465.
32. Муратова, С.А. Семейное право: Учеб. для юрид. вузов / С.А. Муратова. - М.: Эксмо, 2004. – 448 с.
33. Новикова, И.И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: автореф. дис. . д-ра мед. наук. — Омск, 2006. — 34 с.
34. Общая характеристика системы образования России. - URL: h**t://w*w.ecsocman.edu.r*. – Дата обращения: 07.01.14.
35. Общие требования к содержанию образования // Закон РФ «Об образовании». - URL: h**t://w*w.r*ob.r*/zakon.html. - Дата обращения: 02.11.13.
36. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. - М.: Минздравсоцразвития России, 2011. - 172 с.
37. Понятие системы образования // Закон РФ «Об образовании». - Режим доступа: h**t://w*w.r*ob.r*/zakon.html. - Дата обращения: 02.11.13.
38. Права ребенка // Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. – URL: h**t://w*w.krugosvet.r*/node/38225?page=0,1. – Дата обращения: 17.03.2014.
39. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Наука, 1959. - 334 с.
40. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
41. Степанова, М.И. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М.И.Степанова, Н.Н.Куинджи, А.Г.Ильин и др. // Гигиена и санитария. — 2000. — №1. — С. 40-44.
42. Тимербулатов, И.Ф. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях крупного города / И.Ф.Тимербулатов, Т.Р.Зулькарнаев, Р.А.Ахметшина и др. // Гигиена и санитария. — 2009. — №2. — С. 82-85.
43. Федорова, М.Ю. Нормативно – правовое обеспечение образования / М. Ю. Федорова. - учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
44. Храмцов, П.И. Школьная мебель и вариативные подходы к ее использованию / П.И.Храмцов, В.В.Молдованов, Е.Н.Сотникова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. - М., 2004. - Ч. III. - С. 281.
45. Чимаров, В.М. Роль педагога в формировании и развитии здоровой личности в условиях социокультурного информационного образовательного пространства / В.М.Чимаров, Н.Н.Малярчук // Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материале Тюменской области): сборник статей. - Тюмень: Изд-во ТюмГу, 2013. - С. 208-227.
46. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин; Под. ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Тема: | «Реализация прав детей в системе общего образования» | |
Раздел: | Безопасность жизнедеятельности | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 103 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Современные подходы к диагностике гражданской грамотности в системе общего образования
ВКР:
Развитие информационно-аналитических умений детей в учреждениях дополнительного образования
Дипломная работа:
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Организация художественно-эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования
Магистерская работа:
Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.