Дипломная работа
«Современные педагогические системы»
- 67 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ….7
1.1. Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем….7
1.2. Анализ развития современных систем образования…15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ….22
2.1. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации….22
2.2. Характеристика современных педагогических систем в работе с детьми
с ограниченными возможностями….….29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КГБУ СО «ЦЕНТР СЕМЬИ КАНСКИЙ»)….36
3.1. Характеристика деятельностиКГБУ «Центр социальной помощи семье
и детям Канский»….36
3.2. Анализ применения образовательных технологий в деятельности КГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Канский»….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….49
БИБЛИОГРАФИЯ….52
ПРИЛОЖЕНИЕ….56
Актуальность темы исследования «Современные педагогические системы» -очевидна, ведь запросы общества постоянно меняются, и технологии педагогического процесса, которые необходимо использовать, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.
Современные педагогические системы, технологии обучения, воспитания и развития обучающихся должны обеспечивать не только достаточный уровень теоретической и практической подготовки, но и переориентацию образования на личность, приоритет социально-мотивационных факторов в процессе обучения, а также создавать условия для достижения каждым учеником заданного уровня знаний, навыков и умений.
В связи со значительным увеличением численности детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе становится актуальной проблема поиска наиболее эффективных педагогических систем, педагогических технологий в коррекционной работе с с ограниченными возможностями здоровья, подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями к интеграции в социально-экономическую жизнь, расширению границ доступного им мира, приобщение к ценностям мировой цивилизации.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, внедрение современных образовательных технологий в школьных образовательных организациях продиктовано и социальным заказом родителей, которые на данном этапе предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей.
ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены механизмы гибкой смены адаптированной основной образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии является необходимым и решающим условием успешной социализации, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
Данную цель можно достигнуть разными способами, один из которых внедрение социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Степень разработанности проблемы исследования: В педагогической науке к понятию «педагогическая система» обращались Ф. Ф. Королев, В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, Г. Н. Александров, Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Е.Ф. Сивашинская и др.
Разные аспекты социально-педагогической реабилитации с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ рассмотрены в работе М.А.Болдиной, Е.В. Деевой, Л.И. Акатова. Методология работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ освещены в работах российских и зарубежных ученых Выготского Л.С., Зайцева Д.В., Митчелла Д., Алехиной С.В., Малофеева Н.Н. и других.
Цель исследования – изучение теоретических основ современных педагогических систем и анализ их использования в практике социальной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы современных педагогических систем.
2. Проанализировать нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.
3. Рассмотреть виды современных педагогических систем и их практическое применение в системе работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
4. Проанализировать применение современных образовательных систем в деятельности образовательной организации (на примере КГБУ СО «Центр семьи Канский»)
Объект исследования– современные педагогические системы
Предмет исследования– педагогические системы, применяемые в современной педагогической деятельности с детьми – инвалидами и с ОВЗ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, дидактической, методологической, методической литературы; наблюдение, опытное обучение; математические методы обобщения результатов исследования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка библиографических источников, приложения.
В первой главе ВКР представлены теоретические аспекты современных педагогических систем: проведен анализ литературы по теме, раскрыта сущность современной педагогической системы и ее видов.
Во 2 главе проанализированы нормативно-правовые основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, использование современных педагогических технологий в социальной работе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.
В 3 главе анализируется опыт социальной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на примере деятельностиКГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Канский».
Практическая значимость работы состоит в изучении современных педагогических систем как инструмента формирования у обучающихся ключевых компетенций, способствующих эффективности адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в современном обществе.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1.Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем
В педагогической науке к понятию «педагогическая система» обращались относительно редко (Ф. Ф. Королев, В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, Г. Н. Александров и др.).
Педагогическая система относится к классу социальных и может рассматриваться как предмет исследования педагогической науки или как саморазвивающийся объект педагогической практике.
В психолого-педагогическом словаре дается определение понятия «педагогическая система» как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами».
Согласно Т.А. Ильиной, «система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление» .
М.Л. Фрумкин полагал, что педагогическая система – это сложная динамическая система управления, в которой воплощаются воспитательные цели. Однако такое мнение вряд ли следует считать исчерпывающим: ведь понятие «педагогика» предполагает не только воспитательные цели, но и учебный процесс, и формирование навыков и умений, и различные уровни образования.
Одним из первых исследователей, рассматривающих понятие «педагогическая система», стала Н. В. Кузьмина, которая впервые отделила его от понятия «педагогический процесс».
Н.В. Кузьмина считает, что «педагогическая система – это множество взаимосвязанных функциональных и структурных компонентов, подчиняемых цели воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление» .
В современной педагогической науке отсутствует единое понимание того, что следует вкладывать в понятие «педагогическая система и ее виды».
Данный термин – весьма многогранен: правильнее было бы рассматривать не одну, а множество педагогических систем. Например, можно выделить педагогическую систему учебно-воспитательного процесса (например, систему внеклассного обучения, клубов, кружков по интересам), педагогическую систему воспитания (например, систему нравственного, художественного или трудового воспитания), систему обучения какой-либо науке или ее части (например, педагогическую систему обучению строю русской речи).
Педагогическая система, является частью более широкой социальной системы и находится под ее постоянным «контролем». Иначе понятие говоря, мокрой это «открытая занятия система» изменяющаяся френе под заведения влиянием родители социума, следующие прогресса грамоте общества правовое в науке, школьного культуре, разных технике. Изменения открывает педагогической центр системы практики находятся ребенка в зависимости системы от того, обучения на какие занятия элементы игровой в данный введена момент экскурсии направлено круглые воздействие например общества (на навыкам укрепление пожилых материально-технической разным базы процессе обучения среднее и воспитания, ключевых на совершенствование семей методов слева и форм целью учебно-воспитательной введена деятельности, собой на улучшение детям профессиональной тенденция подготовки заведений учителя сосуд или влияющую его реакция материального учебных положения считать и т.д.).
Важнейшими характеристиками данной общей педагогической системы являются единство, преемственность ее компонентов, непрерывность системы образования и воспитания, что обеспечивает гражданам нашей страны возможности развиваться, учиться на протяжении всей жизни; постоянно обогащать интеллектуально-творческий и культурно-духовный потенциал нации.
Множественность, крылечко разнообразие форма объективного угости мира основе приводит детей к выделению аспектов разнообразных правах систем. В детских зависимости нужды от основания россии классификации учащихся рассматривают экономики следующие льготах системы: услуг технологические, являются биологические перемены или корзинка социальные; смыслу естественные сфере или система искусственные; здорового материальные систем… или интересно абстрактные; кузьминой открытые федерации или примере закрытые; улучшение статистические жизни или мышления динамические; учетом простые алехиной или родителей сложные; также централизованные центр или целью без принципов ведущего необходим органа наличие управления основе и другие.
Любая общества система оказание обладает например рядом других общих учащихся для обучения всех уровень систем различных свойств (рис. 1) .
Рис.1.Особенности льгот педагогических центр систем
Педагогические приводят системы покупка являются чтобы относительно работает самостоятельными центра и целостными, центра непосредственно ухудшению порождающими действиям процесс динамики развития степень человека.
Педагоги поэтому выделяют якунина сущностные система характеристики работе педагогической категории системы: практики социальная, процесс сложно-организованная, развития искусственная (подчиняется работе законам, жизненной принципам, нужды правилам, грамотная установленных моторики человеком, одним целеустремленная, пополняет стремящаяся общества к совершенствованию, систем открытая (часть, признаком элемент появится более условий широкой условий социальной перечень системы, являются динамическая, защите развивающаяся (изменяет годом свойства чувств во времени базовые под большое воздействием повышение внешних заданными и внутренних наличие факторов), участия централизованная (имеет детей органы различные управления), учитывая самоуправляющаяся человека
Педагогическая прежде система, теорий будучи понятия открытой границ системой, работы изменяется (укрепление систем материально-технической временно базы, развития улучшение форма материального типам положения показал учителя, повышения совершенствование каждом содержания жизненных образования системы и т. п.) под другими влиянием концепцию социальных методики изменений, концепций прогресса чтобы общества замещения в науке, методам культуре, внимание технике.
Система ребенку образования кошка создается развития обществом сластенин и выполняет колечко его служб социальный детей заказ. Социальные настрой институты, школьных выполняющие синдромом образовательные смыслу функции группы и объединяющиеся число в систему школа образования, процесс являются такими подсистемами учитель системы науке образования.
Выделяют горох принципы добиться функционирования тенденция системы:
– оптимальность;
– структурность – выделение спектра частей (компонентов) системы, динамики их упорядочение можно и классификация;
– функциональность – в поддержки качестве развитие компонентов жизненной системы влиять выступают также функции, программы регулирующие методики отношения детей и связи является в системе;
– интегративность – особое таким внимание факторов уделяется система системообразующим число элементам, здоровья которые жизнь объединяют в-третьих ее компоненты обучения и способствуют правовое сохранению сделать и функционированию создаются целого. раскрыть
Факторы, влияние оказывающие детей существенное процесса влияние помощь на управление учащемуся процессом тенденция социального работы развития различные личности опусти учащегося, рисование являютсяокружающей детских средой ощущение педагогической качеств системы.
Системообразующим особые фактором педагогического науке процесса личности являются егоцели. Если заведений целью обществе является вывод формирование честь знаний, организма то процесс право обучения занятие приобретает внимание объяснительно-иллюстративный инвалиды характер; науки если стоящим главная дохода цель – формирование учителя познавательной выполняет самостоятельности, учитель то процесс работы приобретает систем черты ребенка частично школьных проблемного более обучения; требует если развития ставится отнести главная например задача – развитие детей индивидуальности поддержка школьника культур и его федерации личностных условия качеств, образном то процесс следует является лицеи развивающим, приказом целостным система процессом категории проблемно-развивающего знании обучения.
Под категории педагогической темпов системой материал понимают можно также является концепцию условий образования наличие личности, средой обоснованную рабочего тем главным или средней иным является ученым-педагогом, здорового например, размера известны одним педагогические правовое системы уровень Я. А. Коменского, различных К. Д. Ушинского, труда В. А. Сухомлинского. Формирование система этих модель концепций выступают происходило службы в рамках системы определенных примере общественно-исторических приводят формаций, рукой поэтому науке говорят петух о педагогических опытом системах детей первобытнообщинного, работает рабовладельческого, программы феодального поддержки и других основное обществ.
В более педагогических разложи системах возраста выделяют новых их структуру.
В наиболее трактовке работы Н.В. Кузьминой педагогическая других система благодаря включает работе пять обществе структурных семьи элементов: правовое цели, ребенку содержание условий образования (учебная системы информация), социума средства систем педагогической постоянно коммуникации, учётом учащиеся педагогу и педагоги. Кроме учащихся того, активное она являются рассматривает сновной и функциональные общества компоненты Функциональные индивида компоненты — это анализ устойчивые уровень базовые ребенку связи беспалько основных создание структурных система компонентов, размера возникающие детей в процессе школа деятельности жизнь руководителей, семьи педагогов, сластенин учащихся поддержки и тем авторских самым френе обуславливающие такие движение, детей развитие, какие совершенствование усилий педагогической разного системы например и вследствие среднее этого опусти их устойчивость, следует жизнестойкость, общения выживаемость. Выделяются семьи пять нашел основных культуры функциональных экономики компонентов: защита гностический, детьми проектировочный, работа конструктивный, процессе коммуникативный выборе и организаторский. Эти нашей же элементы этапе являются например элементами активное индивидуальной политики педагогической россии деятельности.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Педагогическая система рассматривается как «совокупность взаимосвязанных компонентов (педагоги и воспитанники, их цели, способы деятельности, содержание образования и воспитания, материально-технические средства), характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостной явление». Это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».
2. Развитие образования - это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. К основаниям развития образования следует отнести новые концепции и модели на уровне государства, учебного заведения, новые образовательные стандарты. На современном этапе можно выделить следующие тенденции развития образования: демократизация, непрерывность, диверсификация, индивидуализация, интернационализация, гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация, стандартизация, многоуравневость, вариативность.
3. Анализ нормативно-правовых актов социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации показал, что законодательство Российской Федерации в области социальной работы с детьми-инвалидами направлено на создание благоприятных условий, обеспечивающих жизнь семьи инвалида. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
4. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ важно использовать различные образовательные технологии. Основные элементы технологии социальной реабилитации инвалидов уже созданы или активно развиваются. В то же время для более эффективной работы необходимо продолжить совершенствование этой деятельности во всех формах образования.
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Канский» (КГБУ СО Центр семьи «Канский») создано 26 лет назад 27 ноября 1995. Целями деятельности Учреждения являются: оказание постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности с учетом категорий получателей социальных услуг, состояния их здоровья, возраста, социального положения и других обстоятельств, которые приводят или могут привести к ухудшению условий их жизнедеятельности. Для решения данной задачи в Центре семье и детям …. активно развивается практика внедрения социально-педагогических технологий в реабилитационный процесс учреждений социального обслуживания по разным направлениям: технологии работы с детьми с расстройством аутистического спектра; технологии, направленные на развитие навыков самообслуживания; технологии, направленные на развитие общих способностей; технологии, направленные на развитие здорового образа жизни; технологии формирования экологического мышления; реабилитационные технологии; технологии развития профориентационной деятельности и развития начальных профессиональных навыков; технологии, направленные на спортивное развитие.
5. В КГБУ СО Центр семьи «Канский» открыто отделение социального сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В отделении социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями осуществляется комплексное сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями в социальной адаптации и интеграции в обществе. Для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья использованы технологии взаимодействия, технологии совершенствования деятельности, технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
6. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых путей адаптации, социализации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования педагогического процесса, способы повышения качества обучения.
В результате реабилитационно-коррекционной работы специалистов Центра социальной помощи семье и детям «Канский» складываются условия для максимально возможной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям нормальной жизни, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество, интеграции детей-инвалидов в среду здоровых социально-благополучных сверстников.
Итогом использования реабилитационных технологий становится постепенное изменение отношения родителей к проблеме здоровья собственного ребенка, улучшение атмосферы в семьях, активное включение родителей в реабилитационные мероприятия, в работу общественных объединений родителей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// // Справочная правовая система КонсультантПлюс http://www.co**ultant.ru
2. Конвенция о правах ребенка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // URL: Справочная правовая система КонсультантПлюс http://www.con**ltant.ru
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) //URL: Справочная правовая система КонсультантПлюс http://www.cons**tant.ru
4. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2021 N 385-ФЗ) // URL: Справочная правовая система КонсультантПлюс http://www.cons**tant.ru
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г. N 301-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
+ еще 36 источников
Тема: | «Современные педагогические системы» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 67 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Применение современных педагогических технологий в обучении математике
Отчет по практике:
Основные концепции педагогов-новаторов и их реализация в современных образовательных системах
Курсовая работа:
Современные правовые системы
Курсовая работа:
Функции современных банков
Курсовая работа:
Анализ состояния современной кредитной системы Российской Федерации