Реферат
«Роль традиций в формировании социально-культурного пространства»
- 30 страниц
Введение….3
1. Сущность традиций в культуре и обществе….5
2. Понятие, структура, классификация социокультурного пространства…13
3. Основные принципы формирования культурного пространства в многонациональной стране…20
Заключение….27
Список использованной литературы….29
Актуальность темы исследования определяется тем, что традиции, сложившиеся в рамках культурной политики государств в разные исторические периоды, могут оказать большое влияние на формирование ценностных основ современной культуры общества.
В настоящее время важной задачей любого государства является сохранение и приумножение существующих культурных ценностей с целью противостояния глобализации и стандартизации культурной жизни, сохранения национальной и этнической самобытности и уникальности своих граждан.
Традиции означают передачу из поколения в поколение накопленного опыта и знаний. Они обеспечивают стабильность общественного порядка. Традиция - это универсальный механизм, который поддерживает имманентную связь и преемственность между эпохами и поколениями прошлого и будущего в развитии общества. Выражается особая социальная форма существования самоорганизующейся и саморегулирующейся подсистемы жизнедеятельности человека. Другими словами, традиция - это стержень, на котором держится общество.
Роль традиции в современном обществе характеризуется функциональной интеграцией ее ценности в жизнь общества. В этом смысле именно традиция позволяет структурировать обоснованное понимание стабильности и устойчивости общества и теоретически выражать богатство и разнообразие, которые обеспечивают содержательный анализ различных компонентов и сфер общественной жизни.
Поэтому тема эссе является ключевой в формировании профессиональных компетенций специалистов в области культуры.
Бурное развитие науки и техники, их вторжение во все сферы общества, беспрецедентные масштабы воздействия средств массовой информации оказывают серьезное влияние на традиционные ценности духовной культуры общества. Воздействие настолько велико, что часто многие традиции, которые могут оказать прогрессивное влияние на развитие общества, преждевременно уходят в небытие, что значительно истощает духовную жизнь народов. В связи с этим изучение традиций требует целостного понимания, многопланового подхода, приобретает особое значение.
Целью написания реферата является определение роли традиции в формировании социально – культурном пространстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность традиций в культуре и общества;
Определить понятие социокультурного пространства, выделить структуру, классификацию;
Проанализировать роль традиций в формировании социально-культурном пространстве.
Над проблемой традиций как положительного фактора социокультурного развития, занимались Г. Лебон и К. Маркс. В XX в. тему разрабатывали Э.Г. Абрамян, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буева, В.Б. Власова, М.М. Громыко, Л.В. Данилова, Ю.А. Левада, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, А.Г. Спиркин, Р. Генон, и др.
В ходе написания данной работы использовались труды А.И. Кравченко, Ю.Н. Солонина, Чернявской Ю.В. и др.
1. Сущность традиций в культуре и обществе
Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и в дословном переводе оно означает «передачу», «предание».
Большая советская энциклопедия дает такую формулировку «Традиция — (от лат. traditio — передача; предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.» [22].
В Большом словаре иностранных слов «Традиции, это то, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.).
В социологическом словаре «традиции - элементы соц. и культ, наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и соц. группах в течение длительного времени» [16].
Словарь синонимов русского языка (Орфографический словарь Лопатина) гласит «традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.» [22]
Исходя из этого, термин может быть определен как набор формальных процедур для хранения и передачи определенного контента, предназначенных для настройки механизмов наследования.
Традиции - это определенные социальные институты, поведенческие нормы, идеи, ценности, ритуалы, обычаи, отдельные объекты и т. Д. Традиции охватывают объекты наследия, передачу этого наследия из поколения в поколение, а также процедуры и методы их наследования. Наличие традиций можно найти практически в любых проявлениях общественной жизни, но их роль в разных областях неодинакова. Например, в религии они приобретают принципиальный характер и выражаются в сознательно консервативной форме, а в современном искусстве их присутствие минимально.
Концепция традиции получила различные теоретические интерпретации в истории, что объясняется их разнообразием [14].
В работах ученого Д. С. Лихачева проблемы традиции и традиции отражены в размышлениях о культуре и искусстве. По его словам, «традиция понимается как способ реализации преемственности, которая объединяет тенденции творческой активности прошлого, которые имеют отношение к современному развитию. Именно благодаря традициям сохраняется богатейший потенциал культуры, достигается живая и естественная связь между настоящим и прошлым, становится возможным взаимодействие культурных эпох и ценностей, сохранение ведущих линий в творческой жизни » [11].
Традиции являются социальным и культурным наследием, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя: объекты социального и культурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследства. Определенные культурные модели, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, стили и т. Д. Служат традициями.
Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Их сфера особенно широка в архаичных и докапиталистических обществах. Традиции присущи многим различным областям культуры, хотя их доля и значение в каждой из этих областей различны, они занимают наиболее важное место в религии.
Разнообразие культур в мире во многом обусловлено разнообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам связи возможности заимствования и обмена в сфере культурного наследия различных обществ значительно расширяются.
Традиции формируют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их самоидентификацию и преемственность в своем развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существенное влияние на интерпретацию и использование национального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои имеют свои традиции. Отсюда разнообразие и несоответствие традиционных культурных форм и их интерпретаций.
Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенный набор образцов, не только воспринимает и усваивает их в готовом виде, но всегда осуществляет свою интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и свое прошлое.
Социокультурное пространство объединяет культурные и социальные аспекты человеческой деятельности в рамках социальной группы любого уровня вплоть до общества в целом (социокультурная система). Социокультурное пространство обеспечивает воспроизводство культуры и устанавливает допустимые пределы для изменений, которые возможны при сохранении целостности социокультурной системы, реализуя функцию смыслообразования в культуре. Именно человек, его социальные связи формируют социокультурное пространство как особую пространственно-временную целостность. Это набор культурных процессов, которые рассматриваются в рамках определенных исторических традиций и географических границ.
Социокультурная среда - это совокупность культурных ценностей, общепринятых норм, законов, правил, научных данных и технологий, которые общество и человек в обществе имеют для эффективных действий и взаимодействий со всеми компонентами их жизненной среды (то есть естественными, созданными человеком). , информационные компоненты, а также другие люди). В более узком и более широком понимании идея социокультурной среды связана с ее коммуникативным и информационным компонентом, который включает, прежде всего, произведения искусства и средства массовой информации; социальная диагностика.
Таким образом, влияние социокультурной среды на общество и личность в обществе очень значительно: отсюда начинаются шаги к социализации, формируются общие культурные и «знающие» резервы, развивается художественная и эмоциональная сфера, достигается удовлетворение потребностями в отдыхе. Социокультурная среда формирует комплекс представлений человека о мире и о его месте в нем, влияет на нравственные и этические ориентиры, предлагает и формирует программы поведения. Поэтому изучение процессов, связанных с влиянием социокультурной среды на человека и, через человека, на социально значимые процессы, является актуальным.
1. Коܰнстܰитуܰцܰиܰя Россܰиܰйсܰкоܰй Феܰдерܰаܰцܰиܰи (ܰв реܰд. ФܰКЗ от 30 деܰкܰабрܰя 2008 г. №7-ФܰКЗ; от 30 деܰкܰабрܰя 2008 г. N 6-ФܰКЗ, от 30.1ܰ2.ܰ2008 N 7-ФܰКЗ, от 05.0ܰ2.ܰ2014 N 2-ФܰКЗ, от 21.07.ܰ2014 N 11-ФܰКЗ) //Собрܰаܰнܰие зܰаܰкоܰноܰдܰатеܰлܰьстܰвܰа РФ", 04.08.ܰ2014, N 31, ст. 4ܰ3ܰ98.
2. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017)// "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.11.1992, N 46, ст. 2615.
3. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»
4. Богуславская С.М, Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов университета. - изд. 2-е перераб. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 161 с.
5. Бедаш Ю. А. Концепция социального пространства Анри Лефевра / Ю. А. Бедаш // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 11 (126). – С. 219 – 224.
6. Дмитриева Г.Г. Роль традиции в современном социокультурном пространстве / Г.Г.Дмитриева. // 2012 — 46 с.
7. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: Трансляция ценностей, письменность//Вопр. философии. М., 1996. - № 4.
8. Ищенко Н.С. Социокультурное пространство как статическая характеристика социокультуры / Н. С. Ищенко // Материалы Х Откр. республ. Матусовских чтений (г. Луганск, 20 апр. 2017 г.). – Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2017. – С. 47 – 52.
9. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2005 — 464 с: ил.
10. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М.: Академический проект, Трикста, 2003. - 496 с.
11. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 350.
12. Лихачев Д. С. Избранные работы. Т. 1. С. 147., Т. 2. С. 452.
13. Орлова Э.А. Социокультурные предпосылки модернизации в России. Библиотека в эпоху перемен. Информ. сб. (Дайджест). Вып. 2 (10). М.: Изд. РГБ, 2001.
14. Орлова Э. А. Культура: основания, определения, понятия / Э. А. Орлова // Энциклопедический словарь. – М. : Академ. проект, Культура; Киров : Константа, 2012. – С. 659 – 676.
15. Орлова Е.В. Социокультурное пространство: к определению понятия // Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 149-152.
16. Резник Ю. М. Культура: структура и функции / Ю. М. Резник // Энциклопедический словарь. – М. : Академ. проект, Культура ; Киров : Константа, 2012. – С. 676 – 686.
17. Садыева (Байдаева) Н. С-Д. Обычаи, ритуалы, обряды как содержание традиции/ Н. С.-Д. Садыева (Байдаева) // Философия. Социология. Современность: сборник статей. - Улан-Удэ; изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. – С. 64-77.
18. Солонин Ю.Н. Культурология: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2015. - 566 с.
19. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Культурология: краткий курс лекций. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 167 с.
20. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений». Монография. - М., Политиздат, 1976.
21. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции: учебно-методическое пособие. - Минск, 1998 г. - 170 с.
22. Источник: https://g*fo.me/dict/culturology/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F
Тема: | «Роль традиций в формировании социально-культурного пространства» | |
Раздел: | Культурология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование грамматического компонента коммуникативной компетенции на основе наглядности на средней ступени обучения
Курсовая работа:
Основы конституционного права США
Курсовая работа:
Социально-культурные технологии социальной работы
Дипломная работа:
Роль государства в системе социальной защиты
Курсовая работа:
Системный подход в социально-гуманитарном познании