Курсовая работа

«Тактическая подготовка баскетболистов»

  • 35 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста 4

2. Характеристика тактической подготовки юных баскетболистов 8

3.Классификация тактики игры…18

3.1. Связь технической и тактической подготовок 22

4. Психологическая подготовка баскетболистов 28

5. Способы повышения уровня технико-тактической подготовленности баскетболистов 30

ВЫВОД 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Введение

Актуальность. Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут победить противников. Успех в достижении победы определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима тактическая подготовка, позволяющая передвинуть пути борьбы с противником и наиболее эффективное использование средств [20].

Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи.

При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технической подготовленности игроков, для чего необходимо: в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми способами их выполнения. Такая необходимость возникает в связи с тем, что игра сильнейших баскетболистов характеризуется активными действиями и умением действовать внезапно в любой момент. Она протекает в очень быстром темпе, при постоянном изменении ситуации.

Цель работы. Исследование тактической подготовки баскетболисток.

Фрагмент работы

1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.

Подростковый возраст приходится на 12-16 лет (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет). Границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку начало и завершение полового созревания, в зависимости от ряда факторов, могут сдвигаться в сторону более старшего или младшего возраста. Кроме того, было установлено, что по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам, ибо у последних начало полового созревания относится к предшествующему периоду развития (второе детство), тогда как у мальчиков процесс полового созревания только начинается в это время [7].

Рост и развитие скелета. В среднем школьном возрасте происходит ускорение роста и развития в связи с половым созреванием. Увеличиваются половые различия. Продолжается окостенение скелета. К 14-16 годам в позвоночнике появляются новые точки окостенения.

Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают в 15-16 лет. В этом же возрасте происходит срастание нижних отрезков грудины. К 10-13 годам завершается окостенение запястья. Окончание развития скелета руки у подростка женского пола на 2 года раньше, чем у подростка мужского пола. Окостенение сесамовидных костей обычно начинается с 13-14 лет. С 13-14 лет преобладает развитие лицевого скелета во всех направлениях и складываются характерные черты физиономии. С 12 лет и до взрослого состояния ежегодный прирост лицевого черепа составляет 2-3мм. К 15 годам базилярная часть затылочной кости сливается с основной. С 12 лет окружность черепа увеличивается ежегодно на 4 мм [6].

В период полового созревания отмечается наибольший прирост головы, у девочек к 13-14 годам, а у мальчиков к 13-15 годам. К 12-13 годам грудная клетка имеет все особенности взрослой, но отмечается меньшими размерами. Окружность груди в 15 лет у мальчиков в среднем 80 см, у девочек – 77,5 см. Темпы нарастания груди меньше темпа роста тела в длину. Отношение окружности груди к весу тела постоянно и равномерно уменьшается. Вес тела нарастает с возрастом быстрее, чем окружность груди. У девочек с 13 лет рост грудной клетки опережает ее рост у мальчиков. С 12 и до 14-15 лет у девочек увеличивается интенсивность роста поперечного размера входа в малый таз [23].

Рост и развитие нервной системы. К 15 годам вес головного и спинного

мозга почти достигает веса взрослого человека. Продолжается рост пирамидных клеток. Мозговой конец двигательного анализатора достигает почти полного развития. Ввиду совершенствования торможения улучшается контроль над эмоциями. Продолжительность сна уменьшается до 9 часов. Время активного внимания, при отсутствии утомления, возрастает до 30 минут. На 1 см. отодвигается ближайшая точка ясного виденья, и на 2 диоптрии уменьшается аккомодация глаза. Острота слуха наивысшая с 14 до 19 лет.

Развитие двигательного аппарата. В 12-15 лет происходит усиленный рост мышц и образование массивных волокон. Вес мышц по отношению к весу тела у подростка 15 лет составляет 32,6%. К 13-15 годам становая сила увеличивается у мальчиков на 60%, а у девочек на 70%. мускулатуру необходимо развивать равномерно, так как чрезмерное развитие одной из мышечных групп задерживает рост костей в длину [28].

Упражнения типа подскоков и прыжков способствуют удлинению трубчатых костей.

Сгибатели и разгибатели мышц рук развиваются в основном одновременно, а разгибатели ног и туловища – быстрее, чем сгибатели. Сила мышц правой и левой сторон туловища и конечностей имеет большое значение для формирования осанки.

Более высокие показатели физического развития у подростков и юношей спортсменов объясняются тем, что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы обмена веществ в организме. В восстановительном периоде после значительных энергетических затрат, связанных со спортивной нагрузкой, в тканях откладывается больше веществ, чем их было до начала работы, то есть происходит так называемая суперкомпенсация энергетических затрат [27].

Изменение крови и системы кровообращения. К 14-15 годам состав крови приближается и взрослому. Количество эритроцитов и лейкоцитов такое же, как у взрослых. Количество нейтрофилов доходит до 60,5%, а лимфоцитов – 28%.

Вес сердца в 14-15 лет доходит у мальчиков до 183 грамм, а у девочек до 184,5 грамм. Следовательно, в периоде полового созревания он больше у девочек. К 13-14 годам объем сердца подростка достигает половины объема сердца взрослого. Частота пульса в покое с 12 до 15 лет уменьшается на 4 -5ударов в 1 минуту. Систолический объем возрастает с 33,5 до 41,5 см3, а минутный объем – с 2740 см3 до 3250 см3 [28].

К 15 годам среднее систолическое давление – 117 мм.рт.ст., а диастолическое – 73 мм.рт.ст. Электрокардиограмма подростка близка и взрослому типу. Так как кровеносные сосуды развиваются медленнее сердца и относительно сужены по сравнению с емкостью сердца, то при физической работе легко повышается кровяное давление, а вследствие повышения возбудимости симпатической системы значительно учащается сердцебиение и наблюдается аритмия. Поэтому физические упражнения нужно ограничивать, особенно при статическом усилии; например, при стоянии в течение 15-20 минут у здорового подростка иногда нарушается кровообращение.

Под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов частота пульса становится несколько реже. В процессе выполнения мышечной работы объем веществ у подростков увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При этом, усиление кровообращения относительно больше, чем у взрослых, увеличение минутного объема крови достигается в основном за счет учащения сердцебиений.

При мышечной нагрузке кислородный долг у детей и подростков может быть очень значительным. Подростки старшего возраста способны с высокой интенсивностью выполнять физическую работу при нарастании кислородного долга, в то время как в более младшем возрасте организм менее приспосабливается к работе в анаэробных условиях и не может с прежней интенсивностью ее продолжать [23].

Дыхательная система. В период полового созревания легкие быстро растут. Их вес к 14-15 годам достигает 513-594 грамма. Частота дыхания снижается. Глубина дыхания в покое к 14-15 годам 300-375 см3, минутный объем в покое 4900-5400 см3, легочная вентиляция в покое 6500см3, жизненная емкость легких 2700-3000 см3. Потребность в кислороде возрастает в 1 минуту со 195 до 225 см3 [21].

При планировании занятий с подростками необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограничены даже по сравнению с более младшими детьми. Поэтому развитие общей выносливости затруднено и центр тяжести занятий должен быть перенесен на развитие скоростно-силовых качеств, а так же ловкости.

Работоспособность в зонах большой и умеренной мощностей, где энергообеспечение зависит от своевременной доставки кислорода, также увеличивается. Это связано в первую очередь с уменьшением координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе. Изменения, происходящие в морфофункциональном статусе организма, и прежде всего увеличение массы тела, сказывается и на процессах обеспечения организма энергией, что приводит к заметному возрастанию суточных потребностей в пище [15].

Заключение

Чтобы добиться высших спортивных результатов спортсмен обязан владеть полным объемом разнообразных приемов техники и тактики, правильно применять их в игровой обстановке. Технико-тактическая подготовка баскетболистов является главным этапом в формировании спортсмена, поэтому каждый баскетболист должен стремиться к этой стадии.

Средний школьный возраст – это ступень к высоким результатам. В этом возрасте происходят изменения во внутренних органах, формируется скелет, мышечная система. Все эти процессы, несомненно, влияют на совершенствование технико-тактической подготовки.

В процессе спортивного совершенствования необходимо всегда учитывать особенности женского организма и физиологические изменения, происходящие в нем под воздействием спортивных тренировок.

Психологическая подготовка занимает высокое место во всей подготовке баскетболиста. Она имеет большое значение не только, когда требуется психологически подготовить спортсмена к соревнованиям, но и когда идет учебно-тренировочный процесс. Поэтому спортсмен, владеющий многими тактическими и техническими приемами, без тактического мышления, психологической подготовки не сможет достичь высоких спортивных результатов.

Данный возраст является наиболее сенситивным для развития таких физических качеств, как быстрота, прыгучесть, ловкость. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию двигательных способностей. Ведь невысокий уровень подготовленности баскетболистов лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствование его.

Список литературы

1. Баскетбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под общей ред. И.А. Водянниковой, В.Б. Гантова, В.Н. Левинова. – М.: Изд.ФиС, 2004. – 154с.

2. Баскетбол. Программа для детских спортивных школ. – М.: Изд. ФиС, 1992. – 70с.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: Изд.ФиС, 1988. – 208с.

4. Белов С.А. Секреты баскетбола. – М.: Изд.ФиС, 1982. – 198с.

5. Ваодамян К., Лалаян А. Очерки по психологии баскетбола. – М.: Изд.ФиС, 1994. – 72с.

6. Вопросы психологии спорта / Под ред. Пуни А.Ц. – М.: Изд.ФиС, 1995. – 190с.

7. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Изд. «Просвещение», 1985. – 243с.

8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Уч. пособие для студентов. – М.: Изд.«Академия», 2000. – 288с.

9. Гомельский А.А. Будни баскетбола. – М.: Изд.ФиС, 1964. – 99с.

10. Гомельский А.А. Тактика баскетбола. – М.: Изд.ФиС, 2003. – 175с.

11. Зельдович Т., Кераминас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Изд.ФиС, 1984. – 216с.

12. Зинин А.М. Детский баскетбол. – М.: Изд.ФиС, 1984. – 181с.

13. Колос В. М. Баскетбол: теория, практика. – Минск: Изд.ФиС, 1998. – 167с.

14. Комаров А.В. Баскетбол. – М.: Изд.ФиС, 1997. – 250 с.

15. Кулакаускас В.А. Тренировка баскетболистов. М.: Изд.ФиС, 1998. – 280с.

16. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Изд.ФиС, 2003. – 188с.

17. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе. – М.: Изд.ФиС, 1994. – 144с.

18. Преображенский И.Н., Семашко Н.В. Говорят тренеры по баскетболу. – М.: Изд.ФиС, 1961. – 174с.

19. Спортивные игры для институтов физической культуры / Под ред. Железняка Ю.Д., Портного Ю.Н. – М.: Изд.ФиС, 2001. – 501с.

20. Спортивные игры и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Портных Ю.И. – М.: Изд.ФиС, 1996. – 319с.

21. Спортивные игры. Учебник для институтов физической культуры. – М.: Изд.ФиС, 1999. – 120с.

22. Спортивные игры: правила, тактика, техника / Под ред. Коневой Е. В. – Ростов: Изд. «Феникс», 142с.

23. Серопегин И.Н., Волков В.М. Физиология человека: Учебник для техникумов физической культуры. – М.: Изд.ФиС, 1989. – 287с.

24. Столов И.И. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.-М.: Изд.ФиС, 2006.-100с.

25. Теория и методика физического воспитания. / Под общей ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева, т.1. – М.: Изд.ФиС, 1997. – 526с.

26 Травин К.И. Основы тактики игры в баскетбол М.: Изд. Советский спорт, 1953. – 116с.

27. Уиллис Г. Стратегия баскетбола. – М.: Изд.ФиС, 1998. – 120с.

28. Фарбер Д.А., Корниенко И.А. Физиология школьника. – М.: Изд. «Педагогика», 1990. – 64с.

29. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания. – М.: Изд.ФиС, 1977. – 320с.

30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Уч. пособие для институтов высших учебных заведений. – М.: Изд. «Академия». – 2000. – 480с.

Покупка готовой работы
Тема: «Тактическая подготовка баскетболистов»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 990 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика