Курсовая работа

«Роль тьютера при реализации инклюзивного подхода в дошкольном образовании в Германии, Англии»

  • 28 страниц(ы)
  • 436 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение 3

Глава 1.Общая характеристика тьюторского сопровождения в дошкольном образовании 5

1.1 Характеристика и модели тьюторского сопровождения дошкольников 5

1.2 Тьютор и тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в Российской Федерации 8

Глава 2. Тьютерская деятельность в Англии и Германии 15

2.1 Классическая модель Тьютерства в Великобритании 15

2.2 Модель тьютерства в Германии 20

Заключение 24

Список литературы 27

Востребованность инклюзивного образования и его активное развитие объясняют актуальность данного исследования. Для раскрытия темы инклюзивной практики тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо рассмотреть её теоретические основы, нормативную базу, опыт ведущих образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивную практику, в т. ч. в г. Красноярске.

Вместе с тем, педагоги Красноярского края редко получают возможность повысить свою профессиональную квалификацию в области инклюзивного образования; 27 – 29 мая 2013 г. прошёл краевой семинар «Технологии тьюторского сопровождения особого ребенка в условиях коррекционной школы: ресурсы тьюторского сопровождения при работе с семьей и детьми с особыми нуждами»[6]; первый краевой семинар, посвящённый практике тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании «Тьютор и его роль в образовании особого ребенка: практики работы, опыт, теоретические основы» прошёл в г. Красноярске 22 сентября 2014 г. в КГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 5» (сегодня – КГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»). [7]Т. о., проблемой, которую частично разрешает данное исследование, является фрагментарность представлений педагогической общественности Красноярского края о сопровождении, в т. ч. тьюторском, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии и эпизодичность публикаций и др. просветительских мероприятий по данной теме.

Цель данного исследования: систематизация особенностей тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

1) изучить доступные источники информации об инклюзивной практике тьюторского сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья в Российской Федерации, Англии, Германии;

2) выявить основные аспекты инклюзивной практике тьюторского сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья в Российской Федерации, Англии, Германии;

3) определить сферы образовательной деятельности, где тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья особенно успешно;

4) представить авторский опыт инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников с использованием приёмов тьюторского сопровождения.

Т. о., объектом данного исследования является инклюзивная практика тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, предмет же исследования – её теоретическая основа и аспекты, а также приёмы осуществления в Российской Федерации, Англии и Германии.

Глава 2. Тьютерская деятельность в Англии и Германии

2.1 Классическая модель Тьютерства в Великобритании

В зарубежной педагогике исследованием тьюториады занимались такие ученые, как Х.Барроуз, К.Бруффе, М. Девольер, С.Калишман, Дж. Кларк, Дж. Кован, И.Палфрейман, П.Эшвин и др. (Великобритания); Х.Беневитц, П.Вагеманн, П.Коэн, К.Пран- гэ, С.Рудольф, И.Терхарт, А.Фрей и др. (Германия);

Вопросы индивидуализации образования в традиционном, для исследователей тьюториады, но понятном для российских исследователей конгексте рассматривали такие ученые, как: Дж.Адамс (индивидуализация как процесс развития личности), М.Галтон (индивидуализация как одно из приоритетных направлений образоввния), А.Келли (виды индивидуализации), Дж.Ледбеттер, Д.Лоутон (гуманистический подход к индивидуализации), А.Маслоу (вопросы социализации и индиви-дуализации личности), К.Роджерс (вопросы самореализации и индивидуализации личности), Б.Роудз, Б.Саймон, Б.Скиннер, Ю.Сэмиер, С.Тейлор, И.Унт (вопросы индивидуализации и дифференциации обучения), Е.А.Александрова, А.В.Хуторской и др. (теория и практика разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий), практическо применение новейших средств индивидуализации образования (Д.Брендз, М.Галтон, Дж.Ледбеттер) и др. В их трудах отражены идеи, направления, формы и методы индивидуализации образования.

Н.И.Сергеева обращает внимание на то, что при известных успехах в деле выявления и обучения одаренных детей школа Англии сталкивается с рядом противоречий и трудностей. Один из таких наиболее сложных вопросов, представляющих исключительную важность для развития всей системы образования, состоит в том, как рационально совместить повышение уровня образования всех учащихся со специальной подготовкой одаренных. Анализ истории и современных тенденций в развитии школьного образования показал, что интеллектуальные критерии отбора на практике часто подменяются социальными, что ведет к сохранению привилегий господствующих классов в системе образования и ущемляет права и интересы трудящихся. Не получили до сих пор четкого решения и многие вопросы, носящие более конкретный характер: следует ли одаренных детей в процессе обучения обособлять или необходимо обеспечивать для них более насыщенные программы в рамках обычного класса; какой путь эффективнее - ускоренный темп прохождения обычной программы или предоставление более насыщенных программ; как привести в соответствие уровень требований к умственной нагрузке одаренных детей с их психолого-физиологическими особенностями; каким должно быть соотношение общего и специального в программе обучения одаренных детей и т.д.

Решение этих, как и многих других сложных вопросов обучения одаренных детей, предполагает дальнейшую интенсификацию теоретических исследований и практических экспериментов, широкий обмен опытом и сотрудничество педагогов и психологов многих стран.

К.В.Назарьева в истории развития английских «паблик скулз» выделяет четыре этапа.

На первом этапе в XIV веке появились английские благотворительные школы, позже получившие название «общественных». Особенности этих учебных заведений проявились в развитии пансиона, в ориентации на университетское образование, в использовании самоуправления. Большинство подобных школ появилось в ХV-ХVП вв., что способствовало появлению сети «паблик скулз».

Итак, изучение источников информации и собственный профессиональный опыт автора позволяют сделать следующие выводы исследования:

Современная российская практика тьторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии сегодня несколько опережает нормативную базу тьюторства в сфере инклюзивного образования.

В Росси существуют центры развития тьюторства – г. Москва и Санкт-Петербург, Пятигорск, Томск, Новосибирск и др., где практика тьюторского сопровождения сочетается с его теоретическим обобщением, созданием нормативной базы и научно-методическим сопровождением педагогов, работающих в условиях инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья [9].

Основными аспектами практического осуществления тьторской деятельности в условиях инклюзии являются создание её нормативно-правовой базы, методического обеспечения (в котором участвует и сам тьютор), планирования и поэтапного осуществления сопровождения, вариативности форм и приёмов сопровождения в соответствии с характером особых потребностей подопечного.

В практике тьторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии в разных образовательных учреждениях существуют общие черты – поэтапность тьюторского сопровождения, его направленность на индивидуализацию образовательного процесса, многовекторность (сопровождение направлено на инклюзию подопечного в разные сферы жизни), оказание консультативной помощи другим участникам образовательного процесса [11].

Практика тьторского сопровождения в некоторых учреждениях показывает, что часто тьюторами становятся родители детей с ограниченными возможностями здоровья; им целесообразно получить соответствующее профессиональное образование (пройти переподготовку).

Одной из сфер успешного тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии (и сферой успешной инклюзии в целом) является дополнительное образование, а продуктивным дополнением к практике педагогического тьюторства здесь становится тьюторство над сверстниками или младшими детьми.

Тьюторские теория и практика ставят перед педагогами и исследователями ряд вопросов. Например, это вопрос о том, кто является субъектом сопровождения. При работе с младшими дошкольниками субъектом является пара — ребенок и близкий, значимый взрослый (один из родителей, няня и т. д.). По мере взросления ребенка, освоения им речи и других знаковых систем, субъектность перераспределяется в его сторону.

Другой, не менее важный вопрос — специфика реализации трудовых функций при тьюторском сопровождении дошкольников, в том числе и по отношению к дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья.

Третий вопрос касается оформления конкретных моделей тьюторского сопровождения дошкольников с учетом возрастных особенностей и педагогических задач.

Тьюторское сопровождение дошкольников развивается в настоящее время в следующих взаимосвязанных аспектах: теоретико-методологический, методический, практический. Эвристическую и ориентирующую роль выполняет профессиональный стандарт тьюторского сопровождения, однако требуется конкретизация его положений для педагогов, работающих с воспитанниками младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. При этом сопровождение должно осуществляться на принципах добровольного участия детей, с опорой на их возрастные особенности, интересы и запросы, а также с согласия и при необходимой поддержке значимых для ребенка взрослых. Помимо возрастной специфики, следует ориентироваться на ключевые модели тьюторского сопровождения дошкольников, различающиеся по своей основной направленности и охвату контингента: 1) общеразвивающую; 2) сопровождения в конкретной предметной области; 3) сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов с учетом характера имеющихся ограничений.

1. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://stanov**hool. ucoz.ru/foto/Raduga/prikaz-1155ot_17.10.2013.pdf (дата обращения: 10.01.2017). Загл. с экрана

2. Альманах тьюторских практик и технологий. Москва-Тверь: СФК-Офис, 2016. 219 с. (Серия «Библиотека тьюто- ра». Вып.7).

3. Беляева О. Л. Организационно-методические трудности построения процесса тьюторского сопровождения особого ребенка в условиях образовательной организации: sk**5.narod.ru.

4. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. С. 285–291.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. Детская психология. Проблема возраста. С. 244–256.

6. Диденко Л. А., Абдулкин В. В., Бельская К. В. «Условия развития образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае»: edu**pen.ru›Default.aspx?tabid=341.

7. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.- Тверь: «СФК-офис». 2012 [Электронный ресурс] URL: http://mg**-sh.ru/sites/default/files/professiya_tyutor.pdf (дата обращения: 20.02.2016)

8. Ковалева Т. М., Жилина М. Ю. К дидактике открытого образования: среда, тьюторское сопровождение, событие // Основные тенденции развития дидактики: образование в постиндустриальном обществе. Сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25–26 октября 2001 г.) / под ред. И. М. Осмоловской, сост. Н. В. Мунина. М.: Изд-во СГУ, 2010. С. 211–220.

9. Ковалева Т.М Основы тьюторского сопровождения в общев образовании/Т. М. Ковалева.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 54 с.

10. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях/ Сост. И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина. – М.; 2011. – 56 с.

11. Пилипчевская Н. В. «Основные тенденции развития практик тьюторства в современном образовании»: sk**5.narod.ru.

12. Семинар по теме; «Технологии тьюторского сопровождения особого ребенка в условиях коррекционной школы: ресурсы тьюторского сопровождения при работе с семьей и детьми с особыми нуждами»: ks**.ru›page-12146.html.

13. Семинар по тьторству: k**o.ru›ns2-item.php?id=4859.

14. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений/ Сост. С. В. Алещенко. – Томск, 2014 – 42 с.

15. Шандыбо С. В. Тьюторство как условие обеспечения качества образования особых детей: sksh5.narod.ru.

16. Юдин М. Г. Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа: PsyJo**nals.ru›О Сборнике›Содержание›44073_full.shtml.

17. Arbeitsgemeinschaften «Grundschule-unter-den-Kastanien» [Электронный ресурс]. URL: http://www.grund**huleunter-den-kastanien.de/ag-angebote/ (дата обращения: 20.03.2016)

18. Mitwirkung von Schülern und Eltern in der Schule. Das offizielle Hauptstadtportal [Электронный ресурс]. URL: http://www.b**lin.de/sen/bildung/schulorganisation/mitwirkung/index.html (дата обращения: 28.04.2017).

19. Schule «Max-Beckmann-Oberschule» [Электронный ресурс]; URL: http://www.m**-o.net/ (дата обращения: 01.05.2017)

20. Tutorinnen & Tutoren. UNI Potsdam [Электронный ресурс]; URL: http://www.uni-pot**am.de/en/brisant/thema1/tutorinnen.html (дата обращения: 03.03.2016) 8. Tutorinnen und Tutoren. Uni-Hamburg [Электронный ресурс]; URL: https://www.unih**burg.de/beschaeftigtenportal/services/personal/einstellung/tutor.html (дата обращения: 01.05.201)

21. Übung / Tutorium [Электронный ресурс]; URL: https://www.e-te**hing.org/lehrszenarien/tutorium (дата обращения 28.04.2017)

22. Was ist ein Tutor? Tele-Akademie. [Электронный ресурс]; URL: http://www.tele-t**or-training.de/tele_tutoring/ (дата обращения: 01.05.2017)

Покупка готовой работы
Тема: «Роль тьютера при реализации инклюзивного подхода в дошкольном образовании в Германии, Англии»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 28
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика