Курсовая работа
«Образовательный геокешинг в дополнительном образовании»
- 29 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты применения образовательного геокешинга в дополнительном образовании 5
1.1 Понятие, сущность образовательного геокешинга 5
1.2 Дидактические возможности применения образовательного геокешинга в дополнительном образовании 11
2 Методические аспекты применения геокешинга в дополнительном туристско-краеведческом образовании 18
2.1 Методические рекомендации по организации геокешинга в рамках дополнительного образования 18
2.2 Разработка геокешинг-игры 23
Заключение 27
Список литературы 28
Спортивно-познавательная игра «Геокэшинг» на протяжении уже двух десятков лет хорошо известна широкой общественности. Она представляет собой игру, когда при помощи ориентирования по GPS-координатам на местности разыскивают заранее скрытые тайники. Геокэшинг имеет некоторые черты сходства со спортивным ориентированием.
Геокэшинг охотно применяют для достижения самых разных целей. Так, он выступает как хобби, как средство развлечения и как вид отдыха, а также как занятие активным или экстремальным туризмом. Приемы геокэшинга энергично используют в квестах (например, в Эскейп Рум, Экшн), а также при подготовке юных скаутов или для проведения корпоративных тренингов. В каждом крупном городе нашей страны насчитывается немало почитателей этой игры. Геокэшинг у нас известен людям самых разных возрастных категорий и видов занятий: дошкольникам, школьникам, студентам, пенсионерам, семьям, группам сослуживцев и др.
Часто к геокэшингу обращаются учителя, педагоги дополнительного образования, инструкторы по физкультуре, а также воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Причиной их внимания служит тот факт, что геокэшинг представляет эффективную образовательную технологию и в то же время он является особой формой обучения и воспитания.
Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из обширных возможностей непосредственно геокешинга для достижения результатов, установленных ФГОС к освоению основной образовательной программы и программы дополнительного образования [5].
В настоящее время востребованным трендом развития современного образования является модель открытого, неформального образования. Одним из форм организации работы с учащимися неформального образования является образовательный геокешинг.
Актуальность выбранной темы определяется следующими противоречиями: необходимость использования новых информационных технологий в образовании, в частности, образовательный геокешинг, и отсутствием методики его применения школьными учителями.
Объект исследования – подготовка педагогов дополнительного образования к проведению образовательного геокешинга.
Предмет исследования – образовательный геокешинг как форма организации дополнительного образования.
Цель исследования – разработка и апробация методики подготовки учителей к проведению образовательного геокешинга при организации внеклассной работы со школьниками.
Для достижения поставленной цели были сформулированы основные задачи исследования.
− Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по организации дополнительного образования школьников.
− Рассмотреть основы образовательного геокешинга.
− Выявить возможности использования образовательного геокешинга в дополнительном образовани.
− Разработать методические рекомендации по проведению образовательного геокешинга в дополнительном образовании.
− Привести разработку игры в стиле геокешинг.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения, списка литературы.
1 Теоретические аспекты применения образовательного геокешинга в дополнительном образовании 1.1 Понятие, сущность образовательного геокешинга
Геокэшинг известен с 2000 года (США), а в России с 2002 г. Основные его правила, а так же игровой этикет нашли свое отражение в работе Joel McNamara «Geocaching for dummies» («Геокэшинг для чайников»), выпущенной еще в 2004 году [1]. В публикации Layne Cameron «The Geocaching Handbook» («Руководство по геокэшингу») помимо общих вопросов детально рассматриваются GPSустройства и смартфоны, техника закладки тайников, безопасность на открытом воздухе. Эта работа претерпела уже два переиздания [2]. Содержание обеих книг посвящено тому, кто рассматривает геокэшинг как хобби или как занятие туризмом.
Российский геокэшинг отличается от западных его видов, во-первых, тем, что он носит в большинстве случаев образовательный характер. Во-вторых, выбором мест для тайников. В России они закладываются на территориях, где имеются достопримечательности или в памятных местах. Главными сайтами по геокэшингу являются: https: // www/geocaching.com и https://geocaching.su/. Также популярны https://neocaching.ru/ и https:// citycaching.ru/.
Образовательный геокэшинг достаточно подробно раскрыт в научно-методических публикациях и в личных блогах педагогов или самих геокэшеров. Педагогический потенциал геокэшинга как опыт реализации городского проекта анализируется в работе А.Г. Кукушкиной [3]. И.Б. Жуковин дает подробную характеристику геокэшингу как инновационной форме образовательного путешествия [4]. Ю.А. Талагаева рассматривает геокешинг как способ укрепления межпредметных связей [5].
Значительное число публикаций посвящено применению геокэшинга во внеурочной деятельности школьников, в дополнительном образовании. Среди работ отметим публикации И.А. Гришиной, И.В. Радецкой, И.Ю. Сорока, О.Г. Варфоломеевой [6], Ю.А. Талагаевой [7]. Те же И.В. Радецкая, И.Ю. Сорока, О.Г. Варфоломеева внесли вклад в изучение технологий внедрения геокэшинга в систему дополнительного образования детей и подростков [8]. А.М. Пинский большое внимание уделяет работе клубов образовательного геокэшинга [9]. М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко, Н.В. Смирнова выявляют культуросозидающий потенциал в развитии познавательного туризма и образования [10]. Роль достопримечательностей в развитии познавательного туризма и образования на российских примерах исследуется Н.С. Максаковской и Н.В. Максаковским [11]. Геокэшинг выделен как вид туризма. Специфике физкультурно-оздоровительных и рекреационных программ в системе детско-юношеского туризма посвящены работы Ю.А. Карвунис [12; 13]. Вопросы физического воспитания школьников с ОВЗ отражены в трудах Л.А. Парфеновой и Г.Б. Глазковой [14]. Использование мобильных технологий для проведения геокэшинга на местности при подготовке будущих учителей содержится в работах Ю.С. Пономаревой [15].
В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Одним из таких эффективных средств является использование педагогом интерактивных методов.
Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса, сущность которых состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая самого педагога. Учитывая возрастные особенности детей в работе с дошкольниками наиболее предпочтительны именно интерактивные технологии самостоятельной деятельности, создающие условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания [17].
Инновационным направлением этой формы работы может стать синтез спортивного ориентирования и геокешинга, который отвечает всем характеристикам интерактивных методов работы с дошкольниками.
Геокешинг - приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг - это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.
Образовательный геокэшинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников.
Образовательный геокешинг - это мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим.
- Образовательный геокешинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:
- Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
- Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
- Наличие ясной, конкретной цели.
- Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
- Групповую рефлексию.
- Подведение итогов.
История геокешинга началась в 2000 году. 2 мая, на следующий день после официальной отмены загрубления сигнала GPS для гражданских приёмников, Дэйв Алмер из Портленда (штат Орегон) в одной из сетевых конференций предложил друзьям новую игру Stash («Пряталки»). Суть новой игры заключалась в том, что один человек создал тайник опубликовал свои координаты в Интернете а другие по этим координатам пробовали найти тайник. На следующий день Дэйв отправился в лес и лоскут из своего города. Epic, игра называлась геостатистикой (русская геостационарность). Однако был предложен вариант лучше, который и закрепился[9].
Самой крупной международной площадкой игры является Geocaching.com. На сайте опубликовано более 2,5 млн тайников, игроков в мире более 6 млн. Например, в Финляндии свыше 36 000 тайников, а на территории России, несмотря на огромную территорию, 704 тайника (на апрель 2015 года). Их особенность — редкое наличие в описании тайников русского языка.[17]
В России геокешинг появился весной 2002 года. Два независимых проекта, Geocaching.ru и Caching.ru объединились в общий Geocaching.ru (позднее Geocaching.su). Тайники располагаются повсюду, но обычно автор стремится выбрать особенное место — достопримечательности, красивый вид.
Существуют и вариации игрового процесса. Например, организаторы проекта Энкаунтер модифицировали игровой процесс, добавив к геокэшингу ограничение по времени и подсказки.
Особенностью российского геокешинга является то, что по правилам игры тайник рекомендуется создавать только в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому создание и поиск тайников превращаются в активный познавательный процесс.
Игроки получают множество любопытных сведений о достопримечательностях российской земли. Каждая точка, отмеченная координатами, интересна не только владельцам GPS, но и для людей интересующихся историей родного края, географией и т.п. Сейчас сайт игры геокешинг превратился в крупнейшую базу данных достопримечательностей России.
Причем каждая точка имеет не только свои координаты, но и подробное описание местности и достопримечательности, фотографии, а также мнения уже посетивших ее игроков. В 2005 году количество тайников перевалило за 1000 штук, а в игре приняли участие более 5000 человек по всей
России. Обучающие игры в стиле геокешинг прошли в нескольких городах России - Нижнем Новгороде, Иркутске, Хабаровске, Новосибирске, Пскове, Порхове, Москве. Во всех городах игры вызвали большой интерес. За несколько лет геокешинг превратился из игры для обладателей GPS- навигаторов, в массовое увлечение. [13]
Теперь это не только поиск тайников, но и регулярные тематические встречи геокешеров на природе, обучение новичков азам GPS-навигации, собственный магазин по продаже символики игры и GPS-навигаторов, а также организация корпоративных мероприятий, «призовых» игр и конкурсов для спонсоров.
Основная идея современного геокешинга состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них в Интернете.
Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников. Чаще всего тайники расположены в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Точность, с которой прибор определяет позицию, составляет от нескольких метров до нескольких десятков метров.
Это позволяет только «очертить» небольшой район местонахождения закладки. Для более точного поиска контейнера надо пользоваться подсказками из описания тайника, применять наблюдательность, смекалку и опыт.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставит перед школой задачу подготовить активного и ответственного выпускника школы, который впоследствии сможет преобразовывать жизнь своей страны во всех её сферах, будь то наука, творчество, экономика, политика и т. д.
Такое становится возможно только если ученик сам хочет получать новые знания, совершать какие бы то ни было новые для себя открытия, познавать мир. Школа может лишь подтолкнуть к этому по средствам новых, более интересных для учащихся методов обучения, современных образовательных технологий [18].
Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в системе общего среднего образования требует создания в процессе обучения условий для развития социальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, позволяющих реализовать их индивидуальные особенности. Перспективной технологией осуществления этих важных задач является образовательный геокешинг.
Образовательный геокешинг действительно мощный инструмент который позволяет поднять на новый уровень процесс обучения не только информатике, но и других предметов. Данная технология позволяет сделать учебный процесс действительно актуальным личностно значимым и интересным, в какой-то мере даже азартным.
Результаты анкетирования и различных социальных опросов показывают, что далеко не все учителя применяют или готовы использовать новые информационные технологии, не смотря на тот факт, что сейчас существуют множество курсов, направленных на повышение компьютерной грамотности. Учителя, изучившие одно или несколько средств информационных технологий, не видят всего спектра их педагогических возможностей, и поэтому впоследствии использует их либо эпизодически, либо не использует вообще [14]
Таким образом основанием выбора технологии геокешинга в первую очередь, является, уровень самостоятельности у школьников в учебной деятельности, отметим что эта образовательная технология, позволяет поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию деятельности школьников. Образовательный геокешинг формирует и предметные результаты. Использование GPS- навигации, умение перемещаться по координатам позволят обучающимся овладеть компьютерными средствами представления и анализа данных.
Проведенный анализ использования GPS - технологий в образовании показал, что рассматриваемая технология имеет значительный дидактический потенциал для развития учебного процесса личностно значимым и интересным, в какой-то мере даже азартным. Таким образом основанием выбора технологии в первую очередь, является, уровень самостоятельности у школьников в учебной деятельности, отметим что эта образовательная технология, позволяет поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию деятельности школьников не только в общем образовании, но и в дополнительном.
На основе анализа учебной и научно-методической литературы нами были рассмотрены дидактические возможности технологии геокешинга в дополнительном образовании.
Геокешинг может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и для обучения по таким предметам как география, история, литература, математика, физика, иностранные языки, краеведение. Это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень учебную деятельность школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным. Создание и поиск виртуальных и реальных «тайников» превращаются в активный познавательный процесс, который наполняет обучение новым практическим значением.
В рамках представленной работы были предложены методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по подготовке и проведению игр в стиле геокешинг. Кроме того, предложена разработка игры в стиле геокешинг туристической направленности.
Таким образом, цель и задачи, стоящие перед представленным исследованием, реализованы в полном объеме.
1. Асмолов, А. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. № 2 (64). 2014.
2. Волкова И. С. Применение ландшафтной карты в краеведческих исследованиях школьников // Известия ВГПУ. 2019. Т. 282, № 1. С. 45–50.
3. Волкова И. С. Составление и использование карт историко-культурного наследия в школьном курсе географического краеведения // Известия ВГПУ. 2017. Т. 274, № 1. С. 49–55.
4. Геокешинг. [Электронный ресурс]. URL: www.geocaching.ru (дата обращения 28.04.2021).
5. Гришина И. А. Инновационные форматы внеурочной деятельности: образовательный геокэшинг. URL: elibrary_35331591_54524514.pdf (дата обращения: 10.05.2021).
+ еще 20 источников
Тема: | «Образовательный геокешинг в дополнительном образовании» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Критерии и показатели качества образовательного процесса в дополнительном образовании
Магистерская работа:
Мониторинг качества дополнительного образования
ВКР:
Инновации в сфере дополнительного образования детей (на примере робототехники)
Курсовая работа:
Роль педагога дополнительного образования при реализации инклюзивного образования в школьном образовании в России
ВКР:
Разработка и реализация курса «графический дизайн» в дополнительном образовании обучающихся средней школы