ВКР
«Организационно-методическое сопровождение образовательных организаций в республике башкортостан по реализации электронного образования»
- 51 страниц
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 8
1.1. Содержательное наполнение понятия «электронное обучение» 8
1.2. Педагогические и организационно-методические аспекты обеспечения электронного обучения 12
1.3. Функциональные возможности платформы «Moodle» 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 29
2.1. Мониторинг аналитико-прогностического исследования по реализации электронного образования в Республике Башкортостан 29
2.2. Разработка интерактивных электронных курсов для проведения обучения педагогического состава общеобразовательных организаций в Республике Башкортостан 33
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по второй главе 43
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Электронное обучение в мире перешло в фазу бурного развития и общественного признания, но в нашей стране, несмотря на серьезные прорывы в развитии IT технологии и законодательные инициативы, отношение к нему многих людей, в том числе и профессионалов от образования, до сих пор остается настороженным, а часто и резко отрицательным. Связано это, на наш взгляд, в первую очередь с недостаточным представлением и пониманием самого процесса электронного обучения и с инерционным нежеланием признавать очевидные перспективы и эффективные социальные и экономические результаты и последствия перехода к новой стадии развития образования. Свою лепту в разнонаправленность оценки вносит нормативно-правовая и
организационная неопределенность, а также отсутствие ясно сформулированных целей и ожиданий со стороны заинтересованных сторон: государства, общества и работодателей.
В настоящее время созданию электронных обучающих средств уделяется большое внимание. Актуальность создания интерактивных обучающих средств приобретает особую остроту в свете повышающихся требований к уровню информатизации, открытости и доступности образовательных услуг, как социокультурного процесса и характерной черты постиндустриального, информационного общества, в котором меняются само содержание и структура образовательного процесса, а ключевая роль отводится умениям специалиста успешно адаптироваться к условиям меняющегося мира, обновлять свои навыки и компетенции и использовать информацию в целях непрерывного саморазвития. С другой стороны, несмотря на распространенность информационных образовательных продуктов в образовании и рост интереса к дидактическим возможностям интерактивных средств обучения со стороны преподавания отдельных предметов, данная проблема разработана лишь в малой степени, что подчеркивает актуальность работы.
Применение информационных технологий в образовании имеет ряд очевидных достоинств, таких как наглядность (сочетание текста и мультимедиа), интерактивность, доступность в любое время, в любом месте (при использовании дистанционных технологий), гибкость ит. д.
Что касается психологического аспекта оценивания знаний обучающихся, то электронные технологии обучения предоставляют уменьшить значимость стрессоров в процессе сдачи зачетов и экзаменов, а кроме того увеличить уровень эмоционального удобства на занятиях. Применение электронных методов обучения в образовательных организациях позволяет повысить уровень обучения и усовершенствовать качество образовательных услуг, а также гарантирует значительную гибкость в реализации образовательных целей.
В ходе работы нами была сформулирована проблема внедрения системы электронного образования в образовательные организации Республики Башкортостан. Основной проблемой является то, что далеко не все педагогические работники владеют информационными
образовательными ресурсами, активно используют дистанционные
образовательные технологии, развивают сетевое взаимодействие с представителями других образовательных организаций не только своего района и города, но и республики.
Качество педагогических кадров - самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально-активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально - экономического и духовного развития общества.
Огромное внимание уделяли ученые педагоги проблеме развития электронного обучения, такие как Т.В. Якушенок, В.А. Дрейвс, А.В. Хуторский, А. Арафех., А.В. Батес.
Электронное обучение не должно заменять традиционное обучение, применение которого способствует многогранному обогащению процессов преподавания и изучения за счет эффективного использования информационных, коммуникационных и медиатехнологий в широком спектре дидактических, методических и организационных сценариев.
Авторы Е.И. Машбиц и М. Розенберг к набору существенных преимуществ использования электронного обучения перед традиционными занятиями относят следующие:
- четкая структурированность учебного материала и широкие возможности предъявления учебной информации;
- компьютер позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся к обучению;
- эффективная обратная связь;
- ИКТ дает возможность качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Наряду с широкими возможностями организация электронного обучения имеет и ряд проблем:
- необходимость наличия минимальных знаний компьютерной технологии и умения пользоваться интернетом у обучаемого;
- мотивация слушателей с целью повышения качества усвоения материала;
- зависимость от технической инфраструктуры (технический сбой может привести к срыву обучения);
- отсутствие достаточного количества специалистов в сфере электронного обучения;
- сложность составления и высокие инвестиции в электронный образовательный контент.
Цель работы - разработка и реализация процесса организации обучения педагогического состава общеобразовательных организаций Республики Башкортостан технологии применения электронного обучения.
Объект - дополнительное образование педагогов
общеобразовательных организаций.
Предмет - педагогический процесс дополнительного образования с учетом применения инновационных образовательных технологий - технологии применения электронного обучения.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- провести анализ педагогической и методической литературы, определить состояние развития электронного обучения в Республике Башкортостан;
- раскрыть педагогические и организационно-методические аспекты обеспечения электронного обучения, рассмотреть различные инструменты и сервисы электронного обучения;
- разработать интерактивного электронного курса для проведения обучения педагогического состава общеобразовательных организаций в Республике Башкортостан.
Методы применяемы в работе: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы: теоретические методы: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования, обобщение полученных результатов, конкретизация основных положений по теме;
эмпирические методы исследования: мониторинг электронного
образования в Республике Башкортостан, педагогический эксперимент, анализ результатов слушателей курсов.
Теоретическая значимость данного исследования: уточнено понятие «электронное образование», определены возможности платформы «Moodle», 6
обоснованы тенденции и закономерности развития образования при использовании современных информационных образовательных технологий, в том числе электронного образования.
Практическая значимость: сделанные в ходе исследования
теоретические и практические выводы могут стать методической базой для внедрения электронного образования в общеобразовательные школы; разработано методическое пособие для преподавателей по работе с дистанционной средой обучения. Целью учебного пособия является обучение принципам работы в онлайн системе для разработки курсов, в режиме учитель, и получение практических навыков навигации в дистанционной среде обучения
Цели и задачи исследования обусловили структуру данной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
1.1. Содержательное наполнение понятия «электронное обучение»
Электронное обучение (ЭО) возникло в результате стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и
телекоммуникационных сетей, которые внесли качественные изменения в профессиональную и личную жизнь людей в мировом сообществе, следовательно, явились предпосылкой существенных изменений в области образования, и способствовали появлению новых педагогических инструментов, а также способов, методов и технологий обучения. Таким образом, причиной возникновения ЭО является потребность в новых образовательных практиках, способствующих подготовке подрастающего поколения к жизни высокотехнологическом обществе.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержание понятия «электронное обучение» отождествляется с организацией образовательной деятельности на основе использования:
- информации, которая содержится в базах данных, используется при реализации образовательных программ,
- информационных технологий,
- программно-аппаратных средств,
- информационно-телекоммуникационных сетей, которые
обеспечивают передачу по линиям связи используемой информации, а также взаимодействие субъектов образовательной деятельности [32].
Тогда как содержание понятия «дистанционные образовательные технологии» соотносится с образовательными технологиями, которые реализуются в том числе и с применением информационно-телекоммуникационных сетей для опосредованного (на расстоянии) взаимодействия субъектов образовательной деятельности [38].
Следовательно, источниками развития ЭО являются:
- рост информационно-ресурсной базы,
- свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,
- возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,
- интерактивность,
- мобильность устройств и программного обеспечения
- возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Способами развития электронного обучения являются описания механизмов интеграции средств информационно-коммуникационных
технологий в практику работы образовательной организации. В связи с непрекращающимся расширением набора Средств информационных и коммуникационных технологий и их дидактических возможностей возникает необходимость в разработке методического обеспечения их применения в учебном процессе, описании моделей реализации электронного обучения.
В реализации электронного обучения организациям необходимо руководствоваться ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16) и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [21].
Электронное обучение должно обеспечиваться применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.
В настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привёл к новой общественной формации, называемой информационным обществом. Система образования, в первую очередь испытывает на себе все тенденции информатизации общества, так как призвано внедрять в образовательный процесс современные образовательные технологии, с целью повышения мобильности образования и конкурентоспособности обучающихся.
Новые образовательные стандарты, это совершенствование учительского корпуса, это система поддержки талантливых детей, это изменение школьной инфраструктуры и многое другое. И все эти изменения будут проходить уже в «новом» модернизированном обществе - открытом обществе, в связи бурным с развитием интернета и информационных образовательных ресурсов.
Сегодня каждый знаком с понятием «информатизация»:
- существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями.
- огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.
- в школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).
Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все. Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже
неотформатированными, низкого качества, перегруженными
анимационными или звуковыми эффектами. Не лучше обстоит дело и с использованием медиа-ресурсов. Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно- 44
коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности. Но только для тех, кто действительно владеет информационно-коммуникационными технологиями.
Бурное развитие телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, и мультимедиа в последние годы не только способствовало появлению повышенного интереса к использованию компьютеров в учебном процессе, но и обусловило появление системы образования нового поколения - компьютерного дистанционного образования.
1. Андреев А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning / А. А. Андреев // Высшее образование в России. — 2010. — № 8/9. — С. 41—44.
2. Андрюшкова О.В., Козлова А.В. Комплексный подход к модернизации образовательного процесса при комбинированной форме обучения // Электронное обучение в традиционном университете: сб. ст. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - С. 25-36.
3. Аникина Е. И. Электронное обучение в вузе / Е. И. Аникина, Н. Н. Бочанова, А. А. Черепанов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. — 2012. — № 2-3. — С. 59—63.
4. Балыхин М. Г. Электронное обучение и его роль в образовании без границ / М. Г. Балыхин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. — 2008. — № 4. — С. 65—71.
5. Бочков В. Е. Электронное обучение как ключевой аспект конкурентных преимуществ smart-вузов на рынке образования / Е. В. Бочков, С. Н. Исаев, Е. А. Хицков // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2014. — № 22. — С. 26—38.
+ еще 36 источников
оригинал в pdf формате
Тема: | «Организационно-методическое сопровождение образовательных организаций в республике башкортостан по реализации электронного образования» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 51 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Обеспечение информационной открытости образовательной организации
Магистерская работа:
Руководство развитием образовательной организации на примере башкирского экономико-юридического колледжа
Дипломная работа:
Изучение театрального искусства Республики Башкортостан на уроке музыки
Дипломная работа:
Роль преподавателя - организатора основ безопаности жизнедеятельности в обеспечении антитеррористической защиты образовательной организации
Реферат:
Финансы и бюджетно-налоговая система Республики Башкортостан