Курсовая работа
«Грамматические ошибки учащихся при изучении морфологии в шестом классе и способы их предупреждения»
- 33 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1. Морфология как раздел школьной грамматики….5
1.2. Классификация типичных грамматических ошибок….10
ГЛАВА 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ В ШЕСТОМ КЛАССЕ
2.1. Грамматические ошибки учащихся в шестом классе.13
2.2. Способы предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….25
ПРИЛОЖЕНИЕ….28
Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что на уроках русского языка регулярно проводится работа по культуре речи, но, несмотря на это, сегодня существует проблема увеличения ошибок в устной и письменной речи учащихся. Отчасти данное положение обусловлено тем, что учитель не всегда может определить тип ошибки, допускаемой учеником, и соответственно подобрать нужное упражнение для ее исправления. Кроме того, как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет, что затрудняет работу учителя в этом направлении. И поэтому в нашей работе мы попытались разработать свою классификацию по морфологическим ошибкам учащихся, опираясь на известные классификации.
Актуальность проблемы определяется потребностями современного общества такими как: свободно владеть речью, как средством познания окружающей действительности; самостоятельно заниматься общественной деятельностью; овладевать нормами грамматически правильной речи для успешного взаимопонимания с другими людьми и способности продолжения обучения в высших учебных заведениях.
Объектом нашего исследования является процесс изучения морфологии в шестом классе.
Предмет исследования – морфологические ошибки учащихся шестого класса, а также способы предупреждения данного вида ошибок.
Цель нашего изучения – изучить морфологические ошибки шестиклассников, допускаемые при изучении раздела «Морфология», и рассмотреть возможные способы их предупреждения.
Задачи исследования:
1) Изучить морфологические ошибки как вид грамматических ошибок;
2) Рассмотреть общую классификацию ошибок в речи учащихся;
3) Исследовать морфологию как раздел школьной грамматики;
4) Обратить внимание на содержание раздела «Морфология» в 6 классе;
5) Отметить причины возникновения морфологических ошибок у учащихся в 6 классе;
6) Найти способы предупреждения морфологических ошибок;
Материалом изучения послужили труды методистов М.Т. Баранова, Т.М. Воителевой, О.Н. Киселевой, Е.И. Литневской.
Методами нашего исследования являлись описательный, сравнительный анализ и опрос.
Теоретическая значимость проявляется в том, чтобы классифицировать и проанализировать грамматические ошибки учащихся в 6 классе при изучении морфологии.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практике школьного и вузовского преподавания.
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и исследовательская), заключение, список использованной литературы, приложение.
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1. Морфология как раздел школьной грамматики
Учебный предмет в школе, как известно, – это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. В современной школе русский язык изучается с I по IX класс. В школьном курсе русского языка изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический. Исторически в методике преподавания русского языка сложились особые ее области, в которых излагается методика изучения понятий, включенных в школьную программу: фонетических – в методике фонетики, морфемных – в методике морфемики, словообразовательных в методике словообразования, морфологических – в методике морфологии, синтаксических – в методике синтаксиса.
В данном исследовании мы уделим большое внимание морфологии. Морфология – раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. Морфология изучает правила изменения слов, знание которых необходимо для построения предложения. В морфологии также описываются и определяются части речи, так как приемы словоизменений дифференцируются в зависимости от частеречной принадлежности слова. Глаголы изменяются по лицам, временам, наклонениям, числам, родам; существительные изменяются по падежам и числам; прилагательные изменяются по родам, числам и падежам; числительные изменяются только по падежам; наречия являются неизменяемыми словами [13, с. 4].
В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообращования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте [4, с. 208].
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
По определению доктора филологических наук, профессора В. Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения и высказывания [5, с. 2].
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что хочет сказать ученик в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.
До середины XX века в русской грамматике не было четкого различия между морфологией и словообразованием. Но постепенно словообразование выделилось в самостоятельный раздел грамматики, обособившись от морфологии. В современных учебниках предмет морфологии представлен в виде трех разделов:
1. грамматические классы и разряды слов (части речи);
2. грамматические категории
3. система форм словоизменения [4, с. 208].
Таким образом, можно сказать, что принадлежность слова к той или иной части речи является его грамматическим свойством. В результате морфологию можно определить так: это раздел грамматики, в котором описываются части речи, их грамматические (морфологические) формы и грамматические значение. По мнению В.В. Виноградова, такая морфология – грамматическое учение о слове [9, с. 720].
Учитывать принцип коммуникативности – значимая задача в преподавании русского языка в современной школе, что обуславливается подготовкой учащихся к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной формах. Первое, что требуется от учащихся в речевом оформлении, – это требование правильности речи, соблюдение в ней основных грамматических норм [13, с. 14]. В русском языке эти нормы сформулированы в правила. К ним относятся нормы склонения, спряжения, согласования слов, построения предложений и т.п. Отступление от норм литературного языка, нарушение принципа коммуникативной целесообразности порождают в речи учащихся ошибки и недочеты. Этот «отрицательный» языковой материал – не только показатель состояния речевой культуры, но и простое и понятное основание для оценки речевых умений и навыков, а также сочинения учащегося.
Грамматические ошибки – это нарушения, в результате которых искажается форма слова, структура слова или предложения. Грамматические ошибки являются результатом нарушения грамматических норм (норм словообразования и формообразования, синтаксической связи между словами в словосочетаниях и предложениях) и в соответствии с этим делятся на три группы: 1) словообразовательные; 2) морфологические; 3) синтаксические. Наиболее распространенными грамматическими ошибками являются следующие: 1) среди словообразовательных — ошибочное словообразование; 2) среди морфологических: а) ошибки в образовании форм имен существительных, в том числе форм числа, падежных форм; б) ошибки в образовании форм имен прилагательных, в том числе форм степеней сравнения, кратких форм; в) ошибки в образовании форм имен числительных, количественных и порядковых, собирательных; г)ошибки в образовании форм местоимений; д) ошибки в образовании некоторых личных форм глагола, форм причастий и деепричастий; 3) среди синтаксических: а) нарушение связи сказуемого с подлежащим; б) нарушение согласования определений и приложений; в) нарушение управления; г) ошибки в построении предложений с однородными членами; д) ошибки в построении предложений с причастными оборотами; е) ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами; ж) ошибки в построении сложных предложений; з) смешение прямой и косвенной речи; и) нарушение границ предложения.
Одно из важнейших условий предупреждения ошибок – знание «отрицательного материала», то есть типичных нарушений, встречающихся в сочинениях. И поэтому материалом при подготовке данной работы стали письменные работы учащихся. Анализ позволил выявить наиболее характерные нарушения морфологических норм формообразования, например, «люди хочат получать больше внимания», «местов», «ихней», «к ему», «более красивее», и ошибки в образовании форм разных частей речи: 1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных, например, «где второй тапок?», «мое день рожденье», «наши инженера», «настоящих дружб мало», «катались на понях»; 2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень, например, «менее удачнее», «самый красивейший фонтан», «более привлекательнее»; 3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных, например, «свыше восемьсот метров», «семеро лыжниц», «на странице тридцать восемь»; 4) местоимений:, например, «до скольки часов занятия?», «с ихними соседями», «евонная книга»; 5) глаголов, например, «ложат стены», «хочем есть», «стеру с доски», «чишет пять раз подряд», «захлапывать дверь», «ехайте прямо», «завтра буду прибираться (стираться)»; 6) причастий, например, «каждый, напишущий реферат, получит зачет», «тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание», «изучил всю имеющую информацию», «войска, сражающие с неприятелем»; 7) деепричастий, например, «шел, озирая по сторонам», «приложа мазь к ране», «купивши сервиз».
Резюмируя сказанное, можно сформулировать следующие выводы. Отступление от норм литературного языка, нарушение принципа коммуникативной целесообразности порождают в речи учащихся ошибки и недочеты. Этот «отрицательный» языковой материал – не только показатель состояния речевой культуры, но и простое основание для оценки речевых умений и навыков, а также сочинения учащегося [13, с. 55].
В ходе практического анализа нами было выявлено, что для обнаружения грамматической ошибки не требуется контекст, так как ошибка локализуется в пределах самой языковой единицы. Чтобы обнаружить грамматическую ошибку в слове, достаточно одного слова. Также можно сказать, что грамматическая ошибка в отличие от орфографической не только видима, но и слышима.
Исследуя данную тему, мы выявили, что в предупреждении грамматических ошибок помогают разного рода словари и справочники: толковые словари русского языка, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологические, словари правильностей и т.д. Необходимо обучать учащихся навыкам работы со словарями, воспитывать желание обращаться к ним. Опираясь на лингвистическую теорию, мы получаем возможность объяснить ученику допущенную им ошибку и тем самым предупредить появление подобных ошибок в будущем. Одним из эффективных способов совершенствования речи, повышения уровня ее нормативности является развитие читательского вкуса. Чем шире речевая среда, чем выше ее развивающий потенциал, тем быстрее предупреждаются многие грамматические ошибки. Важное место в системе работ по предупреждению грамматических ошибок занимают специальные упражнения. Грамматическая правильность речи, влияет на логичность, точность, выразительность мысли, на содержание высказывания. Опознавание и устранение грамматических ошибок играет существенную роль при изучении русского языка. Но не менее важное значение имеет умение их предупреждать. Знание типов грамматических ошибок, умение их классифицировать позволяют учителю строить систематическую работу по их предупреждению.
1. Артеменко Н.А. Теория и методика обучения русскому язык. – Томск: Издательство ТГПУ, 2009 – 201 с.
2. Атарщикова Е.Н. Теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: Преподавание русского языка. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 332 с.
3. Бабайцева В.В., Николина Н.А., Чеснокова Л.Д. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Морфология. Синтаксис. В.В. Бабайцева – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 704.
4. Баландина Е.В. Формирование грамматических навыков речи. – Челябинск: Изд-во Челяб. Ун-та, 2009. – 64 с.
5. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов вузов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия,200. – 368 с.
+ еще 34 источника
Тема: | «Грамматические ошибки учащихся при изучении морфологии в шестом классе и способы их предупреждения» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 1300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение лингвометодических основ синтаксиса и морфологии в обучении связной речи в национальной школе
Дипломная работа:
Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи
Курсовая работа:
Интерактивные технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах
Дипломная работа:
Использование фразеологических единиц в текстах английских анимационных фильмов и способы их перевода на русский язык