Дипломная работа
«Художественные образы и средства их воплощения в песенном творчестве композитора р.м.хасанова»
- 60 страниц
ВВЕДЕНИЕ….… 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КОМПОЗИТОРА РИМА ХАСАНОВА
1.1. Детство….8
1.2. Годы учебы….…10
1.3. Годы работы в Драматическом театре….….12
1.4. Зрелый период…16
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
2.1. Методы сочинения песен….…21
2.2. Творческие союзы с соавторами песен…24
2.3. Художественные образы песен и средства их воплощения…. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. .45
ЛИТЕРАТУРА….…. 47
ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ… 50
Среди видных композиторских имен Башкортостана достойное место принадлежит заслуженному деятелю искусств БАССР, Народному артисту РБ, лауреату комсомольской премии БАССР им Г.Саляма и Государственной премии Татарстана им. Г.Тукая Риму Махмутовичу Хасанову. В последние десятилетия его имя было знаковым, определявшим развитие башкирской профессиональной музыки. Творчество Рима Хасанова очень обширно. Здесь и песни, и симфонические поэмы, камерно-инструментальные произведения, балеты, вокально-инструментальные сочинения, камерно-вокальные произведения, произведения для хора, музыка к драматическим спектаклям, музыка для радио и кино.
Творческая деятельность Рима Хасанова, как и его старших коллег Абрара Габдрахманова, Роберта Газизова, Даниила Хасаншина, Светланы Шагиахметовой, Лейлы Исмагиловой, пришедших в музыку на рубеже 60-70-х годов, развивалась в период «стилевого перелома», когда в башкирской профессиональной музыке сложилась ситуация стилистического разнооб-разия, сосуществования различных стилистических тенденций. С одной стороны, на пике музыкальной формы находились композиторы старшего поколения – классики З.Исмагилов, Х.Ахметов, Р.Муртазин, Н.Сабитов, Т.Каримов, Ш.Кульбарисов, Р.Сальманов, песни, которых составили «золотой фонд» национальной культуры и звучали повсеместно. В то же время свою творческую деятельность начинало поколение Хасанова, все смелее заявлявшее о своих творческих пристрастиях и сочинявшее музыку с ориентацией на тенденции современной музыки. Последнюю треть ХХ века в истории башкирской музыки Е.Р.Скурко называет «Стадией «Нового времени»: «Творчество композиторов протекает под сильным и глубоким влиянием художественного стиля Д.Шостаковича, в тесном соприкосновении со стилистическими исканиями «шестидесятников», среди которых особую роль в творческой судьбе многих авторов сыграли А.Шнитке, С.Губайдуллина, Э.Денисов, композиторы «новой фольклорной волны». Молодые башкирские авторы изучают сочинения «нововенцев», знакомятся с музыкой европейского послевоенного авангарда. Главным полюсом стилевого притяжения для молодых башкирских и их последователей явилось творчество И.Стравинского и Б.Бартока. Итогом отмеченных тенденций оказываются рождение новой концепции фольклора, ассимиляция разнообразных композиторских техник, стилей ХХ века, что в целом свидетельствует о переходе от фольклоризма предыдущих стадий к неофольклоризму и в целом позволяет говорить о стилевом переломе в башкирской академической музыке, открывающем стадию «нового времени» [23, стр. 180].
Известно, что в этот период развития башкирской музыки на первое место выдвинулись инструментальные жанры, в особенности жанры симфонии и инструментального концерта. Начиная с 70-х годов, успешно развивается музыка, связанная с воплощением поэтического слова на русском языке – русскоязычная языковая сфера, в связи, с чем можно говорить о возникновении в музыкальной культуре республики билингвиальной ситуации. Вокальная музыка на башкирском языке продолжает жить в творчестве небольшого числа молодых авторов – А.Габдрахманова, Д.Хасаншина, Р.Газизова, Р.Зиганова, Р.Сахаутдиновой и некоторых других. В этом ряду имя Рима Хасанова занимает очень значи-тельное место. Его песенное творчество стало ярчайшим явлением башкирской культуры 70-90-х годов, поднявшем национальную эстраду на новый уровень развития. Этот факт констатируется практически во всех публикациях, посвященных его творчеству. Именно песни принесли будущему композитору первый успех, в них его индивидуальность реализовалась наиболее полно и успешно, именно этот фактор побудил его профессионально учиться музыке. Более того, песенный тематизм стал определяющим свойством его индивидуального стиля во всех академических жанрах. В какой-то степени Рима Хасанова можно уподобить Францу Шуберту в европейской музыке.
Изучение материалов по творчеству композитора показывает, что его личностью интересовались в первую очередь журналисты, собравшие довольно большой фактологический материал по его биографии. Множество публицистических статей, интервью рассыпаны по республиканским журналам и газетам, которые позволяют нарисовать его жизненный путь [8, стр. 5; 9, стр. 7; 10, стр. 4; 14, стр. 7; 15, стр. 62; 16, стр. 3; 17, стр. 3; 19, стр. 141; 20, стр. 175; 21, стр. 14; 24, стр. 34; 26, стр. 9; 27, стр. 34; 28, стр. 12; 29, стр. 18], проливают свет на процесс его творчества, восстановить историю создания того или иного сочинения. Из музыковедов о нём писали Г.Х.Ахметова [7, стр. 23]; Т.С.Зиновьева [25, стр. 370]; Е.Р.Скурко [22, стр. 189]. Отдельные аналитические наблюдения по поводу тех или иных произведений можно найти в рецензиях на концерты различных съездов и пленумов Союза композиторов Башкирии, музыкальных фестивалей. Например, поддерживая выдвижение композитора на премию им. Салавата Юлаева в 1983 году, Н.В.Зинатшина справедливо отмечала: «В своем богатом вокальном творчестве композитор смело перерабатывает достижения современной эстрадной песни через интонации, ритмы башкирского и татарского народного мелоса и городского молодежного песенного фольклора. Актуальность тематики, мелодичность, простота формы, прозрачность музыкального сопровождения, слитность напева и текста способствуют массовости песен Р.Хасанова» [24, стр.8]. Перечисляя симфонические произведения башкирских композиторов, прозвучавших на V съезде СК БАССР в 1982 году, музыковеды Г.А.Некрасова и Е.Р.Скурко отмечают в пьесе «Сибай» для симфонического оркестра и магнитофона «ветвь картинно-эпического симфонизма» [21, стр. 11].
В то же время биографические данные композитора, как и немно-гочисленные творческие характеристики, до сих пор не систематизированы; многие произведения его не проанализированы; количество песен Хасанова, которое продолжает расти по сей день, не установлено. Следовательно, все эти материалы разрозненны и не охватывают творчество Хасанова в полном объеме. Этим, а также личным интересом к творчеству композитора и объясняется наше обращение к данной теме.
Цель данной выпускной квалификационной работы – это изучение содержательного плана его песен, художественных образов и средств их воплощения в песенном жанре. В задачи работы входят систематизация биографических сведений и создание цельного творческого портрета музыканта, что никогда не делалось, как и подробный анализ его песенного творчества, которое было под пристальным вниманием любителей музыки как минимум последние 50 лет.
Данная работа – одна из первых попыток целостно рассмотреть жизненный путь и песенное творчество композитора, музыканта, общественного деятеля.
Обьект работы – песенное творчество композитора Рима Хасанова.
Предмет работы – художественные образы и средства их воплащения в песенном творчестве Рима Хасанова.
В выпускной квалификационной работе применялись методы сравнительного анализа и музыкально-аналитический метод; изучались нотные материалы (изданные и рукописные), рукописи произведений, которые хранятся в личном архиве композитора, а также в библиотеках – Республиканской им. А.Валиди и Уфимского института искусств им. З. Исмагилова. Среди наиболее значимых источников – интервью и коммен-тарии автора к собственным сочинениям, опубликованные в различных журналах и газетах, отзывы современников Р.Хасанова, а также личные беседы с ним, что позволило провести комплексный анализ его песенного творчества.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе описан жизненный путь композитора. Во второй главе рассмотрены наиболее значимые для Р.Хасанова песни, представленные в различных жанрах, более подробно изучены тематические направления в этой области и проанализировали образы в его песенном творчестве. Критерием для выбора произведений стали нотные материалы, рекомендованные самим автором, а также сочинения, наиболее часто звучащие в концертной жизни республики и за её пределами.
Надеемся, что данная работа будет полезна при изучении курсов «История башкирской музыки», «История и культура Башкортостана» на всех уровнях музыкальной образовательной системы.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ РИМА ХАСАНОВА.
1.1. Детство
Рим Махмутович Хасанов родился 9 марта 1947 года в селе Языково Благоварского района БАССР. Будущего композитора всегда питали привольные просторы башкирской природы, поэтому с самого раннего детства он с головой окунается в атмосферу живой природы родного края. Простые, но строгие деревенские обычаи, удивительная неповторимость и красота народных песен, наигрышей, плясок, своеобразие человеческих характеров. Всё это наводит на мысль, что феномен таланта и объяснение музыкального «уклона» композитора Рима Хасанова обнаруживается не только в музыкальной и духовной атмосфере семьи, но и в окружающей его с детства природе [3, стр. 110].
Как и многие дети, он рос озорным и смышленым мальчиком и очень любил проводить время на природе вместе со своими друзьями. Как вспоминает сам композитор, у него очень много воспоминаний, связанных с речкой. Ему нравилось плавать и рыбачить на Сармасане, у него это получалось лучше всех.
В детстве Рим вместе со своим одноклассником Сашей Тарасенко, мечтал стать летчиком. Они сами мастерили различные самолеты, планеры, воздушные змеи и запускали их в небо, представляя себя будущими профессиональными пилотами. Был момент, когда Рим колебался, не зная, что выбрать – музыку или небо. Любовь к музыке оказалась сильнее [13, стр. 24].
Все Хасановы удивительно музыкальны. Мама, Гульзугра Исмагилова, очень хорошо пела. У нее был красивый, сильный голос. Гульзугра апай пела не только в минуты, когда Махмут Хасанов – муж, после работы играл на скрипке, но и у плиты, и в огороде. Старшая сестра, Хадиса, тоже обладала прекрасным, поставленным самой природой голосом. Петь она любила арии из оперетт.
Отец Рима Махмутовича – Махмут Гайсич был электромехаником высочайшего уровня. Однажды он даже был приглашен для устранения неполадки на самой вышке Башкирского телевидения. Именно благодаря отцу, домашнему радиоприемнику, юный Рим уже в 50 – 60-е годы слушал недоступную для советских людей зарубежную эстраду, знал репертуар знаменитого ансамбля «Beatles», что пробудило в нем любовь к эстрадным песням и к джазу, впоследствии сделало его волшебником в мире музыки.
Конечно же, пример родителей и старшей сестры не мог не повлиять на его отношение к музыке. С пяти лет Рим выступал на сцене, пел песни. А с шести лет тайком брал папину самодельную скрипку. Скоро он начал играть на ней «по слуху». Видя успехи сына, отец дает сыну свой «Самоучитель по музыкальной грамоте», и Рим начинает осваивать ноты. Начинает записывать свои импровизации, разучивать и играть скрипичные пьесы различных композиторов. И даже попробовал написать оперу «Происшествие на станции», про инвалида Великой Отечественной войны, который, играя на гармошке, просил по вагонам милостыню [13, стр. 25].
Дом Хасановых находился прямо за сельским клубом, где один заезжий музыкант целых три года руководил духовым оркестром. Там Рим научился играть на трубе, потом на гитаре, вскоре и на школьном баяне. Зная нотную грамоту, Риму нетрудно было осваивать музыкальные инструменты. Учась в 5 классе, он организовывает в школе инструментальный ансамбль: гармонь, баян, гитара, скрипка, ударные и так называемый самодельный ксилофон – подвешенные бутылки, наполненные различным количеством воды. Для односельчан это был грандиозный ансамбль. На любом концерте их принимали «на ура»». Еще Рим организовал вокальный квартет.
В детстве увлечение музыкой было неосознанным, в какой-то степени даже подражательным, но только до тех пор, пока он не услышал на сцене Благоварского клуба выступление настоящего немецкого камерного оркестра из соседнего колхоза «Россия». Это выступление просто ошеломило его. Все было неописуемо красиво и гармонично. Удивительно профессионально. Тем летом, в 1955 году, он закончил 2-й класс. После концерта принял твердое решение стать музыкантом. С тех пор он ни разу не изменил своей мечте. Это были нелегкие времена. Каждое лето трудолюбивый Рим подрабатывал то на кирпичном заводе, то верхом на коне пас большие стада коров, а после того как в 14 лет стал в детском саду штатным баянистом, ему завели настоящую трудовую книжку. С детских лет такая активная деятельность закалила юного Рима, и в дальнейшей самостоятельной жизни помогала не сдаваться в тяжелейшие времена.
1.2. Годы учебы (1963 – 1973)
В 16 лет Рим поступает на театральное отделение Стерлитамакского культурно-просветительского училища. Здесь он с огромным удовольствием изучает музыкальные предметы, полагающиеся по учебным планам. Уроки по вокалу он получал у заслуженной артистки БАССР Асмы Шаймуратовой, а по баяну – у Гардеева. В те годы Рим Махмутович руководил инструментальным квартетом. Постоянного, определенного места для репетиций тогда еще не было. Им приходилось собираться и репетировать где придется, потому они часто приходили в сквер им. Маяковского, где радовали прохожих – горожан своими лучшими номерами. Именно с этим свободным квартетом молодой Рим, в 1964 году впервые выступил на Башкирском телевидении в прямом эфире. Телевизоров тогда было мало, но соседи приходили к тем, у кого они были, и таким образом собиралась огромная аудитория зрителей. Вот с этой передачи он и становится известным композитором, спев тогда свою первую песню «Аклима». И судьба как будто все решила за него, увидев музыкальный талант молодого студента, заведующий театральным отделением, режиссер Габдулла Хабибуллин, советует ему перевестись на хоро-дирижерское отделение. Проучившись в Стерлитамаке год, Рим Махмутович поступает в Уфимское училище искусств на такой же факультет, а ещё через год по совету своих педагогов сдает экзамены на музыкально-теоретический факультет, где начинает брать уроки композиции у молодого педагога С.П. Панкратова – выпускника московского ГМПИ им. Гнесиных. Будучи на третьем курсе, он переводится на теоретико-композиторское отделение, а к его окончанию в 1968 году пишет несколько серьезных произведений, среди которых симфоническая поэма «Негритянское гетто», струнный квартет, поэма для симфонического оркестра и фортепиано [из личной беседы с композитором]. Но главной сферой его творчества тех лет стали песни. К самым ярким из них относятся «К тебе пришел, любимая» («Һиңә килдем, иркәм»), «Песня о любви» («Мөхәббәт тураһында йыр»), «Тоска» («Һағыныу») на слова Гильми Идрисова; «Любовью не шутят» («Мөхәббәт шаярмай»), «Радужный дождик» («Ләйсән ямғыры») на слова Ангама Атнабаева, «Дороги меня зовут» («Мине юлдар саҡыра»), «К тебе иду» («Һиңә барам»), «Не зря, нет, не зря» («Юҡҡа түгел,юҡҡа түгелдер») на слова Назара Наджми; «Новогодний снег» («Яңы йыл карҙары»), «Весенний романс» («Яҙғы романс») на слова Ибрагима Абдуллина; «Сармасан» («Сәрмәсән») на слова Сафуана Алибаева и др.
В 1968 году он поступает в только что открытый Уфимский государственный институт искусств, где сначала учится в классе композиции Константина Лакина, а затем — у профессора, впоследствии Народного артиста СССР 3агира Исмагилова. В годы учебы Рим Хасанов пишет фортепианные сонаты, концерт для фортепиано с оркестром, вокальный цикл «Вернись, дочь моя, в отчий дом!» на стихи Назара Наджми, продолжает работу в жанрах эстрадной песни и миниатюры. Будучи студентом, сначала училища, а затем и института искусств, он создавал и руководил самодеятельными инструментальными и вокальными ансамблями в авиационном техникуме (там же создал духовой оркестр), в индустриальном техникуме. Они ездили на различные конкурсы и занимали призовые места. И везде наряду с песнями советских композиторов исполнялись авторские, юношеские песни Рима Хасанова. Он сочинял их всегда и везде. Постоянно носил с собой нотные записные книжки, которые сшивал из нотных тетрадей. К началу 70-х годов Рим Махмутович становится кумиром молодежи, его песни пользовались в республике и за ее пределами быстро растущим успехом [9, стр. 3 – 11].
I.3. Годы работы в Драматическом театре (1973 – 1978)
В 1973 году, после окончания института искусств Рим Махмутович начинает работать в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури заведующим музыкальной частью [3, 110 – 118]. За годы работы в театре и позднее композитор пишет музыку более, чем к 70 спектаклям: «Неотосланные письма» («Тапшырылмаған хаттар») А. Кутуя (1972), «Прощание в июне» («Хушлашыу») Александра Вампилова и «Лунные вечера Айсылу» («Айhылыуҙын айлы кистәре») Ибрагима Абдуллина (1974), «Прометей» (1977), «И судьба — не судьба» («Яҙмыштарҙан уҙмыш юҡ») Мустая Карима (1979), «Матери ждут сыновей» («Әсәләр көтәләр улдарын») Асгата Мирзагитова и «Галия» («Ғәлиә») Тагира Тагирова (1980) и др. Кроме Башкирского драматического театра, он также писал музыку для других театров республики: для Салаватского драматического театра «Салават» М.Карима, «У обрыва» («Яр ситендә») Н.Гаитбаева, «Змеиная кожа» («Йылан тиреhе») А.Дильмухаметовой; для Сибайского театра драмы «Резной трон» («Семәрле тәхет») Н.Гаитбаева, «Обузданный табун» («Тышаулы өйөр») Р.Кул-Давлетова, «Три аршина земли» («Өс аршын ер») И.Юзеева; для Стерлитамакского театра драмы «Башкир из Парижа» («Париж башҡорто») Б.Рафикова, для республиканского Русского драматического театра «Похищение девушки» М.Карима, «Живи и помни» А.Вампилова; для Татарского государственного академического театра им. Г.Камала: «Немая кукушка» («Телсез кәккүк») З.Хакимова, «В ночь лунного затмения» («Ай тотылған төндә») М.Карима, «Гульбазир» («Гөлбәзир») Ф.Булякова.
Заслуженные артисты республики Башкортостан Фидан Гафаров, Нурия Ирсаева, исполняя песни «К тебе пришел, любимая» из спектакля «Неотосланные письма», «Песню Загира и Галии» из спектакля «Галия» оставили незабываемый след в сердцах национального зрителя. Источником вдохновения для сочинения песен к этим спектаклям, были и сами пьесы, и игра актеров, и, конечно же, советы и пожелания режиссеров.
Позднее работа в этом направлении пробудила в композиторе желание на создание собственных пьес. Работа заведующим музыкальной частью драматического театра способствовала тому, что Риму Махмутовичу приходилось вникать во все нюансы подготовки спектаклей. Он знакомится с русской, советской, зарубежной драматургией, перечитывает очень много текстов. И однажды, прокручивая в голове какой-то сюжет, ощущает потребность это записать. Первой была пьеса «Случай в санатории «Карагай», написанная в 1992 году, а потом их число постепенно дошло до 20-ти. Среди них: «Чеченец» (1994); «Китаец Ли» (1997); «Тараканы» и «Ревность» (1999); «Золотая медаль», «Козырная карта», «Банкирша», «Еще поживем» (все – 2000); «Осенью сорок первого в лесном овражке» (2006); «Жанна» (2007) и др. Самым ценным отзывом для него было высказывание замечательного башкирского поэта, писателя и драматурга Газима Шафикова. После его похвал у композитора не осталось сомнений в качестве собственных драматических произведений.
«Музыка для драматического спектакля – это сплав многих жанров. И для каждого она имеет свои особенности», – отмечает Рим Махмутович. Песни, написанные для драматических спектаклей, продолжают звучать в стенах современного театра, вдохновляя следующие поколения актеров и актрис [Из личной беседы с композитором].
С 1974 года Рим Хасанов – член Союза Композиторов СССР. Творчески напряженная композиторская работа дополнилась активной деятельностью в качестве заместителя председателя правления СК БАССР. Здесь он участвует в организации пленумов и съездов, выступает в местной печати, на радио и телевидении, проводит авторские вечера и встречи со слушателями, ездит в творческие командировки по стране и за рубежом, ведет большую музыкально-просветительскую работу. Все это требовало очень много времени и больших усилий, а на сочинение музыки оставалось совсем мало времени. В связи с этим, в 1978 году Рим Махмутович оставляет театр, чтобы полностью посвятить себя сочинительству. После распада СССР композитор автоматически становится членом Союза Композиторов РФ [6, стр. 140 – 145].
Работая в разных жанрах, у Рима Махмутовича появляется желание создать произведения для музыкального театра. В 1978 году он создает балет «Легенда о курае», поставленный в Башкирском государственном театре оперы и балета, в 1979 году. В основу сюжета легла башкирская народная сказка о курае, содержание которой автор раскрыл в лирико-романтическом ключе. Также композитор создает монооперу «Пожелтевшие письма моей матери». В творческой деятельности композитора не последнее место занимает и симфонический жанр. С воодушевлением он пишет концерт для фортепиано с оркестром (1973), балладу для голоса и симфонического оркестра «Слово солдата» на слова Мустая Карима (1973), концертный марш (1978), торжественную увертюру (1979), увертюру «Юность мира» (1984), симфонические поэмы «Прометей» (1980) и «Сибай» (1984).
Не менее ярко раскрывается композитор в области хоровой музыки. Здесь он обращается к таким жанрам как песня, ода, кантата, оратория. Яркими примерами здесь являются оратория «Бьёт колокол», «Песня о джигитах» (1977), ода «Звезда поэта» (1982), хор а’cappella «Край башкир-ский» на собственные тексты композитора. Хор для Рима Хасанова является средством выражения общественных идей или лирики объективного плана.
В 1980 году Рим Махмутович пишет музыку к художественному кинофильму «Всадник на золотом коне», снятом на киностудии «Мосфильм» по мотивам башкирской легенды о любви батыра Алтундуги к девушке Ай, в соавторстве с московским композитором Юрием Якушевым.
Кроме вышеперечисленного, в профессиональной деятельности Рима Махмутовича также необходимо отметить такие жанры, как:
- камерно-инструментальные произведения: секстет для струнных инструментов (1972); соната для виолончели и фортепиано (1973); соната из балета «Легенда о курая», (1984); сюита «Катастрофа, 4 июня» для ударных и органа (1989);
- пьесы для симфонического оркестра: «Не получается разлюбить», «Улетим в вальсе»;
- вокально-инструментальные произведения: кантата «Ленин родился весной» для детского хора и симфонического оркестра на слова Г. Шафикова (1977); кантата «Башкортостан» на слова Г. Шафикова (1983); оратория «Родословная» слова Г. Шафикова (1973);
- камерно-вокальные произведения: вокальный цикл «Вернись, дочь моя» – на слова Н. Наджми, (1977); 5 баллад на стихи Мустая Карима;
- музыка для кино и радио: радиопостановка «Галия» (1980); т/ф «Стерлитамак» (1980).
Творчество 80-х — начала 90-х годов Рима Хасанова отличается углубленной и созидательной деятельностью. Более масштабной, серьезной и основательной становится его творчество, изобретательней – техника письма, изменяются жанровые и стилистические направления [25, стр. 215].
Рим Хасанов – композитор, мыслитель, раскрывается в процессе изучения его музыки. Музыковедам республики еще предстоит большая, вдумчивая и серьезная работа над его творческим наследием. Ведь до сих пор нет ни одного фундаментального исследования по его музыке. А какое широкое поле для исследовательской деятельности открывает его музыка!
Песенное творчество Рима Хасанова оказало огромное влияние на творчество его младших коллег, композиторов-современников Нура Даутова, Салавата Низаметдинова, Айрата Кубагушева, Рашита Зиганова, подстегнув их к новым поискам в области мелодики, гармонии, аранжировки.
Начиная с 2010-х годов, началось возрождение песен Рима Хасанова, их возвращение в нашу жизнь и открытие их новым поколением молодых певцов и слушателей. Возможной причиной этого является проведение телевизионного конкурса «Башкорт йыры» («Башкирская песня»), где он ряд лет был членом жюри. Кроме того, начиная с 2015 года, в родном селе композитора Языково проводится фестиваль-конкурс исполнителей песен Рима Хасанова «Цветы проснутся», который также способствует возраще-нию его песен в музыкальную жизнь. В конкурсе принимают участие как самодеятельные, так и профессиональные певцы из Аскинского, Благоварского, Дюртюлинского, Чишминского, Кармаскалинского, Мишкинского, Ишимбайского, Чекмагушевского, Краснокамского, Давлекановского, Буздякского, Миякинского, Зианчуринского, Татышлинского, Караидельского, Ермекеевского районов, Уфы, Агидели и Ишимбая. С каждым годом конкурс становится масштабнее. Председателем жюри на этом конкурсе является сам Рим Махмутович. В 2019 году обладателями Гран-при в номинации «Профессиональные исполнители» стали Ильвир Халиков из Чакмагушевского района, Рафис Ишбаев из Ишимбая. В номинации «Сольные исполнители» лучшим было признано исполнение Адель Мустаевой из Благоварского района, Айтугана Усманова из Давлеканово, Рината Салихьянова из Краснокамского района и Альфии Мурзабаевой из Зианчуринского района. В номинации «Вокальные ансамб-ли» в возрастной категории «До 18 лет» обладателем первой степени стал дуэт «Серпантин» из Благоварского района, а в возрастной категории «Старше 18 лет» — ансамбль русской песни «Кудерушки» также из Благоварского района. Лауреатским титулом второй и третьей степеней были отмечены также вокальный ансамбль татарской песни «Жидеген чишмә» из Татышлинского района, народный башкирский хор Миякинского ЦДК, мужской вокальный ансамбль «Ядкарь» из Чекмагушевского района, вокальный ансамбль «Дуслар» из Караидельского района и башкирский вокальный ансамбль «Һылыу ҡыҙҙар» из Давлеканово [16, стр. 5 – 7].
Многогранное и всестороннее служение искусству, связь с народом, желание быть в своей музыке ясным и демократичным, постоянное совершенствование композиторского мастерства в песенном жанре – таковы свойства, ставящие Рима Хасанова в число достойных представителей башкирской музыкальной культуры. Художественные образы его песен традиционны, однако в средствах их воплощения он демонстрирует новаторский подход, добиваясь слияния старого и нового, хорошо знакомого и оригинального. Это и делает его песни актуальными и жизнеспособными всегда.
1. Аралбаева, Л.К. Зимний романс («Ты моя жизнь») / Л.К. Аралбаева // История одной песни. – Уфа: Гилем, 2007. – 104 с. – На башк. яз.
2. Арановский, М.Г. Мелодика С. Прокофьева / М.Г. Арановский. – Л.: Музыка, 1969. – 232 с.
3. Атанова, Л.П. Рим Хасанов / Л.П. Атанова // Композиторы Башкирии: краткий справочник. – Уфа.1982. – С. 110–111.
4. Атанова, Л.П. Истоки башкирской профессиональной музыки и влияние советской музыкальной культуры на творчество башкирских композиторов / Атанова Л.П. // Взаимовлияние и взаимообогащение нацио-нальных литератур и искусств в развитом социалистическом обществе. – Казань, 1973. – С. 72–74.
5. Атанова, Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора / Атанова Л.П. Уфа: Йәшлек, 1992. 189 с.
+ еще 27 источников
Тема: | «Художественные образы и средства их воплощения в песенном творчестве композитора р.м.хасанова» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 60 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Использование детской музыки башкирских композиторов в вокально-хоровой работе с младшими школьниками
ВКР:
Стратегии полиглотов и их применение в процессе преподавания иностранных языков
Дипломная работа:
Методы и средства защиты информации в сетях на примере ООО «Сервис-плюс