Реферат
«Наглядность и её использование на разных этапах урока биологии»
- 27 страниц
Введение….3
1.Значение принципа наглядности в преподавании…5
1.1. Значение принципа наглядности в преподавании…5
1.2. Применение принципа наглядности на уроках биологии….…7
2.Применение принципа наглядности на разных этапах….….19
Заключение….26
Список используемых источников….28
Школьный курс биологии призван сформировать у учащихся элементарные знания об объектах и природных явлениях, о взаимоотношениях между ними, о взаимодействии человека и природы. Чувственное, живое созерцание - начальная стадия процесса познания. Сложные абстракции всегда основаны на чувственном восприятии, на фактах наблюдения.
Наглядность создает у учащихся образы, обогащает круг представлений, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Пониманию и усвоению учебного содержания по биологии способствуют наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.
Наглядность - необходимое и естественное средство учебного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако в классных условиях не всегда можно непосредственно наблюдать и видеть предметы и явления в их естественном состоянии. В этом случае необходимые идеи и концепции могут быть сформированы с помощью наглядных учебных пособий, которые включают таблицы и картинки, природные объекты, раздаточные материалы, фильмы и фрагменты фильмов, а также мультимедийное оборудование.
Роль наглядности различна на отдельных этапах обучения. Она меняется в зависимости от содержания раздела биологии и от возраста обучающихся. Наглядность обучения является одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний.
Одним из средств реализации принципа наглядности являются применение ИКТ в процессе преподавания
Современный этап развития общества характеризуется значительным влиянием на него информационных технологий, которые проникли во все сферы человеческой деятельности. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс. Это характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современные информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира
Современное обучение и применение учебных игр сегодня невозможно представить без технологии мультимедиа (от англ. multimedia – многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и расширяет возможности применения компьютера в образовательном процессе.
Тем самым мы видим, что изучение принципа наглядности представляет собой актуальность в педагогической деятельности.
1.Значение принципа наглядности в преподавании
1.1. Значение принципа наглядности в преподавании
Принцип наглядности в обучении впервые был выдвинут чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке. Выдвинутый принцип имеет научное обоснование: глаза человека — самый чувствительный анализатор.
Благодаря зрению человек получает большую часть информации. Более того, зрительно полученная информация является самой достоверной. Именно поэтому в учебном и воспитательном процессах так важна зрительная опора.
Принцип иллюстративности не раз был подвержен критике и детальному рассмотрению как со стороны педагогики, так и методики. С точки зрения Песталоцци, сущность правила демонстративности заключалась в развитии логического мышления.
В рамках современной методики принцип предметности подразумевает познание с задействованием чувственных анализаторов, а именно: зрения. Наличие зрительной опоры является одним из обязательных условий успешного учебного процесса.
Наглядный компонент обучения имеет разные виды: Натуральный. В этом случае реализация показательности происходит путём демонстрации реальных объектов, процессов, явлений, предметов.
Например, демонстративность на уроках физики и химии реализуется благодаря лабораторным экспериментам с активным участием учащихся. Говоря об обеспечении натуральной предметности для явлений, реальная демонстрация которых невозможно, подразумевается применение символических предметов и явлений с теми же функциями, что и потенциальный объект изучения.
Схематический. Демонстративность путём схематизации подразумевает передачу необходимой информации путём предоставления учащимся для обучения дидактических материалов в форме схем, таблиц, диаграмм. Раздаточные материалы позволяют воспринимать информацию более полно.
Изобразительный. Предоставление учащимся различных иллюстраций позволяет создать максимальное полное впечатление во время изучения того или иного предмета.
Картинки могут дублировать изучаемые данные или дополнять их, детализировать. Наличие соответствующего изображения позволяют отметить каждую деталь.
Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается речевая реакция на различного рода ситуации. Наглядность возможна и актуальна на всех ступенях обучения.
Принцип наглядность на начальном этапе выполняет стимулирующую функцию. Все средства данного принципа обучения создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.
Использование проблемных наглядных изображений весьма плодотворно, так как дает возможность решать в комплексе коммуникативные задачи: одна и та же картинка позволяет констатировать, информировать, описывать, характеризовать, рассказывать, аргументировать, обмениваться мнениями.
Для полноценной реализации принципа наглядности при обучении на помощь приходят современные технологии. Применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также «интерактивной наглядностью» играет очень важную роль. Если в традиционном понимании наглядность это, прежде всего иллюстративная часть, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов.
Благодаря современным технологиям можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении. Использование таких форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности учеников.
Использование компьютеров как современный вид наглядного представления материала позволяет с большой степенью представить мысленные модели реальных процессов.
Если традиционная наглядность обучения предусматривала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной изучение объектов в динамике. Современные технические средства и разнообразные онлайн-ресурсы позволяют обеспечить синхронную слуховую, зрительную и двигательную наглядность
1. Андреева И.Ю. Электронное пособие как интерактивное средство обучения // Биология в школе. – 2018. – №1. – 49 с.
2. Даниленко О. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. – Орск: Издательство ОГТИ, 2015. – 220 с.
3. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
4. Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения. // Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования". – М.: МГПУ, 2014. – № 1(2). – 101 с.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2018. – 269 с.
6. Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №2. – С. 88–92.
7. Программа основного общего образования по курсу биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова //Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие / Сост. Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2014,- 382.
8. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов / И.Н. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2013. – 272 с
Тема: | «Наглядность и её использование на разных этапах урока биологии» | |
Раздел: | Биология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Структура импорта и ее влияние на рентабельность деятельности предприятия
Курсовая работа:
Права и обязанности защитника в уголовном процессе
Курсовая работа:
Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Структура импорта и ее влияние на рентабельность деятельности предприятия
Дипломная работа:
Формирование лексических навыков с использованием современных образовательных технологий на среднем этапе обучения