Контрольная работа
«Формирование представлений о количестве у детей четвертого года жизни»
- 56 страниц
1. Особенности восприятия множества детьми второй младшей группы 3
2. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию представлений о количестве у детей второй младшей группы 13
3. Методические приемы формирования знаний о количестве у детей 16
4. Проанализировать работу по развитию представлений о количестве у детей конкретной возрастной группы на протяжении шести-восьми занятий 26
Список литературы 38
Приложения 40
1. Особенности восприятия множества детьми второй младшей группы
Разработка психолого-педагогических проблем формирования суждений о множестве у дошкольников выстраивается на основании методологических воззрений педагогики и психологии.
Проблема развития представлений о множестве у детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов и методистов: Е.И. Тихеевой, А.А. Столяра, Л.В. Глаголевой, Л.С. Метлиной, А.В. Белошистой, Я.А. Каменского, Ф.Н. Блехер и др. [43, 49].
В математике дается такое определение суждения о множестве: «Множество - это совокупность предметов, разбираемых как одно целое» [3, с. 47].
Множества разбираются как бесконечные, так и конечные. Дошкольники имеют в распоряжении лишь с конечные множества.
У дошкольника па ранних ступенях формирования представлений множестве еще весьма диффузно: множество не располагает четкими границами и не понимается элемент за элементом.
Мнение о неотчетливой множественности присуще для дошкольников в возрасте до 2-х лет.
Дошкольники 4-го года жизни зачастую уже понимают множество в его пределах, однако отчетливое понимание всех элементов множества еще не наблюдается и у них, дети не могут проследить каждый элемент множества. Из этого следует вывод: нужно у детей 4-го года жизни выработать мнение о множестве как структурно-целостном единстве и обучить видеть и отчетливо понимать любой элемент множества.
Методическая концепция представлений о множестве была создана в нашей стране в начале XX в. - Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Л.К. Шлегер, Л.В. Глаголевой [43]. Сущность ее состоит в следующем: постижение представлений о множестве дошкольником происходит в процессе всевозможной деятельности и всей жизни. Живя, играя, трудясь, дошкольники самостоятельно берут нужные им для воспитания познания из окружающего мира. Воспитатель обязан лишь формировать условия, используя каждый удобный случай для улучшения суждений о множестве у дошкольников.
Игра представляется как метод учебы и средство формирования пристрастий дошкольников, энергичности, предприимчивости и смышлености, приучения детей к созреванию памяти, наблюдательности, рациональной критики и постижения личных ошибок. Исследования по определенным направлениям и утилитарное наставление в образовательной деятельности ДОО в области формирования представлений о множестве у дошкольников показали существенное воздействие на развитие методики как таковой.
2. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию представлений о количестве у детей второй младшей группы
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие:
«Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».
Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.
Согласно ФГТ вся образовательная деятельность стоится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области (осталось только книжку почитать и музыку послушать).
Сейчас все комплексные программы проходят доработку на соответствие с ФГТ. И пока не сформирован перечень примерных программ, мы работаем по имеющимся. А используемые на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности детей методики и технологии нам всегда будут помогать в развитии интеллектуальных способностей детей.
Программа «Математические ступеньки»
Автор Е.В. Колесникова.
В практической деятельности дошкольных учреждений нашел широкое признание математический цикл «Математические ступеньки». (Данный цикл является авторским и представлен дидактическими пособиями по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. По каждой возрастной группе автором разработано содержание обучения.
В цикле «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
В содержании программы выделены традиционные разделы: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Кроме этого, выделен и раздел « Логические задачи».
Содержание процесса формирования математических представлений разработано по каждой возрастной группе.
Следует подчеркнуть, что программа для детей седьмого года жизни достаточно содержательна, предполагает формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
Большое внимание в программе уделено обучению детей записи чисел, знаков, что, как мы уже отметили выше, отличает данную программу от других.
Работа по формированию геометрических представлений предполагает не только знакомство с геометрическими фигурами, но и их анализ, связанный с выделением их составляющих частей.
Содержание программы сопровождается методическими разработками в виде сценариев занятий и рабочих тетрадей, что создает для педагога-практика практическую модель реализации программного материала.
3. Методические приемы формирования знаний о количестве у детей
Ребенку нужно дать элементарные представления о математике, чтобы дети были активны, научились самостоятельно мыслить и свободно общаться друг с другом.
Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения математике. Они сталкиваются с различными свойствами предметов(цвет, форма, величина, количество), их пространственным расположением. Усвоение сенсорного опыта не должно быть эмпирическим. Первостепенное значение в обучение дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
1. Приемы обучения составлению множества из отдельных предметов, различению понятий «много», «один», «мало».
Педагог учит детей выделять и называть признаки, общие для всех предметов группы, а также признаки, общие только для предметов, входящих в данную подгруппу, и не являющиеся общими для всех предметов совокупности. («Много матрешек, но на этой полочке большие матрешки, а на этой маленькие матрешки. Много больших и маленьких матрешек», «Много флажков. Флажками можно украсить кораблик. Одни флажки зеленые, а другие — синие. Много синих и зеленых флажков».) Данной работе посвящаются 4 занятия.
Нахождение одного предмета и большого числа предметов в окружающей обстановке. Познакомив детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, их начинают учить, самостоятельно выделять группы однородных предметов, находить единичные предметы (один) и совокупности предметов (много) в окружающей обстановке. («У машины много колес, на руке много пальцев, на ковре много кирпичиков, на голове много волос» и т. п.)
Тема: | «Формирование представлений о количестве у детей четвертого года жизни» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 56 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Характеристика развития и особенности воспитания детей третьего года жизни
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломная работа:
Выявление задержки речевого развития у младших дошкольников
Дипломная работа:
Предметно-развивающая среда как условие формирования ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития