Курсовая работа

«Правовая основа социального государства в РФ»

  • 48 страниц(ы)
  • 450 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: svetlana76

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1. Эволюция теоретических представлений о социальном государстве 5

1.2. Этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время 8

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16

2.1. Конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации 16

2.2.Организационно-правовая база реализации основных направлений деятельности социального государства в Российской Федерации 23

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32

3.1. Основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации 32

3.2. Роль и место судебной практики в создании правовой основы социального государства в Российской Федерации 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальное государство - одна из широко распространенных в современных развитых странах концепция, согласно которой государство стремится обеспечить социально-экономическую стабильность через установление баланса и снижение остроты социального неравенства. Законодательно данный принцип был впервые закреплен в статье 20 Боннской Конституции ФРГ в 1949 году . С тех пор примеру немцев последовали многие государства, в числе которых и Российская Федерация (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ ).

В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д .

На поверхности, по средним показателям на первый взгляд кажется, что все хорошо, но если копнуть глубже, то понимаешь, что благами социального государства пользуются, только определенная часть населения и показатели это всего лишь показатели, которые не отражают реальное положение дел в стране.

Представляется, что немаловажную часть упомянутых трудностей составляют недостатки, обусловленные современной правовой системой России, не исполняющей все законодательно закрепленные меры по обеспечению социальной справедливости, а лишь их часть.

Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования правовой основы социального государства в России.

Ее предмет составляют теоретические и практические проблемы и противоречия, сопровождающие процесс формирование правовой основы социального государства в современной России.

Цель работы – рассмотреть формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния и перспективы развития.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть эволюцию теоретических представлений о социальном государстве;

-проанализировать этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время;

- исследовать конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации;

- выявить основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации.

В качестве методологической основы исследования применяется диалектический метод. Кроме того, используется метод системного анализа.

По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, используемой при написании настоящей работы.

Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815–1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, т. к. развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве .

Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия», огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Отметим, что такая концепция социального государства не выходит за рамки чисто социально-экономических вопросов, не касается социального представительства, самоуправления и тем более корпоративизма. Разработчики данной концепции, с самого начала подчеркивая разрыв с советским социализмом, никак не намекали на социальное государство как «третий путь».

Глагол «направлена» оставляет поле для размышлений о том, есть у нас это социальное государство или нам остается пока только надеяться на его появление при жизни наших детей или внуков. Какие же критерии нужно использовать, каких показателей достигнуть, чтобы все поняли: мы уже там, в этом светлом социальном будущем? Законодатель вот уже более 20 лет хранит гордое молчание и даже не просит экспертов ему помочь.

Российская концепция социального государства довольно противоречива. С одной стороны, она является строго идеологической, с другой стороны, жестко связана с рыночной моделью развития. В отличие от тоталитарного государства социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъема благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством

Иные аспекты социального обеспечения пенсионеров выступили предметом конституционного разбирательства в постановлении КС РФ № 25-ППО от 22 ноября 2013 г. «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» в связи с жалобой гражданина Н.П. Терентьева». Заявитель по данному делу Н.П. Терентьев был уволен с должности начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по Мамонтовскому району Алтайского края в связи с ограничением здоровья. При этом его выслуга в календарном исчислении составляла более 20 лет. Обращению Н.П. Терентьева в КС РФ предшествовало совершение ряда действий, направленных на получение жилого помещения как лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Им было подано заявление о включении в состав участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Однако Н.П. Терентьев получил отказ. Дальнейшее обращение Н.П. Терентьева в различные судебные инстанции и прокуратуру не принесли желаемого для заявителя результата. Именно поэтому заявитель был вынужден использовать механизмы конституционного нормоконтроля. КС РФ, рассмотрев данное дело, признал неконституционными исследуемые положения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Вынесение подобного рода постановления КС РФ было обусловлено тем, что исследуемые законодательные нормы лишают права на обеспечение жилыми

Статьи 1 и 7 Конституции России провозглашают, что Российская Федерация является демократическим правовым и социальным государством. Социальный характер проявляется в том, что политикой страны является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого.

Под социальным государством следует понимать государство, которое, с одной стороны выражает интересы широкого круга общества, а с другой - оказывает поддержку отдельным гражданам, которые являются неспособными вследствие объективных причин достичь своего благосостояния.

Основное предназначение социального государства, делающее его реально социальным, проявляется в следующем:

во-первых, в решении проблем создания надлежащих условий для воспроизводства жизни человека как биологического существа и субъекта различных видов общественной деятельности;

во-вторых, в создании и функционировании адекватной правовой системы защиты социальных интересов личности; в-третьих, когда на решение проблем социального характера сориентированы и экономика, и политика, и духовная жизнь общества. В совокупности всех этих аспектов и проявляется смысл провозглашенного конституцией принципа социального государства.

При характеристике критериев социального государства почти всегда сопоставляются юридические и фактические показатели, к которым чаще всего относят: уровень потребительской корзины, размер средней пенсии, размер прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, размер социальных пособий и т.д., с помощью которых подтверждается или опровергается социальная составляющая государственной политики.

К числу признаков, характеризующих государство как социальное, в первую очередь, следует относить уровень благосостояния населения, достойную жизнь граждан, социальное обеспечение и социальную защиту со стороны государства и т.п.

В целях достижения должного уровня социальной сущности государства Конституция Российской Федерации закрепляет основные

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)//СПС Гарант.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.)// Российская газета. – 04.07. 2020. - № 144.

3. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 35. - Ст. 3607.

Научная и учебная литература

4. Аристов, Е.В. Интерпретации содержания принципа социальности государства в правовых позициях судебных инстанций: Монография. - М., 2018. – 210 с. – Текст : непосредственный.

5. Российская система власти: треугольник с одним углом / М. А. Краснов, И. Г. Шаблинский. - М.: Институт права и публичной политики, 2017. – 120 с. – Текст : непосредственный.

6. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). - М.: Научный эксперт, 2008. – 327 с. – Текст : непосредственный.

7. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - 10-е изд., испр. и доп. – М., 2016. – 303 с. – Текст: непосредственный.

Периодические издания

8. Алёшина, И. В. Понятие социального государства и история его становления в России / И. В. Алёшина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. -№ 18 (122). - С. 323-325.

9. Беляева, Ю. Н. О социальных функциях государства/ Ю.Н. Беляева – Текст : непосредственный// Журнал российского права. - 2017. - № 1. - С. 99-106.

10. Денисов, С. А. Социальное или патерналистское государство/ С.А. Денисов – Текст : непосредственный // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 7. - С. 3-9.

11. Калашников, С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления/ С.В. Калашников– Текст : непосредственный // Человек и труд. - 2012. - № 10. – С.54.

12. Колотова, Н.В. Обеспечение социальных прав как условие развитие институтов демократии/ Н.В. Колотова – Текст : непосредственный// Правовая политика и правовая жизнь. - 2018. - № 3. - С. 44-48.

13. Москвитин, Ю. М. Правовые основы социального государства в РФ/ Ю.М. Москвитин – Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 22 (260). - С. 335.

14. Руденко, В. Н. «Социальное государство в России: конституционный принцип и практическая реализация»/ В.Н. Руденко – Текст : непосредственный// Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2017. - № 1.- С. 79–93.

Материалы судебной практики

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N 23-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Чаплыгиной»//СПС Гарант.

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в истолковании, приданном ее положениям в правоприменительной практике после вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, в связи с жалобой гражданина Р. Инамова»//СПС Гарант.

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы»// СЗ РФ. - 2006. - N 22. - Ст. 2375.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовая основа социального государства в РФ»
Раздел: Право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 48
Цена: 1200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика