Курсовая работа

«Закрепление социального государства в Конституции РФ: цели и задачи»

  • 27 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность социального государства

1.2 Цели и задачи социального государства

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1 Институт социального государства в Конституции РФ

2.2 Проблема соблюдения и реализации социально-экономических прав человека в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Элементы социальности имманентно присущи государству. Считается, что среди основных законов идея социального государства впервые получила отражение в Веймарской конституции 1919 г. После Второй мировой войны первыми конституциями, имевшими отчетливо выраженный социальный характер, стали Конституции Франции 1946 г. (не действует, кроме преамбулы, где содержатся положения о социально-экономических правах) и Италии 1947 г., провозглашавшая Италию республикой, основанной на труде. Нужно отметить также, что социальными конституциями, действовавшими до Второй мировой войны и после нее, были все советские конституции, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. Более поздние советские конституции, начиная с 1936 г., провозглашали широкий объем социально-экономических прав граждан. Те или иные социальные положения содержатся теперь, хотя и в не-одинаковом объеме, почти во всех конституциях, принятых после Второй мировой войны.

Принцип социального государства является в последние годы объек-том пристального внимания как российских, так и зарубежных исследо-вателей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического. Столь огромный интерес к социальной составляющей деятельности государства не случаен. В настоящее время принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства – наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и оптимизации.

Целью данной работы является анализ конституционного закрепления РФ как социального государства: его целей, задач, функций. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

• Анализ сущности социального государства.

• Выявление основных целей и задач социального государства.

• Анализ закрепления в Конституции РФ положений о социальном государстве.

• Изучение положения дел в современной России в области по-строения социального государства.

Фрагмент работы

Характеристика Российской Федерации как социального государства – это одна из новелл Конституции 1993 г. Как уже отмечалось выше, Конституция РФ трактует цели социального государства как обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Рассмотрим подробнее эти категории .

Достойная жизнь в отличие от человеческого достоинства – это пуб-личная категория, характеризующая уровень и качество жизни в конкретном государстве. Разумеется, в сознании каждого индивидуума формируется свое представление о достойном лично его уровне и качестве жизни, основанном на его собственных возможностях, уровне притязаний, образовании и культуре. А достойная жизнь в конституционно-правовом смысле – это тот минимальный стандарт, который государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить каждому своему гражданину. При этом социальное государство существенно отличается от государства социалистического, особенностью которого было участие в тотальном распределении всех абсолютно материальных благ в обществе. Постулат коммунистического общества «От каждого по способностям, каждому – по потребностям» разбился о низкую производительность труда, порожденную системой всеобщей уравниловки, присущей социалистическому государству.

Реализация принципа социального государства основана на том, что большинство граждан данного общества вполне в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный их уровень жизни, существенно отличающийся от того минимума, который устанавливает для своих граждан государство. Основой для этого является свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции), предпринимательская деятельность ст. 34 Конституции), свобода различных видов творческой деятельности (ст. 44 Конституции) и другие виды деятельности, развивающиеся и поддерживаемые государством в современном эко-номически развитом демократическом обществе.

Заключение

Конституционные цели, задачи и функции социального государства имеют общий характер. Их конкретное содержание раскрывается в теку-щем законодательстве, а реализация – в практической деятельности госу-дарства. Новые подходы требуют, чтобы государство (социальное государство) обеспечивало основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.), но человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Современные условия общественного развития, прогресс науки, культуры, образования, равно как и грозящие опасности (в том числе и из-за ложного или преступного использования научных достижений), требуют формирования новой личности человека, высоко профессионального, морально подготовленного и ответственного. Социальное государство обязано создать, и оно создает условия для этого. При этом социальная функция государства направлена на то, чтобы смягчить и даже предотвратить многие социальные противоречия, способствуя снижению социальной на-пряженности и повышению стабильности и общественной солидарности.

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.

Однако ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. «Конституция – не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной» .

Большинство задач социальной политики не прописаны в Конституции РФ, однако основная проблема лежит в области несоответствия декларируемым положениям социальной политики текущего состояния дел в этой области. Проблема социально-экономических прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня – это не теоретическая разработка, не законодательное закрепление, не споры о дефинициях (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, ме-ханизмов реализации прав индивида. Это – наиболее слабое звено в проблеме, и именно на это должны быть направлены усилия, как науки, так и практики.

Список литературы

1. Конституция РФ. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Алебастрова И.А. Социальное государство: белая одежда голого короля или платье золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. №20.

3. Волгин И.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учеб. М., 2003.

4. Выговская И.В. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в РФ. // Социальное и пенсионное обеспечение. 2009. №1.

5. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 2007.

6. Курпатова Т.П. Конституционные основы права человека на образование. // Социальное и пенсионное право. 2009. №2.

7. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы // Государство и право. 2004. №10.

8. Наймушина Л.П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере. // Социальное и пенсионное право. 2009. №3.

9. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2000.

10. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2006.

11. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы. // Журнал российского права. 2008. №12.

Покупка готовой работы
Тема: «Закрепление социального государства в Конституции РФ: цели и задачи»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика