Курсовая работа

«Закрепление социального государства в Конституции РФ: цели и задачи»

  • 27 страниц(ы)
  • 3401 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: chaki74

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность социального государства

1.2 Цели и задачи социального государства

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1 Институт социального государства в Конституции РФ

2.2 Проблема соблюдения и реализации социально-экономических прав человека в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Элементы социальности имманентно присущи государству. Считается, что среди основных законов идея социального государства впервые получила отражение в Веймарской конституции 1919 г. После Второй мировой войны первыми конституциями, имевшими отчетливо выраженный социальный характер, стали Конституции Франции 1946 г. (не действует, кроме преамбулы, где содержатся положения о социально-экономических правах) и Италии 1947 г., провозглашавшая Италию республикой, основанной на труде. Нужно отметить также, что социальными конституциями, действовавшими до Второй мировой войны и после нее, были все советские конституции, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. Более поздние советские конституции, начиная с 1936 г., провозглашали широкий объем социально-экономических прав граждан. Те или иные социальные положения содержатся теперь, хотя и в не-одинаковом объеме, почти во всех конституциях, принятых после Второй мировой войны.

Принцип социального государства является в последние годы объек-том пристального внимания как российских, так и зарубежных исследо-вателей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического. Столь огромный интерес к социальной составляющей деятельности государства не случаен. В настоящее время принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства – наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и оптимизации.

Целью данной работы является анализ конституционного закрепления РФ как социального государства: его целей, задач, функций. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

• Анализ сущности социального государства.

• Выявление основных целей и задач социального государства.

• Анализ закрепления в Конституции РФ положений о социальном государстве.

• Изучение положения дел в современной России в области по-строения социального государства.

Характеристика Российской Федерации как социального государства – это одна из новелл Конституции 1993 г. Как уже отмечалось выше, Конституция РФ трактует цели социального государства как обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Рассмотрим подробнее эти категории .

Достойная жизнь в отличие от человеческого достоинства – это пуб-личная категория, характеризующая уровень и качество жизни в конкретном государстве. Разумеется, в сознании каждого индивидуума формируется свое представление о достойном лично его уровне и качестве жизни, основанном на его собственных возможностях, уровне притязаний, образовании и культуре. А достойная жизнь в конституционно-правовом смысле – это тот минимальный стандарт, который государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить каждому своему гражданину. При этом социальное государство существенно отличается от государства социалистического, особенностью которого было участие в тотальном распределении всех абсолютно материальных благ в обществе. Постулат коммунистического общества «От каждого по способностям, каждому – по потребностям» разбился о низкую производительность труда, порожденную системой всеобщей уравниловки, присущей социалистическому государству.

Реализация принципа социального государства основана на том, что большинство граждан данного общества вполне в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный их уровень жизни, существенно отличающийся от того минимума, который устанавливает для своих граждан государство. Основой для этого является свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции), предпринимательская деятельность ст. 34 Конституции), свобода различных видов творческой деятельности (ст. 44 Конституции) и другие виды деятельности, развивающиеся и поддерживаемые государством в современном эко-номически развитом демократическом обществе.

Конституционные цели, задачи и функции социального государства имеют общий характер. Их конкретное содержание раскрывается в теку-щем законодательстве, а реализация – в практической деятельности госу-дарства. Новые подходы требуют, чтобы государство (социальное государство) обеспечивало основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.), но человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Современные условия общественного развития, прогресс науки, культуры, образования, равно как и грозящие опасности (в том числе и из-за ложного или преступного использования научных достижений), требуют формирования новой личности человека, высоко профессионального, морально подготовленного и ответственного. Социальное государство обязано создать, и оно создает условия для этого. При этом социальная функция государства направлена на то, чтобы смягчить и даже предотвратить многие социальные противоречия, способствуя снижению социальной на-пряженности и повышению стабильности и общественной солидарности.

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.

Однако ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. «Конституция – не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной» .

Большинство задач социальной политики не прописаны в Конституции РФ, однако основная проблема лежит в области несоответствия декларируемым положениям социальной политики текущего состояния дел в этой области. Проблема социально-экономических прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня – это не теоретическая разработка, не законодательное закрепление, не споры о дефинициях (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, ме-ханизмов реализации прав индивида. Это – наиболее слабое звено в проблеме, и именно на это должны быть направлены усилия, как науки, так и практики.

1. Конституция РФ. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Алебастрова И.А. Социальное государство: белая одежда голого короля или платье золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. №20.

3. Волгин И.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учеб. М., 2003.

4. Выговская И.В. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в РФ. // Социальное и пенсионное обеспечение. 2009. №1.

5. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 2007.

6. Курпатова Т.П. Конституционные основы права человека на образование. // Социальное и пенсионное право. 2009. №2.

7. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы // Государство и право. 2004. №10.

8. Наймушина Л.П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере. // Социальное и пенсионное право. 2009. №3.

9. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2000.

10. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2006.

11. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы. // Журнал российского права. 2008. №12.

Покупка готовой работы
Тема: «Закрепление социального государства в Конституции РФ: цели и задачи»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика