Контрольная работа
«История изучения одаренности. Виды одаренности: интеллектуальная одаренность, функциональный подход к проблеме одаренности, общая одаренность, общая и специальная одаренность.»
- 26 страниц
История изучения одаренности 3
Виды одаренности 4
Основные современные концепции одаренности 11
Особенности развития одаренных детей 21
Список литературы 27
История изучения одаренности
Активное исследование проблемы одаренности начало формироваться в эпоху Возрождения. Были предприняты первые попытки глубокого психологического осмысления одаренности
Так, испанский врач Хуан Уарте высказал мысль связанную с перспективой возрождения могущества Испанской империи. Он считал, что это возможно при максимальном использовании на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одной из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи – изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора [1].
Возникали споры по поводу происхождения одаренности. Одни считали, что это божественный дар. Другие предполагали, что оно имеет земное происхождение. В подтверждении этого тезиса русский философ, поэт В. Тредиаковский отмечал, что мудрые люди «начало поэзии сводят с неба», утверждая, что она влита в человеческий разум от Бога, «а сие всеконечно есть праведно» [1].
Изучая труды английского ученого Ф. Гальтон, мы встретились с таким понятием как гениальность. Исследователь считал, что гениальность имеет наследственную обусловленность, это мы видим в книге «Наследственность таланта; ее законы и последствия» [2].
С именем известного французского психолога А. Бине связывают «тестологию», которая является следующим шагом на пути развития представлений о гениальности. Разработанные им тесты использовались не для выявления одаренности, а, наоборот – для отсева недееспособности.
Виды одаренности
интеллектуальная одаренность, функциональный подход к проблеме одаренности, общая одаренность, общая и специальная одаренность.
Интеллектуальная одаренность
Следующим шагом на пути развития представлений о гениальности стал период разработки идеи интеллектуальной одаренности. При всей многозначности научных и бытовых трактовок понятия «интеллект» термин «интеллектуальная одаренность» в психологии приобрел вполне определенный смысл в результате развития в начале XX в. психодиагностики и психометрии, и, прежде всего, «тестологии», связанной с именем известного французского психолога А.Бине. Разработанные методики, в отличие от гальтоновских, предполагалось использовать не для выявления одаренности, а наоборот – для отсева недееспособности. Но неожиданно для авторов эти методики получили широкое распространение в Европе и Америке именно как средство определения одаренности и выявления одаренных детей. А.Бине предложил концепцию, которая предполагала биологически детерминированное развитие интеллекта в онтогенезе. Но он подчеркивал при этом и высокую значимость средовых факторов. Развитие представлялось ему как созревание, происходящее по общим принципам биологического изменения организма в различные фазы его существования.
Методики А.Бине строились на представлениях о когнитивной сложности интеллекта. Он стремился выявить общие способности к познавательной деятельности. Интеллект оценивался им с учетом не только сформированности определенных познавательных функций (запоминание, пространственное различие и т.п.), но и усвоения социального опыта (осведомленность, знание значения слов, способности к моральным оценкам и т.д.)
Однако, при этом практически все задания, включенные в его тестовые «батареи», были, как было определено впоследствии, «конвергентного» типа. Иначе говоря, они были ориентированы на выявление одной и притом не самой важной характеристики – умственных способностей. Несмотря на это, показатель, выявляемый по этим методикам, получил наименование «коэффициента интеллекта» (IQ) и претендовал на роль универсальной характеристики умственного развития.
Особенности развития одаренных детей
Формы проявления одаренности
Впервые мысль о выделении данного параметра одаренности была четко сформулирована в тексте «Рабочей концепции одаренности». Авторы предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, они называют явной и, напротив, проявляющуюся в завуалированной, замаскированной форме - скрытой одаренностью.
Там же вводится другая, очень близкая к предыдущей, градация - актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т. е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют «потенциальной».
Это представляется чрезвычайно интересной и, безусловно, очень важной с педагогической точки зрения находкой. В прежние времена эти идеи звучали в исследованиях самых разных ученых (К. Юнга, Н. С. Лейтеса и др.), но так определенно были подчеркнуты впервые.
1. Бозаджиев, В.Ю. Одаренные дети: Теория и практика обучения и развития / В.Ю.Бозаджиев, В.С.Кукушин. - Ростов н/Д, 2014. – 312 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- С.-Пб.: СОЮЗ, 1997. – 16 с.
3. Гальтон, Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия: Перевод с английского / Ф.Гальтон – С.-Пб.: Знание, 1875. - 319 с.
4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин. – Питер: Мастера психологии, 2009. - 434 с.
5. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
6. «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
7. «Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
8. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
9. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
10. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.
11. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
12. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.
13. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.
Тема: | «История изучения одаренности. Виды одаренности: интеллектуальная одаренность, функциональный подход к проблеме одаренности, общая одаренность, общая и специальная одаренность.» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 26 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Примерный перечень вопросов к итоговому государственному экзамену (государственная итоговая аттестация 2015 года) – кафедра «Финансовое и налоговое право»
Курсовая работа:
Личность одаренного ребенка
Курсовая работа:
Роль тьютера при реализации инклюзивного подхода в дошкольном образовании в Германии, Англии
Дипломная работа:
Языковая личность роберта миннуллина как поэта и государственного деятеля
Курсовая работа:
Развитие одаренности детей