Контрольная работа

«История изучения одаренности. Виды одаренности: интеллектуальная одаренность, функциональный подход к проблеме одаренности, общая одаренность, общая и специальная одаренность.»

  • 26 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

История изучения одаренности 3

Виды одаренности 4

Основные современные концепции одаренности 11

Особенности развития одаренных детей 21

Список литературы 27

История изучения одаренности

Активное исследование проблемы одаренности начало формироваться в эпоху Возрождения. Были предприняты первые попытки глубокого психологического осмысления одаренности

Так, испанский врач Хуан Уарте высказал мысль связанную с перспективой возрождения могущества Испанской империи. Он считал, что это возможно при максимальном использовании на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одной из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи – изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора [1].

Возникали споры по поводу происхождения одаренности. Одни считали, что это божественный дар. Другие предполагали, что оно имеет земное происхождение. В подтверждении этого тезиса русский философ, поэт В. Тредиаковский отмечал, что мудрые люди «начало поэзии сводят с неба», утверждая, что она влита в человеческий разум от Бога, «а сие всеконечно есть праведно» [1].

Изучая труды английского ученого Ф. Гальтон, мы встретились с таким понятием как гениальность. Исследователь считал, что гениальность имеет наследственную обусловленность, это мы видим в книге «Наследственность таланта; ее законы и последствия» [2].

С именем известного французского психолога А. Бине связывают «тестологию», которая является следующим шагом на пути развития представлений о гениальности. Разработанные им тесты использовались не для выявления одаренности, а, наоборот – для отсева недееспособности.

Виды одаренности

интеллектуальная одаренность, функциональный подход к проблеме одаренности, общая одаренность, общая и специальная одаренность.

Интеллектуальная одаренность

Следующим шагом на пути развития представлений о гениальности стал период разработки идеи интеллектуальной одаренности. При всей многозначности научных и бытовых трактовок понятия «интеллект» термин «интеллектуальная одаренность» в психологии приобрел вполне определенный смысл в результате развития в начале XX в. психодиагностики и психометрии, и, прежде всего, «тестологии», связанной с именем известного французского психолога А.Бине. Разработанные методики, в отличие от гальтоновских, предполагалось использовать не для выявления одаренности, а наоборот – для отсева недееспособности. Но неожиданно для авторов эти методики получили широкое распространение в Европе и Америке именно как средство определения одаренности и выявления одаренных детей. А.Бине предложил концепцию, которая предполагала биологически детерминированное развитие интеллекта в онтогенезе. Но он подчеркивал при этом и высокую значимость средовых факторов. Развитие представлялось ему как созревание, происходящее по общим принципам биологического изменения организма в различные фазы его существования.

Методики А.Бине строились на представлениях о когнитивной сложности интеллекта. Он стремился выявить общие способности к познавательной деятельности. Интеллект оценивался им с учетом не только сформированности определенных познавательных функций (запоминание, пространственное различие и т.п.), но и усвоения социального опыта (осведомленность, знание значения слов, способности к моральным оценкам и т.д.)

Однако, при этом практически все задания, включенные в его тестовые «батареи», были, как было определено впоследствии, «конвергентного» типа. Иначе говоря, они были ориентированы на выявление одной и притом не самой важной характеристики – умственных способностей. Несмотря на это, показатель, выявляемый по этим методикам, получил наименование «коэффициента интеллекта» (IQ) и претендовал на роль универсальной характеристики умственного развития.

Особенности развития одаренных детей

Формы проявления одаренности

Впервые мысль о выделении данного параметра одаренности была четко сформулирована в тексте «Рабочей концепции одаренности». Авторы предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, они называют явной и, напротив, проявляющуюся в завуалированной, замаскированной форме - скрытой одаренностью.

Там же вводится другая, очень близкая к предыдущей, градация - актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т. е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют «потенциальной».

Это представляется чрезвычайно интересной и, безусловно, очень важной с педагогической точки зрения находкой. В прежние времена эти идеи звучали в исследованиях самых разных ученых (К. Юнга, Н. С. Лейтеса и др.), но так определенно были подчеркнуты впервые.

1. Бозаджиев, В.Ю. Одаренные дети: Теория и практика обучения и развития / В.Ю.Бозаджиев, В.С.Кукушин. - Ростов н/Д, 2014. – 312 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- С.-Пб.: СОЮЗ, 1997. – 16 с.

3. Гальтон, Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия: Перевод с английского / Ф.Гальтон – С.-Пб.: Знание, 1875. - 319 с.

4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин. – Питер: Мастера психологии, 2009. - 434 с.

5. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

6. «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

7. «Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.

8. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

9. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

10. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

11. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

12. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

13. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

Тема: «История изучения одаренности. Виды одаренности: интеллектуальная одаренность, функциональный подход к проблеме одаренности, общая одаренность, общая и специальная одаренность.»
Раздел: Педагогика
Тип: Контрольная работа
Страниц: 26
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика